Урок по литер. чтению "Рассказ танкиста" А. Твардовского
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Шанц лариса Леовна

Урок в 4 классе. Учебник Е.Е.Кац

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_rasskaz_tankista_lit.cht_.docx47.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Павлово

ПРОЕКТ УРОКА

Предмет                  литературное чтение

Класс                       4

Тема                        А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

УМК                       «Планета знаний»

Тип урока               изучение нового материала 

                                                                       Выполнил учитель начальных классов

                                                                       средней общеобразовательной

                                                                       школы №5 г. Павлово

                                                                       Шанц Лариса Леовна

г. Павлово 2009

  1. Тема урока

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

  1. Место урока

Это третье произведение из раздела «Прошла по земле война». На его изучение отводится один час.

  1. Цель урока: формировать умение выделять главную мысль произведения, находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально – смысловое содержание произведения

  1. Задачи урока:

Образовательные: - обогащение знаний о поведении людей на войне; 

                                   - формирование умения характеризовать героев по их поступкам,

                                    эмоциональному состоянию;

Развивающие:          - развивать образование мышления, речь;

                                    - навык выразительного чтения;

                                    - интерес к чтению;

Воспитательные:     - воспитывать патриотические качества личности;

                                    - воспитание культуры межличностных отношений.

  1. Описание исходного уровня ЗУНов учащихся

На момент проведения урока учащиеся знакомы с понятием «лирическое произведение», отличительными признаками данного жанра.

Учащиеся первой группы имеют прочные знания по данной теме, умеют самостоятельно выявлять особенности текста, ставить логическое ударение, самостоятельно готовить партитуру для выразительного чтения, давать характеристику герою. Дети имеют высокий темп чтения, развитую речь, хорошо ориентироваться в тексте.

Учащиеся второй группы имеют хорошие знания по теме, умеют выявлять особенности текста, ставить логическое ударение, самостоятельно готовить партитуру для выразительного  чтения, давать характеристику герою, но необходима направляющая помощь в виде плана действий, наводящих вопросов. Дети читают по норме, неплохо ориентируются в тексте.

Учащиеся третьей группы слабо владеют знаниями по теме, выявляют особенности текста, ставить логическое ударение, готовить партитуру для выразительного чтения, давать характеристику герою только с помощью наводящих вопросов, помощи со стороны учителя. Темп чтения ниже нормы, речь развита слабо, плохо ориентируются в тексте.

Учащиеся четвертой группы не владеют терминологией по теме, не владеют терминологией по теме, не ориентируются в тексте, не могут составить характеристику героя. Имеют очень низкий темп чтения, плохо развита речь. Нуждаются в индивидуальной помощи.

  1. Средства, необходимые для проведения урока:

  1. Компьютер, диск с презентацией урока
  2. Индивидуальные листы со стихотворением
  3. Толковые словари
  4. Карточки для индивидуальной работы

  1. Хронометраж:
  1. Организационный момент                              1
  2. Постановка цели урока                                    3
  3. Актуализация знаний                                       5
  4. Изучение нового материала                            22
  5. Обобщение материала                                      5
  6. Подведение итогов                                           2
  7. Домашнее задание                                            2

                                                

                                                                      40

Психолого – педагогическая характеристика

       4 класса средней школы №5 г. Павлово

        Класс был сформирован в 2006-2007 учебном году. В классе 23 человека: 12 девочек и 11 мальчиков. 6 ребят воспитываются в неполных семьях (две считаются неблагополучными). В эмоционально – волевой сфере класс в целом уравновешен. Между детьми сложились доброжелательные отношения, благоприятный психологический микроклимат. Учащиеся дисциплинированы, работоспособны, имеют желания учиться.

       Анализ результатов социометрических исследований (проведена беседа, анкетирование, игра «Кого бы я взял на необитаемый остров») показал:

Положение в группе

Лидеры

Принятые

Отвергнутые

Кол-во уч-ся

23ч. – 100%

3ч. – 13%

19ч. – 83%

1ч. – 4%

                        

      Результаты диагностики особенностей развития познавательных процессов у детей (внимания его объема, устойчивости, продуктивности), наблюдательности, восприятия, мышления, речи, проведенной психологом, показали:

Познавательные процессы

высокий

средне-высокий

средний

низкий

Внимание

6ч. – 26%

11ч. – 48%

4ч. – 17%

2ч. – 9%

Восприятие

5ч. – 22%

11ч. – 48%

5ч. – 22%

2ч. – 9%

Мышление

6ч. – 26%

8ч. – 35%

6ч. – 26%

3ч. – 13%

Речи

7ч. – 30%

7ч. – 30%

8ч. -33%

2ч. – 9%

Анализ уровня тревожности (тест школьной тревожности Филлилса) показал:

Уровень тревожности

Степень

Высокая

3ч. – 13%

Повышенная

2ч. – 9%

Низкая

18ч. – 78%

Проверка техники чтения учащихся показала:

Норма – 90 слов                                                      Осознанно читают – 18ч. – 78%

Выше читают – 12ч. – 52%                                     Выразительно – 15ч. – 65%

По норме – 9ч. – 39%

Ниже – 2ч. – 9%

Опираясь на результаты данных диагностик, класс по уровню обученности и развитию делится на 4 уровня:

  1. Высокий – 5ч. – 22%
  2. Средне-высокий – 11ч. – 47%
  3. Средний – 5ч. – 22%
  4. Низкий -2ч. -9%

          Учащиеся с высоким уровнем развития обладают высокой познавательной активностью в соответствии с учебными интересами. Им характерна произвольность психических процессов. Обладают устойчивым вниманием, легко переключаются с одного вида задания на другое, концентрируют внимание на учебной задаче. Эти учащиеся принимают учебную задачу, удерживают цель деятельности и выполняют учебные действия. Учащиеся этой группы устанавливают связи и закономерности, делают выводы, обобщения, способны к анализу и синтезу. Речь детей развита хорошо. Все дети данной группы читают осознанно, выразительно, темп чтения выше нормы. Дети имеют низкую степень тревожности, коммуникативные качества развиты хорошо. Учащиеся данной группы имеют высокую работоспособность, предпочитают высокий темп работы. Навыки контроля и самоконтроля развиты хорошо. Способны к самостоятельной творческой деятельности.

         Учащиеся со средне-высоким уровнем развития наряду с произвольностью психических процессов встречаются проявления непроизвольного внимания и памяти. Эти учащиеся принимают учебную задачу, удерживают цель деятельности, планируют учебную деятельность и выполняют учебные действия. Но для усвоения материала им необходимо повторять нужные определения, правила. При небольшой помощи учителя могут сделать правильные выводы, выполняют творческие задания. Смысловая и оперативная виды памяти несколько снижены. Учащиеся данной группы способны к самореализации и учебной активности в рамках школьной программы. Могут самостоятельно данные учителем задания, но необходима направляющая и стимулирующая помощь учителя. Неплохо развита речь. Взаимоконтроль осуществляют, но при самоконтроле могут допустить ошибки. Учащиеся данной группы умеют работать в парах и группах, строят адекватные ролевые отношения.

       Для учащихся со средним уровнем развития свойственна слабая организация умственной и познавательной деятельности. Самостоятельно решать поставленные задачи не могут, необходим пошаговый контроль, подкрепления правила практической  работой с объяснением каждого шага, с опорой на наглядность. Слабо развита речь, с трудом выражают вои мысли. Преобладает репродуктивное мышление. Для них характерен низкий темп учебной деятельности, быстрая утомляемость, низкая активность и повышенная тревожность. Для этих ребят необходимо создавать ситуацию успеха, стимулировать познавательную активность. Коммуникативные качества развиты слабо, при работе в группах выполняют роль ведомого.

       Учащиеся четвертой группы требуют особого внимания со стороны педагога. Память, речь, мышление развиты очень слабо. Темп чтения ниже нормы. Эти дети с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Отсутствует способность логически мыслить. Затрудняются производить классификации, обобщения, существенных признаков не выделяют. Выводов и умозаключений самостоятельно сделать не могут. Необходима постоянная обучающая и контролирующая помощь учителя. Коммуникативные качества не развиты. Эти дети нуждаются в индивидуальной помощи со стороны учителя.

№ п/п

Содержание урока

Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя

Ожидаемый результат со стороны учеников

1.

2.

(2 сл.)

3. 

(3сл.)

(4сл.)

4.

(5сл.)

(6сл.)

(7сл.)

5.

(8сл.)

(9сл.)

6.

(10сл.)

(11сл.)

7.

8.

Организационный момент.

Уч.: здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок литературного чтения, а, значит, будем открывать новое, сопереживать героям, попробуем понять, что нам хотел сказать автор.

Постановка цели урока.

Уч.: посмотрите, пожалуйста, на экран.

- какие чувства возникли в душе?

- какие слова можете подобрать?

(война, страх, мужество, героизм, трусость) – кластеры на доске

-что объединяет эти слова, кроме «война»?

Д.: качества человека

- над чем на ваш взгляд будем размышлять на уроке?

Д.: о поведении человека на войне, его качествах

Актуализация знаний.

Уч.: давайте определим значения этих слов. Перед вами лежит листок со словом, значение которого вы найдете в словаре.

Работаем в паре, помогая друг другу. (учащиеся находят и озвучивают значение слов)

- согласны?

-Где могут проявляться эти качества?

Уч.: Все эти качества проявляются у человека на войне, об этом пишут писатели и поэты. Об этом говорит и А.Т. Твардовский.

- Что вы узнали об этом поэте?

(выступление детей)

- Как на ваш взгляд, если поэт сам был участником войны, его произведения вымысел или реальность?

Новый материал.

Уч.: Вот история, которую рассказал нам А.Т. Твардовский в своём стихотворении «Рассказ танкиста»

- Почему оно так названо?

Словарная работа:

Уч.: В стихотворении вам встретятся слова, подберите к ним синонимы:

Нынче, бедовый, главарь, спросонок

Первичное знакомство с текстом:

Чтение стихотворения учителем наизусть.

Работа над содержанием стихотворения:

Уч.: - Какую картину представили?

- Какие чувства возникли в душе?

- О чем рассказал танкист?

- Из чего видно, что бой был страшным?

- Почему танки не могли пройти?

- Кто помог? Как?

Уч.: Прочитайте стихотворение про себя, подумав, в каких строчках страх, смелость, сожаление.

-Какие строчки передают ужас боя?

- В каких строчках можно увидеть отношение автора к танкисту?

-Зачитайте строки, дающие представления о мальчике.

Работа над характерами героев:

Уч.: -из чего складывается характеристика героя?

Д: внешний вид, поступки

Уч.: давайте попробуем охарактеризовать героя. Мы разделимся на группы: 1 и 2 группы – «составители», 3 и 4 – «редакторы»

1 группа – составьте характеристику мальчика самостоятельно.

2 группа – составьте характеристику мальчика, пользуясь следующим планом:

А) – каким вы увидели мальчика по внешности?

Б) – какими словами вы бы охарактеризовали его поступки?

В) – ваше отношение к герою.

3 группа – выберет слова, которые подходят к характеру героя, и обоснует свое мнение.

Волевой, смышлёный, трусливый, смелый, слабый, мужественный.

4 группа – читают уже составленную характеристику героя и выражают свое мнение.

Уч.: - Что еще можете добавить?

- сравните со словами, значение которых мы определяли в начале урока.

-проявились ли эти качества у нашего героя?

Физминутка:

Работа над выразительным чтением:

Уч.: - в стихотворении несколько раз встречается многоточия. Они обозначают паузу, которая может быть вызвана какой-то мыслью или переживанием. Давайте перечитаем эти строки и объясним, почему они поставлены (пер. – воспоминания о встрече, вт.-внутреннее состояние мальчика: запыхался, волнуется, посл. – переживает воспоминания: восхищается ребенком, звучит благодарность )

Уч.: перед вами листы с этим стихотворением. Расставьте паузы и логическое ударение.

1-2 группы – самостоятельно

3-4 группы – с учителем.

Уч.: почему поэт начинает и заканчивает стихотворение одними словами?

Д.: поразил не страшный бой, а мужество мальчика, это он запомнил на всю жизнь, выражает сожаление.

Выразительное чтение стихотворения вслух.

Обобщение:

-в каких словах заключена главная мысль стихотворения?

-какие лова, выбранные в начале урока можно убрать?

- за что героям стихотворения можно сказать спасибо?

В этом году наша страна отмечает 65-летие Победы в ВОВ. Я предлагаю посвятить героям ВОВ стихотворение.

1 группа – сочиняет четверостишие по рифме:

……………… героям,

………………солдатам,

………………подарили,

………………в сорок пятом!

2-3 группы – восстанавливают деформированный текст.

Добыли ПОБЕДУ.

Вы кровью и потом

Сейчас – уже деды.

Вы молоды были

4 группа – читает готовое четверостишие.

Мы эту победу –

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!

А вот как оно звучит у Ольги

Масловой.

Спасибо героям,

Спасибо солдатам,

Что мир подарили,

Тогда – в сорок пятом!

Вы кровью и потом

Добыли ПОБЕДУ.

Вы молоды были,

Сейчас – уже деды.

Мы эту ПОБЕДУ –

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людями!

Подведение итогов:

-закончите фразу:

А) У меня в душе осталось…

Б) На уроке я понял(а)

В) На уроке мне удалось…

Г)если бы…, то…

Домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворения. Выучить наизусть любое стихотворение о войне (по желанию)

Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.

Мотивационный компонент. Развитие связанной речи, обогащение знаний, умение передавать чувства словами. Прием анализа и синтеза.

Прогнозирование предстоящей работы. Прием анализа, обобщения.

Актуализация знаний.

Развитие умения работать со словарем.

Парная форма работы.

Обратная связь.

Регулирующий компонент.

Развитие речи, актуализация знаний.

Формирование умения строить предложения, выдвигать версии.

Фронтальная форма работы с использованием словаря синонимов, обогащение словарного запаса учащихся.

Фронтальная работа.

Форма беседы.

Осознание содержания стихотворения.

Развитие навыка осмысленного чтения. Выборочное умения характеризовать героев словами автора.

Групповая форма работы. Дифференциация по степени помощи и сложности. Операционный компонент. Развитие познавательного интереса. Воспитание взаимопомощи.

Индивидуальная работа. Регулирующий компонент. Метод сравнения и анализа.

Снятие утомляемости.

Формирование навыка выразительного чтения, используя эмоциональное состояние героев.

Самостоятельная форма работы. Дифференциация по степени помощи.

Развитие навыка выразительного чтения, учитывая все средства выразительности.

Формирование умения выделять главную мысль, умение обобщать и делать выводы.

Творческая работа. Групповая форма работы. Дифференциация по степени творчества и сложности. Операционный компонент. Развитие познавательного интереса. Воспитание взаимопомощи.

Рефлексия

Дифференциация по объему и желанию.

Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.

Эмоционально воспринимают увиденное.

Умение анализировать, находить общее значение.

Осознают перспективу предстоящей работы. Участие в постановке и формулировке задач урока.

Развивают навык работы со словарем, учатся размышлять, выражать свое мнение, развивают речь.

Развивают коммуникативные качества.

Развивают умение правильно строить предложения, выражать свои мысли.

Развивают мышление, речь, умение выражать свою мысль.

Обогащают словарный запас, развивают умение работать со словарем.

Развивают умение слушать.

Развитие умения отвечать на вопросы полным ответом. Осознание услышанного.

Развитие навыка чтения, умения ориентироваться в тексте, умение видеть героев словами автора.

Обучение в зоне ближайшего развития. Развитие коммуникативных качеств, чувства взаимопомощи. познавательная деятельность. развитие речи.

Развивают умения сравнивать и анализировать.

Формирование умения видеть эмоциональное состояние героев.

Развивают умение самостоятельно работать с текстом.

Развивают навык выразительного чтения, учитывая все средства выразительности.

Развивают умение выделять главную мысль, умение обобщать и делать выводы.

Развивают творческие способности, коммуникативные качества

Формируют умение самоанализа.

Внимательно слушают, принимают задачу,

Задают вопросы.

Самоанализ.

Данный урок 2 в разделе «По земле прошла война». Тема, цели, задачи.

      Для реализации образовательных задач урока способствовали приемы анализа, сравнения, сопоставления. Постановка темы урока в необычной форме помогает активизировать учебную деятельность учащихся. Доминирующим методом является беседа, которая позволяет проконтролировать ход мыслей детей, осмысленность ответов, вовлечь в учебный процесс большее количество учащихся. Работа со словарями расширяет словарный запас учащихся, умение пользоваться справочной литературой самостоятельно, а значит, учит учиться. Использование групповой формы работы позволяет организовать плодотворную работу по составлению характеристики героя стихотворения, дает возможность как более сильному ученику, так и слабому выражать свою мысль. Дифференцированный подход обеспечивает посильное задание для каждого ученика, что позволяет вовлечь каждого субъекта  в образовательную деятельность. Дифференцированное домашнее задание предполагает развитие познавательной активности и действий в зоне ближайшего развития. Компьютерные технологии способствовали усилению мотивации деятельности учащихся. Применение элементов ненасильственного обучения, активных форм, средств двигательной направленности позволяет более эффективно применять здоровьсберегающие технологии.

    Для реализации развивающих задач использовался словесный метод (работа с учебником, словарями, различные виды чтения, словесное рисование), групповая форма работы с презентацией своих результатов, самостоятельная работа над партитурой выразительного чтения, применение чувств, восприятий компьютерных технологий и обучения позволяют повысить мотивацию учащихся, их интерес к чтению.

    Воспитание культуры межличностных отношений осуществлялась на основе групповой и парной форм работы. Воспитанию нравственных качеств личности способствовал анализ характеров главных героев, их поступков, эмоциональное состояние.

    С поставленными задачами урока справились.

ПРИЛОЖЕНИЕ

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе просить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти – двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, кто в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,-

И чёрт его поймет, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько разных дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

-Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

-Да где же, где?... – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище!-

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила грязь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец!-

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Характеристика героя для учащихся 4 группы.

Герой стихотворения храбрый и смелый, потому что не побоялся врага и решил помочь нашим танкистам. Он смышлёный и сообразительный, т.к. сначала всё разведал, узнал, где находится враг, а потом помог танку проехать незамеченным путём. Он любит свою Родину, потому что, хоть и маленький, а пошёл защищать её.

Рифма для творческой работы.

………………. героям,

……………….. солдатам,

……………….. подарили,

……………….. в сорок пятом!

Деформированный текст.

Добыли ПОБЕДУ.

Вы кровью и потом

Сейчас – уже деды.

Вы молоды были,

Четверостишие для 4 группы.

Мы эту победу –

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!

                        

Слова для работы со словарём.

Война

Страх

Мужество

Героизм

Трусость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литер чтению

Детские журналы. С. Михалков «А что у вас?"»...

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»".

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»"....

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»".

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»"....

Конспект урока по литер. чтению. Мои игрушки. Гласные звуки. Слоги

Тип урока:Урок открытия новых знанийЦель:-познакомиться с понятием «слог»;-уметь находить гласные звуки и делить слова на слоги.УУД:Личностные:Освоить  статус  ученика; формирова...

Конспект урока по литер.чт. Виктор Хмельницкий. Сказки-миниатюры

Цель:– формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;–  развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, мест...

Конспект урока по литер.чт. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше

Тема урока: «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель: Содержательная цель: портрет, характер героя, повесть-сказка.Деятельностная цель: формирова...