Урок литературного чтения во 2 классе. Д.Родари "Солнце и туча"
консультация по чтению (2 класс) по теме

Алексеева Ирина Викторовна
Новизной данного урок является то, что он был построен и проведён с использованием современной образовательной технологии. Технология развития критического мышления через чтение и письмо совсем недавно стала мною применяться . Всвязи с этим структура урока представлена следующим образом: 1. Стадия «Вызов». На данном этапе дети отгадывали загадки, предполагали название произведения, узнавали новые сведения об авторе. Вся работа на этой стадии действительно послужила вызовом для дальнейшей работы над текстом. 2. Стадия «Осмысление». Здесь своё место нашёл приём «Чтение с остановками». Он представлен тремя стадиями: на 1-ой проходила работа с иллюстрацией, прогнозирование содержания произведения, на 2-ой – беседа по содержанию и словарная работа, на 3-ей –приём «Кластер», который помог охарактеризовать персонажей сказки в необычной форме. 3. Стадия «Рефлексия». На этой стадии я использовала приём «Синквейн». Именно это задание вдохновило учащихся класса на творческое задание. Рефлексия удалась. Все дети поняли скрытую идею произведения Джани Родари. Весь урок сопровождался мультимедийной презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_solntse_i_tucha.doc635.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Джанни Родари «Солнце и туча». Секрет счастья». 2 класс (УМК «Школа 2100)

Цель:

Формирование типа правильной читательской деятельности через диалог с автором.

Задачи:

Обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Формировать правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Развивать умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному.

Воспитывать доброту, умение дарить радость другим.

Оборудование:

 иллюстрации, интерактивная  доска, презентация к уроку.

Ход урока:

  1.Организация класса

    -Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.

    2. Стадия «Вызов». 

-Я загадаю загадки, отгадав их, вы узнаете главных героев произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

Один костёр весь мир согревает,

Он по небу катается, людям улыбается.  

                                    (солнце)

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет.

                                   (туча)

-Предположите,  каково  название  произведения, которое мы будем изучать сегодня? 

(«Солнце и туча»)

- Верно. Откройте учебники на стр 122, прочитайте кто является автором данного произведения.

- Что вы о нём знаете?

(Д. Родари жил в Италии. Увлекался музыкой, брал уроки игры на скрипке. Его любимым занятием было сочинять шуточные стихотворения.)

-В молодости он работал учителем начальных классов, очень дружил с ребятами и придумывал для них весёлые игры.

- Какие произведения Д. Родари вам знакомы?

-А жанр произведения, с которым мы познакомимся сегодня, вы узнаете, если правильно вставите глухие согласные. (СКАЗКА)

а

а

-Читали ли вы сказки Дж.Родари? А хотели бы прочитать?

3.  Стадия «Осмысление». 

Приём «Чтение с остановками».

1-я стадия

-Обратите внимание на иллюстрацию. Опишите её.

(Художник взял яркие сочные краски. Солнце яркое, праздничное, ласковое. Туча грозная, мрачная, тяжёлая. Думаю, что  это главные персонажи сказки и между ними может  произойти что – то хорошее или не очень хорошее.)

2-я стадия (чтение вслух, беседа по ходу чтения, словарная работа)

   Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце.

-Кто знает что такое «колесница»?

1). Колесница - в старину: большой колесный экипаж, повозка

Огненная колесница - оранжево-красного цвета, цвета огня

В        Какой вопрос возник к автору?

О        Почему  туча злилась и ворчала?

П        Ваши предположения?

И неудивительно - у неё было грозовое настроение.

  1.      Грозовое настроение - очень опасное, устрашающее, внушающее            сильный страх

-Транжира ты!- хмурилась туча.- Дырявые руки! Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

-Ну транжирь ещё,- не унималась туча,- транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять!

  1.  Транжира – тот, кто тратит деньги без разбора

Дырявые руки

-Встречались ли вы с таким выражением?

-А солнце послушает тучу?

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи.

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все вместе,- смотри-ка, все до одного!

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. А солнце весело бултыхнулось в море.

  1. Бултыхнулось – покажите, это как?

-Чему удивилась туча?

-Что с ней случилось?

-Каким было солнце в конце дня?  (Счастливым). Почему?

-Давайте вспомним, с чего начался урок, и проверим предположения: «О чем сказка?».

3-я стадия.

 Приём «Кластер».

Работа в группах. Найдите в тексте словосочетания и предложения, характеризующие солнце и тучу.

Вывод: В каждой  группе обсудите, а затем   прочитайте характеристики главных персонажей сказки.

4. Стадия «Рефлексия».

-На чьей стороне симпатии автора?  А ваши?     

-Какой секрет счастья открыл автор каждому из вас?

СЧАСТЛИВ ТОТ, КТО УМЕЕТ ДАРИТЬ РАДОСТЬ ДРУГИМ!

         - На следующем уроке мы продолжим знакомиться с творчеством этого замечательного писателя. А сейчас я предлагаю вам написать синквейн. Тема:  1 вариант : Солнце.      

                                                                                                     2 вариант: Туча.

         - Напоминаю,  что синквейн –это поэтическое произведение, которое составляется по правилам.

Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________

5. Домашнее задание.

-Дома попробуйте пересказать сказку от лица одного из персонажей.