программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

"Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа 144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

                                           Статус документа

         Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе образовательной программы МБОУ СОШ с. Наровчат начального общего образования.

                                   Структура документа

        Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание и оснащение учебного процесса.

                 Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании образовательной программы.

Цели обучения:

  1. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  2. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  3. воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Место предмета в учебном плане филиала МБОУ СОШ с.Наровча в селе Плесковка.

Школьный учебный план отводит на изучение литературного чтения в 4 классе 68 часов по 2 часа в неделю на этапе начального общего образования.

     

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 (68 ч)

 Былины. Летописи. Жития.  (6 ч)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда…». «И вспомнил Олег коня своего».  «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики (11 ч)

1.П.П.Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок); 2.А.С.Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3.М.Ю.Лермонтов «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4.А.П.Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (7 ч)

1.Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; 2.А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; 3Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот…»; 4.А.Н.Плещеев «Дети и птичка»; 5.И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»; 6.Н.А.Некрасов  «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; 7.И.А.Бунин «Листопад».

Литературные сказки  (9 ч)

1.В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»; 2.П.П.бажов «Серебряное копытце»; 3.С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»; 4.В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Делу время – потехе час (2 ч)

1.Е.Д.Шварц «Сказка о потерянном времени»; 2.В.Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3.В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства (4 ч)

1.Б.С.Житков «Как я ловил человечков»; 2.К.Г.Паустовский «корзина с еловыми шишками»; 3.М.М.Зощенко «Ёлка».

Поэтическая тетрадь (3 ч)

1.В.Я.брюсов «Опять сон», «Детская»; 2.С.А.Есенин «Бабушкины сказки»; 3.М.И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».

Природа и мы (6 ч)

1.Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш»; 2.А.И.Куприн «Барбос и Жулька»; 3.М.М.Пришвин «Выскочка»; 4.К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы»; 5.Е.И.Чарушин «Кабан»; 6.В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (3 ч)

1.Б.Л.Пастернак «Золотая осень»; 2.С.А.Клычков «Весна в лесу»; 3.Д.Б.Кедрин «Бабье лето»; 4.Н.М.Рубцов «Сентябрь»; 5.С.А.Есенин «Лебедушка».

Родина (3 ч)

1.И.С.Никитин «Русь»; 2.С.Д.Дрожжин «Родине»; 3.А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»; 4.Б.А.Слуцкий «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» (5 ч)

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»;

К.Булычев «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (8 ч)

1.Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»; 2.Г.Х.Андерсен «Русалочка»; 3.М.Твен «Приключения Тома Сойера»; 4.С.Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературного чтения обучающиеся  должны

        -владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;

- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ,  какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

 

                           

                              Календарно – тематическое планирование

по литературному чтению в 4 классе

102 часа  (3 часа в неделю)

Автор программы по литературному чтению для 4 класса и учебника «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.

                                                    Литература:

1. Учебник «Литературное чтение» (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова).

2. Книга для учителя «Уроки литературного чтения» по учебникам «Литературное чтение» для 4 класса.

3. Программа по Литературному чтению для 4 класса. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

           

№ п/п

Название темы

Дата

Факт. дата

Примечания

1

Ознакомление с учебником. Летописи.

2

И вспомнил Олег коня своего.

3

Былины. Ильины три поездочки.

4

Былины. Ильины три поездочки.

5

Былины. Ильины три поездочки.

6

Житие Сергия Радонежского.

7

Житие Сергия Радонежского.

8

Обобщение. Игра «Летописи, былины, сказания, жития»

9

П.П.Ершов «Конек-Горбунок».

10

П.П.Ершов «Конек-Горбунок».

11

П.П.Ершов «Конек-Горбунок».

12

А.С.Пушкин. Стихи.

13

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

14

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

15

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

16

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека».

17

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».

18

М.Ю Лермонтов «Ашик-Кериб».

19

Л.Н.Толстой «Детство».

20

Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень» (басня).

21

А.П.Чехов «Мальчики».

22

А.П.Чехов «Мальчики».

23

Обобщение. КВН по разделу «Чудесный мир классики».

24

Ф.И.Тютчев. Стихи.

25

А.А.Фет. Стихи.

26

Е.А.Баратынский. Стихи.

27

А.Н.Плещеев «Дети и птичка».

28

И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…».

29

Н.А.Некрасов. Стихи.

30

И.А.Бунин «Листопад».

31

Обобщение. Развивающий час по разделу «Поэтическая тетрадь».

32

В.Ф.Одоевский «Городок в Табакерке».

33

В.Ф.Одоевский «Городок в Табакерке».

34

В.Ф.Одоевский «Городок в Табакерке».

35

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

36

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

37

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».

38

П.П.Бажов «Серебряное копытце».

39

П.П.Бажов «Серебряное копытце».

40

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

41

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

42

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».

43

Обобщение. Игра «Крестики-нолики».

44

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

45

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

46

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

47

В.Ю.Драгунский «Главные реки».

48

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка».

49

В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

50

Обобщение по разделу «Делу время-потехе час».

51

Б.С.Житков «Как я ловил человечков».

52

Б.С.Житков «Как я ловил человечков».

53

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

54

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

55

М.М.Зощенко «Ёлка».

56

Обобщение по разделу «Страна детства».

57

В.Я.Брюсов. Стихи.

58

С.А.Есенин «Бабушкины сказки».

59

М.И.Цветаева. Стихи.

60

Обобщение. Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь».

61

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

62

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

63

А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

64

А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

65

М.М.Пришвин «Выскочка».

66

М.М.Пришвин «Выскочка».

67

Е.И.Чарушин «Кабан».

68

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

69

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

70

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».

71

Обобщение. Конкурс знатоков «Природа и мы».

72

Б.Л.Пастернак «Золотая осень».

73

С.А.Клычков «Весна в лесу».

74

Д.б.Кедрин «Бабье лето»

75

Н.М.Рубцов «Сентябрь».

76

С.А.Есенин «Лебёдушка».

77

Обобщение. Конкурс «Поэзии прекрасные страницы…».

78

И.С.Никитин «Русь».

79

С.С.Дрожжин «Родине».

80

А.В.Жигулин «О, Родина!».

81

Б.А.Слуцкий «Лошади в океане».

82

Обобщающий урок по разделу «Родина».

83

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

84

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».

85

Кир Булычев «Путешествие Алисы».

86

Кир Булычев «Путешествие Алисы».

87

Обобщение. Путешествие по «Стране Фантазии».

88

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»

89

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»

90

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

91

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

92

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

93

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

94

Г.Х.Андерсен «Русалочка».

95

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

96

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

97

Сельма Лагерлёф «Святая ночь».

98

Сельма Лагерлёф «Святая ночь».

99

Сельма Лагерлёф «В Назарете».

100

Сельма Лагерлёф «В Назарете».

101

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература».

102

Обобщение. Игра «Литературные тайны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...