Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. УМК "Школа России".
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Рабочая программа по литературному чтению . 4 класс. Л.Ф.Климанова. УМК "Школа России". (2 часа в неделю): пояснительная записка, общая характеристика предмета, ценностные ориентиры курса, результаты изучения курса, календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрена

Утверждаю:

На заседании ШМО учителей

Директор ГБОУ сош № 532

О.В.Караванская

Протокол № _____ от ___________ 2013 года

Приказ № _____ от "_____" августа 2013 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

Учитель

Федорова Светлана Ивановна

Учебный год

2013-2014

Классы

4 А

Предмет учебного плана

Литературное чтение

Название учебного курса

Литературное чтение 4 класс

Количество часов в год

68

Количество часов в неделю

2

Программное обеспечение

Программа Литературное чтение 1-4; Л.Ф.Климанова,  В. Г. Горецкий, М. В. Голованова

Основание выбора программы

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного  общего образования  по литературному чтению;

Программа рекомендована Министерством Образования Российской Федерации.

Учебно-методический комплект


«Литературное чтение: Учебник 4 класс»: в 2-х частях;  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская  - М.: Просвещение, 2012.

 «Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс».  Л.Ф.Климанова.  – М.: Просвещение, 2013.

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - Л.Ф.Климанова,  В. Г. Горецкий, М. В. Голованова), составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта, утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и   дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность  изучения разделов литературного чтения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану ГБОУ СОШ № 532.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО  от 06.10.2009г №373;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры);
  4. Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России от 3 июня 2011 года
  5. Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2013- 2014 учебный год;
  6. Учебный план школы на 2013-2014 учебный год.

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

В классе 24 человека: 14 мальчиков и 10 девочек.  Неблагополучных семей нет. Неполных 4 семьи. Многодетная 1 семья. Сирот и опекаемых детей нет. 12 ученикам к началу 4 класса исполнилось 10 лет. 11 ученикам к концу 2013 года исполнится 10 лет. 1 ученику только в январе исполнится 10 лет.

По результатам прошлого года ученики показали следующие результаты литературе: успеваемость – 100%, качество знаний – 92,59%, обученность – 79,26%, средний балл – 4, 41.

Уровень сформированности учебной мотивации – 70,3%. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Но есть дети, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к группе «аутсайдеров» (2 человека - 7,4 % от общего числа учащихся). Они не замкнуты, общительны, но один отличается крайне медленным темпом деятельности, у другого, напротив, процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Оба с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, правда, в индивидуальном порядке с удовольствием дают ответы в устной форме, речь достаточно грамотная. В работе с этими детьми  необходимо применять индивидуальный подход  как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям, таким как: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. 6 человек (22,2%) показали слабый уровень распределения внимания, устойчивость и концентрацию.

Характерный тип мышления для класса – конкретно-понятийный. Доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть). Абстрактное мышление развито ещё плохо, поэтому дети пока ещё с трудом понимают переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов.

Основной тип памяти в классе – зрительная и двигательная, а так как в целом типы памяти совпадающие, это также является основой для взаимопонимания в классе.

Основная масса обучающихся класса – это дети с хорошим уровнем способностей и высокой мотивацией учения, они в состоянии освоить программу по предмету больше, чем базовый уровень. Они отличаются хорошей организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных и домашних заданий.

В целом обучающиеся класса находятся почти на одинаковом уровне с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, что обусловило хорошее восприятие и усвоение учебного материала.

Изменения (в сроках и времени изучения тематических блоков)

Основные затруднения  вызвала работа по  развитию речи (пересказ  краткий и подробный, составление плана.

В 2013 - 2014 учебном году планирую  усилить работу по этим  направлениям деятельности учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ

Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной           отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического           отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;

Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,           потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской  программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 24 учебных недели определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА

Содержания учебного материала по литературному чтению ориентирован на формирование базовых национальных ценностей.

Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  2. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  5. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  6. Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;
  8. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  10. Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  6. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  12. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные

  1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  4. Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  6. Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  7. Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  8. Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 404 часов для обязательного изучения литературного чтения на ступени начального образования, из них в 4 классе  68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. Формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№        

Наименование разделов и тем        

Всего часов

1

Летописи. Былины. Жития.

5  часов

2

Чудесный мир классики

13 часов

3

Поэтическая тетрадь        

4  часа

4

Литературные сказки

10 часов

5

Делу время – потехе час

4  часа

6

Страна детства

4 часа

7

Поэтическая тетрадь

2 часа

8

Природа и мы

7 часов

9

Поэтическая тетрадь

3 часа

10

Страна «Фантазия»

3 часа

11

Зарубежная литература

10 часов

12

Родина

3 часа

Календарно-тематическое планирование по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ  (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий)

(2 ч в неделю)


урока

Дата

Тема урока

1 четверть (18 часов)

Летописи, былины, жития (5 часов)

1.

1.

Летописи. Былины. Жития."И повесил Олег свой щит на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего"

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из русской летописи, былин, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте исторические факты. Сравнивать летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины, былину и волшебную сказку. Пересказывать былину от лица её героя. Давать характеристику герою с опорой на текст. Составлять рассказ по репродукциям картин. Договариваться друг с другом; выслушивать и принимать позицию собеседника. Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом

2.

2.

"Ильины три поездочки"

3.

3.

"Ильины три поездочки"(окончание)

4.

4.

"Житие Сергия Радонежского"

5.

5.

"Житие Сергия Радонежского". "Проверь себя"

Чудесный мир классики (13 часов)

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух большие по объёму произведения, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке; сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать по плану большие по объёму произведения.

Понимать позицию автора, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях классиков.

Читать по ролям, определять слова героя, автора.

Делить текст на части, озаглавливать, составлять план, кратко пересказывать по плану.

Выражать своё отношение к героям произведений, событиям в них происходящим.

Выполнять подробный пересказ произведения

Договариваться друг с другом; выслушивать и принимать позицию собеседника. Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом

6.

6.

П.Ершов "Конёк-горбунок"

7.

7.

П.Ершов "Конёк-горбунок"

8.

8.

П.Ершов "Конёк-горбунок"

9.

9.

А.Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора! Очей очарованье!"

10.

10.

А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

11.

11.

А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

12.

12.

А.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

13.

13.

М. Лермонтов "Дары Терека"

14.

14.

М. Лермонтов "Ашик-Кериб"

15.

15.

М. Лермонтов "Ашик-Кериб"

16.

16.

Л.Толстой "Детство". "Как мужик камень убрал" (басня).

17.

17.

А.П.Чехов «Мальчики».

18.

18.

А.П.Чехов «Мальчики». Проверь себя.

2 четверть (14 часов)

Поэтическая тетрадь (4 часов)

19.

1.

Ф. Тютчев "Ещё земли печален вид…" "Как неожиданно и ярко…". А.Фет "Весенний дождь", "Бабочка"

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественные произведения; выразительно читать произведения русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведение. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать своё чтение.

20.

2.

Е. Баратынский "Весна, весна! как воздух чист!..." "Где сладкий шёпот…". А.Плещеев "Дети и птичка"

21.

3.

И.Никитин "В синем небе плывут облака". Н.Некрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки…"

22.

4.

И.Бунин "Листопад" Обобщение.

Литературные сказки (10 часов)

23.

1.

В.Одоевский «Городок в табакерке»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказку. Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст.

Определять тему и главную мысль сказки, смысл заглавия. Делить сказку на части, составлять план с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

Составлять список литературы для чтения. Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения

24.

2.

В.Одоевский «Городок в табакерке»

25.

3.

В.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

26.

4.

В.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

27.

5.

П.Бажов «Серебряное копытце»

28.

6.

П.Бажов «Серебряное копытце»

29.

7.

С.Аксаков «Аленький цветочек».

30.

8.

С.Аксаков «Аленький цветочек».

31.

9.

С.Аксаков «Аленький цветочек».

32.

10.

Обобщение по теме. Проверь себя.

3 четверть (20 часов)

Делу время – потехе час (4 часа)

33.

1.

Е. Щварц "Сказка о потеряном времени"

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать без ошибок в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Характеризовать героев, их поступки, определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Самостоятельно оценивать свои достижения.

34.

2.

Е. Щварц "Сказка о потеряном времени"

35.

3.

В Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"

36.

4.

В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел". Обобщение по разделу.

Страна детства (4 часа)

37.

5.

Б. Житков «Как я ловил человечков».

Подбирать книги по теме, рассказывать о их содержании. Воспринимать произведение на слух, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды в юмористических рассказах, определять отношение автора к героям. Определять, какие нравственные уроки скрываются за усмешкой автора. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты) Составлять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Самостоятельно оценивать свои достижения

38.

6.

К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

39.

7.

К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"


40.


8.

М. Зощенко " Ёлка". Обобщение.

Поэтическая тетрадь (2 часа)

41.

9.

В.Брюсов "Опять сон", "Детская". С.Есенин "Бабушкины сказки"

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэзии разных авторов, выражать своё отношение.

42.

10.

М. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка…", "Наши царства". Проверь себя.

Природа и мы (7 часов)

43.

11.

Д.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. Читать вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста

Наблюдать, как авторы передают красоту родной природы с помощью слова. Определять нравственный смысл произведения. Определять тему, объединяющую произведения раздела, формулировать основную мысль темы. Делить текст на часть, пересказывать текст подробно и выборочно. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом

44.

12.

Д.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"

45.

13.

А. Куприн "Барбос и Жулька".

46.

14.

М.Пришвин "Выскочка". Е. Чарушин "Кабан".

47.

15.

В. Астафьев «Стрижонок Скрип».

48.

16.

В. Астафьев «Стрижонок Скрип». Проверь себя.

Поэтическая тетрадь (3 часа)

49.

17.

Б. Пастернак "Золотая осень». С. Клычков "Весна в лесу".

Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Находить средства художественной выразительности, сравнивать их, самостоятельно дополнять. Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом.

50.

18.

Д. Кедрин "Бабье лето". Н. Рубцов "Сентябрь".

51.

19.

С.Есенин "Лебёдушка".

52.

20.

Обобщение по теме. Проверь себя.

4 четверть (16 часов)

Страна Фантазия (3 часа)

53.

1.

Е. Велтистов "Приключения Электроника".

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, читать в темпе разговорной речи. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведений Самостоятельно оценивать свои достижения.

54.

2.

К. Булычёв "Путешествие Алисы".

55.

3.

Обобщение по теме. Проверь себя.

Зарубежная литература (10 часов)

56.

4.

Д. Свифт "Путешествие Гулливера".

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды произведения от лица героев.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом.

57.

5.

Г.Х. Андерсен "Русалочка".

58.

6.

Г.Х. Андерсен "Русалочка".

59.

7.

Г.Х. Андерсен "Русалочка".

60.

8.

Г.Х. Андерсен "Русалочка".

61.

9.

М. Твен "Приключения Тома Сойера".

62.

10.

М. Твен "Приключения Тома Сойера".

63.

11.

С. Лагерлёф "Святая ночь".

64.

12.

С. Лагерлёф "В Назарете".

65.

13.

Обобщение по теме. Проверь себя.

Родина (3 часа)

66.

14.

И. Никитин "Русь"

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихотворения выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы при подготовке проекта. Договариваться друг с другом; выслушивать и принимать позицию собеседника. Проверять и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом.

67.

15.

С. Дрожжин "Родине", А. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске…"

68.

16.

Б. Слуцкий "Лошади в океане". Обобщение по разделу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....