рабочая программа по литературному чтению 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса к УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litra_3_klass.doc309.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnit.zapiska_litra_3.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

по литературному чтению (3 класс).

№ п\п

Тема урока

Кол-во

ч.

Использование

ИКТ

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Универсальные учебные действия (УУД)

Дата

проведения

Книги – мои друзья (4 ч)

1.

Знакомство с системой условных обозначений. Обращение авторов учебника.

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника.

Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные (П):

самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной   цели.

Коммуникативные (К):

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

2.

Вводный урок по содержанию раздела. Наставления детям Владимира Мономаха.

1

Определять смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Работая в паре, выслушивать мнения ребят.

Р: умение  учиться и способность

к  организации  своей  

деятельности; способность  

принимать, сохранять  цели  и  

следовать  им  в  учебной  

деятельности.

П: умение  структурировать  

знания; умение  осознано  и  произвольно  строить

речевое  высказывание.

К: контролировать действия партнёра.

3.

Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров.

Первая «Азбука» Ивана Федорова. Наставления Библии.

1

Обсуждать с друзьями наставления и изречения из Библии. Составлять свою Книгу наставлений. На основе текста

Б. Горбачевского, описывать первую печатную книгу, на основе опорных слов строить свое высказывание.

Р:умение  контролировать  

процесс  и  результаты  своей деятельности; умение  адекватно  воспринимать  оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  

знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

4.

Проект.

1

Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.

Р: умение  различать  

объективную  трудность  задачи  

и  субъективную  сложность;

умение  взаимодействовать  со  взрослыми  и  со  сверстниками  в  учебной  деятельности.

П: постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания, учитывающие, что  он  знает  и  видит, а  что  нет.

«Жизнь дана на добрые дела» (13 часов)

5.

Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг.

1

Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову.

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности.

П: формулирование  проблемы; самостоятельное  создание  

способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  

характера.

К: уметь  устанавливать  контакт, организовывать и осуществлять совместную  деятельность;

налаживать межличностные

отношения.

6.

Пословицы разных народов о человеке и его делах.

Н. Носов. Огурцы.

1

Объяснять, что такое верность слову, честность, рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа.

Р: умение  контролировать  

процесс  и  результаты  своей деятельности; умение  адекватно  воспринимать  оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  

знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

7.

Создание рассказа по аналогии на тему: «Что такое добро».

1

Рассуждать о нравственных понятиях.

Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные (П):

самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  

цели.

Коммуникативные (К):

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

8.

М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка.

1

Рассуждать о действиях героев рассказа.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей  деятельности; способность  принимать, сохранять  

цели  и  следовать  им  в  учебной  деятельности.

П: умение  структурировать  знания;

умение  осознано  и  произвольно  

строить речевое  высказывание.

К: контролировать действия партнёра.

9.

М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ.

1

Определять тему и название выставки книг.

Р: умение  различать  объективную  трудность  задачи  и  субъективную  сложность; умение  

взаимодействовать  со  взрослыми  

и  со  сверстниками  в  учебной  деятельности.

П: постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания, учитывающие, что  он  знает  и  видит, а  что  нет.

10.

Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе.

1

Писать отзыв на прочитанную книгу.

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

11.

М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.

1

Объяснять название текста, заглавие. Анализировать действия героев рассказа.

Р: умение  различать  объективную  трудность  задачи  и  субъективную  сложность.

П: постановка  и  формулирования  проблемы.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания.

12.

Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях.

1

Определять тему и название выставки книг. Представлять выбранную книгу.

Р: умение  различать  объективную  трудность  задачи  и  субъективную  сложность.

П: постановка  и  формулирования  проблемы.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания.

13.

Самостоятельное чтение.

Н. Носов. Трудная задача.

1

Читать про себя и вслух. Рассуждать над нравственными понятиями.

Р: умение  действовать

по  плану  и  планировать  свою  деятельность.

П :знаково-символическое моделирование.

К: контролировать действия

партнёра.

14.

Семейное чтение. Притчи.

1

Читать про себя и вслух. Рассуждать над нравственными понятиями.

Р: умение  действовать

по  плану  и  планировать  свою  деятельность.

П: знаково-символическое моделирование.

К: контролировать действия

партнёра.

15.

Наш театр. В. Драгунский. Инсценирование.

1

Распределять роли, договариваться друг с другом.

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности.

П: формулирование  проблемы; самостоятельное  создание  

способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

К: уметь  устанавливать  контакт, организовывать и осуществлять совместную  деятельность;

налаживать межличностные

отношения.

16.

Контрольная работа.

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К:Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

«Волшебные сказки» (12 часов)

17.

Вводный урок. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

1

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: народные сказки, присказки, сказочные предметы.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

18.

Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки.

1

Читать вслух и про себя. Определять особенности волшебной сказки.

Р: умение  учиться  и  способность  

к организации  своей деятельности.

П: умение  структурировать  знания.

К: контролировать действия партнёра.

19.

Русская сказка. Иван-царевич и Серый Волк. Характеристика героя.

1

Определять из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Определять какие предметы являются сказочными.

Р: формирование  

целеустремлённости  и  

настойчивости  в  достижении  

целей, жизненного  оптимизма, готовности  к  преодолению  

трудностей.

П: постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания, учитывающие, что  он  знает  и  видит, а  что  нет.

20.

В. Васнецов. Иван Царевич на Сером Волке. Рассказ по картине.

1

Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине.

Р: умение  учиться  и  способность  

к организации  своей деятельности.

П: умение  структурировать  знания.

К: контролировать действия партнёра.

21.

Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки.

1

Читать вслух и про себя. Определять особенности волшебной сказки.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

22.

Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки.

1

Определять из каких элементов сюжета состоит волшебная сказка. Определять какие предметы являются сказочными.

Р: умение  учиться  и  способность  

к организации  своей деятельности.

П: умение  структурировать  знания.

К: контролировать действия партнёра.

23.

 Летучий корабль. Герои волшебной сказки. Характеристики героя.

1

Составлять план текста, делить текст на части, характеризовать героев.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

24.

Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки.

1

Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей  деятельности; способность  принимать, сохранять

цели  и  следовать  им  в  учебной  деятельности.

П: умение  структурировать  знания;

умение  осознано  и  произвольно  

строить речевое  высказывание    в  

устной  и  письменной  форме.

К: контролировать действия партнёра.

25.

По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения.

1

Делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

26.

По щучьему велению. Инсценирование произведения.

1

Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

27.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки.

1

Выполнение  заданий учебника.  

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности.

П: формулирование  проблемы; самостоятельное  создание  

способов  решения  проблем  

творческого  и  поискового  

характера.

К: уметь  устанавливать  контакт, организовывать и осуществлять совместную  деятельность;

налаживать межличностные

отношения.

28.

Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Р: умение  различать  объективную  трудность  задачи  и  субъективную  сложность.

П: постановка  и  формулирования  проблемы.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания.

«Люби всё живое»» (14 часов)

29.

Энциклопедии и справочники.

1

Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей  деятельности; способность  принимать, сохранять

цели  и  следовать  им  в  учебной  деятельности.

П: умение  структурировать  знания;

умение  осознано  и  произвольно  

строить речевое  высказывание    в  

устной  и  письменной  форме.

К: понимать  возможности  различных  позиций  и  точек  зрения  на  какой – либо  предмет  или  вопрос.

30.

К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

1

Энциклопедии и справочная литература.  Представление книги. Написание отзыва.

Р: умение  различать  объективную  трудность  задачи  и  субъективную  сложность.

П: постановка  и  формулирования  проблемы.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания.

31.

В. Берестов. Кошкин щенок.

Б. Заходер. «Вредный кот».

1

Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать.

Р: формирование  

целеустремлённости  и  

настойчивости  в  достижении  

целей, жизненного  оптимизма, готовности  к  преодолению  

трудностей.

П: постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания, учитывающие, что  он  знает  и  видит, а  что  нет.

32.

В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста.

1

Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К:Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

33.

Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка».

1

Особенности художественного текста. Мастерская писателя. Создание текста по аналогии.

Определять смысл названия произведения.

Определять правду и вымысел в произведениях.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

34.

Тим Собакин. Песни бегемотов.

1

Особенности юмористического произведения. Выразительно читать произведение. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей  деятельности; способность  принимать, сохранять

цели  и  следовать  им  в  учебной  деятельности.

П: умение  структурировать  знания;

умение  осознано  и  произвольно  

строить речевое  высказывание    в

устной  и  письменной  

форме.

К: контролировать действия партнёра.

35.

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

1

Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Р: умение  учиться  и  способность

к организации  своей деятельности.

П: умение  структурировать  знания.

К: контролировать действия партнёра.

36.

Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька».

1

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале.

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности.

П: формулирование  проблемы; самостоятельное  создание  

способов  решения  проблем  

творческого  и  поискового

характера.

К: уметь  устанавливать  контакт, организовывать и осуществлять совместную  деятельность;

налаживать межличностные

отношения.

37.

Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик.

1

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу.

Р: умение  учиться  и  способность  

к организации  своей деятельности.

П: умение  структурировать  знания.

К: контролировать действия партнёра.

38.

М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию.

1

Подготовка к инсценированию произведения. Работа в «Творческой тетради».  

Р: умение  учиться  и  способность  

к организации  своей деятельности.

П: умение  структурировать  знания.

К: контролировать действия партнёра.

39.

М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения.

1

Инсценирование произведения.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

40.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

1

Определять свою позицию по отношению к героям произведения.

Деление рассказа на смысловые части, озаглавливание каждой части.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К:Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

41.

Составление плана рассказа.

1

Выявлять особенности героев художественного рассказа.

Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения.

Р: умение  различать  объективную  трудность  задачи  и  субъективную  сложность.

П: постановка  и  формулирования  проблемы.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания.

42.

Контрольная работа по разделу «Люби все живое».

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Р: умение  различать  объективную  трудность  задачи  и  субъективную  сложность.

П: постановка  и  формулирования  проблемы.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания.

«Картины русской природы»  (10 часов)

43.

Картины русской природы.

И. Шишкин. Зимой в лесу.

1

Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине

Р: умение  учиться  и  способность  

к организации  своей деятельности.

П: умение  структурировать  знания.

К: контролировать действия партнёра.

44.

Н. Некрасов. Славная осень.

1












Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить  изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К:Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

45.

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».

1

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

Объяснять используемые в тексте выражения.

Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

46.

А. Фет. «Осень».    

И. Бунин. «Первый снег».

1

Сравнивать произведения литературы и живописи. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей деятельности.

П: построение  логической  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

47.

В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста..

1

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности.

П: формулирование  проблемы; самостоятельное  создание  

способов  решения  проблем  

творческого  и  поискового

 характера.

К: уметь  устанавливать  контакт, организовывать и осуществлять совместную  деятельность;

налаживать межличностные

отношения.

48.

Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.

1

Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Читать вслух и про себя.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

49.

К. Бальмонт. Снежинка.

1

Находить слова, которые помогают представить  изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей деятельности.

П: построение  логической  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

50.

К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».

1

Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

51.

Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.

1

Сравнивать произведения литературы и живописи.

Определять тему и название выставки книг.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

52.

Маленькие и большие секреты  страны Литературии. Картины русской природы.

1

Картины русской природы. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

«Великие русские писатели»  (23 часа)

53.

Выставка книг. Произведения русских писателей.

1

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей деятельности.

П: построение  логической  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

54.

В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин.

1

Чтение статьи В. Берестова «Александр Сергеевич Пушкин». Краткий пересказ.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

55.

А.С. Пушкин. Зимнее утро.

1

Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

56.

Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи                И. Грабаря. Зимнее утро.

1

Анализ произведения. Сравнение стихотворения с произведением живописи.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

57.

А.С. Пушкин. Зимний вечер.

1

Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей деятельности.

П: построение  логической  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

58.

Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи            Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой.

1

Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

59.

А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета…Сравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж.  В. Сурикова. Взятие снежного городка.

1

Находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.

Сравнение стихотворения с произведением живописи.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

60.

Выставка книг. Сказки А.С. Пушкина.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения.

Определять нравственный смысл текста.

Соотносить иллюстрации и художественный текст.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

61.

Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (продолжение).

1

Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения.

Определять нравственный смысл текста.

Соотносить иллюстрации и художественный текст.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей деятельности.

П: построение  логической  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

62.

Анализ произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

1

Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

63.

И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

1

Обсуждать в паре, когда используется приём звукозаписи.

Озаглавливать иллюстрации.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

64

Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ. Викторина «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?».

1

Рассказывать об особенностях басни    И. Крылова. Объяснять смысл басен И. Крылова.

Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Р: умение  контролировать  процесс

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

65.

И.А. Крылов. Слон и Моська.

1

Особенности басен     И. Крылова. Объяснять смысл басен И. Крылова. Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей деятельности.

П: построение  логической  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

66.

И. А. Крылов. Чиж и голубь.

1

Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

67.

Обобщающая работа по теме: «Басни И.А Крылова».

1

Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

68.

Л.Н. Толстой. Лев и собачка.

1

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

69.

Л.Н. Толстой. Лебеди.

1

Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей деятельности.

П: построение  логической  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

70.

Л.Н. Толстой. Акула.

1

Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

71.

Обобщающая работа по произведениям Л.Н. Толстого.

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

72.

Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов.

1

Самостоятельное чтение вслух и про себя.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

73.

И.А. Крылов. Квартет. Подготовка к инсценированию.

1

Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей деятельности.

П: построение  логичес-

кой  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

74.

И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование произведения.

1

Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И .Крылова с книгами басен.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

75.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Создание текста-рассуждения.

1

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

76.

Контрольная работа по теме: «Тематический каталог. Создание текста-рассуждения о значении слова «согласие».

1

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

«Литературная сказка» (13 часов)

77.

В.И. Даль. Девочка Снегурочка.

1

Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей деятельности.

П: построение  логической  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

78.

В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки.

1

Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ.

Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

79.

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

1

Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

80.

Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки.

1

Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

81.

Дж. Родари. Волшебный барабан.

1

Чтение и анализ. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей деятельности.

П: построение  логической  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

82.

Создание своего окончания сказки.

1

Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл произведения. Составлять план сказки. Сочинять возможный конец сказки.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

83.

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов.

1

Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

84.

Тим Собакин. Лунная сказка..

1

Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других.

Сочинять возможный конец сказки.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

85.

Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе.

1

Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других.

Сочинять возможный конец сказки.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей деятельности.

П: построение  логической  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

86.

С. Михалков. Упрямый козлёнок. Подготовка к инсценированию.

1

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

87.

С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование произведения.

1

Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

88.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение сказки.

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К :взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

89.

Обобщающий урок по теме: «Литературная сказка».

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Р: умение  учиться  и  способность

 к  организации  своей деятельности.

П: построение  логической  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

«Картины родной природы»  (13 часов)

90.

Т. Коти. В родном краю.

Пишем рассказ «В родном краю».

1

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

91.

Б. Заходер. Что такое стихи?

1

Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

92.

И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна.

1

Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста-описания.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

93.

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна.

1

Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы..

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей деятельности.

П: построение  логической  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

94.

С. Есенин. С добрым утром.

1

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

95

Сравнительный анализ произведений живописи             А. Васнецова. После дождя,       И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.

1

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения литературы и живописи. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

96.

М. Пришвин. Золотой луг.

1

Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук.  Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнение произведения живописи и стихотворения.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

97.

Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом»  и произведения живописи             А. Рылова «Зелёный шум».

1

Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук.  Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнение произведения живописи и стихотворения.

Р: умение  учиться  и  способность

к  организации  своей деятельности.

П: построение  логической  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

98.

Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака…» и произведения живописи          А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки».

1

Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К :взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

99.

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.

1

Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения.

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

100.

Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.

1

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

101.

Итоговая контрольная работа по теме: «Сравнение произведения живописи и стихотворения. Средства выразительности в поэзии».

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Р: умение  учиться  и  способность  

к  организации  своей деятельности.

П: построение  логической  цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

102.

Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий.

1

Р: умение  контролировать  процесс  

и  результаты  своей деятельности;

умение  адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

Р: определять цель деятель ности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К:Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.



Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии, - изучение литературно – художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребенка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально – познавательных, художественно – эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста форме.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создает условия для овладения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

- развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительно чтения; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

- обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. 

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. 

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. 

  1. Общая характеристика учебного предмета.

         Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идет параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями, анализируют их поступки, понимают смысл происходящего.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно – популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно – исторической ценности.

Разделы:

  1. «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения».
  2. «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
  3. «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность».
  4. «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью;
  2. овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Основные содержательные линии

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

        Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

        Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.

Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:

  1. целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
  2. свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
  3. приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
  4. формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
  5. обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
  6. научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
  7. развивать интерес к литературному творчеству;
  8. духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

Общие принципы, реализующие указанные цели:

  1. принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
  2. принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
  3. принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
  4. принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
  5. принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
  6. культурно-исторический принцип;
  7. принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.        

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

          В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

3. Описание места предмета в учебном плане.

     В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. В 3-м классе рабочая программа предусматривает 3 часа изучения курса в неделю. Учебный материал распределен по разделам:

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Книги – мои друзья.

4 часов

2.

Жизнь дана на добрые дела.

13 часов

3.

Волшебные сказки.

12 часов

4.

Люблю всё живое.

14 часов

5.

Картины русской природы.

10 часов

6.

Великие русские писатели.

23 часов

7.

Литературная сказка.

13 часов

8.

Картины родной природы.

13 часов

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы – основывается на общечеловеческой жизни, на осознании себя частью природы. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как к среде обитания человека и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно – популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как к виду искусства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально – позитивного отношения к семье, близким, чувствам любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.



Учебники

  1. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.
  2. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.

Пособия для учащихся

  1. Литературное чтение: Волшебная сила слов: Рабочая тетрадь по развитию речи: 3 класс / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти, А. В. Абрамов.
  2. Литературное чтение: Творческая тетрадь: 3 класс / Т. Ю. Коти.

Методические пособия

  1. Литературное чтение: Уроки чтения: 3 класс / М. В. Бойкина.

Книги для учителей

  1. Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность.
  2. Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника: Книга для учителя.

В программе определены цели начального курса литературного чтения; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся.


Методический аппарат учебников ориентирует учащихся на формирование важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать, составлять план).


В пособиях рассматриваются теоретические основы обучения чтению, даются общие рекомендации по организации уроков литературного чтения и поурочные разработки к учебникам.


В пособиях рассматриваются требования к обучению творческому чтению и подходы к формированию читательской активности младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...