Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Зимина Светлана Владимировна

Материал для составления рабочей программы по литературному чтению в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc80.5 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie.doc130 КБ
Файл normy_ocenok_literatura.docx13.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Содержание программы

         4 класс(102 часа)

                Глава 1. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО: ВРЕМЯ КАК ПРИРОДА. ВЛАСТЬ ВРЕМЕНИ НАД ЧЕЛОВЕКОМ (12 часов)

Пословицы и поговорки о земледелии из сборника «Пословицы русского народа» В. Даля; русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» из сборника А. Афанасьева; былина «Садко».

Картинная галерея: В. Перов «Портрет Даля», Н. Рерих «Заморские гости», В. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке».

Глава 2. АВТОРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ВРЕМЯ ВО ВЛАСТИ ЧЕЛОВЕКА (4 часа)

Джанни Родари «Планета Новогодних Елок» (отрывок); А. Вознесенский «Тихо-тихо. Слышно точно...»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; Н. Матвеева «В лощинах снег, слоистый, как слюда...»; Б. Пастернак «Опять весна »; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».

Картинная галерея: С. Дали «Постоянство памяти», С. Дали «Профиль времени», В. Серов «Зимой», К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт».

Глава 3. КРУТИМ БАРАБАН ВРЕМЕНИ (12 часов)

Л. Андреев «Петька на даче»; А. Чехов «Ванька», Договор 1793 года

«Об отдаче мальчика в науку цирульному мастерству»; В. Берестов

«Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка», «Братья», «Лапта»,

«Плащ», «Семейная фотография».

Картинная галерея: В. Маковский «Две матери», Н. Богданов-Бель-

ский «Дети», М. Добужинский «Окно парикмахерской», В. Маковский

«Свидание».

Глава 4. РЕАЛЬНЫЙ И ВОЛШЕБНЫЙ МИРЫ (21 час)

Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король»; М. Волошин

«Зеленый вал отпрянул...»; Д. Самойлов «Красная осень».

Картинная галерея: И. Айвазовский «Девятый вал», Ф. Васильев

«Перед грозой».

Глава 5. АВТОРСКАЯ ПОЭЗИЯ: МАСТЕРСКАЯ СТИХА (8 часов) В. Маяковский «Тучкины штучки»; А. Пушкин «Зимняя дорога»;

A.        Белый «Весна» (отрывок); Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»;
С. Маршак. «Как поработала зима!»; А. Пушкин «Зима!.. Крестьянин,
торжествуя...»; А. Фет «Это утро, радость эта...»; В. Хлебников «Закля
тие смехом»; 2 трехстишия Исса в трех переводах (В. Марковой, А. До
лина, Т. Соколовой-Делюсиной); трехстишие Исса в двух переводах
(В. Марковой, А. Долина), трехстишие Кикаку в двух переводах (В. Мар
ковой, А. Долина).

Картинная галерея: А. Лентулов «Василий Блаженный», В. Кандинский «Два овала », У. Хиросиге «Тростник под снегом и дикая утка ».

Глава 6. ПЛАНЕТА ПОЭЗИИ.

ОТ ВЕЛИКОГО ДО МАЛОГО (5 часов) Античный гимн «Природе», Гимн России; М. Лермонтов «Бородино»;

B.        Берестов «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации»,
«А как мы фронту помогали...», «Мир».

Картинная галерея: К. Петров-Водкин «Купание красного коня», «Смерть комиссара», «Тревога», «Селедка»; болгарская икона «Св. Димитрий».

Глава 7. МИР ДРАМЫ. ГДЕ ИСКАТЬ АВТОРА? (20 часов) М. Метерлинк «Синяя Птица » (в сокращении); К. Бальмонт «Аромат солнца»; два трехстишия К. Исса в переводе В. Марковой.

Картинная галерея: А. Матисс «Красные рыбы», Г. Климт «Поле маков».

Глава 8. ВСЕЛЕННАЯ ПРОЗЫ.

АВТОР - И ВЕЛИКИЙ АКТЕР, И ПОЭТ (12 часов)

А. Чехов «Гриша», «Белолобый»; Саша Черный «Дневник фокса Микки» (в сокращении).

Картинная галерея: Б. Кустодиев «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой», А. Матисс «Семейный портрет», П. Филонов «Семья крестьянина».

Глава 9. ПОЭТ, ПРИРОДА И ВРЕМЯ (4 часа)

А. Вознесенский «Жадным взором василиска...», «Поставь в стакан замедленную астру...», «Выгнувши шею назад осторожно...»; Н. Асеев

«Июнь»; К. Некрасова «Весна»; Н. Заболоцкий «Весна в лесу»; Ф. Тютчев «В небе тают облака...»; С. Козлов «Если меня совсем нет»; В. Берестов «Вот и ландыш отцвел...».

Картинная галерея: К. Моне «Сена у Буживаля», О. Ренуар «Лягушатник».

               Глава 10. ПЕРЕКРЕСТОК ПРОЗЫ, ПОЭЗИИ И ДРАМЫ -ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША (4 часа)

А. Куприн «Слон»; М. Карем «Ослик»; А. Фет «Воздушный город»; Б. Заходер «Воздушные замки»; Ю. Мориц «Большой лошадиный секрет»; ф. Искандер «Рассказ о море»; С. Козлов «Теплым тихим утром посреди зимы»; В. Маяковский «А вы могли бы?».

Картинная галерея: М. Чюрленис «Корабли», К. Петров-Водкин «Голова узбекского мальчика», П. Пикассо «Мать и дитя», М. Шагал «День рождения».

 Пояснительная записка к тематическому планированию                                                        по литературному чтению.

Тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса разработано на основе авторской программы Н.А.Чураковой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (2004г).

Тематическое планирование рассчитано на 102 часа.

Для реализации программного содержания используется учебник:

Н.А.Чураковой «Литературное чтение»: учебник для 4 класса в 2-х частях – Самара: Издательский дом «Федоров», 2008г.

Учебник 4 класса продолжает постепенное и последовательное формирование у младших школьников представлений о литературе как об искусстве слова (этому посвящен учебник 1 класса), как об одном из видов искусства в контексте других его видов (этому посвящен учебник 2 класса), как о явлении художественной культуры (этому посвящен учебник 3 класса). Знакомя младших школьников с понятием «миф » как с общим для всего человечества способом жизни в дописьменный период, главной характеристикой которого была зависимость человека от ПРИРОДЫ, учебники 3 и 4 класса предусматривают на материале фольклорных текстов и произведений авторской литературы разных народов сформировать представление о едином поле художественной культуры. В случае успеха это позволит юным читателям обнаружить не только единство истоков произведений, принадлежащих к разным национально-культурным традициям, но и обнаружить единство мира ценностей их создателей, позволит увидеть разнообразие и неповторимую художественную ценность отечественных памятников фольклора и литературы.

Особенность учебника 4 класса состоит в том, что он завершает формирование того минимального инструментария, который необходим читателю в основной школе для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Одна из основных идей учебника 4 класса состоит в том, чтобы на материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) показать школьникам проникновение фабульных элементов ИСТОРИИ (исторических и географических названий, особенностей быта людей ПИСЬМЕННОЙ ЭПОХИ, эпохи христианства /то есть эпохи, которая сменила длительный период исключительно языческой культуры, - эпохи, когда христианство стало сосуществовать с языческими представлениями о мире/) в древние фольклорные жанры. Тексты подобраны таким образом, что дети смогут убедиться: ИСТОРИЯ - это не что-то постороннее развитию литературного процесса, не какие-то события из жизни людей, которые существуют параллельно литературной жизни, но внутренне присущее самой литературе (фольклору-литературе) ДВИЖЕНИЕ. Выявление конкретно-исторических черт времени находит свое завершение в работе с литературным жанром рассказа, где на близком школьникам материале (истории ровесников младшего школьника, написанные в конце XIX века) обнаруживаются черты и приметы другой исторической эпохи. Сравнительный анализ образа жизни и мира ценностей ровесников, живших в XIX веке, с собственными (на материале современных поэтических текстов с единым лирическим героем - ровесником младшего школьника) завершает работу по обнаружению конкретно-исторических черт времени как ИСТОРИИ.

Другая главная идея учебника 4 класса - показать младшему школьнику особенности АВТОРСКОГО, собственно литературного произведения как произведения, в котором (в отличие от фольклорного текста любого жанра) обязательно содержится АВТОРСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Эта идея учебника находит выражение в литературоведческих задачах, которые в нем решаются. Главная из них - знакомство учащихся с разделением литературы на три рода: эпос, лирику и драму. Учебник не вводит этих понятий, но знакомит младших школьников с особенностями ПРОЗЫ, повествовательных текстов, на материале жанров сказки, сказочной повести, рассказа; с разнообразием возможностей ПОЭЗИИ (от Гимна России до лирических стихотворений и стихотворных экспериментов); со4 спецификой ДРАМЫ (то есть не с родами литературы, но с видами повествований). Вместе с тем, обнаруживая особенности каждого вида повествования, учебник помогает школьникам увидеть не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый род (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в связи с тем, что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение, а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное: чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.Поскольку эти задачи - лишь способ выражения идеи АВТОРА, два рода литературы - лирика и драма (термин «лирика» не вводится, мы пользуемся терминами «поэзия», «поэтичный») - показываются школьнику как в каком-то смысле противоположные: ЛИРИКА рассматривается как механизм прямого выражения чувств автором, а ДРАМА - как способ автора максимально самоустраниться от выражения своих чувств и оценок. Вместе с тем, решается задача обнаружить АВТОРА в драматическом произведении не только в комментариях к картинам сцени-ческого действия, но и в выражении авторской позиции героями драматического произведения.

Работа с поэтическими текстами строится таким образом, чтобы избежать терминологии, но показать школьнику возможности поэтической формы. Обращая внимание школьника только на то, в каких именно строчках слова рифмуются и на каком слоге в рифмующихся словах стоит ударение, учебник демонстрирует простоту и фольклорную укорененность парной рифмы, обыденность перекрестной и изысканную сложность охватной; энергичность мужских окончаний и песенную протяжность дактилических окончаний. (Мужское окончание: на последнем слоге: «...пробирается лу/на»; женское окончание: на предпоследнем слоге: «на печальные по/ля/ны»; дактилическое окончание: на предпредпослед-нем слоге, то есть на слоге третьем от конца: «очень многие ду/ма/ют».)

Отбор литературного материала подчиняется той задаче, которую должна выполнить начальная школа, - задаче вывести младшего школьника в мир разнообразных литературных текстов и особенно текстов большого объема. Учить читать тексты большого объема, удерживая всю систему связей и поддерживая интерес к развитию авторской мысли и сюжетных событий,  одна из главных задач учебника. Номенклатурное разнообразие литературных текстов обеспечивается «Хрестоматией» (объемом 176 стр.), которая содержит большое количество текстов малого объема.

Хотелось бы подчеркнуть активную роль «Картинной галереи» в решении тех задач, которые ставит учебник: она каждый раз позволяет обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.

Инструментальность учебника (создание условий для того, чтобы школьник умел листать его и находить нужную информацию и нужное место) решается иначе, чем в 3 классе. «Картинная галерея» остается в конце учебника, но она носит более дифференцированный характер, * и для того чтобы школьник разыскал нужную картину, ему нужно будет «сходить» в «Третьяковскую галерею», «Русский музей», «Самарский художественный музей» или «посетить» «Международную выставку «Необычный взгляд на мир». В учебнике 4 класса отсутствует корпус консультантов: сохраняется лишь один консультант в конце учебника. Такое упрощение связано с тем, что более подробные консультации в конце учебника сочетаются с многочисленными текущими сносками в конце страниц.

В учебнике вновь появилась «Лента времени», которая позволяет школьнику не только представить сравнительную удаленность жизни автора и происходящих событий от себя самого, но и обнаружить, какие же писатели и поэты были современниками. В учебнике вводится рубрика «Историческая справка» (она следует непосредственно за литературным произведением), содержание которой помогает вписать литературное произведение в конкретно-исторический контекст.Таким образом, все вместе: «Лента времени», «Историческая справка», «Картинная галерея» - создают тот необходимый социокультурный контекст, который прописывает литературное произведение в конкретно-историческом времени, делают его восприятие объемным.

Учебник (в 2-х книгах по 192 странице в каждой) состоит из Вступления и 10 глав.

Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана



Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея



Реквизиты программы



УМК обучающего



УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

4

3

Программа для четырёхлетней начальной школы.Система Л.В.Занкова,М., «Просвещение»

(ФГОС)

Учебник

Н.А.Чураковой «Литературное чтение»: учебник для 4 класса в 2-х частях – Самара: Издательский дом «Федоров», 2008г.



 Хрестоматия Свиридовой – Самара: Издательский дом «Федоров», 2008 г.

Учебник

Н.А.Чурако

вой «Литератур

ное чтение»: учебник для 4 класса в 2-х частях – Самара: Издательский дом «Федоров», 2008г.

Хрестоматия Свиридовой – Самара: Издательский дом «Федоров», 2008 г.


Мет.коммент. к учебнику «Лит. чтение» -Самара: Изд. дом «Федоров», 2006г.

 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ                        К КОНЦУ    4-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ

К концу 4 класса школьники должны уметь:

  1. правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 100 слов в минуту);
  2. заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 110-120 слов в минуту);
  3. ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;
  4. самостоятельно читать тексты большого объема;
  5. кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
  6. научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т. д.).
  7. знать наизусть 15-20 стихотворений разных авторов.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

К концу 4 класса младшие школьники должны:

  1. различать произведения устного народного творчества и авторские произведения;
  2. различать жанры авторской прозы: сказку, сказочную повесть, рассказ;
  3. обнаруживать средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);

  1. различать художественный текст и научно-популярный;

дать самую элементарную характеристику литературному произведению (народное или авторское произведение, вид /проза, поэзия, драма/ и жанр /сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса.../, основные сюжетные линии, основная идея);

  1. дать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных школьнику и популярных писателях и поэтах): прозаик, поэт; общие представления о времени жизни - наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чем пишет;
  2. давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

К концу 4 класса младшие школьники должны:

  1. пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
  1. участвовать в конкурсах чтецов;
  1. писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;
  1. писать небольшие по объему сочинения по картине;
  1. устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.
  1. полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;
  1. полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественные музеи.

Главные задачи учителя на уроках по «Литературному чтению» в 4 классе:

1) обнаружить в ходе совместного с младшими школьниками исследования фольклорных произведений, как в лоне самой народной литературы (на материале русской народной волшебной сказки и былины) появляются первые' признаки рождения авторской литературы:

■        наличие примет конкретного исторического времени (которых не
может быть в устном народном творчестве дописьменного периода, по
скольку ВРЕМЯ там понимается как ПРИРОДА, а не как ИСТОРИЯ);

2) на материале авторской литературы (в жанрах прозы: авторской волшебной сказки, сказочной повести, рассказа; поэзии: стихотворений; драмы: пьесы) и авторской живописи обнаружить вместе с учащимися:

зарождение сложных переживаний, сложного мира чувств (которого также лишено устное народное творчество дописьменного периода, ибо мир чувств в нем всегда представлен в виде четкого противопоставления: добро - зло, плохой - хороший, свой -чужой);

еще одну особенность собственно авторской литературы - ее чуткое реагирование на мир ценностей конкретной исторической эпохи.

Примечание: Методический комментарий, в силу сложности литературного материала 4 класса, носит подробный характер, содержит  и необходимые учителю исторические сведения, и методику работу с живописными произведениями, и идеи ответов на все вопросы, заданные учебником ученику



Предварительный просмотр:

                                                                             Тематическое планирование.

Литературное чтение.

Раздел

Тема урока

Кол-во . часов

 Дата план.

Дата факт.

Дом.

задание

Примечание

  Народное творчество: время как природа. Власть времени над человеком, 10 ч.

Пословицы русского земледельца. Время как природа.

1

3.09

Законы волшебной сказки.

1

5.09

Отражение в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» представлений древних людей о мире.

 1

7.09

Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку. Работа над картиной В. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке».

 2

10,12.09

«Садко». Черты былины и сказки в тексте.

 1

14.09

Приметы исторического времени в былине.

 1

17.09

Художественные особенности былины.

 1

19.09

Черты древней сказки и исторические подробности в былине «Садко»

 1

21.09

Наедине с книгой. Мир сказки.

1

24.09

 Авторская литература: время во власти человека, 8 ч.

Человек - хозяин и творец времени. Особенности художественного мира, созданного Дж. Родари в повести «Старинный календарь Планеты Новогодних Ёлок».

2

26, 28.09

Особое восприятие времени в стихотворениях А. Вознесенского «Какое несимметричное время...», «Тихо -тихо... ».

1

1.10

Образ весны и ручьёв в стихотворении Ф. Тютчева «Весенние воды», Н. Матвеевой «В лощинах снег...», Б. Пастернака «Опять весна».

2

3, 5.10

Чудесное весеннее преображение (А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»).

1

8.10

Весна, весна... Урок выразительного чтения.

1

10.10

Наедине с книгой. Время во власти автора.

1

12.10

 Крутим барабан времени, 10 ч.

Два мира (мир парикмахерской и мир дачи) в рассказе Л.Андреева «Петька на даче».

1

15.10

Главный герой рассказа. Возрождение и возвращение.

1

17.10

Литературный герой и его прототип.

1

19.10

 

Два мира Ваньки Жукова (по рассказу Антона Чехова «Ванька»).

1

22.10

Такие похожие разные судьбы.

1

24.10

Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в XX веке.

1

26.10

Мир друзей, семьи в стихотворениях В.Берестова «Драконил», «Разлука», «Фантики», «Девочка», «Братья», «Лапта», «Плащ», «Семейная фотография».

2

Лирический герой В. Берестова.

1

Поэзия - мир чувств, впечатлений, переживаний. Урок выразительного чтения стихов наизусть.

1

 Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке, 13 ч.

В реальном мире волшебной повести-сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».

2

Особенности волшебного мира в авторской сказке.

2

Новые сюжетные линии. Вставная сказка-легенда о твёрдом орехе.

2

Решающий поединок - кульминация сказки.

1

Финал сказки. В волшебной стране.

2

Отзыв о повести-сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».

1

Наедине с книгой. С.Аксаков «Аленький цветочек».

1

Реальное и фантастическое в поэзии (по стихотворениям М.Волошина «Зелёный вал отпрянул...», Д.Самойлова «Красная осень»).

2

  Авторская поэзия: мастерская стиха, 8 ч.

Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях В.Маяковского «Тучкины штучки», А.Пушкина «Зимняя дорога», А.Белого «Весна».

1

Ф.Тютчева «Как весел грохот летних бурь...», С.Маршака «Как поработала зима!..».

1

Три вида рифмы - три разных образа.

1

Тайны поэзии. В мастерской А.Фета (стихотворение «Это утро...»), и В.Хлебникова («Заклятие смехом»).

2

Авторский подчерк в переводах хокку.

2

Проверочная работа за 1-ое полугодие

1

 Планета поэзии. От великого до малого, 5 ч.

Древний и современный гимн.

1

Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Лермонтова «Бородино».

2

Автобиографический характер стихотворений В.Берестова «Прогулки с Чуковским», «Сиротская зима», «В эвакуации», «А как мы фронту помогали?», «Мир».

2

   Мир драмы. Где искать автора?, 16 ч.

Что такое пьеса (на примере феерии М. Метерлинка «Синяя Птица»).

1

Характер героев и персонажей пьесы М. Метерлинка «Синяя Птица».

1

В «чужом» мире Страны Воспоминаний.

2

В «чужом» мире царицы Ночи.

1

Постижение истинного смысла вещей. Ещё один шаг к познанию идеи пьесы.

1

Я работаю в театре.

1

В царстве Будущего.

1

Прощание с душами предметов. Образы Души Света, Кошки, Пса.

1

Итог пьесы - обретение Истинного Зрения.

2

Конкурс инсценировок.

2

Поэтическое восприятие мира в стихотворении К.Бальмонта «Аромат солнца».

1

Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы.

1

Наедине с книгой. Читаю пьесу.

1

Вселенная прозы. Автор - и великий актёр, и поэт, 9 ч.

 

Мир глазами трёхлетнего ребёнка (по рассказу А.П.Чехова «Гриша»).

2

Мир детей и мир взрослых в рассказе А.П. Чехова «Белолобый».

1

Знакомьтесь - дневник, написанный собакой (С.Чёрный «Дневник фокса Микки»).

2

Главный герой. Его характер.

2

Кульминация повести. Её развязка.

1

Наедине с книгой. Автор - актёр.

1

  Поэт, природа и время, 6 ч.

Необычный взгляд поэта на мир (по стихотворениям А.Вознесенского «Жадным взором василиска...», «Поставь в стакан замедленную астру...», «Выгнувши шею назад осторожно...»).

1

Человек и природа в стихотворениях Н.Асеева «Июнь», К.Некрасовой «Весна».

1

Природа, увиденная глазами поэта, художника (по стихотворению Н.Заболоцкого «Весна в лесу», по картинам О.Ренуара, К.Моне).

1

Поэт и природа. Урок выразительного чтения стихотворения наизусть.

1

Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева «В небе тают облака...», в сказке С.Козлова «Если меня совсем нет».

2

  Перекрёсток прозы, поэзии и драмы - человеческая душа, 17 ч.

Сила мечты и любви (по рассказу А.Куприна «Слон» и стихотворению М.Карема «Ослик»).

2

Строим воздушные замки (по стихотворениям А.Фета «Воздушный город», Б.Заходера «Воздушные замки»).

2

Открываем самый большой лошадиный секрет в стихотворении Ю.Мориц «Большой лошадиный секрет».

1

Красивый человек. Какой он? (Ф.Искандер «Рассказ о море»).

1

Мир авторской сказки С.Козлова «Тёплым тихим утром посреди зимы».

2

Сложный ответ на простой вопрос (В. Маяковский «А вы могли бы ?»).

1

Составление отзывов о книгах.

7

Контрольная работа за год.

1



Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ЧТЕНИЮ

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

в первом  классах проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических

Характеристика цифровой оценки (отметки) :

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...


 

Комментарии

Зимина Светлана Владимировна

Материал для составления рабочей программы по литературному чтению,система Занкова.