Главные вкладки

    Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Конспект урока внеклассного чтения  "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Презентация творчества

    С.Я.Маршака

    (к 120-летию со дня рождения)

    Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством С.Я.Маршака.

    Звучит музыка.

    Ведущий: - Здравствуйте, дорогие ребята, мамы и папы, маленькие девочки и мальчики, гости нашего праздника! Продолжая традицию знакомства с жизнью и творчеством детских писателей, сегодня мы вновь с вами собрались, чтобы поговорить о творчестве удивительно доброго, весёлого человека, с произведе-ниями, которого вы знакомы с ранних лет. Как вы думаете, о ком пойдёт?

    Правильно, ребята, это всем хорошо известный Самуил Яковлевич Маршак.

    Его произведения дарят нам столько тепла и доброты. Его стихи, загадки, пьесы моментально запоминаются и взрослым , и детям. 3 ноября  С.Я. Маршаку исполнилось 120 лет со дня рождения.

    Станция « В гостях у писателя».

                        Настежь дверь. Быстрый шаг-

                        Появляется Маршак

                        В круглых роговых очках,                                                                                                            

                        У него портфель в руках,

                        Толстый, словно бочка,-

                        Не замкнуть замочка.

                        Он поэмами набит.

                        Он рассказами раздут.

                        Сел Маршак и говорит:

                       -Все ребята в сборе тут?

               С.Я.Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая и очень дружная. Отец его, мастер-химик по профессии, очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков. Мать занималась воспитанием детей, а их было шестеро. Большая семья Маршаков подарила нам трёх писателей: Самуила Яковлевича, его брата – Михаила и сестру -Лию.

    Самуил Яковлевич был для них не только старшим братом, но и учителем и наставником.

              О своём детстве С.Я.Маршак писал: «…Детство моё прошло при свете керосиновой лампы – маленькой, жестяной, которую обычно вешали на стенку, или большой фарфоровой, сидевшей в бронзовом гнезде, подвешенном цепями к потолку… Годы моего детства совпали с концом минувшего 19 века, а юность моя началась вместе с нынешним 20. Железная дорога в наших краях ещё казалась новинкой. А заводы в те времена были так неуютны и мрачны, что мне иной раз было до боли жаль отца, когда он … отправлялся на работу – в копоть, в жар и холод, в лязг и грохот завода. Сознание полной необеспечен-ности нашей большой семьи отравляло нам лучшие годы детства, как ни старалась мать скрыть от нас своё постоянное беспокойство о будущем. Нужда и надежда на будущее несли людей в неизвестную даль, как ветер несёт пере-кати-поле. Так в поисках счастья странствовала и наша семья.»

              Раннее детство и первые школьные годы Маршак прожил в небольшом городке Острогожске Воронежской губернии. Сочинять стихи он начал когда

    ему было 4 года. К 11 годам Самуил Яковлевич написал уже несколько длин-нейших поэм и перевёл оду Горация.

              Когда Самуилу Яковлевичу исполнилось 15 лет в его жизни поизошло очень важное событие, переменившее жизнь. Одна из первых поэтических тетрадей Маршака попала в руки известного русского искусствоведа и критика Стасова. Именно этот человек принял горячее участие в судьбе юноши. Благодаря хлопотам Стасова Маршака перевели в одну из лучших столичных гимназий. Маршак переезжает в Петербург. Опять таки благодаря Стасову он знакомится с известными людьми того времени: И.Е.Репиным, Ф.И.Шаляпи-ным, А.К.Глазуновым, М.Горьким. А.М.Горький благожелательно отнёсся к юному поэту, узнав, что у молодого человека слабые лёгкие, пригласил его жить на его даче в Ялте. Маршак приехал в Крым, тогда этот далёкий край ему казался сказочным. Прожил там 2 года. После смерти Стасова и отъезда Горь-кого за границу для Маршака началась очень трудная жизнь. Он начал ходить по урокам., печататься в газетах и журналах.

              Через несколько лет, когда Маршаку было 25 лет он отправляется в Англию и поступает в Лондонский университет на факультет искусств. Он изучает английскую поэзию и много путешествует по стране, слушает английские народные песни и переводит их на русский язык.

              Спустя 2 года он возвращается домой, в Россию, и принимает активное участие в судьбе осиротевших детей, помогает детям беженцев. Так судьба впервые приводит его к детям. В начале 20-х годов он участвует в организации в организации детских домов в Екатеринодаре (Краснодаре) и создаёт «Детский городок». Это был целый комплекс детских учреждений со школой, детскими садами, библиотекой, кружками художественной самодеятельности и театром для ребят. Здесь он пишет свои знаменитые произведения «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Горя бояться – счастья не видать».

              В 1923 году Маршак возвращается в Петроград (Петербург). Здесь он руководит детским отделом в Госиздате и продолжает писать для детей.

              О своих маленьких читателях поэт говорил с любовью:

    Читатель мой особенного рода.

    Умеет он под стол ходить пешком.

    Но радостно мне знать, что я знаком

    С читателем двухтысячного года.

              Поэт получал много писем от взрослых читателей и от детей. Вот некоторые из них:

              «Милый дедушка! Сколько же тебе лет? Есть уже сто? Ведь ещё моя бабушка читала твои стихи, когда была маленькой, и мои мама, и папа тоже…»

              «Дорогой дедушка Маршак! Приезжай к нам в гости в Киев. Только со своей раскладушкой, а то дома может не оказаться лишней постели».

              «Дорогой Самуил Яковлевич! Где теперь живёт человек рассеянный? Может быть, он теперь исправился? Если да, то что он теперь делает? И как он одевается? Таня Кравцова из Ленинграда. 30 апреля 1956 года».

              Тане Кравцовой Маршак ответил так:

              «Дорогая Таня! Я очень рад, что тебе понравилась книжка про человека рассеянного. К сожалению, он ещё не исправился. Надевает на голову сапог, пишет письма огурцом, спит под кроватью. Вот он какой – рассеянный с улицы Бассейной! Где он теперь живёт, я не знаю. Он сам забыл свой адрес. А тебе шлю привет и посылаю в подарок книгу «Кошкин дом». Твой С.Маршак».

              В 1938 году Маршак переселился в Москву. Здесь он занимается переводом английской, грузинской, литовской, латышской, норвежской, чехославатской взрослой и детской литературы.

               Маршак умер 4 июля 1964 года, когда ему было 76 лет, в Москве. До последнего дня он работал. Писатель прожил долгую жизнь, написал много стихотворных произведений, пьес, сказок, литературных статей. К.И.Чуковский, приветствуя Маршака на одном из юбилеев, сказал, что в его лице приветствует сразу пять Маршаков: детского поэта, драматурга, поэта, переводчика, сатирика. А литературовед С.Сивоконь прибавил к этим пяти ещё пять: прозаик, критик, редактор, педагог, теоретик детской литературы. Это десять сторон многогранной, но удивительно цельной личности, имя которой –Самуил Яковлевич Маршак.

    Вопросы по биографии Маршака.

    1.Когда и где родился С.Я.Маршак?

    2.Сколько детей было в их семье? А писателей?

    3.В каких городах он жил и работал?

    4.В какой стране Маршак получил высшее образование?

    5.Что создал Маршак для детей в городе Екатеринодаре?

    6.Кем был Маршак?

    7.Когда умер Маршак?

    -Маршак очень любил весёлые детские песни.

    Звучит песня.

    Станция «Детская площадка»

              -К нам на праздник пришли телеграммы-шутки. Отгадайте от кого и кому могут быть эти телеграммы:

    1. «Прошу разобраться и наказать учителей, чтобы несправедливо не ставили мне единицы». (Директору от ученика по произ. «Про одного ученика и шесть единиц»)
    2. «Встречайте на вокзале, еду с большим багажом.» (г. Житомир. Дама.

    По стих. «Багаж»

    3. «Просим построить школу для котят. Мы хотим учиться грамоте!»

    (Министру образования. Кот. По стих. «Кот и лодыри»

    1. «Мы убежали от Гришки. Пожалейте, почистите и подклейте нас!»

    (Библиотеке. Книжки. По стих. «Книжка про книжки»

    Викторина «Продолжи строчку»

    Не хотел котёнок мыться – опрокинул он…(корытце)

    У Ваньки, у Встаньки – несчастные   (няньки)

    Мой весёлый, звонкий…(мяч)

    Вместо шапки на ходу он надел…(сковороду)

    Выдали даме на станции четыре зелёных…(квитанции)

    Собирались лодыри на урок,

    А попали лодыри на…(каток)

    К богатой кошке гость пришёл,

    Известный в городе…(козёл)

    Против дома у ворот

    Жил в сторожке старый…(кот)

    Загадки:

    Мы ходим ночью,

    Ходим днём,

    Но никуда

    Мы не уйдём.   (Часы)

    Что такое перед нами:

    Две оглобли за ушами,

    На глазах по колесу

    И седёлка на носу?   (Очки)

    Бьют его рукой и палкой

    Никому его не жалко.

    А за что беднягу бьют?

    А за то, что он надут?   (Мяч)

    По полотняной стране

    По реке Простыне

    Плывёт пароход

    То назад, то вперёд.

    А за ним такая гладь-

    Ни морщинки не видать!»…(Утюг)

    Станция «Библиотека»

              Однажды человек рассеянный с улицы Бассейной пришёл в библиотеку и попросил дать ему такие книги:

    -«Детки в зоопарке»,

    -«Где тут Вова? Где Андрей?»,

    -«Рассказ об известном герое»,

    -«Книжка про Гришку»,

    -«Семнадцать месяцев»,

    -«Дом, который построил Джон»,

    -«Мышкин дом»

             Конечно же, он перепутал все названия. Помогите ему исправить ошибки.

             Как вы уже знаете Маршак очень любил театр, а значит танцы.

    Для вас танцует хореографическая студия «                 .» Танец « .». Руководитель

    А теперь пора и нам провести музыкальную разминку.

    Музыкальная разминка.

    Станция «Детский театр».

    В сегодняшнем спектакле

    Все бороды

    Из пакли, а царская корона

    Из лучшего картона!...

    К чему нам бархат и атлас,

    Светящиеся краски?

    Пусть чувства светятся у нас

    Во время хода сказки!

                                 С.Я.Маршак

    Инсценирование фрагментов сказок, стихотворений, пьес.

              Ваша задача, дорогие ребята, определить, фрагмент какого произведения вы увидели?

    Станция «Честь и слава»

    (Доска почёта и уважения) Показ на слайдах литературных героев.

    Пусть каждый день и каждый час

    Вам новое добудет.

    Пусть будет добрым ум у вас,

    А сердце умным будет…

    Викторина «Неизвестные герои».

               Из какого произведения эти строки?

    «Даром минуты одной не теряя,

    бросился парень с площадки трамвая-

    Автомобилю наперерез-

    И по трубе водосточной полез»   («Рассказ о неизвестном герое)

    «В семь часов он начал дело,

    В десять сумка похудела,

    А к двенадцати часам

    Всё разнёс по адресам…»   («Почтальон»)

    «Сунул голову в окошко,

    поглядел…-Да это кошка!

    Пропадёшь здесь в огне.

    Полезай в карман ко мне!»   («Пожар»)

    «Давайте для разведки

    разделим лес на клетки.

    А лучше цепью редкой

    Прочешем лес насквозь.

    Прочешем лес гребёнкой-

    Нельзя ж искать ребёнка,

    Как курица цыплёнка,

    Без плана, на авось!»   («Как искали Наташу»)

    Станция «Зоопарк»

    Отгадайте, кто это? На слайде появляются слайды с отгаданными животными

    Уговорились я и мама

    Дождаться выходного дня

    И посмотреть ги-ги-топама…

    Нет, ги-попо-тото-потама…

    Нет, ги-тото-попо-потамама…

    Пусть мама скажет за меня!

    Загадки по С.Я.Маршаку:

    Дали туфельку ему,

    Он сказал: «Нужны пошире,

    И не две, а все четыре!»  (Слон)

    Он так высок,

    Что нелегко сорвать цветок.  (Жираф)

    К этой киске не подходите близко!  (Тигрёнок)

    Правда, дети, я хорош?

    На большой мешок похож.

    На морях в былые годы

    Обгонял я пароходы.  (Пингвин)

    Они играют в чехарду

    В зоологическом саду.  (Кенгуру)

    Течёт вода с младенца

    Он недавно из пруда

    Дайте полотенце.  (Гусёнок)

    На дальнем жарком юге,

    На пальмах и кустах,

    Визжат мои подруги,

    Качаясь на хвостах.  (Обезьяна)

    Игра «Зоркий глаз».

    Узнай животное по фрагменту

    Станция : «Доска объявлений»

    Кто написал объявление и из какого оно стихотворения.

    «Разыскивается парень двадцати лет. Ходит в футболке и кепке, на груди знак ГТО»

                                                                                                  Пожарные и милиция.

                                     «Рассказ о неизвестном герое»

    «Купим шляпы и ботинки»

                                        Свинки.

                                 «Не может быть»

    «Требуется няня к капризному мышонку.» 

                                                      Мышка-мать.

            «Сказка о глупом мышонке».

    «Пропала дочка. Приметы: усы и серые щёчки.»

            Девочка.

                                                                 «Усатый-полосатый»

    Звучит песня.

    Жюри подводит итоги конкурса.

    Награждение грамотами. Поздравление ребят.

    Классы расходятся под музыку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока внеклассного чтения. "Устное народное творчество. Ярмарка".

    Нетрадиционный урок внеклассного чтения  "Устное народное творчество. Ярмарка" является обобщающим по разделу "Устное народное творчество" во 2 классе....

    Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс

    Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс...

    Конспект урока внеклассного чтения по теме "Творчество С. Я. Маршака" 2 класс

    Урок - концерт по внеклассному чтению предназначен для учеников 2-3 классов Урок позволит детям расширить представление о творчестве С. Я. Маршака...

    План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро»

    План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро».Урок-игра по творчеству Шарля ПерроЦель: ввести учащихся в мир сказок Ш. Перро, привить интерес читателе...

    Конспект урока по ручному творчеству для учащихся 4 класса « Белый гриб».

    Конспект урока по ручному творчеству для детей сОВЗ....