Конспект урока по литературному чтению «Путешествие в страну Чукоккола».
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Дзюбина Анастасия Сергеевна

Знакомство учащихся с творчеством К.И. Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_dlya_1_klassa.doc514 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса

Тема урока: «Путешествие в страну Чукоккола»

Составитель:

учитель начальных классов Дзюбина А.С.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством К.И. Чуковского.

Задачи урока: формировать у учащихся навыки осознанного, грамотного и выразительного чтения; совершенствовать различные виды речевой деятельности; воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора.

Оборудование: литература К.И. Чуковского: стихи автора, иллюстрация к одному из них («ковер – самолет»); картинки с изображениями животных; портрет писателя; презентация с фотографиями дома – музея К.И. Чуковского; карта сказочной страны; аудиозаписи стихотворения «Радость», шум ветра; выставка с книгами автора.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Корнея Ивановича Чуковского. Послушайте аудиозапись».

  1. Вступительная часть

Учитель включает аудиозапись стихотворения «Радость», не объявляя название.

Учитель: «Что вызвало у вас улыбку при прослушивании?»

Ответы учащихся.

Учитель: «Как бы вы озаглавили это стихотворение?»

Учащиеся: «Веселье», «Шутка», «Улыбка», «Смешинка».

Учитель: «Сейчас я еще раз прочитаю Вам стихотворение, а Вы скажете, какое слово часто повторяется в этом стихотворении?»

Учитель читает еще раз.

Учащиеся: «Рады».

  1. Сообщение учителя

На доске портрет К.И. Чуковского и даты его жизни (1882 – 1969 гг.)

Учитель: «Это стихотворение называется «Радость», а написал его известный писатель Корней Иванович Чуковский.

Презентация с фотографиями Подмосковья и поселком Переделкино с музыкальным оформлением».

Учитель: «В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил человек, которого знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители Москвы, и всей нашей обширной страны, и за ее рубежами…

Каким он казался им великаном, этим его маленьким друзьям «от двух до пяти», настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, громкоголосный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем Чукоша».

  1. Беседа с учащимися о знакомых им произведениях

Учитель: «Ребята, перед Вами книги с произведениями автора. Назовите их, пожалуйста».

Дети называют знакомые произведения.

Учитель предлагает учащимся проверить свои знания, читая им отрывки из произведений автора.

Учитель: «Вдруг из маминой из спальни

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой».

Учащиеся: «Мойдодыр».

Учитель: «Молодцы.

Ох, и трудная эта работа –

Из болота тащить бегемота».

Учащиеся: «Телефон».

Учитель: «Правильно.

Где убийца, где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Учащиеся: «Муха – Цокотуха».

Учитель: «Совершенно верно.

Милый, милый людоед,

Смилуйся над нами.

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями».

Учащиеся: «Бармалей».

Учитель: «Молодцы».

  1. Тема урока

Учитель: «Вы много знаете произведений К.И. Чуковского. Сегодня мы с вами отправимся в страну Чукоккола, где познакомимся с другими произведениями автора. А сейчас немного отдохнем.

  1. Физкультминутка «Мартышки»

Мы – веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем ко лбу.

И друг другу даже

Язычки покажем.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

  1. Продолжение темы урока

Учитель: «Продолжаем наш урок. Итак, продолжаем наше путешествие. А поможет нам в этом сказочный транспорт. Ребята, какие виды сказочного транспорта вы знаете?

Учащиеся: «Ковер – самолет, сапоги – скороходы, летучий корабль».

Учитель: «Перед вами ковер – самолет. Ребята, все садитесь на ковер – самолет. Стоит нам сказать: « Ковер – самолет, возьми нас в полет!» - как мы сразу же взлетим. Давайте произнесем».

Дети повторяют эти слова, слышен шум ветра (запись ветра).

Учитель: «Быстро летит наш ковер – самолет. Итак, приземлились мы в необычной стране Чукоккола. Но, как в любой другой стране, здесь есть много городов со своими названиями. Этот город называется Загадайка. А как вы думаете, почему?

Учащиеся: «Наверное, здесь будут загадывать загадки».

Учитель: «К.И. Чуковский писал не только стихи, сказки, но и загадки».

Выходят учащиеся и по очереди загадывают авторские загадки К.И. Чуковского, выученные заранее.

Учащийся 1: «Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят».

Учащиеся: «Еж».

Учащийся 2: «Хожу – брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей».

Учащиеся: «Расческа, гребешок».

Учащийся 3: «Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя увидел неряху лохматого».

Учащиеся: «Зеркало».

Учащийся 4: «Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!»

Учащиеся: «Крапива».

Учащийся 5: «В ясный день сидим мы дома.

Дождь идет – у нас работа:

Топать – шлепать по болотам».

Учащиеся: «Галоши».

Учащийся 6: «Из горячего колодца

Через нос водица льется».

Учащиеся: «Чайник».

Учащийся 7: «В деревянном домике

Проживают гномики,

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки».

Учащиеся: «Спички».

Учитель: «Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь садимся на ковер – самолет и отправляемся в город Чистюль. В каких произведениях автор призывает быть чистоплотным, аккуратным, опрятным?»

Учащиеся: «Мойдодыр».

Учитель: «Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Федорино горе».

Учащиеся открывают текст. Учитель начинает читать, учащиеся продолжают читать по «цепочке»[1].

Учитель: «Почему взбунтовалась посуда?»

Учащиеся: «Федора ее не мыла».

Учитель: «Прочитайте отрывок о кочерге. Почему она не идет, а скачет?»

Учащиеся: «Она хочет побыстрее ускакать от Федоры».

Учитель: «Какие слова – действия (глаголы) показывают движение посуды?»

Учащиеся: «скачут, помчалися, бегут, несутся».

Учитель: «Почему эта история закончилась для Федоры благополучно?»

Учащиеся: «Она поняла, что нельзя так поступать, и попросила у посуды прощение».

Учитель: «Мы летим дальше, наш путь лежит в город Шиворот – Навыворот. В каких произведениях можно встретить ситуации, где все наоборот?»

Учащиеся: «Путаница», «Чудо – дерево».

Далее дети работают по вопросам, которые составлены в документе Microsoft Word и размещены на интерактивной доске:

  1. Что напутал автор?
  2. Какое чувство вызывают эти отрывки?
  3. А для чего писатель все перепутал?
  4. Какие строчки были более веселые?
  1.  Физминутка «Бабочка»
    Спал цветок

    (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)
    И вдруг проснулся,
    (Поморгать глазами)
    Больше спать не захотел,
    (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
    Встрепенулся, потянулся,
    (Руки согнуты в стороны (выдох))
    Взвился вверх и полетел.
    (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

Учитель: «Следующая остановка в городе Пугалка. Чуковский веселил детей не только путаницей, но и «страшными» историями. Какие «страшные» истории К.И. Чуковского вы знаете?»

Учащиеся: «Тараканище», «Бармалей», «Крокодил».

Учитель зачитывает «страшные» отрывки, по реакции детей задает вопросы.

Учитель: «Почему «страшные» истории вызывают у вас улыбку?»

Ответы учащихся.

Учитель: «Так какие же это истории: страшные или смешные?»

Учащиеся: «Скорее смешные».

Учитель: «Наш путь лежит в город Айболития».

У детей книги с произведением «Айболит».

Учитель: Назовите животных, которые помогали Айболиту».

Учащиеся: «Обезьяна, слон…».

Учитель: «А теперь причитайте отрывки, подтверждающие ваши ответы».

Выборочное чтение.

  1. Подведение итогов урока

Учитель:

«Что нового Вы узнали на уроке?

Какие произведения К.И. Чуковского мы сегодня изучали?

Что, кроме сказок, писал автор?

Ответы учащихся.

Учитель: «Надеюсь, что урок Вам понравился. И Вы дома еще раз перечитаете любое произведения автора. Урок окончен. Спасибо за внимание».

Список используемой литературы

  1. Петровский М.С. Книга о Корнее Чуковском. М., 1966.
  2. Чуковская Е., Чуковская Л. Литературный путь Корнея Чуковского. - Книжное обозрение, 1989, № 47.
  3. Чуковский К.И. От двух до пяти. Изд. 21-е. М., 1970.
  4. Чуковский К.И. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1965-1969.
  5. Чуковский К.И. 25 загадок – 25 отгадок. – Л.: Лениздат, 1988.

Приложение 1

Приложение 2

Чуковский Корней Иванович

(19 марта 1882 год – 28 октября 1969 год)

Приложение 3


[1] Поочередное чтение каждым учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения «Путешествие в страну Знаний»

Урок литературного чтения по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова проведен в 1 классе перед праздником Букваря. Разработка урока заняла 1 место в районном конкурсе методических разработок "Его Величеств...

Урок по литературному чтению "Путешествие в страну Читалию".

Обобщение по жанрам устного народного творчества и знакомство с рассказом Куприна "Слон"....

Конспекты уроков по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России". Раздел "Литература зарубежных стран"

Серия конспектов уроков по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс по разделу "Литература зарубежных стран"...

Конспект урока литературного чтения "Путешествие в страну "Чукоккала""

Данный материал можно использовать для детей дошкольного и младшего школьного возраста для повышения интереса к чтению....

Конспект урока по литературному чтению "Фольклор зарубежных стран"

Тема: «Фольклор народов зарубежных стран» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с фольклором зарубежных стран; развитие навыков выразительного, беглого чтения. Планиру...

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"

Конспект урока по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"...

Конспект урока по литературному чтению по теме «Путешествие в страну Фантазия»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: обобщение изученного и прочитанного по разделу «Страна Фантазия».Планируемые результаты:Предметные:знать биографию авторов Кира Булычева, Евгения Велтистова; осо...