Рассказ "Орел" Л.Н. Толстого
план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему

Гридина Ирина Юрьевна

Тема изучается в 1 классе (4 четверть) по программе "Планета знаний".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l._n._tolstoy_orel_.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н. Толстой «Орёл».

Цели:

  1. Изучение рассказа Л. Толстого «Орёл».
  2. Развитие навыков чтения.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Развитие социокультурного опыта учащихся.
  5. Духовно-нравственное воспитание.

Оборудование:

  1. Учебник «Литературное чтение» Э.Э. Кац для 1класса
  2. Карточки – лепестки
  3. Светофор (красный-зеленый)
  4. Телевизор.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Учитель:

        (слайд 1) Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости ваши родители и учителя!!! Давайте их поприветствуем!  

      Мы приветствуем гостей -

 Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда

Мы начнем урок, друзья!!!

 

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с поучительным рассказом великого русского писателя. Этот рассказ об отношении человека к природе. Я надеюсь, что сегодня на уроке  вы будете внимательными слушателями и активными участниками.

II. Основной этап.

1)  Работа над высказыванием А. С. Пушкина о чтении

 

(слайд 2) Прочитаем хором слова на экране:

«Чтение – вот лучшее учение»

- Объясните смысл этих слов!

Послушайте стихи о чтении и книгах (читают дети).

  1. Без книг не можем мы прожить

2. Много книг чудесных,

   Книжек умных, интересных,

            Увлекательных, веселых

                 В городах, станицах, селах.

3. Ты идешь в библиотеку,

Чтоб побольше прочитать.

Настоящим человеком

Помогают книги стать.

2) Сообщение фактов из жизни Л. Н Толстого.

Слайд 3  Сегодня мы будем читать  рассказ, который называется «Орел».

Слайд 4 Знаете ли вы, кто является автором этого произведения?                              (Л.Н. Толстой)

- Знаком ли вам этот писатель?

- Какие произведения Льва Николаевича Толстого вы читали?

(Выставка книг)-   Ребята, мы учимся только в 1 классе, а впереди вас ждет очень много встреч с произведениями этого великого русского писателя.

Слайд 5 Лев  Николаевич Толстой жил очень давно, более ста лет назад. Он родился в усадьбе Ясная поляна СЛАЙД 6 в большой дворянской семье.      Лев  был четвертым ребенком в семье.

Слайд 7 Всю свою жизнь он посвятил литературе. Лев Толстой очень любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием.                                

     Слайд 8 В Ясной поляне он открыл школу для крестьянских детей, сам учил их, воспитывал в детях доброту, стремление к справедливости, смелость, сострадание  и даже написал для детей книгу.  Слайд 9 Назвал ее «Азбука».  Все произведения этой книги очень поучительны.

 

Слайд 10  Сегодня мы будем читать рассказ «Орел» из « Азбуки» Льва Николаевича Толстого.

3) Первичное восприятие текста

Ц.у.: Во время моего чтения, вы должны тихо и внимательно слушать и подумать,  веселый этот рассказ или грустный.                                                                                                                          

Текст читает Учитель.

 4) Проверка первичного восприятия

- Ребята, Какие чувства пробудил у вас этот рассказ?  

На столах у вас лежат разноцветные лепестки - подсказки, на которых написаны слова, обозначающие чувства. Выберите лепесток с тем чувством, которое вы сейчас испытали.

                                                                                                           

1.  ГРУСТи     -  зеленый

2.  РАДОСТи  -  розовый

3.  ЖАЛОСТи  - желтый

4.  ОБИДА -        оранжевый

- Какой эпизод в рассказе вызвал в тебе это чувство?

-А сейчас мы будем готовится к выразительному чтению этого рассказа.

 

6)   Подготовим к чтению наш речевой аппарат  с помощью Дыхательной гимнастики 

Вдох через нос – выдох через рот  (3 раза)

СЛАЙД 11 )Прочитаем хором скороговорку  

- Орёл на горе,   перо на орле. ( 5 раз)

 

- Читаем хором вместе со мной  слова на доске, сначала по слогам, затем все слово целиком с ударением.

ЖДАТЬ              О-БО-ЖДАТЬ            ПОД-ЖИ-ДАТЬ

ЖДУ-ЩИЙ        ПЕ-РЕ-ЖДАТЬ          О-ЖИ-ДА-НИ-Е

       - Найдите в СЛОВАРЕ слово РАВ-НО-ДУШ-НЫЙ

Толковый словарь

- Как вы считаете, равнодушие – это положительное или отрицательное качество?

 7) Чтение и обдумывание произведения стр. 120-121

Послушаем рассказ еще раз.

Чтение рассказа учащимися по логически законченным частям.

Физминутка

Раз- подняться, потянуться

Два- согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши 3 хлопка,   Головой 3 кивка,

На 4- руки шире,

5- руками помахать,

6- за парту тихо сесть,

7,8- лень отбросим.

Дружно глазки закрываем

Вместе до 5 считаем

1,2,3,4,5-

Открываем, поморгаем  и работать продолжаем.

Вспомним правила  при ответе:

                     Сначала думаю,

  1. Проговариваю ответ про себя
  2. Поднимаю руку
  3. Когда отвечает товарищ, остальные молчат и слушают;
  4. Используйте слова – помощники:

(Слайд 12)                          Я думаю, что…

Я думаю иначе…

Я присоединяюсь

Я согласен и тоже считаю, что…

Я с тобой не согласен, потому что…

Фронтальная работа с классом.

  1. Что делали люди под деревом? Найди ответ в тексте.
  2. Почему они кидали камнями в орла?
  3.  -Как вы думаете, зачем им нужна была рыба? 

 

                                                                 

  1. Их волновало, чем будет кормить орел своих птенцов, если они отберут у него рыбу?

  1. Какими были люди: злыми, добрыми, равнодушными, жадными, легкомысленными
  2. Как орёл относился к своим птенцам? Найдите ответ в тексте. Почему орел отлетел от птенцов и сел на верхний сук

7. Почему он тяжело летел к морю?  

8.  Почему, возвращаясь второй раз, орел летел тихо и низко над землею?

 9.  Какие чувства вызывает у вас орёл: жалость, гнев, восхищение, удивление, злость?

     

Орел сумел преодолеть в себе усталость, нашел силы, чтобы выполнить свои родительские обязанности – накормить своих маленьких птенцов.

(СЛАЙД  13)  Он пожертвовал своими интересами ради своих детей, поэтому его можно назвать  СА-МО-ОТ-ВЕР-ЖЕН-НЫМ.

Орел всегда вызывает восхищение, не зря его называют царем пернатых.

Давайте посмотрим на полет орла (видео).

III. Итог урока.

Ребята, над каким рассказом мы сегодня работали?

- Кто написал этот рассказ?

Как вы думаете, зачем Л. Толстой рассказал нам эту грустную историю?

СЛАЙД 14 - Много есть на земле слов и понятий: добрых и злых, грустных и веселых, честных и лживых. Но мне кажется, что понятие равнодушие не должно быть присуще человеку. Люди должны быть открытыми, добрыми, самоотверженными как орёл из рассказа Льва Николаевича Толстого.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

-Ребята, так как же на Земле должны  жить люди и животные?

Рефлексия

- На столах у вас светофоры. Если вам было интересно, вы довольны своей работой – покажите мне зеленый цвет,

Если – у вас что не получилось, вы не довольны- красный.

- Спасибо всем за работу на уроке.

 Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе УМК "Школа России" С. Толстой «Л.Н. Толстой»

Данный материал содержит конспект урока и презентацию, в которой знакомит детей с биографией писателя Л.Н.Толстого...

Л. Н. Толстой в воспоминаниях С. Толстого.

Конспект урока и презентация к уроку литературного чтения 4 класс "Л. Н. Толстой в воспоминаниях С. Толстого. "...

«Басни Л.Н. Толстого». Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа ХХI века". Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толстого   2.Учи...

Слушание и работа с детскими книгами. «Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого». Дополнительное чтение. «Воспоминания Л.Н. Толстого».

Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толстого   2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.Способствовать формированию таких основ читательс...

«Басни Л.Н. Толстого». Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».

Тема:   «Басни Л.Н. Толстого».  Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толстого   2.Учить самостоятельно фо...