Главные вкладки

    Открытый урок по литературному чтению по теме "Обобщение по разделу "Страна детства". 4 класс
    план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

    Урок составлен в игровой форме. Ученики закрепляют знания по прочитанным  в разделе "Страна детства" произведениям. Выполняют творческие задания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_chteniyu_-strana_detstva.docx28.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по литературному чтению

    по теме

    « Обобщение по разделу «Страна Детства»

    4 «А» класс

    Дата проведения: 05.02.2015г.

    Класс: 4 «А»

    Тема урока: Обобщение по разделу «Страна Детства».

    Учитель: Дегтярева О.В.

    Планируемые результаты:

    предметные:

    • знать книги из раздела «Страна детства»,
    • умение ориентироваться в содержании раздела,
    • читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,
    • увеличивать темп чтения вслух,
    • воспринимать на слух художественное произведение;

    метапредметные:

    • формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,
    • планирование вместе с учителем деятельности по теме урока,
    • оценивание своей работы на уроке,
    • анализ художественного  текста,
    • поиск необходимой информации в книге,
    • ответы на вопросы на основе художественного текста учебника,
    • осмысление привал взаимодействия в паре и группе;

    личностные:

    • осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову».

    Цели урока:

    • повторить и обобщить изученный материал;
    • развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.
    • углублять знания детей об олицетворении, метафоре, сравнении,
    • формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать.

      Задачи урока:

    • учить работать с текстом,
    • находить средства художественной выразительности

    Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала,  применение  знаний и умений.

    Вид урока: урок – деловая игра.

    Технологии урока:

    • информационно-коммуникационные технологии;
    • обучение в сотрудничестве, работа в парах, в группах;
    • здоровье-сберегающие.

    Оборудование:

    Компьютер учителя, компьютерная презентация по теме урока, выставка книг писателей Б.С.Житкова, К.Г.Паустовского, М.М.Зощенко, книги у детей на партах с произведениями перечисленных авторов, учебники,  тетради КИМ для самостоятельной работы у учащихся, листочки для рефлексии, ребусы.

    Структура урока:

    1.Организационный момент.

    2.Актуализация знаний

    3.Самоопределение к деятельности.

    4.Работа по теме урока.

    5.Физминутка для глаз.

    6.Закрепление умений и навыков в знании текстов по данной теме.

    7.Самостоятельная работа по теме. Тест.

    7.Рефлексия.

    8.Итог урока. Домашнее задание.

    ХОД УРОКА

    1.Организационный момент.                                                       (слайды №1,2)

    2.Актуализация знаний.                                                                   (слайд №3)

    В той удивительной стране,

    Где я увидел свет,

    Как многим, исполнялось мне,

    И пять, и десять лет.

    Все те, кто рос тогда со мной,

    И набирал года,

    Однажды с этою Страной,

    Простились навсегда.

    Задание:

    Прочитайте способом «птичий базар», медленно, с ускорением, выразительно.

    Жанр этого произведения? (стихотворение)

    Докажите. (Дети называют рифмованные слова)

    3.Самоопределение к деятельности.                                              (слайд №4)

    — Узнали ли вы это стихотворение? (Дети читали его во втором классе.) 
    «Мой секрет» С. Михалкова. 
    - О какой Стране идёт речь? (О Стране Детства)

    - Кто мне скажет тему сегодняшнего урока? (Обобщение по разделу)

    4.Работа по теме урока.                                              

    1.Как выглядят писатели? Найди лишний портрет.

       Посмотрите на доску (на доске портреты писателей: М.М.Зощенко, Б.С.Житкова, К.Г.Паустовского, Э.Грига).

       Найдите лишний портрет (дети показывают портрет Э.Грига).

    Почему? (это портрет композитора)

        Что объединяет эти все портреты? (это писатели, произведения входят в раздел «Страна детства»).

    2.Как зовут писателя?                                                             

    1).Поставьте их по порядку изучения. ( Б.С.Житков, К.Г.Паустовский, М.М.Зощенко).

    2).Вспомните, как зовут писателей?                                               (Слайд №5)

    Распределите правильно таблички с инициалами (на доске)

    (Дети расставляют на магнитной доске карточки с именами под портретами писателей).

    4.Узнать писателя.        

    1                                                                                                           (слайд №6)

    —Он родился в семье художника в Петербурге. После окончании гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся Первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что был удостоен пяти орденов.                                                                (М.М.Зощенко)

    2                                                                                                            (слайд №7)

    —Он провёл детство в Одессе, очень любил море и мечтал о морской профессии. Он был героем стихотворения Маршака «Почта». Дружил в детстве с К.И.Чуковским.                                                               (Б.С.Житков)

    3                                                                                                             (слайд №8)

    —Он писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Моё состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и в первой незрелой прозе».

                                                                                                       (К.Г.Паустовский)

    3.Путаница                                                                                        (Слайд №9)

    Соедини стрелками:

    Б.С.Житков                                     «Ёлка»

    М.М.Зощенко                                 «Корзина с еловыми ветками»

    К.Г.Паустовский                            «Как я ловил человечков»

    На доске ученики распределяют иллюстрации к произведениям писателей.

    5.Из какого произведения  эти строки?

    1.                                                                                                   (Слайды №10-11)

    —Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах.

                                                  (К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

       Найдите в учебнике этот отрывок. Есть ли в этом отрывке литературные приёмы (олицетворения, эпитеты, сравнения). Найдите и прочитайте.

    (Дети ищут в учебниках на данной странице примеры)

    2.                                                                                                   (Слайды №12-13) 

    —А я был удивительно маленького роста и мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

                                                                                                 (М.М.Зощенко «Ёлка»)

       (Работа с учебником.)

    3.                                                                                                   (Слайды №14-15) 

    —Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали  и руками  что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные.

       Ага! Так погодите же…

                                                                    (Б.С.Житков «Как я ловил человечков»)

       (Работа с учебником.)

    6.Бюро находок.                                                                         (Слайды №16-20)

    Определите, из какого произведения предмет:

    Фарфоровая кукла, рояль, кораблик, паровозик, яблоко, хлопушка, корзина с шишками, чёрное платье, нож, хрустальная туфелька.

    7.Произведения в загадках и ребусах

    Отгадайте первую загадку – о ком идёт речь?                              (слайд №21)

    Он пишет музыку для нас,

        Мелодии играет,

        Стихи положит он на вальс.

        Кто песни сочиняет?

                                                         (композитор, «Корзина с еловыми шишками»)

       На доске портрет Грига.

    У Эдварда Грига была маленькая дочка Александра. К сожалению, она умерла от болезни в детстве. Больше детей у Грига не было. Боль утраты он пронёс через всю жизнь и все свои чувства выражал в музыке.

    5.Физминутка для глаз.

    Дети рассматривают картинки под музыку Э.Грига «Утро».(слайды №22-45)

    6.Закрепление умений и навыков.                             

    1.По иллюстрации узнайте произведение.                                 (слайд № 46)

    2.Ребусы       (Ребята  объединяются в небольшие группы и отгадывают ребусы)

     Каждая команда разгадывает по 2 ребуса.                              (слайды №47-48) 

    Проверка по слайдам на доске.    

    3.Каверзные вопросы:

    1)Пословица недаром молвится.                                               (слайды №49-51)

    —Отгадайте, какое слово нужно заменить в пословицах и поговорках    

    Изменив всего лишь одно или два слова, верните                          

    современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

    Догадайтесь, к какому произведению оно является ключевым.

    —Поздний он гложет  кость.

        Из песни слова не выкинешь, из-за стола его не выгонишь.

        Незванный  он  хуже  татарина.

                                                                                  (гость, «Ёлка», М.М.Зощенко)

    —Не вся та она , что звучит.

        Под хорошую её  и змеи пляшут.

        Фома её разумеет, а  Ерёма плясать умеет.

                                 (музыка, «Корзина с еловыми шишками», К.Г.Паустовский)

    —Изменив всего лишь одно или два слова, верните                      (слайд № 52) 

    современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание

    • Скучен день до вечера, коли делать уроки.

    (Скучен день до вечера, коли делать нечего).

    • Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

    (Не стыдно не знать, стыдно не учиться).

    • Испокон века телевизор растит человека.

    (Испокон века книга растит человека).

    4.Тест №6 в тетрадях КИМ.                                                          (слайд № 53) 

    Самостоятельная работа учащихся.

    I в. – стр.14

    II в. - стр.15    

    7.Рефлексия.                                                                                    (слайд № 54)

       Вам понравилась работа на уроке. Сейчас продолжается работа в группах.

    На листочках, которые вам раздали, обратитесь к другим командам с советом прочитать произведение одного из писателей. Объясните свой выбор по плану (на слайде):

    1.Имя, отчество, фамилию писателя;

    2.Названия произведений;

    3.О чём писал автор;

    4.Почему нравятся произведения этого писателя.

        (5-6 предложений)

    8.Итог урока. Домашнее задание.                                                (слайд № 55)

       Прочитайте полученные работы (по одному человеку из каждой команды.

    Дома нарисуйте своё представление о стране детства.

    Подготовьте пересказ одного из произведений этих писателей (дополнительный материал)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по литературному чтению в 4 классе: «Тема детства в стихах Н.А.Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»»

    Цели урока:кратко познакомить с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа;познакомить учащихся с важными вехами жизни М.В.Ломон...

    Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

    Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

    Открытый урок по литературному чтению. Х.К.Андерсен сказка "Соловей" 4 класс

    Открытый урок по литературному чтению. Сказка "Соловей"Тема: Ханс Кристиан Андерсен «Соловей».Цели: - развивать навык чтения, речь и внимание учащихся,...

    Открытый урок по литературному чтению 4 класс по теме : Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

    Открытый урок по литературному чтению на районном семинаре учителей начальных классов. " Исследовательская деятельность,как механизм реализации ФГОС". 4 класс тема : Д.Н.Мамин-Сибиряк "...

    Открытый урок по литературному чтению по теме «Обобщение по разделу «Страна Детства» 4 класс.

    Цель урока повторить и обобщить изученный материал, развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления, углублять знания детей об олицетворении, метафаре, сравнении, формировать умение ос...