Конспект урока литературного чтения по произведению Б. Полевого "Последний день Матвея Кузьмина" УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Агаркова Елена Николаевна

Конспект урока литературного чтения  УМК "Гармония" по произведению Б. Полевого "Последний день Матвея Кузьмина", 2 урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matvey_kuzmin_2_urok.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

урок литературного чтения в 3 классе по произведению

Б. Полевого  «Последний день Матвея Кузьмина»

2 урок

Цель и задачи: Формирование умения определять и анализировать композицию произведения, развитие способностей анализировать характер и поступки героев, умение составлять план рассказа о герое, воспитывать любовь к Родине;

воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова, отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, учить работать с текстом, прививать уважение у людям, защищавшим свободу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, содействовать формированию чувства патриотизма.

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся  на данном этапе

Возможные методы и приёмы выполнения

1. Оргмомент

- Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

 И работать начинаем.

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Приготовьте свои ушки и глазки,

Чтобы они могли всё видеть,

Слышать и запоминать.

1)Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств;

- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3)Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Приветствие учителя стихотворное, психологический настрой

2. Проверка домашнего задания.

Подготовка к работе на основном этапе.

- Давайте проверим домашнее задание.

1. Выборочное чтение, используя слайды презентации

2. Сообщение темы и цели

- Сегодня мы продолжим работать над произведением Б.Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

1)Познавательные:

-Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

-Ориентироваться на развороте учебника.

- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

2)Логические:

-выделять существенную информацию из текста

- проводить анализ и сравнение по заданным критериям

3)Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль результата

Опрос по отдельному пункту плана

Сообщение темы и цели  во взаимосвязи с предыдущим уроком

3. Усвоение новых знаний и способов действия

3.Работа по тексту

  1. Беседа

- Каким показан Матвей Кузьмин в начале рассказа? (слайд 7)

- Почему сторонились его односельчане?

- За что уважали Матвея Кузьмина сельчане? (слайд 8)

               2. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

  • С каким поручением обратился к деду Матвею командир немецкого батальона?    (слайд 9)                  
  • Почему немцы именно его хотели сделать старостой?
  • Как вел себя Матвей с немцами?
  • Как бы вы назвали такое чувство и такой поступок?

  1. Работа в группах
  • Найдите в тексте диалог Матвея и немецкого офицера.  Подготовьте этот отрывок к чтению по ролям.

 - Чтение по ролям.

ФИЗМИНУТКА

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

1)Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

2)Познавательные:

- выделять существенную информацию из текстов

- строить рассуждения в правильной форме, используя знания о главном герое

3)Общеучебные:

- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Работа в группах

Вопросно-ответное общение

Представление материала в виде презентации

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий

  1. Выборочное чтение
  • Найдите места в рассказе, где дано описание природы. Как она отвечала настроению действующих лиц?
  • Почему Матвей вел немцев таким путем?  (слайд 10)
  • А как изменилась природа и настроение Матвея, когда он привел немцев к назначенному месту?
  • Как вели себя Матвей Кузьмин и немцы во время боя? Перечитайте эти места в рассказе. Что испытывал при этом Матвей? Как это выражалось в его поведении?

1)Коммуникативные:

- допускать возможность существования различных точек зрения

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- строить понятные для партнера высказывания

- задавать вопросы

- контролировать действия партнера

2)Познавательные:

- наблюдать за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения.

Выборочное чтение.

5. Контроль и самооценка знаний и способов действия

  1. Самостоятельная работа с текстом.   
  • Прочитайте последние два абзаца рассказа.
  • Почему 80-летнего старика, который нигде не служил, хоронили с военными почестями «как бывалого офицера»? (слайд 11)

ДЛЯ СПРАВКИ:  В газете «Великолукская правда» было напечатано стихотворение «России сын». (слайд 12)

1)Регулятивные:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

- осознавать трудности и стараться преодолевать их

2)Познавательные:

- черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими.

Задание на выделение существенных  признаков

6. Коррекция знаний и способов действий

4. Работа в тетрадях № 2 стр.

1)Регулятивные:

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

- Ребята, над каким произведение мы работали на уроке?

  - Какие чувства у вас вызвал поступок героя? (слайд 13)

  - Как вы считаете, нужен ли был наш сегодняшний урок? Для чего?

На дом: написать мини - сочинение о подвиге Матвея Кузьмина.

1)Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2)Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Сообщение учителя о работе класса

8. Рефлексия

С каким настроением уходите с урока?

Дети показывают смайлики: весёлый, грустный, серьёзный

1)Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию

- использовать речь для регуляции своего действия

- рассказывать о приобретённых знаниях и умениях

Подведение итогов самими учащимися


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борис Полевой "Последний день Матвея Кузьмина"

Воспитательные возможности литературного образования на уроках чтения....

План-конспект урока чтения по теме "Б.Полевой "Последний день Матвея Кузьмина"

Цели и задачи урока: воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова; отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям; учить  работать с текстом; привива...

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

Цель урока: научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл,...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Тема : Жанр документального рассказа в произведении Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

Цель:    воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова, отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям;    учить работать с т...