Русская народная песня "Котик. Загадки."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Агапова Тамара Анатольевна

Открытый урок литературного чтения. УМК "Начальня школа 21 века", ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 «В» классе (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Тема:  Русская народная песня «Котик». Загадка.

Цель урока: формирование положительной мотивации к предмету.

Предметные УУД: слушание русской народной песни «Котик», выполнение заданий в учебнике и тетради, самостоятельная работа с загадкой.

Познавательные УУД: развитие навыка чтения, работа с произведением и загадкой, выполнение задания в учебнике.

Регулятивные УУД: сознательное чтение текста.

Коммуникативные УУД: формирование приёмов мыслительной деятельности.

Личностные УУД: осознание значимости русской народной песни «Котик», высказывание своей точки зрения; уважение мнения собеседника.

Методические приёмы: метод динамических поз, методика зрительно-координационных упражнений; методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла», экологическое панно.

Материально-техническое оснащение урока:

Общеклассная работа: классная доска, карточки с жанром и названием произведения, карточки для зрительных точек, этапы работы для сенсорного креста, электронная физминутка «Цветик-семицветик».

 Каждому: учебники: Ефросинина,Л.А. Литературное чтение: 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г. рабочие тетради: Ефросиниа, Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина . – М.: Вентана-Граф,2011, ручки, простые и цветные карандаши, резинки, котята для рефлексии.

Парная работа: карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

- Пожелайте друг другу удачи.

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт, учебник, тетрадь, пенал с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1.  Введение в тему урока. Целеполагание урока.

- Ребята, скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке литературного чтения?

В  результате обсуждения формулируем план урока (работа с «сенсорным крестом»):

  1. Речевая разминка.
  2. Знакомство с произведением.
  3. Чтение русской народной песни.
  4. Работа с загадкой.
  5. Работа в паре.
  6. Работа в рабочей тетради.
  7. Творческая работа.

  1. Речевая разминка.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

    Вот и ждёт рыжий кот –

    Может, миска подползёт.

- Прочитайте:

а) глазами,

б) шепотом,

в) громче,

г) прочитать в быстром темпе.

- Молодцы!

- Ребята, давайте теперь сформулируем тему нашего урока.

  1. Знакомство с произведением.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что нам необходимо знать в первую очередь для того, чтобы познакомиться с новым произведением на нашем сегодняшнем уроке? (Название и жанр произведения).

- Сегодня мы с вами познакомимся с названием нашего произведения  необычным способом.

- Для этого нам необходимо обратиться за помощью к нашему экологическому панно. (Работа на экологическом панно). 

- Посмотрите на таблички. Что на них изображено? (Числа).

- Чтобы узнать, жанр произведения и его название, вам нужно отгадать загадки. Если вы выполните всё правильно, то на нашем панно появится тема нашего сегодняшнего урока. (Таблички необходимо перевернуть при правильном отгадывании загадки).

Загадка №1:                                                 Загадка №2:

Зелены мы, как трава,                                 Шевелились у цветка

Наша песенка «Ква-ква»! (Лягушки)          Все четыре лепестка.

                                                                      Я сорвать его хотел –

                                                                      Он вспорхнул и улетел.

Загадка №3:                                                 Загадка №4:

Зелена, а не луг,                                            На шесте – дворец,

Бела, а не снег,                                              Во дворце – певец.

Кудрява, а не голова.

- Ребята, назовите тему нашего сегодняшнего урока. (Русская народная песня «Котик»).

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт, учебник, тетрадь, пенал с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1. Физминутка зрительная. (Презентация).

  1. Работа над русской народной песней «Котик».

- Итак, ребята, о ком мы сегодня будем читать? (О Котике).

- А что мы уже знаем о кошках? (Выходят 2 ученика и делают сообщение о кошках).

- Сейчас я буду читать  песню, а вы внимательно слушайте. (Чтение песенки учителем).

- Интересно ли было слушать?

- О ком говорится в произведении?

- Есть ли у вас дома кошка?

- Составьте 3-4 предложения.

( К доске выходят поочерёдно 2 человека и делают сообщение о своих домашних питомцах – кошках).

  1. Работа над текстом песни. Загадка.

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Труднопроизносимые слова).

- Давайте вместе прочитаем и запомним правильное произношение и ударение  каждого слова. (Кудреватый, пушистый, золотистый, серенький, беленькая, крепкие, цепкие).

- А теперь прочитайте  песенку самостоятельно. (Жужжащее чтение).

( Выразительное чтение песенки учащимися).

- Произведение какого жанра вы прочитали?

- Можно ли стихотворение назвать песней?

- Кто автор?

- Какая это песня?

- Что значит народная?

- Скажите, пожалуйста, как описан котик в песенке? Прочитайте.

- А как выдумаете, почему котик описан так подробно?

- Как автор к нему относится? (Ласково). 

- Какие слова в песенке говорят об этом? Прочитай.

- Ребята, в учебнике для вас приготовлена загадка.  Сейчас я её прочитаю, а вы внимательно слушайте. И кто знает отгадку – поднимите руку.

- О ком говорится в загадке? С каким чувством? Прочитайте, выделяя ласковые слова в загадке, которые помогли вам отгадать её.

- Какую кошку вы представили, когда я прочитала вам загадку? Опишите её.

  1. Работа в парах.

- Какими ласковыми словами описан Котик в песенке?

- У вас на партах лежат карточки. Вам необходимо выбрать нужные сочетания слов из предложенных и подчеркнуть их.

Карточка.

КАКИМИ ЛАСКОВЫМИ СЛОВАМИ ОПИСАН КОТИК В ПЕСЕНКЕ? ПОДЧЕРКНИ.

                 Глазок золотистый                                       Белая грудка

                 Спинка серенькая                                         Лапки крепкие

                 Лапы сильные                                               Кудреватый лобок

                 Хвостик пушистый                                       Грудка беленькая

 

  1. Физминутка (двигательная).

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А с него упала вниз!

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт, учебник, тетрадь, пенал с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1.  Работа в печатной тетради.

- Ребята, а теперь мы будем работать в рабочей тетради.

- Итак, на какой странице мы начнем свою работу? (Стр.33-34).

- Назовите тему нашей работы в тетради. ( Котик. Русская народная песня).

Задание 1.

- Ребята, что мы будем выполнять в первом задании? (Дети самостоятельно ориентируются в тетради, хорошо читающие дети озвучивают задание и вместе с остальными ребятами начинают его выполнять, предварительно проанализировав его).

- Итак, нам необходимо перечитать текст песни. И выписать на строки в тетради как называют кота в песенке. (Котя, котенька-коток).

- Для того, чтобы вы не ошиблись, я буду писать на доске, и если вам понадобится помощь, вы сможете самостоятельно проверить свою работу.

Задание 2.

 Рассмотри рисунок. Раскрась так, чтобы получился котик, который тебе нравится.

Задание 3.

- Ребята, что нам необходимо выполнить в этом задании? (сравнить котов и дописать в таблицу).

- Ребята, а столбик в таблице «У твоего котика» вы выполните дома самостоятельно.

  1. Закрепление изученного материала.

- Ребята, а сейчас я вам хочу предложить небольшой тест-опрос по нашему песенке. Я буду задавать вопросы по тексту, а вы слушайте внимательно, если услышите ошибку, то обязательно исправьте меня.

- Если высказывание верное – поднимите правую руку, если неверное – левую руку.

     + 1. Котика в песенке называли «Котя, котенька-коток»?

     -  2. У котика глаза были зеленые? (Глазок золотистый).

     + 3.  Хвостик пушистый?

     -  4.  Коготки острые? (Когти цепкие).

     +  5.  Спинка серенькая?

     +  6.  Грудка беленькая?

     +  7.  Шубка очень хороша?

  1. Итог урока.

- Ребята, ответьте, мы сегодня хорошо поработали на уроке?

- Что на уроке запомнилось?

- Чему научились?

  1.  Рефлексия.

- Оцените свою работу с помощью котика. Посмотрите на доску. Вы видите три полянки. Каждая полянка обозначает цвет вашего настроения, с которым вы закончили урок. Прикрепите своего котика на полянку, которая соответствует вашему настроению.

Зеленый цвет –  настроение отличное.

Синий цвет – настроение хорошее.

Красный цвет – настроение грустное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока по внеклассному чтению.2 класс)

Русские народные сказки, загадки, скороговорки. (конспект урока внеклассного чтения.2 класс). На уроке представленна работа в парах и группах...

Презентация " В гостях у сказки" ( загадки по русским народным сказкам)

Загадки по русским народным сказкам можно разбить на три раздела: первый "Узнай сказку по загадке" слайды 3 - 12, второй "Узнай сказочный предмет или персонажа" слайды 13 - 17, третий - "Загадки- обма...

Урок литературоное чтение 2 класс "Разгадываем загадки сказок. Русская народная сказка "Снегурочка"

Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка».Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения.Овладение навыками осозн...

Литературное чтение для учащихся 1-го класса "Загадки, песенки. Русские народные сказки."

        Урок   Литературное  чтение  для  учащихся  1 - го  класса. Загадки,  песенки.  Русские  народные  сказки....

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....

Произведение фольклора о животных. Русская народная песня "Котик".Загадка, 1 класс

Конспект и презентация урока по чтению Произведение фольклора о животных. Русская народная песня "Котик".Загадка, 1 класс...