Урок по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу "Были-небылицы".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Незвинская Наталья Валерьевна

На уроке предлагается ребятам совершить путешествие по литературной стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byli-nebylicy.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: обобщить знания детей по пройденному разделу «Были-небылицы.»,

                      расширять словарный запас учащихся,

                      формирование умения находить в тексте информацию,

                      развивать умение сопереживать героям произведений,

                      развивать творческую самостоятельность учащихся,

                      Ход  урока

I. Организационный момент

II. Путешествие первое

- Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по литературной стране. И в этот раз заглянем в другие её уголки.

1. Речевая разминка.

- Чтобы заветная дверь открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку.

Пошел Ипат

Лопаты покупать.

Купил Ипат

Пять лопат.

Шел через пруд,

Зацепился за прут.

Упал в пруд Ипат,

Пропали пять лопат.

- Прочитайте «птичьим базаром».

- Прочитайте медленно.

- Прочитайте, начиная тихим голосом, затем все громче.

- Сейчас наоборот: начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота.

- С вопросительной интонацией.

- С восклицательной.

- С сердитой.

- С веселой.

- А теперь скороговоркой.

Конкурс: кто быстрее произнесет скороговорку.

2. Сочинение историй учащимися.

- Ребята, вы и не заметили, как мы с вами оказались в пруду вместе с Ипатом. Сочините историю, что бы с вами могло произойти в пруду.

- Чтобы вам легче было, вспомните обитателей водоема, отгадав загадки.

- Вот вы и вспомнили только малую часть обитателей водоемов. Сочините историю о том, как вы оказались в пруду. (Рассказы детей.)

3. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста.    

- Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова (с.43 учебника):

«… Ползет, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты. Боком-боком двигается краб, везде на камнях … , рассеяны актинии и всюду множество всяких любопытных штук.»

    (М.Горький «Случай с Евсейкой». Вставить слова: «точно курные вишни».)

III. Физминутка для глаз.

IV.  Путешествие второе

  1. «На дне рождения у слона».

- Выбравшись из пруда, попадаем на День рождения к слону. Мы там, оказывается, не одни. Мы могли бы прочитать. Кто еще был у слона, но…

Слоги в словах перепутались. Итак,

Начинаем склейку слов

Из рассыпанных слогов.

Изучите  эти строчки,

Сложите правильно кусочки.

      У слона на дне рождения      

Это было в воскресенье

У слона на дне рождения.

Гости пели, веселились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать:

Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,

Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил,

Ена-мот-ге-бе-раф-ги,

Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!

( Ответ: к слону пришли антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.)    

- Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришел …   Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает?  (Дети рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца.)

2.Работа с отрывком из ранее прочитанного текста.

- Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова (с.43 учебника) и

«Слон оказывается больше. Чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги… . Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот - …».

      (И.А.Куприн. «Слон». Вставить: 1.»Ноги толстые, как столбы». 2. «Уши большие, как  лопухи». 3. «Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец).

V. Путешествие третье

- Вспомните, чьи это  слова, откуда они и о чем идет речь.  

Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами;

А теперь нам вышел срок,

Едем прямо на восток,

Мимо …     (острова Буяна)

В царство славного Салтана.

 (Это из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…».)  

VI Физкультминутка - Мы проплыли мимо острова и попали на другой. Давайте на нем отдохнем.  Дети танцуют под музыку.

VII. Путешествие четвертое

1. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста.    

- Вспомните автора произведения. Найдите и вставьте нужные слова.

« - От … смеются, - ответила мама, - а от … плачут. А теперь спи!

Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну.  На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки».

        (К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1. «От маленькой радости смеются…» 2. «а от большой – плачут». 3. «и крупный снег …». 4. «счастливые сны …»)

2. Выразительное  чтение отрывков.

- Прочитайте выразительно отрывок из этого рассказа, который вам больше всего понравился.

VIII. Путешествие пятое. Возвращение домой

1. Беседа.

- Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями. Как вы думаете, почему они попали а раздел «Были-небылицы»?

2. Рассматривание рисунков.

- Откройте с.44. Рассмотрите рисунки. Кто из героев вам знаком? Расскажите о нем кратко. (Рассказы детей.)

- Книг на свете очень много. Удивительные приключения случались с этими героями. Вы можете прочитать о них.

3. «Веселая путаница».

                - Ребята, дается три минуты вам,

                Чтоб всех расставить по местам!        

- Ну, ребята, как делишки?

- Хорошо! – кричат мальчишки.

- Есть ли новости у вас?

- Есть ! – и начали рассказ …

- Ходил я в цирк не так давно.

- А я на речке был.

- Как было весело, смешно!

- Разделся и поплыл.

- Как было весело, смешно!

- Разделся и поплыл.

- Нахохотался я до слез.

- И вдруг пошел ко дну.

- Там пес кота в повозке вез.

- Закричал: «Тону!»

- Там клоун был без головы.

- А тут ребята шли.

- Играли в мяч морские львы.

- Они меня спасли.

- Погодите-ка, друзья,

Ничего не понял я …

Повторите все до точки,

Только – чур! – поодиночке …

- Отчего произошла путаница?

- Расставьте все  по местам.

IX. Возвращение домой. Итог урока                  

- Вот мы с вами и дома, среди привычных вещей. Какие истории вы о них придумали? Расскажите. (Рассказы детей, составленные дома.)

          ГОУ ТО «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад III-IV видов»

               Урок – путешествие

      по «Былям – небылицам»

                           в 3 классе

                                                                               Подготовила:

                                                                              Незвинская Н.В.

                                      2013 год.

               

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению по теме "Обобщение по разделу "Страна детства". 4 класс

Урок составлен в игровой форме. Ученики закрепляют знания по прочитанным  в разделе "Страна детства" произведениям. Выполняют творческие задания....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу "Писатели-детям" 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: литературное чтениеКласс: 2Программа: Школа РоссииТема урока: Обобщение по разделу "Писатели – детям"Цель урока: обобщить и систематизировать знаний из пройденного ...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»" 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»" 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс...

Открытый урок по литературному чтению по теме «Обобщение по разделу «Страна Детства» 4 класс.

Цель урока повторить и обобщить изученный материал, развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления, углублять знания детей об олицетворении, метафаре, сравнении, формировать умение ос...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»" УМК "ПНШ" 2 класс

Цели деятельности учителя: закрепление читательской компетентности в процессе работы с хрестоматией; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы, выделять главную мыс...