урок литературного чтения во 2 классе Джанни Родари «Солнце и туча»
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Ширшина Юлия Николаевна
урок изучения нового материала и первичного закрепления знанийenlightened

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия

Учитель начальных классов: Ширшина Юлия Николаевна, первая квалификационная категория.

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 в

Тема: Джанни Родари «Солнце и туча»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Общедидактическая цель урока: 

создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности

Триединая дидактическая цель урока:

образовательная:

обеспечить детей определённой суммой литературных знаний (сведение о жанровой принадлежности произведения);

совершенствовать умение учащихся определять тему и главную мысль прочитанного, через работу с художественным произведением.

развивающая:

развивать у детей правильное и осознанное чтение вслух и про себя посредством использования различных видов чтения

воспитательная:

способствовать формированию у детей человеческих отношений, нравственных ценностей.

Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: 

  1. общеклассная;
  2. групповая;
  3. индивидуальная.

Средства обучения:

- учебник литературного чтения для 2 класса «Маленькая дверь в большой мир», ч.2;

- карточки для групповой работы;

- мультимедийная презентация (см. электронное приложение)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. (Ребята заходят в класс под музыку)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте наших гостей.Стихотворение (Чапковская Саша)

А, теперь улыбнитесь друг другу, подарите друзьям свет, тепло своего сердца. А откуда берётся свет….

  1. Создание проблемной ситуации.

Я загадаю загадки, отгадав их, вы, узнаете главных героев произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

  1.  Работа с текстом произведения до чтения.

Слайд 1

  1. Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все…

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес –

Прохудился и исчез.

- Догадались ли вы о том, кто будет героями этого произведения? (Солнце и туча).

2) -А жанр произведения вы узнаете, если правильно вставите глухие согласные

 Слайд 2

А

З

А

Слайд 3

- Сформулируйте тему нашего урока.

3) - Найдите такую сказку в учебнике на стр. 122

Чтение заглавия сказки, имени автора.                                                  Слайд 4

Рассматривание иллюстрации.                                                                 Слайд 5

- Есть что-либо сказочное в иллюстрации художника?

- Каким изображено солнце?

-1-

-2-

(закройте глаза)

-Представьте, что вы дотрагиваетесь до солнца. Опишите свои ощущения.

- Подумайте и откройте глазки так, как будто ваши глаза – это глаза солнца. Посмотрите на окружающих.( добрые, светлые, счастливые, ласковые…)

- Что может произойти между солнцем и тучей?

(Предположения детей)

3. Работа с текстом во время инсценировки

1) Инсценировка сказки                                                                              Слайд 6

- Наши предположения подтвердились?

- Почему это произведение является  сказкой?

  1. Словарная работа

Угадайте слова:

… - большой колёсный экипаж. (Колесница + картинка)                     Слайд 7

… - тот, кто тратит деньги без разбора. (Транжира)                         Слайд 8

- Кто произносит это слово? Почему?

- Почему все радовались солнечным лучам?

- Каким было солнце в конце дня? Почему?( Весёлым и счастливым).

Давайте посмотрим, каким бывает солнце в природе?

Слайд 9

- Что значит грозовое настроение?

- Чему удивилась туча? Что с ней случилось?

ФЗК

- Тучка                                                                                                   Слайд 10

4. Выразительное чтение сказки по ролям                                         Слайд11

- Каким было солнце?

- Что делала туча?

5.Выборочное чтение

* Работа в группах (проверьте себя)

  1 задание

Солнце

Путешествовало весело и горделиво

Каждая ягодка радовалась ему

Раздаривало свои лучи

Весело бултыхалось

Хмурилась

Не унималась, злилась

Ворчала

Удивлялась, рассыпалась

Туча

- Как надо читать слова каждого героя?

1 группа

 Найдите словосочетания и предложения, характеризующие солнце.                                                                                                                                   Слайд 12

2 группа

     Найдите словосочетания и предложения, характеризующие  тучу Слайд 13

   - Зачитайте характеристики, выбрав нужную информацию.

3 группа

  Прочитайте и выберите пословицы, которые характеризуют тучу, подчеркните их синим карандашом.

Слайд 14

4 группа

Прочитайте и выберите пословицы, которые характеризуют   солнце – красным карандашом.

  Соотнесите пословицы -  с объяснениями.

   Добро век не забудется .                          не зазнавайся    

  Не подымай носу : споткнёшься.           меньше говори, больше делай  Жизнь дана на добрые дела.                  делай добро  

  Не спеши языком, торопись делом.       добро долго помнят        

     2 задание ( индивидуальная работа)

         Поэт и Писатель выражает свои мысли, чувства, свет, тепло души, впечатления -словами,  музыкант – музыкой. Послушаем  Веронику (стихотворение, игра на скрипке)

- А  художник красками украшает солнце ,землю. Вы художники! Прочитайте внимательно текст. Нарисуйте портрет солнца и тучи,  показав характер героев, их настроение.                   

-3-

   

4. Беседа после чтения текста.                                                    Слайд 15

- На чьей стороне симпатии автора?

- какую роль, по вашему мнению, солнце играет в жизни человека?

- были ли в вашей жизни моменты, когда какой- нибудь человек  или вы своими поступками согрели, подобно солнцу?

- Какой совет даёт автор своим читателям?

(Быть щедрым по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.)

5. Рефлексия.

- Кто в нашем классе похож на солнышко?

- Какие советы вы могли бы дать человеку, если он похож на тучу?

- Это солнце нашего класса. Оно засияет только  от наших с вами лучей.  

* Выберите цвет лучика:

- если вам понравилось на уроке и  у вас всё получилось- смело выбирайте желтый цвет;

- если вы не очень были уверенны- выбирайте зелёный цвет;

- если вам не понравилось на уроке – выбирайте синий цвет.

 ОЦЕНИ СЕБЯ    

*Запишите, на лучиках от чего может, засиять наше солнышко и приклейте.

6. Домашнее задание

Напишите, чему бы вы хотели научиться у солнышко ( сочинение)                                                                                                             

                                                                                                       Слайд 16

( подарить солнышки)

-4-

Карточка№1

«Джанни Родари «Солнце и туча»

(2 класс)

Задание: Выпишите опорные слова, относящиеся

к героям.

Солнце

- Как надо читать слова каждого героя?

__________________________________________________________________

Карточка №2

«Джанни Родари «Солнце и туча»

(2 класс)

Задание: Выпишите опорные слова, относящиеся

к героям.

Туча

- Как надо читать слова каждого героя?

Карточка №3

«Джанни Родари «Солнце и туча»

(2 класс)

Задание: Прочитайте и выберите пословицы и объяснения, которые характеризуют   солнце, подчеркните  жёлтым  карандашом.

  Добро век не забудется .                          не зазнавайся    

  Не подымай носу : споткнёшься.           меньше говори, больше делай  Жизнь дана на добрые дела.                  делай добро  

  Не спеши языком, торопись делом.       добро долго помнят        

------------------------------------------------------------------------------

Карточка №4

«Джанни Родари «Солнце и туча»

(2 класс)

Задание: Прочитайте и выберите пословицы и объяснения, которые характеризует  тучу, подчеркните  синим  карандашом.

  Добро век не забудется .                          не зазнавайся    

  Не подымай носу : споткнёшься.           меньше говори, больше делай  Жизнь дана на добрые дела.                  делай добро  

  Не спеши языком, торопись делом.       добро долго помнят        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по сказке Дж. Родари "Приключения чиполлино"

Этот конспект урока  я приготовила для того чтобы учащиеся  узнали об авторе и прочитали его произведение,...

Урок литературного чтения во 2 классе. Д.Родари "Солнце и туча"

Новизной данного урок является то, что он был построен и проведён с использованием современной образовательной технологии. Технология развития критического мышления через чтение и письмо совсем недав...

Урок литературного чтения 2 класс Дж.Родари "Приключения Чиполлино" (2 урок.)

Урок литературного чтения во 2 классе образовательной системы "Школа 2100", авторы учебника Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева.На втором уроке проводится работа по составлению  характеристики главного геро...

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»). ОС "Школа 2100"

Данный конспект урока литературного чтения смоделирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс "Дж.Родари. Волшебный барабан" УМК "Перспектива"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с произведением Джанни Родари «Волшебный барабан», формирование навыка работы с текстом.Задачи урокаДидактические:1 По...

Конспект урока по литературному чтению "Джанни Родари "Солнце и туча""

Задачи:Ознакомить с содержанием произведения;Способствовать развитию внимания отношения к авторскому слову учить детей размышлять, над прочитанным, развивать речь учащихся;Воспитывать любовь к природе...