Главные вкладки

    Использование норм речевого этикета и методические рекомендации по организации детского чтения для привития любви к книге и воспитания бережного отношения к ней в условиях реализации ФГОС
    статья (чтение) по теме

    Толмачева Лариса Алексеевна

    Выступление  адресовано тем, кто хочет разобраться в причинах падения  интереса к литературе, процессу чтения. В статье обобщены различные формы работы с худоственным произведением  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx50.27 КБ

    Предварительный просмотр:

        Использование норм речевого этикета и методические рекомендации по организации детского чтения для привития любви к книге и воспитания бережного отношения к ней в условиях реализации ФГОС  

          Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются родители и учителя. Конечно, некоторые считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо. Дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга представляет собой объект эстетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена. В чем же причина того, что наши дети и внуки лишают себя этого удовольствия? Почему о существовании «Трех мушкетеров» они узнают по фильму, а о «Двух капитанах» и «Соборе Парижской Богоматери» – по мюзиклам? А о многом другом, что заставляло нас в их возрасте забывать обо всем, они не знают вообще и никогда не смогут пересказать своим детям замысловатые сюжеты Жюля Верна, Майн Рида, Джека Лондона, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Владимира Обручева, Алексея Толстого.  Попробуем разобраться в причинах детского неприятия книги.   

    Падение интереса к чтению происходит во всем мире. По данным РИА НОВОСТИ в 2007 году  россияне перестали быть самой читающей нацией, уступив пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам. Исследование показало, что больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. У россиян этот показатель составляет 7 с небольшим часов при среднемировом в 6,5. Жителей России опережают также таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи. Первая десятка самых читающих стран по количеству часов в неделю:

    1. Индия - 10,7 часа в неделю.
    2. Таиланд - 9,4 часа в неделю.
    3. Китай - 8,0 часов в неделю.
    4. Филиппины - 7,6 часа в неделю.
    5. Египет - 7,5 часа в неделю.
    6. Чехия - 7,4 часа в неделю.
    7. Россия - 7,1 часа в неделю.
    8. Швеция - 6,9 часа в неделю.
    9. Франция - 6,9 часа в неделю.
    10.Венгрия - 6,8 часа в неделю.

      Жителей трех стран - России, Великобритании и США - просили назвать книги, которые должны быть в каждой домашней библиотеке. Интересно сравнить результаты этих опросов.

    Британская версия:

    Джейн Остин, "Гордость и предубеждение"

    Дж. Р. Р. Толкиен, "Властелин колец"

    Шарлотта Бронте, "Джейн Эйр"

    Дж. К. Роулинг, серия книг о Гарри Потере

    Харпер Ли, "Убить пересмешника"

    Американская версия:

    Дж. К. Роулинг, серия книг о Гарри Потере

    Дэн Браун, "Код да Винчи"

    Доклад Национальной комиссии по расследованию террористических актов 11 сентября

    Библия

    Роберт С. Аткинс, "Новая революционная диета доктора Аткинса"

    Российская версия:

    Булгаков, "Мастер и Маргарита"

    Пушкин, лирика

    Чехов, рассказы

    Набоков, "Лолита"

    Лев Толстой, "Анна Каренина"

     Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная или педагогическая.   При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть хоть и с любовным романом в руках, ее сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе.   Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению.  Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое. Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.   К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки? Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но все же главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребенка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почетное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой или бабушкой, – самыми счастливыми часами детства. Родители не должны пропустить тот момент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход происходит в возрасте 7–8 лет.  Приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены. 

    А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Винни-Пухи с Бармалеями, ни хоббиты с мумми-троллями. Значит, причину надо искать глубже – в нейропсихологии. Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между б и д, например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения становится просто невозможным, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Если механическое складывание слогов как-то освоено таким бедолагой, то понять суть прочитанного он все равно не может.   Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается или в нем появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть образ либо отсутствует совсем, либо искажается.  Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Как помочь ребенку, который и хотел бы, да не может читать нормально в силу нейропсихологических причин, нам ответит специалист -  нейропсихолог, если мы не поленимся сходить к нему на консультацию. Но и в этом случае без книги нам не обойтись. Чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга, тем больше у вас шансов на успех.

    Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и такие, которые можно назвать школьными. Несмотря на то, что предмет литература существует в школьном расписании, любовь к книге от этого не увеличивается, а иногда и пропадает совсем.   Негативное отношение к чтению порождено элементарной обязаловкой. Как организовано летнее чтение? Чаще всего учитель только требует, чтобы летнее задание было выполнено, но редко когда подходит творчески к его формулированию. Детей, да и родителей «убивает» само количество произведений, которое нужно прочитать. Конечно, чтение не должно прекращаться в каникулы, если только оно не воспринимается исключительно как элемент обучения. Тогда где же найти компромисс?   Не полениться составить для каждого ученика свой личный список книг. В каждом было бы всего по 5–6 наименований, но строго с учетом уровня развития и интересов каждого ученика. И, чтобы это было не обязаловкой, а просто дружеским советом любимой учительницы. Ну и как этому совету было не последовать? 

    Неудачная школьная программа, которая не учитывает возрастных и психологических особенностей детей и подростков, – еще одна причина нелюбви к чтению.   Разве мало в мировой литературе книг, сюжеты которых ясны и понятны ребенку, могут увлечь его воображение и научить поступать благородно, ценить дружбу, семью, мир? «Белый пудель» Куприна, «Снежная Королева» Андерсена, чеховские «Мальчики», «Чук и Гек» Гайдара... Сладить со школьной программой нелегко, и тут огромную роль играют личность, профессионализм и увлеченность учителя.  

    Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для каждого ребенка? Даже у самого маленького ребенка книга должна ассоциироваться с самыми приятными вещами – мамиными руками, ее теплом, ее улыбкой. Если малыш почувствует, что книга – это удовольствие, то, повзрослев, он сам потянется к ней. Собирать домашнюю библиотеку! Пусть она будет и не очень большой, но не случайной. Ведь это просто здорово, когда книга имеет свою историю. Иногда стимулом для чтения может стать ваш рассказ о том, при каких обстоятельствах книга была приобретена, как она попала в ваш дом, у кого побывала до того, как заняла свое место на вашей полке. Не разменивайтесь на мелочи – собирайте те книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд. И помните: когда у вас появятся внуки, история этих книг только удлинится, а их ценность повысится.

    Не пренебрегать чтением вслух.   Стремиться к тому, чтобы  чтение взрослого переросло в самостоятельное чтение ребенка. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но постепенно отдавать инициативу малышу, не забывая хвалить его за выразительность и артистизм. Попросите читать для себя или для бабушки. А может, ваша кошка или попугай окажутся большими любителями слушать сказки? На первых порах ребенок тоже должен читать только вслух, это выработает навык и поможет вам установить, как он понимает прочитанное. Если вы почувствуете, что прочитанное вами неверно понимается или не понято совсем, потренируйте малыша на пословицах и поговорках. Пусть объяснит их смысл. Почитайте ему басни, но без морали – полезнее будет ему самому сформулировать ее. Когда вы читаете, просите ребенка рисовать. Это пробудит его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее. Только не забывайте все время хвалить!

     Если ученик начальной школы читает совсем плохо, используйте кассеты с записями. Сейчас в продаже можно найти практически любое классическое произведение, прочитанное профессиональным актером или чтецом. Вначале ребенок будет только слушать, но потом подскажите ему следить за читаемым по книге. Вы сами не заметите, как скорость чтения и понимание возрастут, а ребенок постепенно втянется в процесс и полюбит то, что стало легким и понятным.   Чтобы школьная литература не вызывала скуку, предваряйте программу. Вы всегда можете заранее рассказать что-то интересное и необычное про авторов, чьи произведения еще только будут изучаться, познакомить с веселыми и увлекательными страницами их непрограммных книг, сходить на спектакли по этим произведениям. Тогда восприятие обязательных произведений будет позитивным. Мысль о том, что литература – учебник жизни, не нова, но, несмотря на банальность, это утверждение удивительно верно. Чем больше читает  ребенок, тем лучше он будет ориентироваться в жизни и разбираться в людях. Приобщая его к книге, вы тем самым помогаете ему быть успешным в жизни.    

    Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить. Вольтер

    Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. Виктор Гюго

    Новые образовательные стандарты являются главным ориентиром  в педагогической деятельности  любого учителя. Прошу  обратить внимание на  особенности фундаментального  ядра содержания общего образования в разделе «Русский язык». Одна из основных целей обучения русскому языку  - овладение важнейшими общепредметными умениями и  универсальными способами деятельности. В структуре содержания «Речь» занимает первое место. В разделе «Язык» правописание (орфография и пунктуация) занимает последнее место

    В разделе «Речь» предусматривается владение различными видами чтения, анализ текста  с точки  зрения  его темы, цели.

    Программа «Перспективная начальная школа» - личностно-ориентированная развивающая система обучения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

    1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

    Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

    Поскольку курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6—10 лет.

    2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

    Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

    3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

    Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

    4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

    С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Важную роль в обучении литературному чтению играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.

    При изучении курса «Литературное чтение» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

    В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. У выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

    В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация.  В результате изучения литературного чтения в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

    В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

    В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

    В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

    С понятием  «речевой этикет»  тесно связаны понятия «литературный язык», «норма», «культура речи», «этикет».

    Литературный язык — величайшее достижение речевой культуры народа Обработанный мастерами, точный и гибкий, он представляет собой высшую форму общенародного языка и служит средством общения во всех областях жизни. С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Культура речи (ортология) - учение о правильной речи.  Культура речи способствует целенаправленному отбору и употреблению языковых средств  в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Культура речи устанавливает речевые нормы и отклонения от них, определяет требования и критерии правильной речи.  Речь может быть вполне правильной, не нарушающей языковые нормы, но недоступной для незатрудненного понимания, она может быть правильной, но логически неточной и противоречивой, она может быть правильной, но в определенных случаях совершенно неуместной. Поэтому кроме нормы действуют иные регуляторы речевого поведения человека, которые называют речевым этикетом.  Это  понятие широкое и многогранное, он представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, доброжелательности, без которых невозможно обойтись в обществе. Поэтому оно выработало особую систему ритуалов и соответствующих словесных формул, обслуживающих потребность -устанавливать контакты принятым способом и поддерживать доброжелательную тональность общения. Для успешного овладения речевым этикетом, необходимо, чтобы у учащихся был определенный запас знаний, который может быть обеспечен организацией специальной работы. Такая работа должна систематически проводиться на уроках.  Обучение речевому этикету – это непрерывный процесс, так как, взрослея, ребенок сталкивается с все более возрастающим количеством речевых ситуаций, в которых он не всегда знает, как правильно себя вести. При обучении формулам речевого этикета рекомендуется варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая. Основным средством обучения этикетным фразам и репликам являются разного рода упражнения.

    На основе анализа определений речевого этикета можно сформулировать основные его функции, главной из которых является контактоустанавливающая функция. Эта функция языка проявляется в таких речевых актах, когда говорящий обращает на себя внимание собеседника, готовит его к сообщению информации, т е эта функция обслуживает речевой контакт собеседников. Коммуникативные способности  основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей (прежде всего  партнеров по общению или деятельности), умении слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

      Речевой этикет довольно сложен для начальных классов, выбраны только самые простые и употребительные его формы.

    1. Разнообразные формы приветствия и прощания

    2. Вежливые формы извинения за причиненные неудобства

    3. Вежливые формы обращения (обращение на «ты» и на «Вы»)

    4. Благодарность за услугу,

    5. Поздравления.

    Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

    1. Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
    2. Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
    3. Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
    4. Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
    5. Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

    Отметим главные требования к речи учащихся:

    - содержательность;
    - логичность;
    - точность;
    - выразительность;
    - ясность;
    - правильность.

    Для улучшения техники чтения многие учителя в своей работе используют следующие упражнения И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко

     Упражнения для развития угла зрения. Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читалеля попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

    а) чтение первого и последнего слогов на строке.

    Например,

    Барсучий нос

    (отрывок)

    К. Паустовский

    Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос,
    похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал
    от
     жадности

    б) использование таблицы Шульте. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применеии этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.

    Таблица Шульте

    10

    4

    28

    9

    14

    20

    24

    18

    1

    5

    13

    8

    30

    25

    11

    2

    22

    15

    27

    17

    26

    6

    12

    3

    21

    16

    23

    19

    29

    7

     В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении вводилось упражнение “Губы”.

    При команде “Губы” к плотно сжатым губам дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде “Вслух” дети убирали палец и читали вслух текст.

    По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подавалась все реже и, наконец, отменялась совсем.

      Для развития скорости и гибкости  (умения менять скорость   чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”. Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением. Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

    Многократное чтение. Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Читать 5 раз один и тот же текст, записывая результаты в таблицы, стараясь приблизиться к норме.

    Чтение в темпе скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

    Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

    Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

    “Бросок – засечка”. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

    Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

    Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”. Его смысл -  в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

    Упражнение «Пирамида». Предлагаю воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.

    3-------4--------7

    10--------5---------41

    24------------6-------------55

    45---------------8----------------94

    36-------------------9-------------------14

    87---------------------------19---------------------------79

    Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.  Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.

    Организация работы по формированию  навыка беглого чтения

    1. Читать ежедневно не менее 20-30 минут, 5 минут тренинг по технике чтения, то есть читать один и тот же текст несколько раз, каждый раз отмечая, сколько слов прочитано за минуту, стремясь приблизиться к норме.
    2. Завести читательский дневник, где указывается автор произведения, его название, замеры техники чтения. (см. таблицу)

    дата

    Кол-во слов за 1 минуту

    Кол-во слов за 2 минуту

    Кол-во слов за 3 минуту

    Кол-во слов за 4 минуту

    Кол-во слов за 5 минуту

    Название и автор текста

    6.02.07

    7.02.07

    1. Проверять понимание прочитанного текста при замерах техники чтения, используя следующие варианты:
    1. ребенок должен ответить на вопросы взрослого после прочтения,
    2. сам составить вопросы,
    3. придумать название прочитанного текста,
    4. сформулировать главную мысль,
    5. пересказать текст
    1. При проверке техники чтения считать целыми словами предлоги и союзы.
    2. Рекомендуются тексты писателей: Л.Н.Толстого, М.М. Пришвина, Н.Н. Носова, В.В. Бианки, В.Ю. Драгунского.

    Упражнения для развития техники чтения

    1. Столбик слов. Поочередно читать вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик (или слов в столбике).
    2. Звуковая разминка. Написать буквы и прочитать их.

    а-о-у-ы-и-э;   а-у, а-о, ы-и, э-а, и-э;  аоуиэ; аиуоэ;

    с-з-ж; ш-ж-с; жа-ча-ща; жба-жбэ.

    1. Слоговая  разминка. (см. слоговые таблицы)
    2. Скороговорки. ( читать, увеличивая темп)
    3. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).
    4. Сравнение скорости чтения известного и незнакомого текста.
    5. Чтение за взрослым (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).
    6. За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
    7. Найти вторую половину слова.

    кос-

    ничий

    лес -

    та

    пар -

    мос

    мо -

    мент

    ро -

    вок

    со -

    тор

    ко -

    на

    го -

    са

    вес -

    род


    Некоторые задания к тексту, которые вызывают у учащихся интерес к чтению.

    1. Чтение по ролям.
    2. Придумать свое окончание к рассказу, сравнить с окончанием автора.
    3. Составить вопросы к тексту.
    4. Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
    5. Взрослый предлагает проблемный, подтекстовый вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на поставленный вопрос в тексте.

    Если  путь, прорубая отцовским мечом,

    Ты солёные слезы на ус намотал,

    Если в жарком бою испытал,

                                                      что почём, -

    Значит, нужные книжки ты в детстве  

                                                                   читал!    

                                                         В.Высоцкий

    Литература:

    1.  Федеральные государственные стандарты второго поколения.
    2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с
    3. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: знание, 1986.- 64с.
    4. Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей. – М..: Просвещение, 1990. – 128с.
    5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. 1990. №8. с.с. 52-62.
    6. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.
    7. Оморокова М.И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. 1979. №7. сс. 20-24.
    8. Программа средней общеобразовательной школы «Перспективная начальная школа»
    9. Беспалова Я.В., Беспалов В.С. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения. // Начальная школа. 1994. №6. сс. 46-47.
    10. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.
    11. Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный перид. // Начальная школа. 1994. №8 сс. 14-19.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС «Воспитание ученика творчески – активной и социально - зрелой личностью»

    Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданн...

    Экологическое воспитание обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации ФГОС

    В статье  раскрываются вопросы организации экологического воспитания обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации требований ФГОС...

    Методическая разработка «Использование инновационных технологий в проектной деятельности учащихся при изучении предмета «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС»

    Начальная школа — важный этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ребенку надо не только освоить...

    Методические рекомендации по организации детского чтения для привития любви к книге и воспитания бережного отношения к ней в условиях реализации ФГОС

    Методические рекомендации по работе с учебниками и художественной книгой в работе с учащимися  младших классов...

    Выступление на круглом столе в рамках "Начальное общее образование в условиях реализации ФГОС" 20.03 - 19.05.2017 г. "Воспитание нравственного отношения к птицам"

    Выступление на круглом столе в рамках "Начальное общее образование в условиях требований ФГОС" "Воспитание нравственного отношения к птицам"...

    Методические рекомендации по организации летнего чтения после 1 класса (Школа России)

    Методические рекомендации по организации летнего чтения после 1 класса (Школа России)...