Конспект урока по литер.чт. Виктор Хмельницкий. Сказки-миниатюры
план-конспект урока по чтению

Казьмина Анна Алексеевна

Цель:

– формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;

–  развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия;

формируем умение передавать последовательность сюжета, описывать героев.

УУД:

Личностные:

1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Регулятивные:

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной  деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

8.Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

              Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; определять круг своего незнания.

2. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

3.Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

4. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 5. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

           Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

            Оборудование:

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:


Цель:

– формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;

–  развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия;

формируем умение передавать последовательность сюжета, описывать героев.

УУД:

Личностные:

1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Регулятивные:

1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной  деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

8.Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

           Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; определять круг своего незнания.

2. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

3.Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

4. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 5. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

       Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование:

Учебник

Рабочая тетрадь

Презентация

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональный настрой  к познавательной деятельности.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Наш урок, я хочу начать с фразы Габриэля Маркеса:» Нас окружают необыкновенные, фантастические вещи»

Согласны вы с ней?

Да/Нет

3. Выявление места и причины затруднения.

Я хочу пригласить вас на прогулку, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, отгадав загадку:

Ждёт нас в гости друг зеленый,
Ждут березки, липы, клены,
Травы, птицы и цветы
Небывалой красоты.

Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это…

Прежде чем отправиться на лесную прогулку, давайте вспомним название нашего раздела

С какими чудесами мы уже встречались на страницах учебника?

В конце нашей прогулки  мы постараемся ответить на вопрос: «Что необычного мы сумели сегодня увидеть в обычном мире»?

Итак, мы заходим в лес

Лес

Самое обыкновенное чудо

розовый слон, дружба, щедрость, превращение гусеницы в бабочку

4.Построение проекта выхода из затруднения.

- Но что это? По-моему собирается дождь.

- А вы были в лесу во время дождя?

А с чего начинается дождь?

Но не стоит скорее собираться и бежать домой! Во-первых, вряд ли мы успеем, во-вторых, нам предоставляется уникальный шанс побывать на спектакле, поставленном самой природой. Имя этому спектаклю – дождь в лесу.

- Итак,  тучи собрались, дождь уже неизбежен, нам надо срочно искать убежище, благо среди растущих вокруг нас деревьев есть, где укрыться!

- Дождь уже начал накрапывать. А теперь самое главное – нам остаётся только наблюдать, слушать и впитывать это чудесное явление.

- Слушайте звон дождевых капелек по деревьям, кустам и травам, слушайте звенящую тишину леса во время дождя

Какое настроение бывает у вас во время дождя?

- Как вы думаете, кто в лесу рад дождю, а кто его не любит?

Предполагают

5.Реализация построенного проекта.

Сейчас мы и узнаем, прочитав необычную сказку-миниатюру Виктора Хмельницкого. 

- Ребята, а кто знает, что такое миниатюра?

Давайте с вами заглянем в  словарь и посмотрим значение этого слова

МИНИАТЮ́РА - (от итал.) - небольшое прозаическое, стихотворное или драматическое произведение строго законченной формы. Это маленькое произведение,  может состоять из 5–6 предложений, но можно больше, можно меньше Термин широко употребляется в живописи и музыке.

В сказках Виктора Хмельницкого как будто бы ничего особенного не происходит. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи - листик на дереве, солнечный луч, камешек у моря - в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам

Со сказками-миниатюрами мы сегодня и познакомимся. Открываем учебники стр. 131

Прочитайте имя, фамилию автора и заглавие.

Как вы думаете, о чём мы будем читать?

Предполагают

Виктор Хмельницкий

О дожде в лесу

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Рассмотрим иллюстрацию

Назовите героев сказки.

- Какое у них настроение? Почему?

- Как вы догадались?

Чтение текста

- Почему изменилось настроение у всех обитателей леса?

Перечитывание  текста.

1-2 абзацы:

- Рады ли бабочка, кузнечик и волк дождю? Найдите и прочитайте какими словами автор рисует их незавидное положение.

- А как же иллюстрация к тексту? Ведь мы предположили совсем другое!

3 абзац:

- Как вы понимаете  выражение «всё было нипочём»?

- Почему крота дождь не волновал? Найдите и прочитайте ответ на этот вопрос.

Чтение предложения «Вдруг в лесу появились лягушки!»

- Сравните по интонации это предложение с уже прочитанными.

- Какое слово в предложении подсказывает читателю, что произойдут изменения?

- С кем будут связаны эти изменения?

Как вели себя лягушки? Почему у них другое настроение?

- Обратите внимание на предложения, которые описывают настроение лягушек. Что это за предложения?

- А почему изменилось настроение у всех обитателей леса?

- Что значит лягушачье веселье оказалось заразительно?

- А почему грустил крот?

Открываем рабочие тетради на стр.50 №1

Голубым карандашом разукрасьте настроение до, а красным после.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

.

очевидно, что-то изменится. Надо читать дальше!

оно восклицательное

вдруг

с лягушками

быстро передалось другим

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Продолжим нашу прогулку. Какие звуки мы слышим в лесу?

 Ребята, а кто знает, что это за птица пела?

И об этой удивительной птице мы сейчас прочитаем в  сказке-миниатюре «Соловей и бабочка».

Для кого же пел соловей?

Прочитайте последнее выражение. Почему ночные бабочки появились с тех пор?

Назовите действующие лица сказки

поёт соловей

предполагают

соловей, бабочка, автор

8.Включение в систему знаний и повторение  

Какие звуки наполняют сказку «Дождь в лесу»? а миниатюру «Соловей и бабочка»?

Сейчас я вам раздам карточки, здесь вы должны правильно указать героев, прочитанных нами сказок-миниатюр

Так что же необычного мы сумели сегодня увидеть в обычном мире?

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

На этом наша познавательная прогулка  по лесу подходит к концу. C остальными сказками-миниатюрами вы познакомитесь на следующем уроке.

С каким автором мы сегодня познакомились?

Как же называются его произведения?

Ваше домашнее задание выучить наизусть одну из прочитанных нами сказок

Виктор Хмельницкий

Сказки-миниатюры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литер чтению

Детские журналы. С. Михалков «А что у вас?"»...

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»".

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»"....

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»".

План-конспект урока по литер чтению 3 класс на тему "С. А.Есенин «Черемуха»"....

Конспект урока по литер. чтению. Мои игрушки. Гласные звуки. Слоги

Тип урока:Урок открытия новых знанийЦель:-познакомиться с понятием «слог»;-уметь находить гласные звуки и делить слова на слоги.УУД:Личностные:Освоить  статус  ученика; формирова...

Конспект урока по литер.чт. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше

Тема урока: «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель: Содержательная цель: портрет, характер героя, повесть-сказка.Деятельностная цель: формирова...

Конспект урока по литер.чтению. Звук н, буква н

Тема: «Звуки [н],[н’].Буква Н.»Цели: 1. Познакомить с понятием «согласный звук» и обозначающими их буквами Н, н.2. Отработать навыки различия между мягким и твердым звуко...