Разработка урока чтения 1класс "Что видит и слышит поэт"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Мигутина Галина Юрьевна

Комбинированный урок. 

Цель: научиться видеть привычные нам вещи с другой, с новой стороны и узнать о людях, которые помогают нам в этом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Что видит и слышит поэт.

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  1. продолжить обсуждение темы особого восприятия мира, которое характерно для поэтов, а также для всех людей, которые любят и чувствуют природу;
  2. подвести детей к мысли, что именно поэты и художники открывают нам привычные вещи с новой стороны, потому что они смотрят на мир с любовью и удивлением, преображают его силой своего воображения;
  3. формировать умение работать самостоятельно, в парах, группах, фронтально;
  4. формировать положительное отношение детей к обучению;
  5. развивать навыки осмысленного и выразительного чтения, речь, воображение, память, логическое мышление;
  6. расширять словарный запас детей;
  7. воспитывать любовь к природе, к чтению, чувство товарищества, взаимовыручки.

Оборудование:

  1. игра «Поднимись по лесенке»,
  2. пособие «Слоговая таблица»,
  3. серия иллюстраций к стихотворению «Что знал подсвечник»,
  4. картинка «Подсвечник»,
  5. иллюстрации к сказке «Необыкновенная ромашка»,
  6. карточки с заданиями для работы в парах,
  7. портрет писателя С.Воронина,
  8. выставка книг С.Воронина.

Ход урока

I.  Организационный момент.

Психологический настрой на работу.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

-Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня. Начинаем урок литературного чтения.

II. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как научиться видеть привычные нам вещи с другой, с новой стороны и о людях, которые помогают нам в этом.

III. Совершенствование техники чтения.

-Для того, чтобы мы с вами читали четко, правильно, громко, выразительно, выполним несколько подготовительных упражнений.

1). Дыхательная гимнастика. Упражнение «Задуй свечи».

2). Чтение столбиков слогов. По одному, хором. Пособие «Слоговая таблица».

вса сав

всо сов

всу сув

все сев

вси сив

3). Чтение слов сверху вниз и снизу вверх. Игра «Поднимись по лесенке».

свет

свеча

свечка

светить

осветить

посветить

подсвечник

IV. Словарная работа.

-Что такое подсвечник? (ответы детей). Картинка.

V. Работа в тетради.

а). -А вы знаете, что старинные вещи могут нам о многом рассказать, о том, что они видели и слышали раньше? Давайте послушаем, что расскажет нам старинный подсвечник.

Рабочая тетрадь. Чтение стихотворения учителем. Учащиеся следят и готовят ответ на вопрос: «О чем рассказал старинный подсвечник?»

б). Учащиеся отвечают на вопрос.

-Кто такой ротозей?

в). Повторное чтение стихотворения учащимися и ответ на вопрос: «Что было непонятно в стихотворении подсвечнику?»

По ходу ответов детей на доске крепятся иллюстрации к стихотворению.

г). -Давайте попробуем объяснить, почему Поэт так говорит о дожде, ночи, луне и ветре.

Ответы детей.

д). Выполнение задания в тетради.

- Каждый поэт и художник смотрит на мир по-особому, оживляет, одухотворяет предметы и явления, которые видит вокруг. А как вы думаете, другие люди могут также по-особому видеть привычные всем предметы? (ответы детей). А вы так умеете?

Физкультминутка

VI.Подготовка к работе над сказкой С.Воронина «Необыкновенная ромашка».

-Не знаю, чем всё это объяснить, но стоит мне только сказать вслух: "Сказка начинается!" – как сразу какое-то удивительное волшебство происходит у меня на глазах, и сказка на самом деле начинается. Отчего это? Почему? Не знаю.
И что интересно, сказка каждый раз бывает новой. Ещё не было ни одной, похожей на другую. Если я говорю эти слова в лесу – начинается лесная сказка, если в море – морская, на озере – озёрная, в горах – горная, а если сижу дома, то начинается сказка домашняя. В поле я ещё ни разу не произносила  этих чудесных слов. И вот теперь мы с вами вместе отправимся туда.
VII. Работа над сказкой.

а). -Какую полевую сказку вы прочитали к уроку? Кто ее написал?

Рисунок – обложка книги – на доске. Портрет автора.

-Как вы думаете, почему она так называется?

Рисунок Ромашки-1 прикрепить на доску.

Б). Чтение сказки вслух учащимися по частям.

Рисунок Ромашки-2 прикрепить на доску.

в). Уточнение основной идеи текста.

-Разве цветы могут говорить? – спросил Миша.

-Конечно, только не все их слышат, - ответил Кот.

-Объясните ответ Кота.

Ответы детей.

-Цветы, как и все живое, безусловно «говорят», но по-своему: им может не хватать влаги, и тогда они всем своим видом показывают, что хотят пить; им может быть очень комфортно, и тогда это тоже хорошо видно; они могут страдать от того, что им обламывают веточки, обрывают лепесточки и т.д. Конечно, не все слышат голос растений, только те люди, которые внимательно относятся к окружающему миру, умеют наблюдать те изменения, которые в нем происходят, умеют всматриваться, вслушиваться, вдумываться, умеют чувствовать чужую боль, даже если эта боль исходит от бессловесных растений.

-Почему Лека слышит голос цветка, а Степа нет, как вы думаете?

Ответы детей.

г). Работа в парах.

-На карточках написаны качества людей. Зеленым карандашом подчеркните те из них, которые, на ваш взгляд, относятся к Леке, а красным карандашом – те, которые относятся к Степе.

Карточки – задания. Работа в парах.

Добрый, заботливый, жестокий, чуткий, безжалостный, недоверчивый, внимательный, отзывчивый.

Проверка.

-На кого из мальчиков вы хотели бы быть похожими? Почему?

-Лека умеет всматриваться в окружающий его мир природы: он обнаружил, насколько красива Ромашка («высокая, желтоголовая, в белом большом воротничке»), он ужаснулся, когда увидел израненные и раздавленные цветы – результат собственного прыганья на одной ноге, он увидел, что Ромашка хочет пить и не поленился сходить за водой; он верит в то, что Степа тоже может услышать голос цветка.

   Степа – менее чуткий мальчик. Ему очень хочется доказать Леке, что тот выдумщик и врун; он не старается прислушаться и всмотреться;  он идет и приходит с установкой доказать Леке, что цветы не умеют разговаривать; он срывает цветок, хотя и знает, что его приятель нес воду, чтобы полить Ромашку. Мальчик, который не хочет поверить в чудо, который сразу настроен на то, чтобы разоблачить друга, конечно же, не может услышать голос цветка.

-Почему название цветка написано с большой буквы?

Ответы детей.

-Цветок для Леки – живое существо, красивое, умеющее чувствовать и разговаривать. Именно поэтому у цветка есть не просто видовое название «ромашка», но и индивидуальное имя «Ромашка». Это – конкретный цветок, с которым подружился мальчик.

-Лека – особенный? Вы знаете таких людей?

Ответы детей.

-Есть люди, которые кормят с руки синичек и воробьев (они настолько близки к природе, что представители природы считают их своими, не опасаются их). Есть люди, которые понимают птичий язык и сами великолепно имитируют голоса птичек, как бы разговаривая, общаясь с ними. Есть люди, которые знают название всякой травки, каждого цветочка. Встречаются люди, которые могут выходить любого раненого или попавшего в беду зверя и т.д.

VIII. Обобщение.

Вывод: каждый может быть таким особенным, надо просто любить мир природы, быть чутким и внимательным к нему. Все люди, которые напоминают нам Леку, по-своему поэты. Поэты – не в том смысле, что пишут стихи или умеют рифмовать, поэты, потому что тонко чувствуют все, что их окружает, способные обнаружить живую душу в звере, птичке, цветке. Они видят то, чего мы часто не замечаем. Они слышат то, чего мы не слышим.

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Чему мы учились сегодня на уроке?

-Что нового вы открыли для себя?

-С каким настроением вы работали сегодня на уроке?

-Давайте все вместе похвалим себя за хорошую работу на уроке, похлопаем друг другу в ладоши и скажем: «Молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО (стандарт второго поколения) по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». К уроку прилагается презентация....

Презентация к уроку литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа".

Презентация к уроку литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа". В презентацию рекомендуется встави...

Разработка урока "Приёмы вычислений вида : 36 + 2, 36 + 20"

Цели урока:1.Использовать различные приемы вычислений.2.Познакомить  с приемами вычислений вида : 36 +2, 36 + 20.3.Воспитывать культуру общения «Ученик- учитель, ученик –ученик»4.Развивать ...

Разработка урока "Приёмы вычислений вида : 36 + 2, 36 + 20"

Цели урока:1.Использовать различные приемы вычислений.2.Познакомить  с приемами вычислений вида : 36 +2, 36 + 20.3.Воспитывать культуру общения «Ученик- учитель, ученик –ученик»4.Развивать ...

Презентация к уроку чтения " Картины дождя в произведениях поэтов"

В презентации раскрыта тема урока лирика А.А. Фета. На примере стихов разных поэтов предлагается рассмотреть описание дождя.  Знакомим детей с литературными приемами. Знакомим с терминами "олицет...

Разработка урока чтения и развития речи в 4 классе 8 вида школ по теме "В.Хомченко «Михаськин сад»"

Данная разработка урока поможет педагогам в подготовке к уроку по данной теме....

Методическая разработка урока чтения в 3 классе "Н. Носов "Живая шляпа" школа 8 вида

Конспект урока представлен в виде технологической карты....