Урок литературного чтения "А.С. Пушкин. Руслан и Людмила" Школа 2100
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

Петрова Валентина Гурьевна

Урок изучения нового материала. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского классика А.С Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruslan_i_lyudmila.rar1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения.

Тема: Защитники земли русской в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок из поэмы).

Цель: 1)познакомить с некоторыми страницами биографии А.С. Пушкина и с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила».

2) научить чувствовать и понимать красоту поэтического слова, закреплять навык выразительного чтения и анализа стихотворного произведения.

3) проникнуться чувством гордости за защитников земли русской.

Оборудование: мультимедийный проектор, телевизор, DVD – проигрыватель.

Ход урока.

I. Организационный момент.

 У:- Добрый день. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте хорошего настроения. Подарите свои улыбки гостям. Улыбнитесь мне. Спасибо. Улыбка всегда располагает к общению.

         1 слайд – обложка учебника литературного чтения.

        II. Мотивационный этап (подготовка к изучению нового материала).

У:- С произведением какого автора мы сегодня познакомимся, вы постараетесь догадаться, прослушав отрывки из произведений. (Дети читают отрывки, пять отрывков).

У:- Кто же автор этих строк? (Ответ учеников).

У:- Совершенно верно, эти строки из разных сказок принадлежат выдающемуся поэту А.С. Пушкину.

        III. Изучение нового материала.

1) Постановка цели урока.

У:- Сегодня мы с вами познакомимся с отрывком из поэмы-сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

2 слайд – портрет А.С. Пушкина. Тема урока: Защитники земли Русской в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывок из поэмы).

3 слайд – Цель урока: 1)познакомить с некоторыми страницами биографии А.С. Пушкина и с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила».

2) научить чувствовать и понимать красоту поэтического слова, закреплять навык выразительного чтения и анализа стихотворного произведения.

3) проникнуться чувством гордости за защитников земли русской.

2) Выступление ученицы (знакомство со страницами  биографии А.С.Пушкина)

4 слайд – фотография маленького А.С. Пушкина.

6 июня(26 мая по старому календарю) на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе у майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. На самом раннем, дошедшем до нас портрете Пушкин изображён совсем маленьким ребёнком, 2-3-х лет. С первого взгляда он кажется непохожим на известные портреты взрослого Пушкина. Но если приглядеться внимательно, можно увидеть знакомые черты: высокий лоб, вьющиеся волосы, голубые глаза.

        5 слайд – родители А.С. Пушкина.

Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку. Мать поэта, Надежда Осиповна урождённая Ганнибал, была остроумна, хороша собой.

        6 слайд – дети семьи Пушкиных.

В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына, Александр и Лев. Первенцем в семье была дочь Ольга. Также как и брат, она свободно говорила по-французски, училась музыке, рисованию, хорошо знала английский язык.

Младшего брата Александра Сергеевича звали Лев. Он был очень похож на брата, знал наизусть много его стихов, великолепно их декламировал.

Главным источником знаний у А.С. Пушкина были книги, он читал много и жадно, тайком забирался в библиотеку отца и читал книги французских классиков. У него рано пробудился интерес к литературе. «На восьмом году возраста…» - вспоминал позднее его брат Лев, - он сочинял на французском языке маленькие комедии, в девять писал басни, даже большую поэму со сказочным сюжетом.

        7 слайд -  Арина Родионовна Матвеева – любимая няня А.С. Пушкина.

Это она познакомила его с Кощеем, с добрыми волшебниками и злыми колдунами.

        8 слайд – лицей.

Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в Царско-сельский лицей. Детство кончилось. Он ехал в лицей. Именно здесь Пушкин стал поэтом.

У:- Здесь, в лицее, возникает замысел «Руслана и Людмилы». Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму-сказку «Руслан и Людмила».

3) Речевая гимнастика.

У:- Не забывайте, что урок литературного чтения – особый, где каждое слово – жемчужина, каждый звук должен произноситься чётко, ясно. Для речевой гимнастики я взяла строчки из вступительной части поэмы – сказки, многим из вас она знакома с дошкольного возраста.

9 слайд -  Речевая гимнастика.

         У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

У:- Прочитайте эти строчки глазами.

- Прочитайте так, чтобы слышал только сосед по парте.

- Прочитайте хором  выразительно.

- Кто же у нас выступит в роли артиста? Кто удивит нас своим чтением?  

- Поработаем над первой строчкой:

  1. прочитайте фразу так, чтобы всем было понятно, о каком дереве идёт речь;
  2. а теперь отметьте голосом, какое это дерево, какой он этот дуб;
  3. наконец, прочитайте так, чтобы слушателю было понятно, где растёт этот дуб.

4) Актуализирование знаний, полученных на предыдущих уроках

У:- Это была присказка, сказка будет впереди. В основной части поэмы-сказки автор рассказывает об истории русской земли. А какая русская земля без богатырей! Ребята, о подвигах какого русского богатыря вам известно?

    - Какой подвиг он совершил?

    - Как поступил Илья Муромец с тремя басурманскими царевичами?

(Дети отвечают на поставленные вопросы)

 

У:- Прежде, чем начать знакомиться с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила», я хочу познакомить вас с ходом событий, которые происходят в начале поэмы. События происходят во времена князя Владимира – Солнце.

У него была дочь Людмила, русский богатырь Руслан берет ее в жены, но прямо со свадьбы Людмилу похищает Черномор, горбатый карлик с длинной бородой. Руслан отправляется на поиски Людмилы, в это время на Киевскую Русь нападают басурмане. Именно этот отрывок включён авторами в наш учебник.

5) Чтение отрывка учителем наизусть.

У:- Ребята, сейчас вы превратитесь не только в слушателей, но и «художников-иллюстраторов». Ваша задача: вслушаясь в строки Пушкина мысленно нарисовать картину происходящего.  

- Какую картину вы нарисовали?

- Как вы думаете, чем закончилось сражение?

(ответы детей)

6) Чтение отрывка с комментированием.

У:- А сейчас переходим к чтению отрывка. Ваша задача: быть квалифицированным читателем, т.е. не только читать, но и понять содержание, выделить незнакомые слова, поработать над значением слов.

а) чтение 1-2 строчки

У: - Какое время суток описывает автор?

     - Что-нибудь предвещают эти строчки?

б) чтение 3-4 строчки

     - Как вы понимаете в «бездейственном покое»?

в) чтение 5-7 строчек

     - Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?

     - Какие глаголы использует (прервался, воспрянул, грянул).

10 слайд – Словарь.

Воспрянул – быстро поднялся

Внезапный – неожиданный

У:- Для кого этот крик был внезапным? Прочитаем.

 г) чтение 8-9 строчек

    - Для кого этот крик был внезапным?

У:- Они взволнованы, растеряны, могут проиграть сражение.

              - Что же случится дальше? (чтение до конца

              - Кто пришел на помощь киевлянам?

              - Прочитайте сравнения.

              - Скажите, кто такой витязь?

              - Как понимаете строчку «наш витязь пал на басурмана»?

              - Прочитайте хором последние 2 строчки. Как вы их понимаете? Что                         такое преданье?

7) Физкультминутка.

 

На одной ноге постой-ка

Будто богатырь ты стойкий;

Ногу левую к груди,

Да, смотри – не упади.

А теперь постой на левой,

Если богатырь ты смелый. (2 раза)

8) Просмотр отрывка из фильма-сказки «Руслан и Людмила»

У: - Ребята, а сейчас у вас будет возможность посмотреть отрывок из фильма о прочитанных событиях. Будьте внимательны, присмотритесь к Руслану, проследите за его действиями.

После просмотра учитель задаёт вопрос: испытывали вы гордость за

русского богатыря?

9) Чтение отрывка (разные виды чтения)

У:- прочитайте отрывок про себя;

-чтение по цепочке;

-чтение по рядам хором.

10) Работа в парах, деление отрывка на 3 части.

Дети делят отрывок на 3 части и озаглавливают строчками из поэмы.

11) Выразительное чтение отрывка (на фоне трёх богатырей)

Читают несколько человек.

Если время останется, то можно досмотреть фильм.

IV. Итог урока.

У:- Ребята, как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы?

- Вот они богатыри русские, которые защищали русские земли от иноземцев. - С подвигом какого богатыря мы сегодня познакомились?

- Все люди на Земле хотят мира. Потому что война приносит только беды и слёзы.

Выставление отметок.

V. Домашнее задание.

Выучить отрывок наизусть.

               

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено в соответствии с ФГОС. Программа "Школа 2100", учебник "Капельки солнца", авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева...

Календарно-тематическое планирование уроков Литературного чтения в 3 клаcсе. ОС " Школа 2100"

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным вид...

Урок литературного чтения в 1 классе по программе "2100"

тема: Э.Успенский "Крокодил гена и его друзья"...

Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе (ОС "Школа 2100")

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным вид...

Презентация к уроку литературного чтения. Биография Пушкина.

Данная презентация знакомит учеников начальной школы с биографией Пушкина....

Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения» 3 класс

Цели деятельности учителя: Формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Планируемые результаты:Предметные:Уметь...

Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» анализ произведения» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения давать характеристику герою, формирование читательских умений работать с текстом.  Планируемые результаты:Предметные:Уметь характеризовать героя сказ...