Бинарный урок литературного чтения и музыки в 4 классе "В гостях у чудищ Бальмонта"
методическая разработка (4 класс) на тему

Мизерная Елена Ивановна

Урок литературного чтения и музыки провели учитель начальных классов Мизерная Елена Ивановна и учитель музыки Варнакова Марина Владимировна

Учителя МБОУ "СОШ № 1 г. Калининска Саратовской области"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Калининска Саратовской области»

Технологическая карта урока

литературного чтения и музыки

в 4 классе

по программе «Начальная школа «XXI века»»

разработали

учитель начальных классов

Мизерная Елена Ивановна,

учитель музыки

Варнакова Марина Владимировна

2013 год

Технологическая карта урока литературного чтения и музыки.

Тема:«В гостях у чудищ Бальмонта»

Класс: 4

Цель: Познакомить с произведением Бальмонта «У чудищ».

Задачи: Создать условия для развития умений анализировать, сравнивать текст.

Совершенствовать навыки работы с музыкальным произведением;

Обогащать словарный запас учащихся;

Продолжить знакомство с творчеством К. Бальмонта;

Развивать воображение, эмоциональные чувства и творческую активность учащихся, используя литературное слово, музыку, живопись;

Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Учебные материалы: Учебник «Литературное чтение» 4 класс Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова; наглядный материал; раздаточный материал (карточки средств музыкальной выразительности, справочная информация); музыкальный фрагмент  «Баба Яга» А.К. Лядова; видеофрагмент «Святки»; мультимедийная презентация.

Оборудование: музыкальный центр; мультимедийный проектор, экран.

Примечание: речь учителя музыки написана курсивом.

Этап урока

№ слай

да

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

1

Организации-

оный момент

    1

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку.

Самопроверка готовности к уроку.

Умение осуществлять самоконтроль готовности (Р)

2

Актуализация знаний

2

     2 (нажимаем на

звёздочку)

Светло-пушистая,

     Снежинка белая,

Какая чистая,

      Какая смелая!

 Вспомните, о чем идет речь в этом стихотворении?

Да, зимняя природа побуждает людей творить. Очень светло и загадочно предстаёт перед нами   образы зимы  в произведениях замечательного поэта К.Д.Бальмонта.

Изображать зимнюю природу можно по-разному. Поэты рисуют картины  зимы словами,  художник это делает с помощью красок, а композиторы – с помощью звуков.

На прошлом уроке мы уже слышали музыку, которая рисовала Вам зимнюю природу. Вспомните, произведения каких композиторов вы слушали, когда знакомились со стихотворением «Снежинка»?

Ребята, а как вы считаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?

При помощи каких средств композитор пишет музыку? 

Да это мы называем средства музыкальной выразительности. Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения? Прочитаем, как они будут звучать? 

Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное. 

Прочитайте, что у вас получилось.

- Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор. 

- Что общего между произведением, исполненным вами и романсом композитора? 

Слушают и вспоминают пройденный материал

Речь идёт о снежинке и  зиме. 

Слушают, обдумывают слова учителя

Активное участие в беседе

Вивальди, Чайковский

Да 

Темп, динамика, лад, тембр, ритм, мелодия

Светло-пушистая,

    Снежинка белая,

Какая чистая,

     Какая смелая!  Каждый ученикчитает по своему, кто-то напевает.

 Работают  с карточками самостоятельно.

Представляют результаты своей работы.

Прослушивают  романс «Снежинка» 

Характер, темп, динамика.

Умение извлекать информацию из речи учителя (П)

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей (К)

Умение высказывать своё видение в решении поставленной задачи, представлять результат (Р)

Умение использовать знания (П)

Умение представить результат своей работы (Л)

Развитие воображения.(Л)

3

Постановка цели и темы урока

Ребята, поэт  Г. Адамович говорил о К. Бальмонте «Бальмонт не писал стихов, Бальмонт пел песни, и его слушала вся Россия».

Как вы думаете, каким будет наш сегодняшний урок?

Чем мы займёмся сегодня на уроке?

 Сегодня мы с вами посмотрим на сколько музыкальна поэзия К. Бальмонта, а помогут нам в этом его стихи и конечно музыка.

Предположения детей (Интересным, необычным, загадочным и т. д.)

Продолжим знакомство со стихами Бальмонта, узнаем что-то новое, послушаем музыку и. т. д.

Умение планировать свою деятельность (Р)

Принятие целей урока, готовность к работе.

4

Первичное восприятие и усвоение нового материала

3

4

5

6

7

8

9

Наш разговор мы начали с темы зимы в творчестве поэта. А чем отличается зима от других времён года? Чем она нас радует?

- Какие забавы были у детей в это время?

- А знаете, на Руси Праздник Рождества Христова был особенно любим, потому что после Рождества наступали очень веселые и озорные дни, которые называют – святки. Во время Святок по древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела. По традиции, в дни празднества принято было  посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые - колядующие; Дети приходили колядовать в масках, у славян с давних пор существовал во время святок обычай рядиться, надевать «личины». Одевались ряженые, «кто во что горазд», лишь бы посмешнее, да пострашнее было.

- Ребята, а кого, чаще всего изображали ряженые?

-Что символизировали ряженые герои?

- А где еще  мы встречаемся с нечистой силой

- Каких героев сказок называют  нечистой силой?

 А что мы знаем о нечистой силе?

Прочитайте справочную информацию о героях русских сказок.

- О каких героях вы прочитали?

- Что вы узнали о них, расскажите.

Обратите внимание на иллюстрации, на которых изображены наши герои. Это рисунки известного художника-иллюстратора Ивана Билибина. Он иллюстрировал многие русские сказки.

Хотите отправиться в гости к чудищам?  А чтобы проникнуть в тайны волшебства, мы обратимся  к творчеству К. Бальмонта.

     - Что мы знаем о Бальмонте?

- А знаете у  Бальмонта была дочь. Звали её Нина, но Бальмонт часто звал её Нинина. Для того, чтобы позабавить свою девочку, Бальмонт написал цикл произведений, которые в 1905 г. Выпустил в сборнике «Фейные сказки». Вот какие слова написаны в посвяшении.

Произведение, к которому мы сегодня обратимся входит в сборник «Фейные сказки», а  называется оно «У чудищ».

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Какое настроение будет у вас после прочтения стиха? Выберите перед слушанием подходящее определение:

веселое         мрачное                           грустное

игривое         жуткое                          печальное

шутивое      страшное                      лирическое

(Чтение на фоне музыки)

- Итак, давайте вместе с героем произведения отправимся к чудищам. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

Чтение учителем стихотворения.

Активное участие в беседе

Много народных праздников: Рождество, Крещение, Святки, Масленица и другие

Катание на санках, лыжах, коньках, колядование.

Просмотр видеофрагмента

Предположения детей (Бабу Ягу, Лешего и т. д.)

Нечистую силу

В сказках

Злых

Работа по карточкам. Чтение справочного материала.

Баба Яга, Кащей Бессмертный, Змей Горыныч.


Рассматривают иллюстрации.

 Ответы детей

ФЕЙНЫЕ СКАЗКИ:

ПОСВЯЩЕНИЕ ( читает ученик)

Солнечной Нинике, с светлыми глазками —

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками,

После — блеснешь мне зелеными глазками,—

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам: гномы, и страхи, и змеи.

Чур, не пугаться, — а если засветятся

Слезки, пожалуюсь Фее.

О чудищах

Предположение своего настроения после прослушивания стихотворения, выбор из предложенного набора характеристик.

 Прослушивание стихотворения

Умение высказывать своё предположение, отстаивать свою точку зрения (Р)

Умение извлекать информацию из видеофрагмента(П)

Умение анализировать текст, выделять главное, основное из содержания прочитанного. Умение обобщать материал, делать вывод. (П)

Умение извлекать информацию из иллюстраций и из заголовка, анализировать, делать вывод. (П)

Развитие воображения, используя литературное слово и музыку. (Л)

5

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

10

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали?

- Совпадает ли ваше настроение после прочтения с предполагаемым?

- Почему стихотворение не читается мрачно и не вызывает у вас страха?

Откроем учебник на  с. 33, почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

Прочитаем первую строфу.

   – Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

– Какие строчки это доказывают?

 – Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

 – Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

 – Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу?

_- Каким предстаёт перед нами герой в этом отрывке?

     - Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму?

– Что значит «ведьма»?

– Значит, что стянул наш герой?

 – А почему именно две нитки бус?

 Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

 – А где находится ее дом?

– Значит, она знает секреты нашего и нереального мира?

Предположения детей.

Нет.

Нас вёл за собой смелый герой.

Читают 1 строфу стихотворения

Да. 

«Там всё, как прежде»

Предположения детей. 

Читают 2 строфу.

Нет.

Был в шапке-невидимке.

 Смелый, с  веселым нравом.

Предположения детей.

Та, которая ведает секреты мира.

 Автор употребил слово «бусы», имея в виду секреты ведьмы. Бусы символизируют тайны.

В избушке на курьих ножках.

На границе двух миров.

Умение сравнивать и делать вывод. (П)

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалами учебника. (Р)

Умение отвечать на вопросы учителя, используя текст учебника, информацию, полученную из карточек.(П)

6

Динамическая пауза

11

11

Ребята, а какой вы себе представляете Бабу Ягу в этом стихотворении?

Послушайте музыкальный фрагмент А.К. Лядова «Баба Яга»

- Какая музыка звучала?

- Какой здесь вы увидели Бабу Ягу? Каков её характер?

- А как вы это поняли? Звуки были плавные, ровные?

- А все ли в музыке звучало ровненько или, может быть, композитор выделял какие-то звуки?  Помните, как называется это прием в музыке?

- А как бы вы сами нарисовали этот образ? Но я хочу, чтобы вы это сделали не с помощью красок и звуков, а с помощью мимики и  пластики, движений рук и ног. Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? Попробуем под музыку.

Молодцы! Вам удалось понять и передать образ Бабы Яги.

Предположения детей.

Прослушивают музыкальный фрагмент.

Дают характеристику музыке.

Дают характеристику Бабе Яге.

Нет

Акцент.

Пластическое интонирование – изображение характера героя под музыку, используя жесты и мимику.

Развитие воображения и творческой активности.(Л)

7

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

12

13

Прочитайте третью строфу.

– Кто такой Кащей? Что хочет найти наш герой у Кащея?

 – Что значит «жемчугов для песен»?

(Если дети сами не догадаются)

 – Из чего состоят песни? (Из слов)

 - Простые ли это слова?

Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное. Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песен  не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

Мы с вами в этом году на уроках музыки  говорили о русских народных песнях. Давайте вспомним, что важнее в песне слова или мелодия? Как складывались русский песни? Значит, в словах автора  мы еще раз можем увидеть  единство слова и музыки.

К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

 – Как называли змея в сказках?

– Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

 – А зачем ему нужно узнать тайны?

 Русские народные сказки хранят много тайн, дошедших до нас из глубины веков, и узнать их дано  не каждому.

– А наш герой сумел это сделать?

Читают 3 строфу.

Жемчуга для песен.

Предположения детей.

К змею.

Змей Горыныч.

Узнать тайны.

Да.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалами учебника. (Р)

Умение отвечать на вопросы учителя, используя текст учебника, информацию, полученную из карточек.(П)

8

Обобщение усвоенного

14

– Какими же качествами нужно обладать для этого?

 Давайте составим словесный портрет героя.

 - А мог ли  этим самым героем быть наш поэт?

Какими же увидел поэт нечистую силу?

Было ли нам страшно и жутко в гостях у чудищ?

Настоящий поэт всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.

Попробуйте прочитать это стихотворение.

- Поэзия, по глубокому убеждению Бальмонта, которое со всей полнотой выразилось в его творчестве, необычайно близка музыке:

В красоте музыкальности,

Как в недвижной зеркальности,

Я нашёл очертания слов,

До меня не рассказанных...

-На стихах Бальмонта, как на нотах, можно проставить музыкальные знаки, которые обычно ставят композиторы а  мы еще раз убедились сегодня в том насколько поэзия  К. Бальмонта близка с музыкой.

Составляют словесный портрет героя, используя предложенные характеристики.

озорник      добрый     храбрый

смелый   отважный    фантазер

дерзкий   трусливый    лживый

Чтение стихотворения.

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.(К)

Умение передавать эмоции, характер героев с помощью интонации. (К)

9

Домашнее задание

15

Выберите для себя наиболее интересное задание. Оно будет вашим домашним заданием.

- Выучить стихотворение К. Бальмонта «У чудищ» наизусть.

- Подготовить рассказ о жизни Бальмонта.

- Прочитать произведение из сборника К. Бальмонта «Фейные сказки».

- Нарисовать иллюстрацию к нашему уроку.

Выбор наиболее интересного задания

Умение делать выбор наиболее значимой деятельности. (Р)

10

Рефлексия

16

С какими авторами вы встретились сегодня на уроке?

С какими произведениями познакомились?

Что вас удивило?

О чём бы вы хотели рассказать друзьям или родителям?

На доске вы видите три кармашка: На первом изображён чемодан, на втором – кастрюля, а на третьем – мусорная корзина. Если вы считаете, что знания, полученные на уроке вам в жизни пригодятся, положите фишку в карман с чемоданом, если вы хотите ещё поразмышлять над темой урока, положите фишку в кармашек с мясорубкой, а если то, о чём мы говорили на уроке вам не нужно, то положите фишку в кармашек с мусорной корзиной.

Спасибо за внимание.

Рефлексия собственной деятельности.

Умение осуществлять рефлексию, сомоопределение смысла учения(Р)


Предварительный просмотр: