Разработка бинарного урока. Литературная игра "Крестики-нолики" по творчеству С.Я.Маршака для 4 класса.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Литературная игра "Крестики-нолики" по творчеству С.Я.Маршака. Бинарный урок литературного чтения предназначен для учащихся 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra_po_proizvedeniyam_s.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра по произведениям С.Я.Маршака «Крестики-нолики»

Цель: в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака.

Задачи:1)Учить воспринимать содержание произведений. Пробудить интерес к творчеству                                            С.Я.Маршака Прививать интерес к чтению книг.

            2)Развивать воображение, мышление, культуру общения.

            3)Воспитывать доброе отношение к людям, трудолюбие.

1. Организационный момент

                                              Как бы жили мы без книг (С. Михалков)
1) Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!

2) Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг.

3) Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

4) Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!

5) Нет твоей любимой книжки -
«Чиполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.

6) Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

7) От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!

8) Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.

9) Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

10) И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

11) Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской -
Начиная с Букваря!
2. Ход мероприятия

-Дорогие дети, уважаемые е гости! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам книг С.Я.Маршака. И в этом нам поможет наш школьный библиотекарь Галина Александровна.

- У каждого из нас есть своё любимое произведение Маршака. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, стихи и загадки. Но сколько бы ни было человеку лет, в его произведениях мы всегда находим что-то новое для себя, они многому нас учат. Сегодня нам предстоит преодолеть немалые трудности и препятствия, которые встречались на пути героев из произведений С.Маршака.

- Начинаем игру, которая называется «Крестики-нолики». Оценивать результаты команд будет жюри. (можно выбрать из гостей).

-От каждой команды к доске подходят по одному человеку, которые тянут жребий. Команда, вытянувшая «Х», называется  командой «Крестиков» и начинает игру, т.е. выбирает на поле первый конкурс.

-Посмотрите на игровое поле, состоящее из клеток с заданиями.


ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО


УГАДАЙ-КА


ЧУДЕСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ


ПУТАНИЦА


ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕД НАМИ


ИСПРАВЬ ОШИБКИ


КТО БОЛЬШЕ


ИНСЦЕНИРОВКА


РЕШИ КРОССВОРД

Правила игры таковы:

1) каждый следующий конкурс выбирает проигравшая команда

2)итоги подводим таким образом: выигрывает команда, сумевшая выстроить свои значки на игровом поле по вертикали, горизонтали или диагонали.

Итак, выбираем первый конкурс!

                                                 «Подскажи словечко»

 
- Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькает знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет продолжить стихотворение по нескольким строчкам:


«Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)»
Из какого произведения строки? («Почта»)
«Приоткрыла дверцу Лена –
Соскочил огонь с__________(полена),
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на ________(стол),
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по_______________(занавескам),
Стены дымом заволок,
Лижет пол и ______________(потолок)»
Из какого произведения строки? («Пожар»)

                                                                «Путаница» 

Перед вами карточки, на которых написаны слова из очень знакомого вам произведения Маршака. Карточки перемешаны, и вы должны правильно сложить эти строчки, прочитать их и назвать произведение.

Стала петь мышонку утка:

– Га-га-га, усни, малютка!


«ЧУДЕСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Из какого произведения предметы?

1) Конверт («Почта»)
2) Кольцо («Двенадцать месяцев»)
3) Собачонка («Багаж»)
4) Котёнок («Усатый полосатый»)
5) Сковорода («Вот какой рассеянный»)
                                                                   

                                  Инсценировка стихотворения С.Я.Маршака «Знаки препинания»

                                                         (у участников на груди знаки препинания)
Ведущий 1:
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Ведущий 2: Прибежал
Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит.

Восклицательный знак:
- Ура!
Долой!
Караул!
Разбой!

Ведущий 1: Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:

Вопросительный знак:- Кто?
Кого?
Откуда?
Как?

Ведущий 2:Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Ведущий 1:Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие
И прочие,
И прочие,
И прочие…

Ведущий 2:Заявили запятые:

Запятые:
Мы особо занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

Точка с запятой:
-Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой!


Ведущий 1:

Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой;

Ведущий 2:
Двоеточие, мигая,
Закричало:

Двоеточие:

- Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.

Многоточие:
-Нет…

Ведущий 1 - сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, -

Многоточие:
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там где нечего сказать
Ставят многоточие…

Ведущий 2:
Вопросительный знак
Удивился:

Вопросительный знак:- То есть как?

Ведущий 1:
Восклицательный знак
Возмутился:

Восклицательный знак: - То есть как!

Точка:
-Так,

Ведущий 2:- сказала точка,
Точка-одиночка. –

 
Точка:
Мной кончается рассказ.
Значит я важнее вас.

«ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕД НАМИ» (ЗАГАДКИ)

. Загадки С.Я. Маршака (презентация)

1) Шумит он в поле и в саду,  

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.


2)
 В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!

3) Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!

4) Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?

                                     

       

                                                             «ИСПРАВЬ ОШИБКИ»

. Исправь ошибки в названиях произведений

«Детки в зоопарке» - «Детки в клетке»
«Семнадцать месяцев» - «Двенадцать месяцев»
«Откуда стул пришёл?» - «Откуда стол пришёл?»
«Урок грубости» - «Урок вежливости»
«Рассказ об известном герое» - «Рассказ о неизвестном герое»
«Мышкин дом» - «Кошкин дом»

«КТО БОЛЬШЕ»

Какая команда назовет больше произведений С. Я. Маршака о школе.

1. Первый день календаря.

2. Веселый счет. От одного до десяти.

3. Про все на свете (Азбука в стихах).

4. Знаки препинания.

5. Про одного ученика и шесть единиц.

6. Приметы.

7. Друзья-товарищи.

8. Урок родного языка.

9. Веселое путешествие от «А» до «Я».

10. Живые буквы.

11. Автобус номер двадцать шесть (Азбука в стихах и картинках).

12. Дважды-два.

13. Школьник, школьник.

14. Про художников и художниц.

 

«РЕШИ КРОССВОРД»

 «УГАДАЙ_КА»

По детским рисункам угадать из какого произведения С.Маршака нарисован фрагмент.

- Для подведения итогов слово предоставляется жюри.

- В заключении хотим вам преподнести музыкальный подарок

                                                        Песня про книги (на мотив «Песенка мамонтёнка»)
1. Я книгу читаю – она друг надёжный!
  Ответ на вопросы найти я хочу.
  Ответы найти я хочу. (2 раза.)
Припев: 
Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)


2. Её не заменит компьютер и видик.
  Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
  Ведь чтение книг и наука –
  Надёжное средство от скуки
.

Припев:

Районный семинар школьных библиотекарей

Разработка открытого бинарного урока

 по внеклассному чтению

в 4 классе на тему:

Литературная игра по произведениям С.Я.Маршака «Крестики-нолики»

         Сценарий урока разработали:

                 учитель нач.классов:Тищенко О.В,

                школьный библиотекарь: Кадыкова Г.А.

                                                                                                 МОУ «СОШ № 61» Ленинского р-на

                                                                                                 г. Саратова

15.03.2013 год

Ведущий 1:
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.


Ведущий 2: Прибежал
Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит.

Восклицательный знак:
- Ура!
Долой!
Караул!
Разбой!


Ведущий 1: Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:

Вопросительный знак:- Кто?
Кого?
Откуда?
Как?

Ведущий 2:Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Ведущий 1:Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие
И прочие,
И прочие,
И прочие…

Ведущий 2:Заявили запятые:

Запятые:
Мы особо занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

Точка с запятой:
-Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой!

Ведущий 1:

Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой;

Ведущий 2:
Двоеточие, мигая,
Закричало:

Двоеточие:

- Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.

Многоточие:
-Нет…

Ведущий 1 - сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, -

Многоточие:
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там где нечего сказать
Ставят многоточие…

Ведущий 2:
Вопросительный знак
Удивился:

Вопросительный знак:- То есть как?

Ведущий 1:
Восклицательный знак
Возмутился:

Восклицательный знак: - То есть как!

Точка:
-Так,

Ведущий 2:- сказала точка,
Точка-одиночка. –

 


Точка:
Мной кончается рассказ.
Значит я важнее вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака

Цели:1.Углубление представлений о жизни и творческой деятельности известного писателя и переводчика     С.Я. Маршака.2.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака3.При...

Конспект урока по внеклассному чтению "Урок азбуки театра по творчеству С.Я.Маршака"

Конспект поможет провести учителю урок внеклассного чтения по произведениям детского писателя С.Я.Маршака в занимательной форме. Ориентирован на обучающихся начальной школы....

Бинарный урок литературного чтения и музыки в 4 классе "В гостях у чудищ Бальмонта"

Урок литературного чтения и музыки провели учитель начальных классов Мизерная Елена Ивановна и учитель музыки Варнакова Марина ВладимировнаУчителя МБОУ "СОШ № 1 г. Калининска Саратовской области"...

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс

Конспект урока внеклассного чтения  "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс...

Конспект урока внеклассного чтения по теме "Творчество С. Я. Маршака" 2 класс

Урок - концерт по внеклассному чтению предназначен для учеников 2-3 классов Урок позволит детям расширить представление о творчестве С. Я. Маршака...

Разработка бинарного урока литературного чтения и «Основ православной культуры» на тему: А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».

  Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" на тему А.А.Фет  «Мама! Глянь-ка из окошка» является третьим в изучении творчества ...