Главные вкладки

    Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Презентация творчества Н.Н.Носова (к 100-летию со дня рождения)

    (к столетию со дня рождения)

    Цель: -познакомить детей с жизнью и творчеством Н.Н.Носова,

                -развить умение самостоятельного чтения книг,

                -расширить литературный кругозор учащихся.

    Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы снова встретились с вами в литературной гостинице. Добро пожаловать!

                                      У нас в гостях сегодня приглашено очень строгое жюри, которое будет вас оценивать и в конце нашей встречи подведёт итог. Итак, члены жюри:

                Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Сегодня мы будем говорить об очень добрейшем волшебнике, потому что именно он владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты: книги его переведены на десятки языков мира. Они совершили путешествие по всем континентам. Это был очень весёлый человек. Как все настоящие волшеб-ники, он был редкостным Фантазёром: как раз его фан-тазия и подарила всем нам знаменитого Незнайку со всеми увлекательнейшими его путешествиями в кругу друзей, и в Солнечном городе, и на Луне. Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?

                Правильно, ребята! Наша встреча посвящается знаменитому детскому писателю Николаю Николаевичу Носову и неслучайно. Именно сегодня ему исполняется 100 лет со дня рождения.

                 Николай Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке, расположенном в 27 км от Киева на берегу реки Ирпень, притока Днепра. Город так и назы-вается Ирпень. Отец – актёр эстрады, певец, а мать – домохозяйка, рукодельница, певунья. Воспитывали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису.

                 Николай Носов вспоминал: «Читать я научился в пятилетнем возрасте. Причём меня никто не учил. Учили моего старшего брата, а возле него и я выучился. Первыми моими книгами были «Чудо-сказки», и «Волшебные сказки».

                Когда пришло время учиться старшим детям, семья продала домик в Ирпене и переехали в Киев. Мальчики, Пётр и Николай, стали учиться в киевской гимназии Стельмашенко, после революции ставшей просто гимназией № 9. Однажды братья решили, что нет необходимости ежедневно делать домашние задания, лучше погу-лять – авось завтра не спросят. Так они отстали от одноклассников, что нагнать про-йденное было уже почти невозможно. Но всё таки как бы трудно ни было Николай берёт в руки учебники и преодолев самого себя и собственную лень начинает зано-во перечитывать учебники. Он вспоминает: «Для меня впервые, может быть, в

     -2-

    тот момент стало ясно, что настоящая человеческая радость – в борьбе, в труде, в преодолении трудностей».

                Так Николай Носов выиграл один из первых боёв в своей жизни. Далее он вспоминает: «Чего только я не успевал тогда! Ходил в публичную библиотеку!.. Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне… пел в школьном хоре… Играл в оркестре на скрипке, мандолине, гитаре. Ежемесячно выпускал журнал «Икс», для которого писал  рассказы и повести».

            Коля от природы обладал разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случилось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией. Потом он поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался очень важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.

                Как и многие знаменитые писатели Носов начал сочинять сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назвал «Затейники» и отнёс в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. А за ним последовали другие: «Живая шляпа», «Огурцы», «Фантазёры», «Заплатка» и многие другие. Кроме рассказов Носов написал несколько повестей о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Позднее к этим весёлым героям нарисовался ещё один, на этот раз сказочный – Незнайка. Ему посвящена целая серия романов-сказок: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

                 Умер Николай Николаевич Носов 6 июля 1976 году на 68 году жизни. Преемником и продолжателем творчества Николая Николаевича является родной внук Игорь, который продолжил написание увлекательнейших серий книг о Незнайке.

                 Книжки Николая Носова самые потрепанные в библиотеке. Почему? Да потому что их с удовольствием читают, они никогда не залёживаются на полках. И кто ещё не брал в руки книг Николая Николаевича Носова, живо в библиотеку! Уверяю вас, забудите об улице, о телевизоре, о компьютере и получите массу удовольствия при чтении книг.

                Итак, давайте подведём итог. Что мы знаем о Н.Н.Носове?

    1.Когда и где родился Н.Н.Носов?                                                                                             ( Родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве.)

    2.Где учился?

    (В Киеве в гимназии, в Московском институте кинематографии)

    -3-

    3.Чем занимался после института?

    (Работал на Мосфильме режиссёром и постановщиком научных и документальных фильмов, а также мультфильмов).

    4. Кем же ещё был Носов?

    (Детским писателем)

    5. Сколько лет прожил?

    (67 лет)

                Конкурсы.

    1.Разминка. Угадай рассказ, отгадав загадку..                                                                                                                    

    1. «Вильнёт хвостом туда - сюда,

          И нет её, и нет следа»

                                         (рыбка, рассказ «Карасик»)

    1. «На грядке – длинный и зелёный,

           В кадке – жёлтый и солёный»

                                     (огурец, рассказы «Огурцы» и «Огородники»)

    1. «С хозяином дружит,

           Дом сторожит,

           Живёт под крылечком,

           Хвост колечком».

                                      (собака, рассказ «Дружок»)

    1. «Меня хлопали лопатой,

           Меня сделали горбатой.

           Меня били, колотили,

           Ледяной водой облили.

           И скатились все потом

           С моего горба гуртом»

                                        (ледяной горка, рассказ «На горке»)

    2.Домашнее задание.

    Инсценирование фрагментов из произведений Н.Н.Носова.

    Угадать, фрагмент из какого произведения показали ребята?

    3.Из какого рассказа эти диалоги?

    1.  -Она жи-жи-живая!

         -Кто живая?

         -Шля-шля-шля-па.

         -Что ты! Разве шляпы бывают живые?

                          (рассказ «Живая шляпа»)

    -4-

    2. –Вдруг слышу сквозь сон: тук-тук-тук!

        -Кто-то стучит,- говорю.

        -Кто же может стучать?

        -А вот послушай.

                         (рассказ «Тук-тук-тук»)

    3. –А я раньше летать умел!

         -А ну, полети!

         -Сейчас не могу: разучился.

                          (рассказ «Фантазёры»)

    1. –Давай верёвку.

    -А её нет, верёвки.

    -Где же она?

    -Там.

    -Где – там?

    -Ну… в колодце.

    -Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?

    -Ну, да!

                      (рассказ «Мишкина каша»)

     4 .Конкурс «Чёрный ящик»

    Представителям команд предлагается угадать  наощупь, какие предметы спрятаны в чёрном ящике, и вспомнить, из какого рассказа этот предмет.

     (Предлагается телефон, пистолет, леденец, огурец, шляпа, задачник)

    5 .Музыкальный конкурс.

             Как вы уже знаете, Н.Н.Носов был режиссёром-постановщиком мультфильмов по своим  юмористическим рассказам.

    Кто написал слова к весёлой песенке «В траве сидел кузнечик»?

    -Правильно! Н.Н. Носов!

    Исполняется песня «В траве сидел кузнечик».

    Вспомните, пожалуйста, замечательный мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса». А теперь давайте споём песенку к этому мультфильму «Человек собаке друг».

    6.Конкурс «Мозаика»

    (На полосках бумаги написаны названия рассказов Н.Носова.)

    -5-

    -Собрать названия рассказов.

    «Весёлая семейка»,

    «Мишкина каша»,

    «Приключения Незнайки»,

    «Федина задача»,                                            

    «Живая шляпа»,                                      

    «Бенгальские огни»,

     

    7. Конкурс кроссвордистов

    Кроссворд «Друзья Незнайки»

    Ответы заполнять по горизонтали.

    г

    у

    н

    ь

    к

    а

    з

    н

    а

    й

    к

    а

    в

    о

    р

    ч

    у

    н

    м

    о

    л

    ч

    у

    н

    в

    и

    н

    т

    и

    к

    п

    о

    н

    ч

    и

    к

    ц

    в

    е

    т

    и

    к

    8. Конкурс «Сказочные соседи»

    Укажите профессии персонажей сказки про Незнайку и его друзей.

    (Детям предлагается собрать карточки)

    Гусля - музыкант

    Пулька – охотник

    Свистулькин – милиционер

    Винтик – механик

    Стекляшкин – астроном

    Тюбик – художник

    Кубик - архитектор

    Компрессик – врач

    Знайка – учёный

    Цветик - поэт

    9.Конкурс поэтов.

     На предложенные рифмы команды должны сочинить стихотворения, например:

    Котёнок - ребёнок

    Речка - печка

    Шар - комар

    Малыш - стоишь

    Бочка - точка

    Огурец – молодец

    -6-

    10. Конкурс «Тест – путешествие по  «Приключениям Незнайки»

    (Раздать карточки с цифрами 1,2,3)  (Конкурс со зрителями)

    -Пока команды готовят сочиняют стихи для вас, дорогие ребята, конкурс тест. Продолжаем набирать очки для своей команды.

    1. Как назывался город, в котором жили коротышки?

    -Конфетный,

    -Цветочный,

    -Малышкин

    2. Как назывался город, в котором жили одни малышки и куда прилетали малыши на шаре?

    -Зелёный,

    -Оранжевый,

    -Пёстрый

    3.Какого роста были коротышки?

    -ростом с гриб,

    -ростом с огурец,

    -ростом с арбуз

         4.Из чего были сделаны воротнички на платьях у малышек?

    -из тополиных пушинок,

    -из чёрно-бурых гусениц,

    - из кружева

    5.На чём работал автомобиль механиков Шпунтика и Винтика?

    -на конфетах и печенье,

    -на макулатуре,

    -на сиропе и газировке.

         6.Из чего Знайка сделал воздушный шар?

    -из лёгкой ткани,

    -резину для шара сделали из сока цветов, похожих на фикусы,

    -из целлофанового пакета

    7.Из чего были сделаны у малышей парашюты, когда они прыгали с воздушного шара?

    -из лепестков,

    -из одуванчиков,

    -из листочков.

    -7-

    8.Чем лечил коротышек доктор Пилюлькин?

    -йодом и касторкой,

    -зелёнкой,

    -горчичниками.

    9.Чем лечила коротышек Медуница?

    -ирисками,

    -мармеладом,

    -мёдом

    10.Почему город, где жили одни малыши, назывался Змеёвка?

    -там водились змеи,

    -его жители любили запускать бумажных змеев,

    -малыши шили себе одежду из змеиной кожи.

    11. Как был одет Незнайка?

    -рваные джинсы, футболка и бейсболка,

         -голубая шляпа, жёлтые брюки, оранжевая рубашка с зелёным галстуком,

    -строгий чёрный костюм с белой рубашкой и галстуком-бабочкой.

    11. Конкурс.

    Как мы уже говорили, малыши были ростом с огурец.

    Назовите книги других писателей о «маленьких человечках»

    Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик»,

    Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»,

    С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»,

    Я. Лари «Необыкновенное приключение Карика и Вали»,

    К.И. Чуковский «Приключения Бибигона»,

    Л. Пантелеев «Фенька»,

    Э. Успенский «Гарантийные человечки»

    Команды читают свои стихи.

    -Пока жюри подводит итоги наших конкурсов,  для вас споёт

    «Песню о школе» Дробышевская Татьяна 

    Подведение итогов жюри.

    Награждение.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока внеклассного чтения. "Устное народное творчество. Ярмарка".

    Нетрадиционный урок внеклассного чтения  "Устное народное творчество. Ярмарка" является обобщающим по разделу "Устное народное творчество" во 2 классе....

    Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс

    Конспект урока внеклассного чтения  "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс...

    Конспект урока внеклассного чтения по теме "Творчество С. Я. Маршака" 2 класс

    Урок - концерт по внеклассному чтению предназначен для учеников 2-3 классов Урок позволит детям расширить представление о творчестве С. Я. Маршака...

    План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро»

    План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро».Урок-игра по творчеству Шарля ПерроЦель: ввести учащихся в мир сказок Ш. Перро, привить интерес читателе...

    Конспект урока по ручному творчеству для учащихся 4 класса « Белый гриб».

    Конспект урока по ручному творчеству для детей сОВЗ....