Главные вкладки

    Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».
    учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

    Кирильчук Валентина Викторовна
    создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».



    Конспект урока – проекта
    по литературному чтению для третьего класса

    Тема: «Сказка как литературный жанр».



    Тема урока: «Сказка как литературный жанр».

    (проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме)

    Цель: прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта.
    Оборудование: таблички с названиями групп, заготовки для работы по разделам, иллюстрации, выполненные в тёплом и холодном тонах, рисунок деревца, для каждого ученика: нарисованные яблоки 3 - х цветов (желтого, красного, зелёного)
    Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, её определение, виды сказок, особенности волшебной сказки.
    Учащиеся должны уметь: 1) анализировать художественное произведение;
    2) сравнивать различный литературный материал;
    3) владеть элементарными способами получения и обработки
    информации;
    4) работать группами.

    Ход урока.
    I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
    - Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Нам предстоит создать проект.
    - Как вы понимаете слово «проект»? (план, замысел)
    - Такая работа требует от вас умение работать группами:
    1 группа: «АНАЛИТИКИ»
    2 группа: «ЭКПЕРИМЕНТАТОРЫ»
    3 группа: «ИЛЛЮСТРАТОРЫ»
    4 группа: «ИССЛЕДОВАТЕЛИ».
    (дети сидят по группам, на столах таблички)

    II.ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.
    - Мы завершили уже несколько разделов, связанных со сказками и накопили большое количество информации о них. И я предлагаю вам собрать всю полученную информацию, выбрать главное и создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре.(на доске тема: «Сказка как литературный жанр»)
    - Как бы вы сформулировали цель и задачи урока?
    (выслушиваю ответы детей)
    Цель: собрать информацию о сказках.
    Задача: создать таблицу для сообщения о сказке как о жанре.

    Ш.ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ ПРОЕКТА.

    - Чтобы создать опорную таблицу по сказкам нам надо вспомнить:

    1.Что такое сказка?
    2.Виды сказок.
    3.Признаки сказок. (на доске)
    4.Значение цвета в сказке.

    IV.ОСНОВНОЙ ЭТАП СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА.

    1.- Начнём с формулировки определения сказки.
    -Начинают работу «АНАЛИТИКИ».
    -Выберите из данных определений сказки (на партах карточки)
    единственно верное. Объясните свой выбор.

    1.Сказка – это научно-фантастическое произведение.
    2.Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
    3.Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

    ( переворачиваю на доске карточку «Что такое сказка» и на обратной стороне определение)

    2. Создание классификаций сказок по различным признакам.

    - Следующий раздел «Виды сказок». Мы должны разделить сказки по различным признакам.
    А для этого поработаем с отрывками из сказок.
    - Продолжают работу «ЭКПЕРИМЕНТАТОРЫ».
    По очереди читаете отрывки из сказок и называете сказку. (карточки с отрывками из сказок на парте)
    В это время все группы слушают внимательно, т.к. им нужно будет определить вид сказки.
    «ИССЛЕДОВАТЕЛИ» называют вид сказки.
    «АНАЛИТИКИ» делают вывод о видах сказок.
    «ИЛЛЮСТРАТОРЫ» отбирают и прикрепляют на доску карточки с названиями.(на парте заготовки: авторские, народные, волшебные, о животных, бытовые)

    В результате во 2 –ом разделе в «Сборке» появляется схема:
    По авторству: народные По видовым особенностям: волшебные
    авторские о животных
    бытовые

    3. Определение особенностей сказок.
    -Вы знаете, что у каждого вида сказок свои особенности и вам предстоит их найти.
    Каждой группе отобрать карточки с особенностями сказок.
    «ИССЛЕДОВАТЕЛИ» – волшебных,
    ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ» – о животных,
    «ИЛЛЮСТРАТОРЫ» – бытовых
    «АНАЛИТИКИ» – проверяют, находят общие признаки, делают вывод.

    волшебные бытовые о животных
    Герои-злодеи
    Герои-помощники
    Волшебство

    Волшебные предметы
    Необычные испытания
    Троекратное повторение
    Таинственное настроение

    Герои – простые люди
    Смешные ситуации
    Высмеиваются плохие черты характера
    Восторг умом, находчивостью

    Веселое настроение
    Герои-животные
    Животные разговаривают

    Конфликт из-за жилья и еды
    Сильный защищает слабого
    Веселое настроение

    Вывод: все они создают хорошее настроение.
    Учитель: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
    ФИЗМИНУТКА (под музыку)

    4. Итак, виды и признаки сказок определили, а теперь скажите, когда вы открываете книгу со сказками, на что вы сразу обращаете внимание? (на иллюстрации)
    А почему? (так как по иллюстрациям можно понять содержание сказки)
    А мне хотелось бы рассказать вам о значении цвета в иллюстрации. Издавна народ придавал большое значение цвету.

    Красный цвет символизировал радость, красоту, красный КО
    любовь, но с другой стороны – это цвет войны,
    вражды. Красное обозначает также власть, величие.
    Красную одежду, сапожки могли носить только
    цари.

    Жёлтый – цвет золота, осени. Жёлтый цвет
    служил отличительным признаком знатных особ. жёлтый ЛО


    Синий – символизирует небо и вечность, доброту, синий РИ
    верность.

    Зелёный – символизирует юность, веселье, действует
    успокаивающе, но может действовать и угнетающе. зелёный Т
    Недаром говорят - «тоска зелёная».

    -Гармоничное (удачное) сочетание этих цветов называется ....Переверните карточки и прочитайте. (вызываю одного ученика, на обратной стороне получается слово «КОЛОРИТ»)
    -Послушайте, какой может быть колорит в иллюстрациях.

    УЧЕНИК: По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряжённым. Колорит называют холодным, если в произведении преобладают синие, зелёные, фиолетовые тона, а тёплым, если преобладают тона жёлтые, красные, оранжевые. Колорит выражает настроение картины.

    Посмотрите на иллюстрации (2 иллюстрации в теплых и холодных тонах).
    - Какое настроение создаёт 1–ая иллюстрация? 2-ая иллюстрация?
    - Какой из этого можно сделать вывод?

    УЧЕНИК: Вывод: по иллюстрации можно судить о характере сказки.

    УЧИТЕЛЬ: иллюстрация – это отражение особого колорита в сказках.

    V.ЭТАП ИСПЫТАНИЯ ПРОЕКТА.
    - Итак, в результате подробной обработки различных видов информации получилась опорная таблица для составления сообщения о сказке как о жанре, т.е. проект.
    Испытание созданного проекта будут проводить «ЭКПЕРИМЕНТАТОРЫ» (по очереди рассказывают с опорой на составленную таблицу)

    VI.ИТОГ УРОКА.
    - Какую цель и задачу мы ставили перед собой в начале урока?
    - Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?
    - Какие трудности встретились?
    - Что показалось наиболее интересным?
    VII. ОЦЕНИВАНИЕ.
    - Оцените работу своей группы. (Мы посоветовались …)
    - Вам понравилось работать в этой группе?

    VIII.РЕФЛЕКСИЯ.
    - Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.
    Красное – всё получилось.
    Жёлтое – испытывали затруднение.
    Зелёное – было всё непонятно.
    IX.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. - Как вы думаете, какое будет домашнее задание?

    сочинить сказку


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект урока литературного чтения в третьем классе (УМК Гармония) Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»

    Тема урока: знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».  Предмет: литературное чтение.Тип урока:  комбинированный, с применением компьютерных технологий.Учебник:  Кубасо...

    Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе.Тема "Сказка о рыбаке и рыбке (обобщение)" А.С.Пушкин.

    На уроке обобщаются и закрепляются знания  по сказке, обогащается словарный запас учащихся. Перед уроком проводилась поисковая работа: ученики подбирали материал о семье А.С.Пушкина. На уроке исп...

    Конспект урока по обучению грамоте (чтению) в 1 классе. Тема: рассказ "Весна".

    В конспекте отражены основные этапы работы напрвленные на развитие  самостоятельного и осознонного чтения первоклассников о ограниченными возможностями слуха....

    Урок литературного чтения в 1 классе Тема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка».

    Урок литературного чтения в 1 классеТема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка»....

    Урок по литературному чтению во 2 классе.Тема: Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

    Тема: Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»Класс: 2.Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Оборудование. Портрет В.Ф. Одое...

    Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

    Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме  "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина  " Как Илья из Мурома богатырём с...