Разработка урока литературного чтения по теме: А. Твардовский "Рассказ танкиста"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Cтепанова Инна Анатольевна

Урок по УМК "Планета знаний" в рамках темы "Прошла по земле война". К уроку прилагаются три презентации: "Презентация урока", "Биография А.Твардовского", "Сталинградская битва".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературного чтения для 4 класса 04.02.2013 г.

Прошла по земле война.   А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»  (УМК «Планета знаний)

Цели и задачи урока:

        - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне;

        - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал;

        - выявить особенности языка в произведении;

        -  развитие речи учащихся, логического мышления, творческих способностей;

        -  создание условий для развития чувства патриотизма, эмоциональной отзывчивости на        произведение А. Твардовского “Рассказ танкиста”.

Оборудование: картины с изображением боев ВОв, учебники, портрет А. Твардовского, музыкальные записи, звукозапись, видеозаписи, презентации, выставка книг о войне, рисунки детей, фотографии встречи с ветеранами ВОв, карточки с заданиями, записи на доске: дата начала и окончания ВОв, слова и фразы для лексической работы.  

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

    2)  Актуализация знаний.        

      На доске написана даты: 22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.    17 июля 1942г. – 2 февраля 1943г.

 Звучит мелодия песни «Вставай, страна огромная…»

     -Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? 

      - Что это за дата написана на доске? (первая дата)

      — Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Какой город первым принял на себя удар врага?
      — Сколько лет длилась эта война?

     - А почему записана вторая дата? (70-летие Сталинградской битвы)

- Вчера мы встречались с ветеранами ВОв. Эти люди были очевидцами тех событий и видели всё своими глазами. Сейчас я вам предлагаю посмотреть отрывок документального фильма о Сталинградской битве.

3).Знакомство с новым материалом.

Просмотр видеозаписи  документальной съёмки о Великой Отечественной  войне.

- Как люди узнавали о событиях этой войны? Какую работу, по-вашему, должны были выполнять военные корреспонденты?
      — Какими были первые месяцы войны? Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?

    -  Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу.

     - Какие песни и стихи о войне вы знаете? Послушайте некоторые из них.

Дети (победители конкурса чтецов) читают стихи, посвящённые ВОв, битве под Сталинградом: М.Агашина «Перекрёсток», «Растёт в Волгограде берёзка»,  Д.Дарин «Волгоград – Сталинград», С.Викулов «Я помню в степи, под Сталинградом…», Р.Рождественский «Реквием».

 Демонстрируется презентация «Битва под Сталинградом» , звучит музыка Моцарта «Реквием».

Минута молчания.

4) Знакомство с биографией и творчеством поэта с использованием презентации.

      —  Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением  выдающегося поэта Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста»

 Александр Трифонович Твардовский  родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. Об этом можно прочитать в книгах автора (книги Твардовского – выставка). Во время знакомства с биографией идёт презентация (Твардовский в разные периоды своей жизни)

5) Просмотр видеозаписи : «Рассказ танкиста» в исполнении учащегося- старшеклассника на конкурсе чтецов. 

- Сейчас вы послушаете стихотворение ,а потом расскажите о своих чувствах и впечатлениях.

6)Беседа по стихотворению.

 – Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

- О каком событии рассказывается в стихотворении?

(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)

- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?

(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только  рубаху пузырем.)

- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)

 - Найдите и прокомментируйте описание боя.

 (Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.)

( Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.)

  - После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

( Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.)

 - Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?

(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).

 - О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

(Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.)

 - Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?

(Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)

 

7) Работа с лексикой стихотворения (слова и фразы из стихотворения записаны на доске)

- Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

- Бедовый, из тех, что главарями у детей - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

- А он гвоздит - не выглянуть из башен - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

- ... за каким домишкой он примостился - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

- Заходим в тыл и полный газ даём

  И эту пушку, заодно с расчётом,

  Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём

( танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.)

8) Работа над выразительным чтением

     1- чтение по частям

     2- чтение стихотворения целиком

     3 – анализ ответов учащихся

9) Работа в группах

Дети делятся на группы, получают карточки с вопросами, коллективно обсуждают. Представители каждой группы отчитываются о выполнении задания.

Карточка 1

Прочитайте в учебнике статью о жизни и творчестве А. Твардовского. Расскажите, что нового узнали?

Карточка 2

Постарайтесь определить и сформулировать тему и главную мысль стихотворения. Найдите подтверждение в тексте.

Карточка 3

Расскажите, что вы узнали о танкисте, от имени которого ведётся рассказ.

Карточка 4

Расскажите о наружности и характере мальчика. Что его больше всего тревожит?  Найдите ответ в тексте.

Карточка 5

Найдите в тексте диалог танкиста и мальчика. Прочитайте его по ролям.

Карточка 6

Прочитай слова, которыми автор начинает и заканчивает рассказ танкиста. Почему эти слова повторяются в тексте два раза? 

10) Работа в тетради.

Дети составляют каталожную карточку произведения.

11) Работа с картинками на доске.

-Это документальные фотографии танкистов, которые сражались в годы ВОв против фашистских захватчиков. На некоторых из них рядом со взрослыми изображены дети. Они часто сражались на фронтах войны наравне со взрослыми и оказывали  им большую помощь в борьбе с врагами.

- Назовите, каких юных героев ВОв вы знаете?

Попробуйте найти о них информацию к следующему уроку. 

12) Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
      По желанию подготовить рассказ о юных героях ВОв.

13) Итог урока.

1.     -Кому рассказал танкист эту историю о мальчике? (поэту)

       -И поэт Твардовский пронес её через годы и поведал нам.

       -Для чего?

        (Для того чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной  войны.)

         Вот как об этом сказал Роберт Рождественский.

                    Люди! Покуда сердца стучатся помните,

                    Какою ценой завоевано счастье,

                    Пожалуйста помните!

       -Издавна защита Родины была святым долгом каждого гражданина. И мы все должны об этом помнить.

2. Объявление отметок.

14) Рефлексия.

- Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем уроке?

- Что бы вы сделали по другому?

- Что бы вы ещё хотели узнать по данной теме?

- Как вы считаете, все учебные задачи мы решили? Объясните своё мнение.

Учитель:  Степанова И. А

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Твардовский Александр Трифонович (1910 – 1971)

Слайд 3

Александр Твардовский Родился в 1910 году В деревне Загорье Смоленской губернии в семье крестьянина – кузнеца. С 14 лет печатал стихи и заметки в газетах.

Слайд 4

Затем Твардовский переехал в Смоленск, где учился в педагогическом институте. Позднее он жил и учился в Москве.

Слайд 5

Во время Великой Отечественной войны Александр Трифонович Твардовский р аботал во фронтовой газете. Он часто бывал на самых сложных участках фронта, на передовой, там, г де шли т яжёлые бои.

Слайд 6

Память о войне, о погибших людях не оставляла поэта и в послевоенные г оды.

Слайд 7

Александр Твардовский и Василий Тёркин . Памятник в Смоленске.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

Слайд 3

Чтение стихов о Великой Отечественной войне

Слайд 4

Встреча с ветеранами ВОв

Слайд 5

Просмотр документального фильма о Сталинградской битве

Слайд 6

Просмотр презентации «Биография А . Твардовского»

Слайд 7

Самостоятельная работа

Слайд 8

Работа с иллюстрациями «Танкисты Сталинграда»

Слайд 9

Работа в группах

Слайд 10

Прошла по земле война …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сталинградская битва 17 июля 1942 — 2 февраля 1943 Сталинградская битва явилась началом коренного перелома в Великой Отечественной и второй мировой войнах. Здесь, у стен Сталинграда 200 дней и ночей проходила величайшее в истории войн сражение, которое завершилось крупным разгромом вражеских войск.

Слайд 2

14 июля 1942 года Сталинградская область была объявлена на осадном положении 17 июля 1942-12 сентября 1942 наступление немцев 19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 контрнаступление советских войск. 13 сентября – 18 ноября 1942 оборонительные бои на улицах Сталинграда

Слайд 3

17 июля 1942 года — началась Сталинградская битва, которая коренным образом изменила ход Великой Отечественной войны. После поражения немецких войск под Сталинградом Гитлер объявил в Третьем рейхе трехдневный траур. Битву под Москвой и под Сталинградом историки называют первыми предвестниками Победы.

Слайд 4

По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек.

Слайд 5

23 августа 1942 года в 16 часов 18 минут силами немецкого 4-го воздушного флота началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи вылетов самолётов. Город был разрушен на 90%, превратив его в громадную территорию, покрытую горящими руинами. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей.

Слайд 6

Цель фашистских захватчиков: овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию; выйти к Волге, по которой в кратчайшие сроки можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.

Слайд 7

Немецкие войска были остановлены на северо-западных окраинах города и только 12 сентября вплотную подошли к Сталинграду с запада и юго-запада, и в городе развернулись ожесточенные уличные бои. 18 ноября 1942 года закончился оборонительный период Сталинградской битвы. За 4 месяца боев между Доном и Волгой противник потерял около 700 тыс. человек убитыми и ранеными и большое количество боевой техники. Наши войска потеряли свыше 640 тыс. человек.

Слайд 8

10 января 1943 года советские войска приступили к осуществлению операции «Кольцо». Сталинградская битва вступила в свою завершающую фазу. Прижатая к Волге и рассечённая на две части вражеская группировка вынуждена была сдаться.

Слайд 9

Сражение на Мамаевом кургане, пропитанной кровью высоте, возвышающейся над городом, было необычайно беспощадным. Бои за Мамаев курган продолжались 135 суток. В районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

Слайд 10

Победа под Сталинградом оказала определяющее влияние на дальнейший ход Второй мировой войны.

Слайд 11

Победа в Сталинградской битве над одной из сильнейших армий мира - немецко-фашистской — далась Красной Армии дорогой ценой. Общие потери Красной Армии в Сталинградской битве составили 1 млн . 130 тыс. солдат и офицеров, в том числе безвозвратные потери — около 480 тыс. человек, 4341 танк, 15 728 орудий и минометов, 2769 самолетов. Это была выдающаяся победа советского оружия. Под Сталинградом были пленены 24 генерала во главе с генерал-фельдмаршалом Ф. Паулюсом.

Слайд 12

15 октября 1967 года в память о Сталинградской битве на Мамаевом кургане был открыт памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Идея сооружения в городе-герое величественного монумента, в память о великом сражении, возникла почти сразу после окончания битвы.

Слайд 13

Это самый крупный монумент, посвященный событиям Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире. Протяженность мемориального комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км, все сооружения выполнены из железобетона.

Слайд 14

Центральная фигура композиции — скульптура «Родина-мать зовёт!». Она входит в число семи чудес России, так как является одной из самых больших на планете. Её вес – 8000 тонн, высота 85 метров: 4 метра – постамент, 52 метра – скульптура. Меч: длина – 29 метров, вес – 400 тонн 300 кг. Строили весь мемориал 8 лет – с 1959 по 1967гг.

Слайд 15

В настоящее время историко-мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" является самым посещаемым в России. Он функционирует круглый год, без выходных, бесплатно. Мамаев Курган стал символом непобедимости русского оружия, русского человека. Недаром Мамаев Курган называют Главной Высотой России.

Слайд 16

Все дальше и дальше уходят от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. 2 февраля 2013 г. будет отмечаться 70-я годовщина Сталинградской битвы, ставшей символом невиданного в мировой истории мужества и стойкости нашего народа. Во славу подвига нашего народа воздвигнуты памятники в граните и мраморе, в музыке и литературе… Но ничуть не меньший памятник воздвигнут в народных сердцах. Память людская – самый великий, самый нерушимый памятник Победы.

Слайд 17

Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока чтения по теме: "М. Пришвин « Ёж»".

Урок из раздела о животных . Литературное чтение 1класс ( программа "Школа XXIвека")...

Презентация к уроку чтения."А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста".

Презентация к уроку литературного чтения. Для использования во время изучения новой темы. Помогает усваивать учебный материал....

Методическая разработка урока чтения по теме Р.Фраерман «Гайдар и дети».

ознакомления детей с творчеством А. Гайдара и рассказом Рувима Фраермана «Гайдар и дети»....

Методическая разработка урока чтения по теме В. Маяковский "Тучкины-штучки"

В помощь учителю по разработке уроков литературного чтения по программе Школа 2100...

Методическая разработка по чтению на тему: Антуан-де-Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Данная методическая разработка позволит учителю познакомит учащихся с биографией писателя, его замечателной сказкой, научить писать синквейны, эссе и создать электронную книгу....

Методическая разработка по чтению на тему: "Путешествие в сказочное царство Снежной королевы"

Урок внеклассного чтения на тему" Путешествие в сказочное царство Снежной королевы"...

Урок по литературному чтению по теме "А.Твардовский. Рассказ танкиста"

Тема о Великой  Отечественной  войне  всегда будет актуальна. Знакомство с творчеством поэтов - фронтовиков формирует патриотическое отношение  к  Родине, к его историческому ...