Календарно-тематическое планирование уроков Литературного чтения в 3 клаcсе. ОС " Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) по теме

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе– научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_3kl..doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

3 класс

Учебник: Литературное чтение. 3-й класс. «В одном счастливом детстве»

Автор: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Дата

Тип урока

Цели урока

Требования к уровню  подготовки

обучающихся

Домашнее задание

1 четверть (27 уроков)

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником.

Г. Сапгир «Нарисо ванное солнце».

 Ю. Ким «Светлый день»

Комбиниро ванный урок

 - Формирование умения работать с книгой, различать тип книги, пользоваться выходными данными  (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением.

- Развитие связной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

- Формировать навыки выразительного чтения стихотворных произведений

Уметь: заучивать наи зусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей инто нации, тона, темпа, логического ударения

с.4-5

 Выучить одно стихотворение по выбору

Раздел 1. ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ (5 часов)

2

В. Драгунский

 «Анг личанин Павля»

Комбиниро ванный урок

- Формирование умения объяснять личной оценки, аргументировать сво е мнение с при влечением текста произведения

-Расширять понятие о жанре юмористиче ского рассказа.

- Формирование у учащихся  умения понимать содержания литературного произведения.

Уметь: соотносить по нятия герой—персо наж - рассказ – автор;

 – давать характеристику героя, его поступкам и их мо тивам

с. 8-11

3

К. Бальмонт «Кап ля». Подготовка к написанию сочине ния-миниатюры «Ка ким мне запомнилось это лето»

УРСР

- Совершенствовать умения составлять не большой устный текст на заданную тему

- Формирование уме ния писать на задан ную тему.

Знать:  этапы подго товки к сочинению

Уметь: письменно оформлять текс

4

5

Б. Заходер «Что кра сивее всего?» Анализ сочинений-миниатюр

УПКЗ

- Совершенствование умения выразительно читать художест венный текста с использованием интонаций, соот ветствующих смыслу текста

- Формирование умения писать на заданную тему, формулировать главную мысль, составлять план.

Уметь: выразительно читать стихотворение;

- умения писать на заданную тему,

- формулировать главную мысль, составлять план.

с. 20-21; вырази тельное чтение

6

Урок внеклассного чтения. Структура книги.

Что я читал летом?

 Где, что, как и почему?

Библиотечный урок

- Формирование умения работать с книгой, различать тип книги, пользоваться выходными данными  (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением.

- Развитие связной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

Уметь: подробно и выборочно пересказывать тест

Книги Ю. Дмитри ева о приро де («Боль шая книга леса»,' «Пароль», «Пусть жи вет!» и др.)

Раздел 2. ЛЕТНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ (14 часов)

7

Введение в новый раздел. Ю. Ким

«От важный охотник»

УОНМ

- Обучение пониманию содержания литературного произведения.

- Развитие умения давать характеристику литературным героям.

- Формировать навыки выразительного чтения стихотворных произведений

Уметь: - осознанно, пра вильно, выразительно читать подготовленный текст;

- выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей инто нации

с. 24

сти хотворение

наизусть

8

С. Голицын

 «Сорок изыскателей».

Чтение 1 и 3-й глав

УРУН

- Формирование у учащихся  умения понимать содержания литературного произведения.

- Формирование навыка выразительного чтения литературных произведений.

- Обучение прогнозированию содержания литературного произведения.

Знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь:

- читать осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и основную мысль  произведения;

с. 25-33

9

С. Голицын 

«Сорок изыскателей».

Чтение 4-й главы

УРУН

- Отработка умения делить текста на смысловые части,

составлять про стой план

- Обучение работе над образом литературного героя: портрет, детали биографии, черты личности, речь ге роя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою

Уметь делить текст на части,

- составлять простой план;

- читать осознанно текст художественного произведения;

- определять тему и основную мысль  произведения;

с. 34-43

10

С. Голицын 

«Сорок изыскателей»

Урок-игра «Уз най героя»

- Обучение составлению не больших моноло гических высказы ваний с опорой на авторский текст

Уметь:  высказывать оценочные суждения о прочитанном про изведении

с. 42-43

11

И. Дик

«В дебрях Кара-Бумбы». Чте ние 1-5-й частей гла вы первой

УОНМ

- Формирование навыка определения темы и главной мысли произведения

- Развитие умения выделять ключевые слова в тексте, ус танавливать связь ключевых слов и главной мысли

Уметь: определять тему и главную мысль;

- выделять ключевые слова в тексте, ус танавливать связь ключевых слов и главной мысли

с. 44-47

12

М. Твен

«Приключе ния Тома Сойера». Знакомство с героя ми и местом дейст вия.

УОНМ

- Развитие умения по ходу чтения пред ставлять картины, устно выражать то, что представили

- Обучение работе над образом лите ратурного героя: портрет, детали биографии, черты личности, речь ге роя, отношение автора к герою, собственное отно шение к герою

Уметь: - высказывать оценочные суждения о прочитанном про изведении;

- давать характеристику герою произведения, его поступкам;

с. 55-61

13

М. Твен

 «Приключе ния Тома Сойера».

УРУН

- Формирование умения понимать содержание литературного произведения (тему, главную мысль, идею произведения)

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений.

- Совершенствование умения различать жанры художественной литературы.

- Совершенствование умений составлять вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них с использованием  отрывков текста.

- Формирование умений высказывать оце ночные суждения о прочитанном про изведении

Уметь: подробно и выборочно переска зывать текст;

- давать характеристику герою произведения, его поступкам;

составлять вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них с использованием  отрывков текста;

- высказывать оце ночные суждения о прочитанном про изведении

- высказывать  сво ё отношение к прочитанному

с. 61-67

14

15

УПОСЗ

16

Б. Емельянов «Игра»

Комбиниро ванный урок

- Совершенствование умений составлять вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них с использованием  отрывков текста.

- Формирование умения понимать содержание литературного произведения (тему, главную мысль, идею произведения)

Уметь: понимать содержание литературного произведения (тему, главную мысль, идею произведения)

с. 69-73

17

К. Паустовский

«Кот-ворюга».

- Развитие умения соотносить авто ров, названия и ге роев прочитанных произведений

- Развитие умения соотносить  по нятия герой - пер сонаж -рассказ чик – автор.

Уметь: оценивать со бытия, героев произ ведения.

Знать понятия образ, автор

с. 77

18

К. Паустовский

«Жильцы старого

дома»

УРУН

- Формирование умения понимать содержание литературного произведения (тему, главную мысль, идею произведения)

- Совершенствование умений составлять вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них с использованием  отрывков текста.

- Развитие умения оставление устный рассказ о

героях произведе ний;

- Совершенствовать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Уметь: пересказывать текст,

делить текст на части,

 - составлять простой план;

- составлять устный рассказ о

героях произведе ний .

С. 78-81

19

К. Паустовский

«Жильцы старого дома». Завершение работы над рассказом

УПОСЗ

Уметь: создавать не-

большой устный рассказ на заданную тему

Рассказ об

одном из

жильцов старого дома

20

Урок внеклассного

чтения. «В путь, друзья!» или «Игра становится жизнью» (о путешествиях и путешественниках)

УРУН

- Формирование умения целостно воспринимать произведения; отработка техники чтения

- Формирование умения работать с книгой, различать тип книги, пользоваться выходными данными  (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением.

- Развитие связной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

- Формировать навыки выразительного чтения стихотворных произведений

Уметь: самостоятельно работать с книгой, анализировать текст

- составлять рассказ и анализ

(по прочитанному)

Г. Снегирев

«В разных

краях»,

В. Арсеньев

«Встречи

в тайге»

Раздел 3. ПРИРОДА ЛЕТОМ (9 часов)

21

Введение в новый

раздел.

С. Есенин «С добрым утром»

УОНМ

- Развитие умения читать стихотворных произведений наизусть.

- Совершенствование умения  выделять языковые средства худо жественной выра зительности (без использования терминологии

Знать, что такое средства художественной выразительности

Уметь: видеть в произ ведении средства ху дожественной выра зительности

вы учить наи зусть сти хотворение

22

А. Н. Толстой

«Детство Никиты».

Главы «В купальне», «Стрелка барометра» (ч. 1)

УРУН

- Формирование навыков сознанного чтения текста художественного произведения.

- Совершенствование навыков выразительного, осознанного, правильного  чтения художественного текста с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

- Развитие умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

Знать:

- героев и названия прочитанных произведений

Уметь: анализировать текст

- читать осознанно текст  художественного  произведения  про себя (без учета скорости);

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст,

- делить текст на смысловые части;

- различать жанры художественного произведения;

-  составлять вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них с использованием  отрывков текста.

с. 92-98

(учебник),

читать;

с.98,№1

23

А. Н. Толстой

 «Детство Никиты».

УПОСМ

- Формирование умения понимать содержание литературного произведения (тему, главную мысль, идею произведения)

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений.

- Совершенствование умения различать жанры художественной литературы.

- Совершенствование умений составлять вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них с использованием  отрывков текста.

Чтение 1-й

части главы

24

25

И. С. Тургенев «Голуби».

И. А. Бунин «Розы»

УРУН

- Развитие умения читать стихотворных произведений наизусть.

- Совершенствование умения  выделять языковые средства худо жественной выра зительности (без использования терминологии

Знать: понятия «сравнение», «олицетворение», «эпитет»

Уметь: видеть в про-

изведении средства

художественной вы разительности

с. 99-100;

выучить

наизусть

26

В. В. Бианки

«Неслышимка»

Комбиниро ванный урок

- Совершенствование умения воспринимать художественное произведение на слух.

- Совершенствование навыков выразительного, осознанного, правильного  чтения художественного текста с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

- Развитие умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь:

- читать осознанно текст  художественного  произведения  про себя (без учета скорости);

- определять тему и главную мысль произведения;

С. 105

- пере сказ

27

Б. Пастернак

 «За по воротом»

УПОСМ

- Развитие умения читать стихотворных произведений наизусть.

- Совершенствование умения  выделять языковые средства худо жественной выра зительности (без использования терминологии

Уметь: выразительно читать стихотворные произведения

с. 107

2 четверть (21 урок)

28

Обобще ние по разделу 3. Проверочная работа №3(15-20 минут)

- Продолжение знакомства с произведениями  современной отечественной литературы  для младших школьников.

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений.

- Совершенствование умения различать жанры художественной литературы.

Знать:

- героев и названия прочитанных произведений

Уметь:

- читать осознанно текст  художественного  произведения  про себя (без учета скорости);

- определять тему и главную мысль произведения;

- придумывать вариантов заглавий к прочитанным произведениям.

29

Урок внеклассного чтения. Разноцветное лето.

Стихи поэтов-клас сиков XIX-XX веков

Урок-соревно вание

- Развитие умения читать наизусть вы бранные стихотво рения с объяснени ем своего выбора; пояснение средства выразительности, непонятных слов.

- Совершенствование навыков выразительного, осознанного, правильного  чтения художественного текста с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

- Формирование умения работать с книгой, различать тип книги, пользоваться выходными данными  (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением.

- Развитие связной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

Уметь:

-        самостоятельно вы бирать и определять содержание книги;

-        подбирать иллюст рации к стихотворениям;

- выразительное читать наизусть вы бранные стихотво рения с объяснени ем своего выбора; пояснение средств

выразительности, непонятных слов

Стихи о лете Ф. Тютчева, А. Майко ва, И. Ни китина, А. Плещеева,

И. Бунина

Раздел 4. УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ (17часов)

30

Э. Успенский

 «Школа клоунов». Первый день занятий

УОНМ

- Формирование умения самостоя тельно прогнози ровать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам

Уметь: высказывать и аргументировать свое отношение к прочи танному

с. 111-120 Пересказ

31

Э. Успенский

«Шко ла клоунов». Второй день занятий

УРСР

- Формирование умения писать на тему, формулировать главную мысль сочинения, составление плана.

-- Формирование умения понимать содержание литературного произведения (тему, главную мысль, идею произведения)

Знать: этапы подго товки к сочинению: обдумывание и об суждение темы,

Уметь: высказывать оценочные суждения о прочитанном про изведении,

- формулировать гл.   мысль сочинения, составлять плана

Сочинение-фантазия на тему «Шко ла моей мечты»

32

Э. Успенский

 «Школа клоунов».

Б. Заходер «Перемена»

УПОСЗ

- Продолжение знакомства с произведениями  современной отечественной литературы  для младших школьников.

- Совершенствование умения составлять характеристику главных героев с учетом их нравственных качеств.

- Развитие умения сравнивать, анализировать полученную информацию.

 - Развитие умения определять темы и главной мысли произведения

Уметь: высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

- читать осознанно текст  художественного  произведения  про себя (без учета скорости);

- определять тему и главную мысль произведения.

с. 128

выучить

стихотворение наизусть

33

34

Г. Куликов

«Как я влиял на Севку»

УОНМ

- Совершенствование умения участвовать в диалоге по обсуждению прочитанного произведения.

- Совершенствование умения делить текст на смысловые части, аргументируя свой выбор.

- Совершенствование умения составлять характеристику главных героев с учетом их нравственных качеств.

- Развитие умения сравнивать, анализировать полученную информацию.

- Продолжение знакомства с произведениями  современной отечественной литературы для детей.

- Совершенствование умения различать жанры художественной литературы.

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений.

Уметь: самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстраци ям, ключевым словам

с. 129-135,

читать

35

Г. Куликов

«Как я влиял на Севку»

(продолжение рабо ты)

УРУН

Уметь: находить в

тексте материал для

характеристики героя

с. 135-143,

чтение по

ролям гла вы 3

36

37

Г. Куликов

 «Как явлиял на Севку»

Заключительный урок

УПОСЗ

Уметь: высказывать оценочные суждения о прочитанном произведе нии

Придумать

и нарисовать облож ку к книге Г. Куликова «Как я вли ял на Севку»

38

Б. Заходер «Вредный кот».

Л. Гераскина

«В стра не невыученных уро ков»

УОНМ

- Продолжение знакомства с произведениями  современной отечественной литературы для детей.

- Совершенствование умения различать жанры художественной литературы.

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений.

- Совершенствование умения определять тему и главную мысль произведения, составлять плана; озаглавливать части произведе ния.

- Совершенствование умения составлять характеристику главных героев с учетом их нравственных качеств.

- Развитие умения сравнивать, анализировать полученную информацию

Уметь:осознанно, правильно, вырази тельно читать подго товленные тексты

с. 147-151; озаглавить части

39

Л. Гераскина

 «В стра не невыученных уро ков»

Комбиниро ванный урок

Уметь: -        делить текст на смысловые части;

-        составлять вопросы к прочитанному

с. 151-156; озаглавить части 5-6

40

Л. Гераскина

«В стране невыучен ных уроков»

УОНМ

Уметь подробно и выборочно переска зывать текст

с. 159-167; пересказ глав 9,10, 11, 12 на выбор

41

Л. Гераскина

«В стране невыучен ных уроков»

Урок-путеше ствие

Уметь составлять монологические вы сказывания с опорой на текст

Инсцени ровка глав 10 и 11

42-

43

О. Григорьев

«Витамин роста», «После уроков», «Кто прав»

УПСОЗ

- Совершенствование навыков выразительного чтения стихотворных произведений с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Уметь:  читать стихотворные произведе ния наизусть

с. 173.

Выучить наизусть одно стихотворение по выбору

44-

45

Обобщающий урок

по разделу 4.

Проверочная работа (15-20 минут).

 Подготовка к сочи нению

Урок проверки

и коррекции знаний и уме ний

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений.

- Совершенствование умения различать жанры художественной литературы.

Знать:

- героев и названия прочитанных произведений

Уметь:

- придумывать вариантов заглавий к прочитанным произведениям.

Написать

сочинение на одну из тем: «Если бы я был учителем»; «На каких уроках мне не бывает скучно»

46

Урок внеклассного чтения. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться». (Книги о сверстни ках.)

Урок-соревно вание

- Продолжение знакомства с произведениями  современной отечественной литературы  для младших школьников.

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

- Развитие  умения ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них.

- Совершенствование умения понимать скрытый смысл прочитанного произведения.

Уметь: читать стихо творные произведе ния наизусть (по вы бору)

И. Пивоварова «Рас сказы Люси Синициной, ученицы 3 класса», Л. Гераски на «В стране невыучен ных уроков»

Pаздeл 5. МОЙ ДОМ (5 часов)

47

К. Паустовский

«Мой дом»

Комбинированный урок

- Формирование навыка самостоятельного формулирования вопросов к тексту по ходу чтения.

- Формирование умения понимать содержание литературного произведения (тему, главную мысль, идею произведения)

- Совершенствовать умение пересказывать  текста

Уметь:

пересказывать текст;

понимать содержание литературного произведения (тему, главную мысль, идею произведения)

с. 179-181,

пересказ

48

Г. Сапгир 

«Четыре конверта»,

Д. Самойлов

 «Перед снегом»

УРУН

- Совершенствование навыков выразительного чтения стихотворных произведений с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Уметь:  читать стихотворные произведе ния наизусть

Вырази-

тельное чтение одного стихо творения по выбору, с. 182-184

3  четверть (30 уроков)

49

К. Паустовский

«Прощание с летом»

УРУН

- Совершенствование навыков выразительного чтения произведений с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Уметь читать осознанно текст художе ственного произве дения

- читать  наизусть и вырази тельное чтение не больших отрывков прозы с использо ванием соответст вующей интонации

Выучить

наизусть 1,2 или 8-й абзацы

50

Обобщающий урок

по разделу 5. Проверочная работа №5.

Подготовка к сочи нению

УРСР

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений.

- Совершенствование умения различать жанры художественной литературы.

Знать:

- героев и названия прочитанных произведений

Уметь:

- придумывать вариантов заглавий к прочитанным произведениям.

Написать

сочинение по наблю дениям на тему «Разная осень»

51

Урок внеклассного

чтения.

Знакомство с детской периодиче ской печатью

Урок-игра

- Развитие умений различать  элементов книг, жур налов (обложка, оглавление, ти тульный лист, ил люстрации, анно тация)

Уметь: высказывать

оценочные суждения по прочитанным журналам

Знать, что такое ериодические издания для детей

Журналы

«Мурзилка», «Ми ша», «По чему»

Pаздeл 6. «И КОТ УЧЕНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ...» (9 часов)

52

Введение в раздел. Что такое сказка? Ю. Ким «Летучий ковёр».

Г. Сапгир «Леса-чудеса». В. Берестов «Сказка»

УОНМ

- Совершенствование навыков выразительного чтения стихотворных произведений с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

- Совершенствование умения  выделять языковые средства худо жественной выра зительности (без использования терминологии

Уметь:  читать стихотворные произведе ния наизусть;

- видеть в про-

изведении средства

художественной вы разительности

Выучить стихотворе ние В. Бере стова. «Сказка» наизусть

53

Русские народные сказки «Никита Ко жемяка»,

«Как му жик гусей делил»

УРУН

- Развитие умений участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного  произведения.

- Совершенствование умения понимать скрытый смысл прочитанного произведения.

- Развитие умения находить в произведении сказочные приметы.

- Развитие связной монологической речи учащихся, умения сравнивать анализировать прочитанные тексты.

Заучивание наи зусть и вырази тельное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации,тона

Знать:

- отличия авторской сказки от народной

Уметь:

- давать характеристику герою произведения, его поступкам.

- прогнозировать содержание  текста на основе заглавия, иллюстраций и ключевых слов.

Подгото виться к инсцениро ванию. Вы учить роли наизусть

54

Обобщающий урок по теме «Русские народные сказки».

 Б. Гребенщиков «Под небом голубем...»

Урок обобще ния и система тизации знаний

Выучить стихотво рение наи зусть. На рисовать жителей сказочного города

55

Арабские сказки из «Тысячи и одной но чи»,

«Синдбад-море ход»

Урок-сказка

- Знакомство учащихся с произведениями о взаимоотношениях между людьми, о добре и зле.

- Обучение учащихся составлению вопросов по прочитанному тексту.

- Обучение выборочному чтению отрывков художественного произведения, поиску ответов по содержанию прочитанного.

- Обучение  пониманию скрытого смысла заголовка.

- Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте.

- Формирование умения давать краткую характеристику  героям прочитанного произведения

- Обучение пониманию содержания литературного произведения.

- Формирование навыка выразительного чтения литературных произведений.

- Обучение прогнозированию содержания литературного произведения.

- Развитие умений воспринимать и понимать эмоциональные переживания героев.

- Развитие внимание к авторскому слову в художественном тексте

Знать:

-отличия народной сказки от авторской

- героев, названия, авторов прочитанных произведений

Уметь:

- понимать основное содержание литературных произведений,

Озаглавить 4, 5,6-ю части

56

Авторские сказки

Ш. Перро

 «Ослиная шкура»

УРУН

Выписать ключевые слова

57

Г. X. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»\

УРУН

- определять тему и основную мысль произведения;

- делить текст на смысловые части, составлять простой план произведения;

- оценивать события, героев произведения,

Пересказ сказки

58

А. Волков  «Волшеб ник Изумрудного города»

«Элли в плену у людоеда»)

УРУН

Ответить на вопросы учебника  

59

Пьеса - драматиче ское произведение.

 С. Маршак

«Сказка про козла»

УОНМ

- Познакомить учащихся с новым понятием «пьеса»,  её признаки как  драматического произведения

Знать, что такое «пьеса»

Составить план из по словиц.

60

В. Высоцкий

 «Песня Кэрролла».

 Обобщающий урок по разделу.

УРСР

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений.

- Совершенствование умения различать жанры художественной литературы.

Знать:

- героев и названия прочитанных произведений

Уметь:

- придумывать вариантов заглавий к прочитанным произведениям.

Дописать сказку. Оформить работу (нарисовать рисунки и обложку)

61

Внеклассное чтение.

 Сказки-путешествия. В. Губарев «Коро левство Кривых зер кал», С. Лагерлеф «Чудесное путешест вие Нильса с дикими гусями»

УРУН

- Формирование умения использо вать выборочное чтение для под тверждения мысли.

- Умение самостоя тельно находить произведения на заданную тему

Уметь: высказывать оценочные суждения по прочитанному;

- самостоя тельно находить произведения на заданную тему;

- частично пересказывать текс.

С. Маршак «Двена дцать меся цев»

Раздел 7. «ПОЕТ ЗИМА, АУКАЕТ...» (7 часов)

62

Введение в новый раздел. Чтение сти хотворений

 С. Есе нина «Поет зима, ау кает...», «Пороша».

УРУН

- Совершенствование навыков выразительного чтения стихотворных произведений с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

 - Совершенствование умения  выделять языковые средства худо жественной выра зительности (без использования терминологии

Уметь:  читать стихотворные произведе ния наизусть;

- видеть в про-

изведении средства

художественной вы разительности

Выучить стихотво рение наи зусть. Сде лать вы писки на страничку «Зима»

63

К. Бальмонт «Сне-

жинка»,

И. Бродский «Вечером».

Ю. Мориц «Настоя-

щий секрет»,

А. Барто «В защиту

Деда Мороза»

УРУН

- Совершенствование навыков выразительного чтения стихотворных произведений с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

 - Совершенствование умения  выделять языковые средства худо жественной выра зительности (без использования терминологии)

Уметь:  читать стихотворные произведе ния наизусть;

- видеть в про-

изведении средства

художественной вы разительности

Выучить

стихотворение по

выбору

наизусть.

Сделать выписки на страничку «Зима»

64

В. Драгунский

«Кот в сапогах»

УРУН

- Знакомство с произведениями  современной отечественной литературы для детей.

- Совершенствование навыков выразительного чтения с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

- Развитие творческих способностей учащихся.

- Совершенствование умения составлять характеристику героев произведения и их поступков.

Сравнение, олице творение, эпитет. Формирование уме ния понимать об разные выражения

Самостоятельное разделение текста на части, озаглавливание частей

Знать:

- героев и названия прочитанных произведений

Уметь:

- оценивать героев, их поступки, события  произведения;

- различать жанры художественных произведений;

- использовать приобретенные знания  для самостоятельного чтения

Подгото вить выра зительное чтение рас сказа

65

Б. Пастернак «Снег идет», А. Башлачов «Рождественская»,

 Д. Самойлов «Город зимний»

УРУН

Выучить одно стихо творение по выбору наизусть

66

В. Бианки

«По сле дам»

УРУН

Озаглавить части. От ветить на вопросы, с. 87

67

Проверочная работа по разделу 7 (15-20 минут). Обобщающий урок по разделу. Подго товка к сочинению

УРСР

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений.

- Совершенствование умения различать жанры художественной литературы.

Знать:

- героев и названия прочитанных произведений

Уметь:

- придумывать вариантов заглавий к прочитанным произведениям.

Выбрать тему на с. 76 и на писать со чинение

68

Внеклассное чтение.

 Сказка-пьеса С. Мар шака «Двенадцать месяцев»

УРУН

- Формирование умения использо вать выборочное чтение для под тверждения мысли.

- Умение самостоя тельно находить произведения на заданную тему

Уметь: высказывать оценочные суждения по прочитанному;

- самостоя тельно находить произведения на заданную тему;

- частично пересказывать текс.

Придумать свою кон цовку сказ ки-пьесы

Pаздeл 8. ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ (7 часов)

69

В. Берестов

 «Проща ние с другом».

 Д. Мамин-Сибиряк

«Медведко»

УРУН

- Совершенствование умений пересказывать текст, составлять его план.

- Развитие умения находить в тексте ключевые слова.

- Совершенствование навыков правильного, осознанного чтения изучаемых произведений.

- Совершенствование умения давать оценку эмоциональным переживаниям и состояниям главных героев прочитанных произведений.

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений

Уметь: пересказывать текст

Подгото вить пере сказ текста от 3-го лица

70

Ю. Коринец

 «Ханг и Чанг»

УРУН

Уметь: отвечать на вопросы к тексту

Выполнить задание №2 на с. 100; задать 2 вопроса по содержанию

71

В. Драгунский

«Дымка и Антон».

 Г. Сапгир 

«Морская собака»

УРУН

Уметь: заучивать произведения наи зусть

Прочитать и выучить наизусть сти хотворение Г. Сапгира

72

Ю. Коваль

 «Капитан Клюквин»

УРУН

Уметь: делить текст на части и озаглавли вать части

Прочитать, озаглавить и переска зать 6-ю часть рас сказа

73

УРУН

Уметь: пересказывать

текст

Подготовить крат кий пере сказ

74

Ю. Мориц  «Пони»,

«Любимый пони».

Обобщающий урок

по разделу.

УРСР

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений.

- Совершенствование умения различать жанры художественной литературы.

Знать:

- героев и названия прочитанных произведений

Уметь:

- придумывать вариантов заглавий к прочитанным произведениям.

Написать

сочинение

на одну из

тем на

с. 115

75

Внеклассное чтение.

О братьях наших

меньших  

УРУН

- Формирование умения использо вать выборочное чтение для под тверждения мысли.

- Умение самостоя тельно находить произведения на заданную тему

Уметь: высказывать оценочные суждения по прочитанному;

- самостоя тельно находить произведения на заданную тему;

- частично пересказывать текс.

Рассказы о

животных

В. Чапли-

ной, Б. Жит кова

Раздел 9. МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ (7часов)

76

Введение в раздел.

Э. Успенский «Все в порядке»,  «Если был бы я девчонкой».

 В. Драгунский «Бы...»

Урок проверки

и коррекции

знаний

- Совершенствование умений пересказывать текст, составлять его план.

- Развитие умения находить в тексте ключевые слова.

- Совершенствование навыков правильного, осознанного чтения изучаемых произведений.

- Совершенствование умения давать оценку эмоциональным переживаниям и состояниям главных героев прочитанных произведений.

Уметь заучивать

наизусть стихотворения и выразительно

читать

Выучить

наизусть

одно стихо-

творение по

выбору

77

Ю. Коринец

«Подарки под подушкой»,

А. Барто

«Разговор с дочкой»

УРУН

- Совершенствование навыков выразительного чтения стихотворных произведений с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

 - Совершенствование умения  выделять языковые средства худо жественной выра зительности (без использования терминологии)

Уметь:  читать стихотворные произведе ния наизусть;

- видеть в про-

изведении средства

художественной вы разительности

Выучить

наизусть

отрывок из

рассказа

78

И. Дик «Красные яблоки», А. Барто «Перед снегом»

УРУН

- Совершенствование навыков выразительного чтения стихотворных произведений с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

- Формирование умения составлять  уст ные описания-миниатюры

Уметь:  читать стихотворные произведе ния наизусть;

- писать сочи нение на заданную тему

Выучить наизусть стихотво рение А. Барто

4 четверть (24 урока)

79

В. Драгунский

«Де вочка на шаре»

УРУН

- Совершенствование умений пересказывать текст, составлять его план.

- Развитие умения находить в тексте ключевые слова.

- Совершенствование навыков правильного, осознанного чтения изучаемых произведений.

- Совершенствование умения давать оценку эмоциональным переживаниям и состояниям главных героев прочитанных произведений.

Уметь составлять план

Цитата

Озаглавить части 4,5,6, 7-ю. Соста вить цитат ный план рассказа

80

В. Драгунский

 «Де вочка на шаре». «Счастье - это когда тебя понимают...»

УРУН

Уметь находить в тексте материал для характеристики героя

Придумать продолже ние расска за

81

B.        Драгунский «Тай ное всегда становит ся явным».C. Маршак «Хороший день»

УРУН

Уметь делить текст на части

Разделить текст на три части. Озаглавить получивши еся части

82

Подготовка к сочи нению о своей семье.

 Обобщающий урок по разделу 9. Прове рочная работа по раз делу 9 (15-20 минут)

УРСР

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений.

- Совершенствование умения различать жанры художественной литературы.

Знать:

- героев и названия прочитанных произведений

Уметь:

- придумывать вариантов заглавий к прочитанным произведениям.

Написать сочинение, оформить его фото графиями, рисунками

83

Внеклассное чтение.

 От чистого сердца

Библиотечный урок; урок-от чет

- Формирование умения использо вать выборочное чтение для под тверждения мысли.

- Умение самостоя тельно находить произведения на заданную тему

Уметь: высказывать оценочные суждения по прочитанному;

- самостоя тельно находить произведения на заданную тему;

- частично пересказывать текс.

Стихи А. Барто, Е. Благини ной, Е. Пер мяка, В. Дра гунского; Г. Юрмин «Про тет радь, парту, карандаши и карту»

Раздел 10. «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА...» (7 часов)

84

Введение в раздел.

О. Мандельштам «Рояль».

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

УРУН

- Совершенствование умений пересказывать текст, составлять его план.

- Развитие умения находить в тексте ключевые слова.

- Совершенствование навыков правильного, осознанного чтения изучаемых произведений.

- Совершенствование умения давать оценку эмоциональным переживаниям и состояниям главных героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать текст;

- придумывать вариантов заглавий к прочитанным произведениям.;

-давать характеристику героям прочитанного произведения.

Подгото вить под робный пересказ 1 и 2-й частей

85

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,

«... Волшебник и ве ликий музыкант»

УРУН

Подгото вить выбо рочный пе ресказ: «Что чувствовала Дагни, слу шая музыку Грига...»

86

Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», «Небольшое выступ ление», «О сказочной тайне маленького Моцарта», «О тан цующем снеге», «О Вене и серебря ной шпаге принца»

- Совершенствование навыков выразительного чтения стихотворных произведений с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

 - Совершенствование умения  выделять языковые средства худо жественной выра зительности (без использования терминологии)

Уметь:  читать стихотворные произведе ния наизусть;

- видеть в про-

изведении средства

художественной вы разительности

Подгото вить диалог Моцарта и Сверчка к инсцениро ванию

87

И. Тургенев 

«Певцы» (отрывок)

УРУН

- Совершенствование умений пересказывать текст, составлять его план.

- Развитие умения находить в тексте ключевые слова.

- Совершенствование навыков правильного, осознанного чтения изучаемых произведений.

- Совершенствование умения давать оценку эмоциональным переживаниям и состояниям главных героев прочитанных произведений.

Уметь пересказывать текст

Подгото вить к пе ресказу лю бую часть

88

В. Драгунский

 «Не зависимый Горбуш ка»

УРУН

Уметь находить ключевые слова

Выписать ключевые слова из рассказа. Ответить на вопрос учеб ника, с. 175

89

Обобщение по разде лу. Проверочная ра бота по разделу 10. Подготовка к сочи нению на тему «Что я представляю, когда слушаю музыку...»

УРУН

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений.

- Совершенствование умения различать жанры художественной литературы.

Знать:

- героев и названия прочитанных произведений

Уметь:

- придумывать вариантов заглавий к прочитанным произведениям.

Написать сочинение на тему «Что я пред ставляю се бе, когда

слушаю музыку...»

90

Урок внеклассного чтения. Моя Хохота-ния

УРУН

- Формирование умения использо вать выборочное чтение для под тверждения мысли.

- Умение самостоя тельно находить произведения на заданную тему

Уметь: высказывать оценочные суждения по прочитанному;

- самостоя тельно находить произведения на заданную тему;

- частично пересказывать текс.

Э. Успен ский «Дядя Федор, пес и кот» и про должение этой книги. Рассказы Н. Носова, Ю. Сотни ка, В. Голявкина

Раздел 11.  ДЕНЬ СМЕХА (4 часа)

91

Введение в раздел. Г. Сапгир «Смеяцы», «Людоед и принцес са, или Все наобо рот»

УРУН

- Совершенствование навыков выразительного чтения стихотворных произведений с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

 - Совершенствование умения  выделять языковые средства худо жественной выра зительности (без использования терминологии)

Уметь:  читать стихотворные произведе ния наизусть;

- видеть в про-

изведении средства

художественной вы разительности

Выучить стихотво рение наи зусть

92

В. Драгунский «Надо иметь чувство юмо ра».

 Ю. Мориц «Ма линовая кошка».

УРУН

- Совершенствование навыков выразительного чтения  произведений с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

 - Совершенствование умения  выделять языковые средства худо жественной выра зительности (без использования терминологии)

Уметь:  выразительно читать  произведе ния с листа и наизусть;

- видеть в про-

изведении средства

художественной вы разительности

Вырази тельное чтение сти хотворения

93

Обобщающий урок «Весёлая мозаика»

УПСОЗ

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений.

- Совершенствование умения различать жанры художественной литературы.

Знать:

- героев и названия прочитанных произведений

Уметь:

- придумывать вариантов заглавий к прочитанным произведениям.

94

Внеклассное чтение.

 Необычный кален дарь

УРУН

- Формирование умения использо вать выборочное чтение для под тверждения мысли.

- Умение самостоя тельно находить произведения на заданную тему

Уметь: высказывать оценочные суждения по прочитанному;

- самостоя тельно находить произведения на заданную тему;

- частично пересказывать текс.

В. Бианки

«Лесная

газета»

Раздел 12. ВЕСНА (3 часа)

95

Стихи о весне

Ф. Тютчева, А. Блока,

A.        Макаревича,

B.        Маяковского,
О. Мандельштама,

C.        Чёрного,
Б. Окуджавы

УРУН

- Совершенствование навыков выразительного чтения стихотворных произведений с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.

 - Совершенствование умения  выделять языковые средства худо жественной выра зительности (без использования терминологии)

Уметь:  читать стихотворные произведе ния наизусть;

- видеть в про-

изведении средства

художественной вы разительности

Выучить

одно стихо творение наизусть. Нарисовать иллюстра цию

96

А. Толстой

 «Детство Никиты», глава «Весна»

УРУН

- Совершенствование навыков правильного, осознанного чтения изучаемых произведений.

- Совершенствование умения давать оценку эмоциональным переживаниям и состояниям главных героев прочитанных произведений.

Уметь делить тенет

на части

Разделить текст на три части, оза главить части

97

Проверочная работа по разделам 11 и 12 (15-20 минут). Твор ческая работа: сочи нение о весне

УРСР

- Совершенствование умения участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

- Обучение восприятию и пониманию эмоционально-нравственных переживаний героев прочитанных произведений.

- Совершенствование умения различать жанры художественной литературы.

Знать:

- героев и названия прочитанных произведений

Уметь:

- придумывать вариантов заглавий к прочитанным произведениям.

Написать сочинение. Оформить работу ри сунками

Раздел 13. ДЕНЬ ПОБЕДЫ (2 часа)

98

А. Ахматова «Памя ти друга»,

В. Драгун ский «Арбузный пе реулок».

Стихи о вой не В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Твардовского

УРУН

- Формирование умения вырази тельного чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения

Уметь выразительно читать

Читать вы разительно стихи. На рисовать плакат «Пусть все гда будет мир»

99

Внеклассное чтение.

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

Библиотечный урок

- Формирование умения использо вать выборочное чтение для под тверждения мысли.

- Умение самостоя тельно находить произведения на заданную тему

Уметь: высказывать оценочные суждения по прочитанному;

- самостоя тельно находить произведения на заданную тему;

- частично пересказывать текс.

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», С. Алексеев «Они защи щали Мо скву»

Раздел 14. РОДНАЯ ЗЕМЛЯ (3 часа)

100

К. Паустовский «Бес корыстие»,

Г. Цыферов «Дубенка»,

 Б. Окуд жава «Песенка об Арбате»,

 С. Козлов «Где живет солнце?»

УРУН

- Формирование внимательного от ношения к языку художественного произведения.

- Совершенствование навыков правильного, осознанного чтения изучаемых произведений.

- Совершенствование умения давать оценку эмоциональным переживаниям и состояниям главных героев прочитанных произведений.

Уметь пересказывать текст;

- : высказывать оценочные суждения по прочитанному;

Пересказ

 «Дубенка»

101

Заключительный

урок. Проверка тех-

ники чтения

УПКЗ

Темп чтения незнакомого текста -

75-80 слов

102

Внеклассное чтение.

 Любимые книги. Любимые писатели

УПСОЗ

- Формирование умения использо вать выборочное чтение для под тверждения мысли.

- Умение самостоя тельно находить произведения на заданную тему

Уметь: высказывать оценочные суждения по прочитанному;

- самостоя тельно находить произведения на заданную тему;

- частично пересказывать текс.

Список ли тературы на лето


«Чтение и начальное литературное образование»

3 класс (для четырехлетней начальной школы)

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (Письмо № 341/11-17 от 16.05.2000 г.)

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

• овладение функциональной грамотностью;

• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

• приобщение к литературе как искусству слова;

• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя интереснейшими источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькую поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включенные в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всем его многообразии: здесь и классика русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современная детская литература.

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью в семье третьеклассницы Насти. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задает вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.

При составлении учебника для 3-го класса авторы в большей мере, чем во всех остальных, учитывали принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарем. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, совершенно естественно.

Содержание программы

1. Тематика чтения

Прощание с летом. Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения. Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом. Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки. Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада...». Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил...». Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает...». Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачева, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о зимней природе, ее красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме. Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой. Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о серьезных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца...». Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о волшебном влиянии музыки на душу человека.

День смеха. Веселые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о веселых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю...». Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Черного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы. Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля. Отрывки из произведений К. Паустовского, Г. Цыферова и других о России, о любви к родной земле.

2. Техника чтения

В государственных образовательных стандартах  указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

3. Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения;

– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

– портрет;

– детали биографии (что известно о его жизни);

– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;

– речь героя как средство его характеристики;

– отношение автора к герою;

– собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».

Повесть, ее отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.

6. Развитие устной и письменной речи

Обучение:

– подробному и краткому пересказу текста по плану;

– выборочному пересказу текста;

– словесному рисованию картин к художественным текстам;

– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев;

– составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений.

Основные требования к знаниям умениям и навыкам учащихся к концу 3 класса:

Обучающиеся должны знать:

Названия и авторов изученных произведений.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Осознанно, правильно, выразительно читать.
  2. Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заголовку, фамилии автора, ключевым словам.
  3. Самостоятельно читать про себя незнакомый текс, проводить словарную работу.
  4. Делить текст на части, составлять простой план.
  5. Самостоятельно формулировать главную мысль текста.
  6. Находить в тексте материал для характеристики героев.
  7. Подробно и выборочно пересказывать текст.
  8. Составлять описание-характеристику героя.
  9. Составлять устные и письменные описания.
  10. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Литература:

  1.         Каясова Т.А. Интегрированные уроки в начальной школе. (Литературная гостиная. А.С.Пушкин). – Самара: Новая техника, 2009.- 44 с.
  2. Светловская Н. Н. Основы науки о читателе. – М., Магистр, 1992
  3. Бунеева Е.В., Р.Н.Бунеев. Уроки чтения по учебнику «В одном счастливой детстве», Методические рекомендации для учителя.- М., Изд-во «Баласс», 2009
  4. Тематическое планирование уроков по новому базисному плану: 3 класс, / Авт.-сост. О.И. Дмитриева. - М.: ВАКО, 2009

,