Методические рекомендации." Развитие правильного, беглого, выразительного чтения ".
учебно-методический материал по чтению по теме

Мартусова Светлана Николаевна

Данные методические рекомендации включают в себя упражнения по развитию  навыков чтения и упражнения на понимание смысла прочитанного.  Предназначены  для учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и  младшего школьного  возраста

«Начальная школа – детский сад №5»

Развитие правильного, беглого, выразительного чтения

(методические  рекомендации)

                                                                            Составитель:

                       Мартусова Светлана Николаевна,

                                                               учитель начальных классов

                                                                             МБОУ «НШ-ДС№5»

                                                           

Юрга 2013

Составитель:   Мартусова Светлана Николаевна, учитель начальных классов, 1 категория,  МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста   «Начальная школа – детский сад №5»

Данный  материал    представляет собой методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения на уроках литературного чтения.  

Содержание данного материала включает разнообразные  упражнения, направленные на развитие правильного, беглого, выразительного чтения, а также упражнения на понимание смысла текста в начальных классах.    

Методические  рекомендации предназначены  педагогическим работникам начальной школы   образовательных учреждений (учителям начальных классов).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

  Развитие правильного,  беглого, выразительного чтения……………………...5

Виды упражнений  на развитие навыков чтения………………………………7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

     

Введение.

Задачи уроков литературного чтения заключаются в формировании навыка правильного, выразительного и  беглого чтения, в развитии умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Современная методика понимает  навык  чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое “вдумчивое чтение", основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Развитие правильного, беглого, выразительного чтения

Известно, что к навыкам чтения относятся  такие навыки как: правильность, выразительность и беглость. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Правильность -  определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, которые дети допускают при чтении:

-  пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

-  искажение звукобуквенного состава (вставка произвольных элементов в единицы чтения);

- замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое «чтение по догадке». В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация - способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка.  Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Однако, беглость не может быть самоцелью, но именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь ребёнка. Объективным ориентиром беглости считается примерно 120-130 слов в минуту.  Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно од ной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Все перечисленные качества, взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте. Еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов.

Виды упражнений на развитие навыков чтения

Существуют различные виды упражнений, которые   необходимо использовать на уроках литературного чтения в начальной школе, для развития как навыков чтения, так и для понимания смысла текста.  Приведу примеры некоторые из них:

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям к являющиеся предпосылкой правильного чтения, а также развивающие память.

  1. «Слова наоборот»
  2. «Чтение зашумленных слов»
  3. «Чтение наложенных друг на друга слов»
  4. «Буквенные пирамиды»

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

1.«Фотоглаз».

2.«Угадай-ка».

3.«Бегущая строка».

4.Чтение в темпе скороговорки.

  1. Чтение цепочкой (по одному слову, предложению, абзацу).
  2. Динамическое чтение (на доске и карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах).

7.        «Буксир»:

  1. учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.
  2. учитель читает вслух, дети про себя: учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

8.Чтение «Эхо», (на первом этапе обучения грамоте). По одному слову из предложения начитает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово.

9.        Чтение «канон».  Один ученик начинает читать абзац текста, другой читает этот же абзац вместе с первым, но опаздывает от него на 3-4 слова (как при пении канона).

10 .Чтение «спринт" (учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы к тексту. Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, еще быстрей», добавляю при этом читать нужно все. После такого упражнения обязательно чтение вслух текста. Перед чтением подготавливаю класс психологически, даю команды: «Приготовиться! Внимание! Начали»).

11.Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

12.«Инструкция». Последовательность заданий, которые предлагаются детям, записана на доске.

13.        «Кто быстрее?». Рассыпаны статьи, дети должны в них найти данное предложение (расширение фиксационного поля).

14.        Скачкообразное чтение «кенгуру». Под счет 1,2,3 фиксируется взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Затем тренируемся на счет 1,2.

15.        Вертикально-слаломное чтение «слалом». В течение 20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытайтесь найти существенную информацию.

16.Чтение отрывка с поочередным произношением слов нормально и наоборот (развитие речедвигательной системы, направленное на быстрое восприятие текста и развивает распределение внимания).

17.Чтение отрывка в перевернутом виде (вырабатывается навык чтения и развитие языковой интуиции).

Последний этап самый длительный. Развивается не только осознанное, беглое чтение, но и совершенствуется навык выразительности.

Важнейшими предпосылками выразительности чтения является состояние навыка чтения: сознательность, правильность, скорость чтения.

Для выразительности необходимо развить силу и подвижность голоса, правильность  дыхания, дикцию, интонационную сторону речи.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

1.        Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.

  1. «Разминка»
  2. «Чтение согласных по таблице».
  1. Чтение труднопроизносимых слов.
  2. Чтение скороговорок, чистоговорок.
  3. «Окончания» (повышенное требования к четкости произношения окончаний слов). Упражнение длится не более 30 секунд.
  4. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
  1. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
  2. Чтение одного и того же предложения с различной интонацией.
  3. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.
  4. Чтение - пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшого рассказа.
  5.  Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
  6. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему-либо голосу (старушки, ребенка, слона...).

12.        «Замена». Чтение с изменением голоса героя (слова кошки голосом мышки).

  1. Чтение по ролям.
  2. Чтение по ролям без слов автора.
  3. Инсценирование.
  4. Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель занимается с каждым «диктором».

17.        Конкурс чтецов.

Чтение и понимание смысла прочитанного становится возможным лишь тогда, когда темп прочтения слова будет близок к темпу произнесения слова в обычной живой речи. При слишком большой растянутости во времени слогов читаемого слова у большинства детей не возникает смысловой догадки даже в том случае, когда буквы совершенно правильно объединены в слоги и слоги произносятся в нужной последовательности. Смысловое чтение начинает формироваться, когда ребенок переходит к чтению целыми словами.

Упражнения, направленные на развитие понимания прочитанного слова.

  1. «Найди псевдослово»
  2. «Поиск смысловых несуразиц»
  3. «Найди противоположные слова»
  4. «Ералаш»
  5. «Назови одним словом»
  6. «Нахождение смысловых связей»
  7. «К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова»
  8. «Какие буква, слог, слово лишние»
  9. «Найди слово в слове»
  10. «Подбери пару»

Помимо упражнений, направленных на понимание слова, большая работа ведется над пониманием смысла текста.

Упражнения для понимания смысла текста.

1.Лексический разбор непонятных слов. Про лексический разбор надо говорить особо. К каждому уроку тщательно отбирать слова, которые требуют пояснения.

2.Озаглавливание текста

3.Деление текста на части, составление плана.

4.Определение темы текста, главной мысли.

5.Определение типа текста.

6.Подбор иллюстраций к тексту.

7.По иллюстрации определить содержание текста.

8.Составление диафильма (используется для краткого пересказа).

9.Различные виды выборочного чтения:

  1. подпиши рисунок
  2. ответ на вопрос
  3. отрывок, отражающий главную мысль
  4. отрывок, который понравился
  5. образные слова и выражения
  1. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.
  2. Работа с деформированным текстом, планом к тексту.
  3. Фантаграммы:

-        в хорошо знакомом тексте изменить одно условие (герой, время, место..) ученики фантазируют, как изменится содержание.

-        придумать продолжение рассказа.

13.        Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

Заключение

Таковы виды упражнений для  формирования навыков чтения и понимания смысла прочитанного текста. Конечно же, чтобы добиться успеха в овладении правильным, беглым, выразительным чтением необходимо не только использовать данные  упражнения, но и учитывать индивидуальные возможности ребенка, обращаться за помощью к родителям.

Список литературы

    1. Горецкий В.Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа. 2000. № 8.

С. 48.

    2.  Заика Е.В. Упражнения для формирования навыков чтения у младших школьников.  // Вопросы психологии.- 1995.-№ 5. С.44-54.

    3.  Юшкова Л.М.  Совершенствование техники  чтения // Начальная школа - 1989-№ 5- с.15-17.          

    4.  Яковлева В.И.  Пути совершенствования  навыков   чтения // Начальная школа .- 2001-№ 6- с.12-16.

Развитие правильного, беглого, выразительного чтения.

Что значит обучить чтению? Научить читать так, чтобы растущий человек смог войти в богатый и прекрасный мир книги. Философ Ильин Иван Александрович утверждал: «Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. Поймут ли? Увидят ли то, что любило его сердце?... состоится ли у него духовная встреча с теми, для которых он втайне писал свою книгу?» А для этого надо стать читателем -собеседником, умеющим слышать автора, понимать его, спорить с ним, соглашаться, т.е. «.. .читать - мыслить, читать - чувствовать, читать - жить».

Задачи уроков литературного чтения заключаются в формировании беглого чтения, в развитии умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Несмотря на большую работу по достижению этих задач в средних классах встречаются следующие проблемы:

  1. ученик выполнил норму по беглости чтения или приблизился к ней, но чтение ученика механическое;
  2. может быстро читать и понимать прочитанное, т.е. чтение информативное. Да, без такого чтения в современном обществе не прожить - жизнь заставит

раскодировать и озвучить социально значимые слова, выражения текста. Такое чтение поможет сэкономить время и выбрать из огромного потока информации самое важное и нужное. Но вот общаться с книгой - это бывает сейчас всё реже и реже. И это произойдёт только тогда, когда ученик не только разовьёт беглое, правильное чтение, но и полюбит книгу.

К сожалению, в последние годы перед детьми ( а их 2-10%) возникают трудности при овладении чтением. Причины этих трудностей не только в недостаточной сформированности зрительного, пространственного восприятия, звуко-буквенного анализа, артикуляции, в слабости центральной нервной системы, но и из-за недочётов в методике обучения. А недочёты эти - ускоренный темп обучения чтения, форсирование скорости чтения.

Анализируя опыт заслуженных педагогов, убеждаешься в том, что в 1 классе и в первом полугодии 2 класса не надо торопить детей при чтении. Торопливое чтение, как правило, - неосознанное чтение, бездушное, чтение не для себя, а для учителя. Может не стоит торопиться и с правилами орфоэпии. Начинать их вводить со второго полугодия 2 класса. А до этого чтение пусть будет орфографическим.

Чтение - сложный процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный и речеслуховой. Можно условно выделить 2 стороны чтения: техническую (сопостваление зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую. Навык чтения развивается в ходе длительного и целенаправленного обучения, преодолевая определенные ступени формирования. При овладении звуко-буквенными обозначениями важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное згшоминание, тем быстрее он научится узнавать буквы, чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее он научиться соотносить буквенное изображение со звуковым выражением. Одной из проблем этого периода является то, что многие дети, поступающие в 1 класс, не владеют звуковым синтезом, поэтому надо включать задания,(приведенные в таблице) и в содержание занятий дошкольного образовательного учреждения, и в содержание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию беглого чтения.

Собранные здесь рекомендации очень помогают мне в работе с детьми....

Теоретические основы и и методические требования и формирование навыков правильного и выразительного чтения.

Подготовка учителя к выразительному чтению произведения начинается со знакомства с произведением (важно полюбить его). Чтение, анализ, воссоздающее воображение....

Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников.

Пути формирования правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения у младших школьников....

Методические рекомендации по формированию беглого чтения.

Комплекс упражнений по формированию беглого чтения....

Формирование навыков правильного, беглого, выразительного чтения.

Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Главным же фактором является умения бегло читать. Увеличение скорости чтения у школьников происходит главным образом в нача...

Методика обучения беглому, правильному осознанному выразительному чтению в начальных классах школы –интерната.

В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся...