Проект урока литературного чтения в третьем классе (УМК Гармония) Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме

Коровина Ирина Васильевна

Тема урока: знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».  

Предмет: литературное чтение.

Тип урока:  комбинированный, с применением компьютерных технологий.

Учебник:  Кубасова О.В. «Любимые страницы», 3 класс.

Продолжительность: 45 минут.

Цели урока:   продолжить знакомство с биографией и творчеством

                         талантливого детского писателя В.Ю. Драгунского;

                         познакомить детей с идейным смыслом рассказа; произвести

                         анализ данного произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия

города Навашино

Проект  урока литературного чтения в третьем классе

 (УМК Гармония)

Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»

Выполнила:

учитель начальных классов

МОУ Гимназия г. Навашино

Коровина Ирина Васильевна,

высшая  категория

Тема урока: знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».  

Предмет: литературное чтение.

Тип урока:  комбинированный, с применением компьютерных технологий.

Учебник:  Кубасова О.В. «Любимые страницы», 3 класс.

Продолжительность: 45 минут.

Цели урока:   продолжить знакомство с биографией и творчеством

                         талантливого детского писателя В.Ю. Драгунского;

                         познакомить детей с идейным смыслом рассказа; произвести

                         анализ данного произведения.

Задачи урока: 1. Образовательные:  познакомить детей с жизнью

                              В.Драгунского, его произведением «Кот в сапогах»;

                              обучать прогнозированию содержания произведения на

                              основании заглавия, иллюстрации;

                              учить давать характеристику героям, их поступкам;

                              совершенствовать навыки качества чтения: правильность,

                              беглость, выразительность.

                          2. Развивающие: развивать умение работать с заглавием

                              произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла,

                              соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью);  

                              развивать умения выделять главную мысль

                              произведения в целом; развивать умение отвечать на

                              предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя,

                              по содержанию прочитанного, самостоятельно

                              прогнозировать содержание, использовать выборочное

                              чтение для подтверждения определённой мысли;

                              развивать речь, коммуникативно-речевые умения,

                              мышление, память, интерес к произведениям писателя.

                          3. Воспитательные: воспитывать интерес к миру детской

                              художественной литературы и жизни талантливых людей;

                              воспитывать чуткое и бережное отношение к дружбе,

                              любовь к семье, умение дружить; воспитывать усидчивость,

                              взаимоуважение, взаимовыручку; воспитывать умение

                              работать дружно, согласованно с одноклассниками.

                           4. Здоровьесберегающие: создать атмосферу успешности

                               каждого ученика, благоприятный психологический климат;

                               предупреждать утомляемость детей.

Оборудование:   компьютерная презентация, учебник, выставка книг

                              В.Ю. Драгунского, карточки с заданием, портрет писателя,

                              аудиозапись рассказов.

ТСО:   компьютер, магнитофон, проектор, экран, аудиокассета, диск

            с компьютерной презентацией.

Ход урока

Этапы

Содержание

Примечания

I. Первичный синтез.



























































1. Подготовка

к первичному восприятию.












Задача:

Актуализация знаний

о В.Ю. Драгунском.











Задача:

прогнозирование текста на основе заголовка.

1. Организация детей на занятие.


- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок литературного чтения. Вы готовы к уроку? Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным.


Слайд № 1

2. Постановка цели урока, сообщение темы.


- Сегодня мы поговорим о творчестве детского писателя. О ком, вы узнаете, если выполните следующее задание «Веселое зачеркивание». На карточках зашифрована фамилия писателя. Зачеркните повторяющиеся буквы, а оставшиеся выпишите по порядку, прочитайте.  

(Приложение №1)


3. Рассказ об авторе.

(Приложение №2,3)


Прием:

знакомство с биографией автора.





Слайд № 2

4. Проверка домашнего задания.


- На предыдущем уроке литературного чтения вам было задано почитать дома рассказы В.Ю. Драгунского.

Сейчас вы послушаете фрагменты из рассказов

 и определите их названия.


(Учащиеся слушают аудиозапись рассказов В.Ю. Драгунского и отвечают на вопросы учителя).



Прием:

акцентное выслушивание.






Слайд № 3

5. Подготовительная работа.


- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним  с рассказом В.Ю. Драгунского. Откройте учебники. Прочитайте название следующего произведения и рассмотрите рисунки к нему. Что вы можете предположить о характере произведения? У этого произведения сказочное заглавие.  А на самом деле, что это за произведение – сказка, басня или рассказ? Почему? Может быть В.Ю. Драгунский пересказал сказку Ш. Перро?




Прием:

прогнозирование текста на основе заголовка.


Слайд № 4

2. Первичное восприятие текста.


Задача:

Создать условия для полноценного восприятия текста.

Для целостного восприятия текста дети слушают аудиозапись рассказа. Учебники закрыты.

Приемы:

знакомство с художественно – профессиональным исполнением

(с помощью аудиозаписи), эмоциональное и интонационное вслушивание в текст.

3. Проверка первичного восприятия текста.


Задача:

Определить, понятны ли детям основные эмоциональные доминанты текста.

 Вопросы:


-  Что вы можете сказать о произведении?

- Каким вам показался этот рассказ?

   (веселым, грустным, торжественным и т.д.).

-  Что особенно понравилось в этом рассказе?

- Что хотели бы перечитать?

Прием:

вопросы.









II. Анализ произведения.







































































1. Анализ предметного содержания.

1. Чтение и анализ произведения.

1). Словарная работа.


- Прежде чем перечитать рассказ. Уточним значения некоторых слов.  Какие слова вам не знакомы?

(Карнавал, бахилы).



У меня есть шкатулка, в которой находятся толкования этих слов.

- Что, по вашему мнению, означает слово «карнавал»?

- От какого слова оно произошло?

(Карнавал – народное празднество в костюмах).

- Как вы думаете, что означает слово «бахилы»?

(Бахилы – высокие резиновые сапоги).


2). Речевая разминка.


Работа со скороговоркой:

Дениска Мишке подарил две книжки.


4). Чтение по цепочке.


- Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ все вместе: по цепочке, друг за другом. Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.


2. Физкультминутка


     Реснички опускаются,

     Глазки закрываются,

     Мы спокойно отдыхаем,

     Сном волшебным засыпаем.

     Дышится легко, ровно, глубоко.

     Наши руки отдыхают,

     Отдыхают, засыпают.

     Шея не напряжена и расслаблена.

     Губы чуть приоткрываются.

     Все чудесно расслабляется...

     Дышится легко, ровно, глубоко.

     Хорошо нам отдыхать,

     Но уже пора вставать.

     Потянулись, улыбнулись.


3. Анализ произведения.


- От чьего лица ведется речь в этом рассказе? Если вы помните название цикла рассказов Драгунского, то сможете назвать имя этого мальчика.

-  Кто главные герои этого произведения?

- Где происходит событие?

- Когда происходит?

- С чего начались, как развивались и чем завершились события?

 Приемы:

«стол находок» (поиск и анализ удививших  слов и словосочетаний), толкование лексического значения слов.


Слайд № 5




Слайд № 6





Приемы:

речевая зарядка, работа со скороговоркой.


Слайд № 7


Данный вид чтения обусловлен спецификой жанра произведения – рассказ.

Слайд № 8


















Приемы:

содержательный, структурный, языковой анализ произведения; выборочное чтение текста.


















Слайд № 9

Самостоятельная работа учащихся по карточкам.

Слайд № 10,11



2. Анализ подтекста.


Задачи:

Определить причинно – следственные связи, соотнести мотивы поведения героев с их поступками.

 - Почему Дениска забыл про карнавал?

 - Чем же так сильно занят Дениска?

 - Какие слова доказывают, что мальчик очень скучал по маме?

 - Какое у него настроение – приподнятое или, наоборот, подавленное, невеселое?

 - Как вы оцениваете поступок Мишки, который застал друга без костюма?

 - Почему вожатая Люся выбрала призером именно Дениску?

- Найдите и прочитайте фрагмент рассказа, который относится к рисунку на странице 155.

3. Анализ образов.

 - каким вы представляете себе Дениску?

-О чем главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ.

 - Почему Дениска решил отдать Мишке одну книжку? Отметь свой ответ.

 - Какое чувство испытал Дениска, вернувшись домой с карнавала? Отметь свой ответ.

III. Вторичный синтез.

1.Работа над основной мыслью (идеей произведения).

 - Какова главная мысль этого произведения? Отметь свой ответ.

 - В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ.

Приложение № 4)

1. Работа с пословицами.

- Сейчас вам необходимо будет подобрать одну пословицу к рассказу В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах», наиболее соответствующую его главной мысли. Свой выбор необходимо доказать.  (Работа проводится по группам).

Даны пословицы:

  1. Ум хорошо, а два лучше.
  2. Шутке – минутка, делу – час.
  3. Без беды друга не узнаешь.

- Итак, главную мысль произведения В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах» можно выразить словами русской пословицы «Без беды друга не узнаешь».


2. Итог урока.


- Какое настроение заключено в рассказе «Кот в сапогах»?

 - Что вы можете сказать о ребятах из этого рассказа?

 - С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомство?

 -  Что нового вы узнали о жизни В.Ю. Драгунского?

 -  Чему научил вас рассказ В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»?


3. Домашнее задание.


Прослушайте запись фрагмента рассказа.

Дома вы подготовите выразительное чтение рассказа по ролям для игры «Радиотеатр».

Слайд № 12






Слайд № 13

Приемы:

обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческого задания по следам прочитанного; выявление основной мысли с помощью пословиц, уточнение читательской позиции детей.



Слайд № 14














Слайд № 15



Приложение № 1

Дом  торт  маг  ум  нос  кий


Приложение № 2

Приложение № 3

             В.Ю. Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Родной отец умер от тифа, а в гражданскую войну погиб и отчим, красный командир. Виктору в юности приходилось работать и на заводе, и шить конскую сбрую в шорной мастерской, и перевозить пассажиров на лодке через Москву-реку. Был он и цирковым клоуном, затем стал актёром театра и кино, дорос до руководителя замечательного маленького сатирического театра «Синяя птичка»…» Для сцены и арены В.Драгунский начал писать в сороковых годах фельетоны, миниатюры, скетчи.

                С 1959 года  Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса   Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы».  Эти рассказы принесли их автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно — так назвали сына. В 2009 году «Денискиным рассказам» исполнилось 50 лет.

Приложение № 4

    1. О чём главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ V

  1. о жизни Дениски во время каникул;
  2. о том, как можно самому изготовить костюм Кота в сапогах;
  3. об отношениях Дениски с его другом и близкими  (мамой, папой);
  4. о школьном карнавале.

2. Почему Дениска решил отдать Мишке одну книжку? Отметь свой ответ V

  1. Дениска не любит читать;
  2. Дениска понял, что Мишка расстроен и ему тоже хочется награду;
  3. Мишка очень любит «Дядю Стёпу»;
  4. У Дениски дома уже есть «Дядя Стёпа».

3. Какое чувство испытал Дениска, вернувшись домой с карнавала? Отметь свой ответ V

  1. гордость: получил премию за лучший костюм;
  2. облегчение: наконец-то снял неудобный костюм;
  3. радость: наконец-то скоро приедет мама;
  4. огорчение: жалко книжку, отданную Мишке.

4. Какова главная мысль этого произведения? Отметь свой ответ V

  1. Если рядом настоящий друг, легче справиться с жизненными трудностями;
  2. Из подручных средств можно изготовить прекрасный карнавальный костюм;
  3. Всё, что у тебя есть, надо с другом делить пополам;
  4. Не спеши выбрасывать старые вещи: они могут   пригодиться.

5. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ V

  1. Сказка за сказкой;
  2. Рассказы о дружбе;
  3. Стихи о дружбе;
  4. Исторические рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в третьем классе

И. А. Крылов "Мартышка и очки"...

презентация к уроку литературного чтения: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»

Мультимедийная презентация к уроку литературного чтения в третьем классе (УМК Гармония) Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»...

Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».

создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе. УМК «Гармония». Тема: «М. Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин»».

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе.УМК «Гармония». Тема: «М. Пляцковский «Добрая лошадь». В.Осеева «Кто хозяин»»....

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Цветок на земле". Знакомство с произведением" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонов «Цветок на земле».Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произвед...

Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование читательского интереса младших школьников через нетрадиционные формы уроков литературного чтения в третьем классе"

Практическая значимость исследования заключается в возможности включения разработанного методического материала, направленного на повышение читательского интереса младших школьников, в педагогическую ...