Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 4 классе по произведению Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»
    методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

    Клементьева Тамара Анатольевна

    Цель урока: научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_uroka.doc927 КБ
    Файл prezentaciya_1_chast.rar1.51 МБ
    Файл prezentaciya_2_chast.rar2.59 МБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ  СОШ  №  137  г.о. Самара

    Методическая разработка

    урока литературного чтения в 4 классе по произведению

    Б. Полевого  «Последний день Матвея Кузьмина»

                                                                     

                                                                               Автор: учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории

    Клементьева Тамара Анатольевна

    2013 г.

    ЦЕЛЬ  УРОКА: создание условий для формирования читательских компетенция младших школьников  (комплексная работа с текстом, подробный анализ литературного произведения).

    ЗАДАЧИ:

    образовательные: способствовать формированию  умения различать субъективную и объективную информацию, умения аргументировать свою точку зрения, делать выводы по содержанию текста;

    развивающие: содействовать развитию аналитических видов работы с текстом,  умению кратко и подробно характеризовать героев; способствовать развитию умения находить в тексте материал для характеристики героя, составлять монологические высказывания.

    воспитательные: формировать чувство гордости за свою страну и свой народ, чувство долга, ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки.

    Ход урока:

    1. Организационный момент
    2. Актуализация, постановка цели урока.

        Ребята, урок мы начнем с прослушивания песни.

     (Звучит песня «Вставай, страна огромная»)  (слайд 2)

    - К какому времени относится эта песня?

    - Почему звучит такой призыв?

    - Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? (слайд 3)

    - Кто встал на защиту нашей Родины?

    - Можно ли отнести рассказ, который вы прочитали дома, к теме «Великая Отечественная война»? Докажите.

    - Кто автор этого произведения?  (слайд 4)

    1. Постановка цели урока.

             Сегодня мы будем работать над произведением Бориса Полевого «Последний день Матвея Кузьмин»  (слайд 5)

    - О ком это произведение? (слайд 6)

            Давайте посмотрим видеофильм о Матвее Кузьмине из рубрики «Герои   Победы»

    1. Работа по тексту
    1. Беседа

    - Каким показан Матвей Кузьмин в начале рассказа? (слайд 7)

    - Почему сторонились его односельчане?

    - За что уважали Матвея Кузьмина сельчане? (слайд 8)

                   2. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

    1. С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона?    (слайд 9)                  
    2. Почему немцы именно его хотели сделать старостой?
    3. Как вел себя Матвей с немцами?
    4. Как бы вы назвали такое чувство и такой поступок?

    1. Работа в группах
    1. Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера.  Подготовьте этот отрывок к чтению по ролям.

     - Чтение по ролям.

    ФИЗМИНУТКА

    1. Выборочное чтение
    1. Найдите места в рассказе, где дано описание природы. Как она отвечала настроению действующих лиц?
    2. Почему Матвей вел немцев таким путем?  (слайд 10)
    3. А как изменилась природа и настроение Матвея, когда он привел немцев к назначенному месту?
    4. Как вели себя Матвей Кузьмин и немцы во время боя? Перечитайте эти места в рассказе. Что испытывал при этом Матвей? Как это выражалось в его поведении?
    1. Самостоятельная работа с текстом.   
    1. Прочитайте последние два абзаца рассказа.
    2. Почему 80-летнего старика, который нигде не служил, хоронили с военными почестями «как бывалого офицера»? (слайд 11)

    ДЛЯ СПРАВКИ:  В газете «Великолукская правда» было напечатано стихотворение «России сын». (слайд 12)

              V.Обобщение.

    - Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

      - Какие чувства у вас вызвал поступок героя? (слайд 13)

      - Как вы считаете, нужен ли был наш сегодняшний урок? Для чего?

    1. На дом: написать мини - сочинение о подвиге Матвея Кузьмина.

     

     



    Подписи к слайдам:

    Автор: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Клементьева Тамара Анатольевна
    Русский советский журналист и писатель – прозаик. В годы Великой Отечественной войны Б. Н. Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды». Первым написал о подвиге 83-летнего крестьянина Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего, по мнению писателя, подвиг Ивана Сусанина.
    КУЗЬМИН МАТВЕЙ КУЗЬМИЧ
    - крестьянин-единоличник; самый старший по возрасту Герой Советского Союза.Родился 21 июля (3 августа) 1858 года в деревне Куракино ныне Великолукского района Псковской области в семье крепостного крестьянина. Русский. Жил охотой и рыбной ловлей на территории колхоза "Рассвет". Погиб от рук гитлеровцев, выполнив свой патриотический долг, и повторив подвиг костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина


    Подписи к слайдам:

    В. Ловецкая
    http://diafilmy.su/1026-posled…http://edu.of.ru/school49/defahttp://www.liveinternet.ru/useyoutube.comvoenhronika.ru

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Борис Полевой "Последний день Матвея Кузьмина"

    Воспитательные возможности литературного образования на уроках чтения....

    План-конспект урока чтения по теме "Б.Полевой "Последний день Матвея Кузьмина"

    Цели и задачи урока: воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова; отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям; учить  работать с текстом; привива...

    Конспект урока литературного чтения по произведению Б. Полевого "Последний день Матвея Кузьмина" УМК "Гармония"

    Конспект урока литературного чтения  УМК "Гармония" по произведению Б. Полевого "Последний день Матвея Кузьмина", 2 урок...

    Тема : Жанр документального рассказа в произведении Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

    Цель:    воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова, отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям;    учить работать с т...

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему "Последний день Матвея Кузьмина" Планета знаний

    Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе на тему "Последний день Матвея Кузьмина"...

    Презентация к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему "Последний день Матвея Кузьмина"

    Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе на тему "Последний день Матвея Кузьмина"...

    уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс

    План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе...