Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Головашкина Ирина Сергеевна

 

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы по предмету «Литературное чтение», на основе авторской программы начального общего образования по литературному чтению Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкого, М. В. Голованова «Просвещение», 2012 год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»

города Курска

Рассмотрено на заседании МО                                     Утверждено на заседании                                                «Утверждаю»

учителей начальных классов                                       МС школы                                                                      Директор МБОУ            

Протокол №_____ от ___________                             Протокол №______ от __________                            «Школа № 32»

Руководитель _____________                                     Председатель____________.                                     ________________

                      /Татаренкова И.А./                                         /Ярыгина Т.П./                                                     /Шойтова Л. В./

                                                                                                                                                                           « ______» _____________ 2013 г

Рабочая программа

по литературному чтению

для 4 В класса

Составитель:

Головашкина Ирина Сергеевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Курск, 2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Статус документа

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы по предмету «Литературное чтение» на основе авторской программы авторской программы начального общего образования по литературному чтению   Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкого, М. В. Голованова «Просвещение», 2012 год.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, в том числе:

1 четверть – 24 часа,

2 четверть – 24 часа,

3 четверть – 30 часов,

4 четверть – 24 часа.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует ФГОС НОО второго поколения, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основной образовательной программы, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Опираясь на особенности обучающихся 4 В класса (большинство детей гуманитарной направленности),  дополнительные часы отданы на развитие речи учащихся класса.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета 

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится  объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Основные содержательные линии.

В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.

Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.

Цели обучения

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

-развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- формировать осмысленный читательский навык, который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам;

- работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;

- понимать художественное произведение как особый вид искусства; формировать умение определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности;

- осваивать основные нравственно - этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получая навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

Организация учебного процесса – классно-урочная. Её особенность в ограничении времени и пространства, постоянном коллективе с разными интеллектуальными способностями. Для достижения образовательных целей используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический.

Предпочтительные формы учебного процесса: коллективная, групповая и индивидуальная.

Основными формами контроля являются: наблюдение за интеллектуальными способностями детей, тест, проверочная работа, практические задания.

Ценностные ориентиры изучения курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Практическая часть

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета по русскому языку 

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

·самоопределение

·смыслоообразование

·морально-этическая ориентация

Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.·е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.

Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе на конец года:

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 4- м классе является формирование следующих умений:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей;

– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи

– строить рассуждения

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4 – м классе является формирование следующих умений.

Выпускник научится:

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

– формулировать основную мысль текста;

– составлять простой и сложный план текста;

– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

– видеть языковые средства, использованные автором.

Выпускник получит возможность научиться:

- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

- относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.);

- соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы

Содержание учебного материала

Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».

Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг. Программа построена с учётом двух ведущих принципов: художественно – эстетического и литературоведческого. Основная цель обучения – приобщение младших школьников к литературе, осознание литературы как искусства слова. Важнейшей задачей курса остаётся развитие речевых умений и навыков в работе с текстом, и прежде всего навыка выразительного, орфографически правильного чтения. Одновременно предполагается работа над обогащением опыта творческой деятельности ученика и его эмоционально – чувственного отношения к действительности. Большое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия мира и произведений литературы, умение выразить в слове свои личные впечатления. Анализ произведения готовит учащихся к полноценному восприятию доступных им произведений и первоначальному освоению литературных терминов. В программе  чтение рассматривается и как объект обучения и как средство освоения литературного произведения.

Былины. Летописи. Жития.

«Ильины три поездочки».

 «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы.

П.П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А.С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь.

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над нолями...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Сказки русских писателей.

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе час.

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства.

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь.

В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы.

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»;. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь.

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка»

Родина.

И.С.  Никитин «Русь»; С.Д. Дрожжин. «Родине»; Л.В. Жигулин. «О, Родина! В    неярком блеске...»; Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия».

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература.

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен.

«Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарет

Приоритетными формами, методами и технологиями работы с обучающимися являются:

Формы работы

Методы обучения

Технологии

Фронтальная

Объяснительно-иллюстративный

Проектная деятельность

Парная

Практический

Технология развития критического мышления

Групповая

Наблюдение

ИКТ

Индивидуальная

Частично- поисковый, или эвристический

Здоровьесберегающая технология

Информативный

Технология ролевого общения

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

-  тестовые задания

- графическая работа

- доклад

- творческая работа

-посещение уроков по программам наблюдения

-диагностическая  контрольная работа

- контроль техники чтения

-анализ динамики текущей успеваемости

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Для  отслеживания уровня усвоения материала в процессе его изучения используются авторские проверочные работы, которые являются приложением к рабочей тетради по чтению (10 работ). Кроме этого делаются ежемесячные замеры скорости чтения, результаты которых фиксируются в Листе достижений. В конце каждого раздела пишется творческая работа (сочинение на заданную тему).

В качестве итогового контроля используется итоговая контрольная работа (по тексту администрации) и итоговая проверка навыков чтения.

Учебно – тематическое планирование


Перечень учебно-методического обеспечения программы

Список литературы

Методические и учебные пособия

Информационное обеспечение (интернет - источники, ЭОР, образовательные диски идр.)

При подготовке программы

Рекомендуемый для учащихся

1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь. Учебник  для 4 класса начальной школы в 2-х  частях. – М.: Просвещение, 2011г.;

2. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.  Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс. – М.: Просвещение, 2012

3. И.Ф.Яценко.  Поурочные разработки  по внеклассному  чтению. 4 класс. – М: «ВАКО». 2010 г.

1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь. Учебник  для 4 класса начальной школы в 2-х  частях. – М.: Просвещение, 2013г.;

2. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова. Родная речь. Рабочая тетрадь  для 4 класса в 2-х  частях. – М.:Просвещение, 2013г.;

1. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.

2. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

3. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

4. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

5. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению.

6. Детские книги разных типов из курса детского чтения.

7. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.

Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

http:www.Nachalka.com.

http:www.viku.rdf.ru.

http:www.rusedu.ru.

http://school-collection.edu.ru/

www.center.fio.ru

http://www.maro.newmail.ru

http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

http://www.int-edu.ni

Поурочное планирование курса «Литературное чтение» 4 класс (102 часа)

№ п/п

№ урока в разделе

Дата

Раздел (количество часов). Тема

Элементы содержания

Характеристика деятельности обучающихся (по разделу)

1 четверть (24 часа)

Летописи. Былины. Сказания. Жития (9 ч)

1.

Ознакомление с учебником. Летописи. Особенности русских былин.

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений.

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Читать отрывки из древнерусских летописей.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины, характеризовать его с опорой на текст.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека.

Участвовать в проектной деятельности.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы представленной в учебнике.

2.

« И вспомнил Олег коня своего…» Гипербола. Эпитеты.

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

3.

Внеклассное чтение. Былины. «Илья Муромец и Идолище».

Чтение отрывков произведения. Составление монологического высказывания по теме.

4.

Былины. «Ильины три поездочки.» Архаизмы.

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, идея произведения. Особенности языка произведения.

5.

Былины. «Ильины три поездочки». Составление плана.

Тема, главная мысль, события, последовательность. Перевод былины в прозаическое произведение, обучение пересказу.

6.

Внеклассное чтение. «Житие Сергия Радонежского».  

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

7.

«Житие Сергия Радонежского». Извечные этические ценности.

Образные языковые средства. Историческая правда и литературный вымысел в произведениях. Языковой анализ текста.

8.

Обобщающий урок по теме «Былины, летописи, сказания».  Проверочная работа № 1 по теме: былины, летописи, сказания.

Различение жанров
произведений. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

9.

Внеклассное чтение. Житие князя Александра Невского.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Чудесный мир классики (15 ч)

1.

П.П.Ершов «Конек-горбунок». Знакомство с творчеством. Характеры главных героев в  сказке.

Знакомство с биографией автора. Волшебная сказка, её своеобразие. Анализ языковых средств произведения. Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объёму произведения.

Понимать позицию писателя

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров.

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства, анализировать характеры героев.

Наблюдать за выразительностью литературного языка  в произведениях лучших русских писателей.

Делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Уметь составлять
небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения; делить текст на со ставные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе.

Выражать своё отношение к мыслям автора.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы представленной в учебнике.

2.

П.П.Ершов «Конек-горбунок». Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки.

Герой произведения, иллюстрация и ее
роль в понимании
произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

3.

Внеклассное чтение. П.П.Ершов «Конек-Горбунок».

Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка. Составление монологического высказывания  с опорой на авторский текст.

4,

А.С.Пушкин. Стихи. Настроение, выраженное в стихах.

Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Образные средства языка.

5.

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

6.

Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина.

7.

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Коллективное составление сопоставительных характеристик царицы и царевны.

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Восстановление последовательности событий. Работа над составлением плана. Обучение составлению монологического высказывания, умению аргументировать свою точку зрения.

8.

М.Ю.Лермонтов. «Ашик — Кериб». Жанровые особенности произведения.

9.

Внеклассное чтение. М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека».  Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении.

Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Соотношение природных объектов на карте с описанными в стихотворении. Образные средства языка.

10.

М.Ю.Лермонтов. «Ашик — Кериб». Хорошие и плохие поступки людей.

Обучение составлению
небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст;
оценивание событий, героев произведения.  Чтение по ролям.

11.

Л.Н. Толстой. «Детство». Работа над умением анализировать текст.

Расширение знаний о жизни и творчестве писателя. Жанры литературных произведений (автобиографическая повесть). Составление характеристики героя.

Осознанное, выразительное чтение текста.

12.

Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень» (басня). Умный
и находчивый герой.

Тема, главная мысль, события, последовательность. Жанры литературных произведений, басня как жанр. Своеобразие басен писателя. Подбор пословиц и поговорок к произведению.

13.

А.П. Чехов. «Мальчики». Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц.

Знакомство с творчеством автора. Отличительные особенности рассказа и сказки. Работа над основным содержанием прочитанного.

14.

А.П. Чехов. «Мальчики».

Проверочная работа №2 по теме: Чудесный мир классики.

Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Составление плана. Работа над пересказом.

15.

Внеклассное чтение. Произведения классиков для детей.

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

2 четверть (24 часа)

Поэтическая тетрадь (8ч)

1.

Ф.И.Тютчев. Стихи. Образные языковые средства. Тоска по родине и красоте родной природы.

Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Настроение лирического героя. Работа над образными средствами языка. Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью.

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественные произведения.

Читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах.

Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы.

Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям.

Высказывать свое мнение о героях стихотворных произведений.

Самостоятельно оценивать  своё чтение.

2.

Внеклассное чтение. А.А.Фет. Стихи. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворениях.

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

3.

Е.А.Баратынский. Обогащение словарного запаса. Выразительность лирических произведений.

Знакомство с творчеством поэта. Учиться наблюдать взаимосвязь поэзии с др.видами искусств. Общие сюжетные линии с произведениями А.С.Пушкина (Буря мглою…) Образные средства языка.

4.

А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». Рифма, ритм, метафора.

Наблюдение над изменением ритма стихотворения, его целесообразностью. Осознанность и выразительность чтения.

5.

Внеклассное чтение. Н.А.Некрасов. Стихи.

Образные языковые средства. Уточнение сведений о творчестве поэта. Герои стихотворений, их эмоциональное состояние. Работа над вариативностью интонирования.

6.

И.С.Никитин. «В синем небе над полями…» Образ могучей, богатой, доброй и привольной Руси.

Осознанность и выразительность чтения. Уточнение сведений о творчестве поэта. Обучение составлению   оценочных  суждений о прочитанном произведении.

7.

 И.А.Бунин. «Листопад». Красота осеннего леса в лирических произведениях. Проверочная работа №3 по теме: Поэтическая тетрадь.

Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Анализ образных средств языка, их роль в произведении. Словесное рисование. Практическое рисование. Взаимосвязь живописи и поэзии. Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

8.

Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов.

Тематические, авторские выставки книг, их анализ. Образные средства языка, их роль в поэтическом произведении. Восстановление стихотворных строк. Знакомство с понятием «строфа».

Литературные сказки (12 ч)

1.

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке.

Знакомство с биографией автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух прочитанное.

Сравнивать народную и литературную сказки.

Определять виды текстов.

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Рассказывать о герое с опорой на текст сказки.

Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.

Делить текст на части.

Составлять план сказки с опорой на главные события.

Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.

Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

Делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя.

Создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Составлять рекомендованный список литературы.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

2.

Внеклассное чтение. Поэма А.С.Пушкина. «Полтава».

Тематическая выставка книг. Выборочное чтение. Составление монологического высказывания по теме.

3.

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Особенности поведения, внешнего облика, речи
героев сказки. Виды планов. Составление плана текста (эмоционального).

4.

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Выборочный пересказ.

Чтение отрывков произведения. Составление монологического высказывания по теме.

5.

Внеклассное чтение. Н.А.Пшеницына «Времена года».

6.

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке.

Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

7.

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Сюжетная линия произведения.

Главная мысль сказки. Сюжет. Завязка. Кульминация. Развязка.Сравнительная характеристика главных действующих лиц.

8.

Внеклассное чтение.  Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века.

Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие
в диалоге при обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения.

9.

П.П.Бажов. «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни.

Оценка иллюстрации
к произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

10.

П.П.Бажов «Серебряное копытце». Характеристика главных героев.

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

11.

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». Народные волшебные сказки и сказки литературные.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события.

12.

Внеклассное чтение Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Проверочная работа №4 по теме: Литературные сказки.

Виды пересказов, их отличительные черты. Взаимосвязь плана и вида пересказа.

Делу время - потехе час (8ч)

1.

Е.А.Шварц. «Сказка о потерянном времени». Авторская литературная сказка.

Знакомство с творчеством автора. Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить  его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Пересказывать текст от лица автора или одного героя.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Инсценировать произведение, распределяя роли, выбирая режиссёра.

Находить необходимую информацию в справочной литературе.

Готовить сообщение о писателе.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.

2.

Внеклассное чтение. Е.А.Шварц. Знакомство с творчеством.

Чтение отрывков произведений. Составление монологического высказывания по теме.

3.

Е.А.Шварц «Сказка о потерянном времени». Подбор пословиц. Выборочный пересказ.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

4.

В.Ю.Драгунский «Главные реки». Юмор и сатира. Средства создания комического эффекта.

Уточнение сведений об авторе. Жанр – юмористический рассказ. Участие в диалоге, высказывание оценочных суждений с опорой на текст. Рассказ. Осознанность и выразительность чтения.

3 четверть (30 часов)

5.

Внеклассное чтение. «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных.

Рассказ о своих впечатлениях о произведении.

Выборочное чтение.  Чтение по ролям.

6.

В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка». Творческая манера писателя. Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Чтение по ролям.

7.

Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час»

Проверочная работа №5 по теме: Делу время – потехе час

Умение составлять простейшие задания для викторины.

8.

Внеклассное чтение. В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Знакомство с творчеством.

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Страна детства (7ч)

1.

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей.

Уточнение сведений жизни автора. Анализ произведения. Обсуждение причин, эмоционального состояния и поступков героев. Обучение умению вести диалог. Понимание содержания литературного произведения.

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов, определять отношение автора к героям.

Анализировать возможные заголовки к произведениям.

Определять жанр произведения.

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Анализировать заголовок произведения, соотносить  его с темой и главной мыслью произведения.

2.

Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

3.

Внеклассное чтение. А.Толстой «Детство Никиты».

Знакомство с жизнью и творчеством автора. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

4.

К.Г.Паустовский «Корзинка с еловыми шишками. Эмоционально-эстетическое восприятие текста.

Уточнение сведений из жизни автора. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой

5.

К.Г.Паустовский «Корзинка с еловыми шишками».  Средства художественной выразительности.

Восстановление последовательности событий. Оценка событий, поступков героев. Роль образных средств в создании атмосферы произведения.

6.

Внеклассное чтение. М.М.Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания.

Знакомство с жизнью и творчеством автора. Участие в диалоге
при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного(прочитанного) произведения.

7.

Обобщение по разделу «Страна детства»

Проверочная работа № 6 по теме: Страна детства.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Поэтическая тетрадь (4ч)

1.

В.Я.Брюсов. Стихи. Тема детства в произведениях.

Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения. Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух. художественные произведения.

Читать выразительно стихи поэтов, воспроизводить их наизусть.

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах.

Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям.

2.

Внеклассное чтение. М.И.Цветаева. Стихи. Словесное рисование.

Знакомство с биографией и творчеством автора. Интонирование произведений. Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией.

3.

С.А.Есенин «Бабушкины сказки». Авторское слово.

Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Тема, главная мысль. Организация обсуждения тематики, подбор произведений. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией.

4.

Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь» (обобщение)

Внеклассное чтение. Стихи любимых поэтов

Работа над выразительным чтением, изменением интонирования в зависимости от настроения автора или эмоционального состояния Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией.

Природа и мы (12ч)

1.

Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приемыш». Развитие умения анализировать эмоциональное состояние героев.

Уточнение сведений об авторе. Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. 

Определять отношение автора к героям на основе текста.

Характеризовать героя текста на основе его поступков. 

Составлять рассказы о животных, передавая свои чувства и своё отношение.

Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

2.

Д.Н.Мамин - Сибиряк «Приемыш». Роль рассуждений и диалогов в  рассказе.

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

3.

А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Тема самопожертвования в рассказе.

Знакомство с творчеством автора. Тема, главная мысль, герои произведения. Словесное рисование. Соотношение с иллюстрациями. Понимание содержания литературного произведения

4.

А.И.Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе.

Расширение границ понятия «тема» рассказа. Нравственные уроки произведения. Работа над изменением концовки рассказа. Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

5.

М.М.Пришвин «Выскочка». Писательская наблюдательность.

Уточнение сведений об авторе. Анализ текста. Причины и последствия поступков. Обучение аргументации. Понимание содержания литературного произведения.

6.

Внеклассное чтение. «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц

Различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги.

7.

Е.И.Чарушин «Кабан». Юмор в рассказе.

Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

8.

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление устных рассказов-характеристик о главных действующих лицах.

Знакомство с творчеством автора. Главная мысль, темы произведения. Тематическое многообразие Понимание содержания литературного произведения.

9.

Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

10.

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Научно-естественные сведения о природе в рассказе.

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Жанровое своеобразие произведения. Работа с дополнительной литературой, информацией.

11.

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 7 по теме: Природа и мы.

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Ориентация в содержании текстов. Формирование умения ставить вопросы.

12.

Внеклассное чтение. Урок-диспут «Что такое мужской характер».

Чтение отрывков произведений. Составление монологического высказывания по теме.

Поэтическая тетрадь (3ч)

1.

Б.Л.Пастернак «Золотая осень». Красота русской природы.

Знакомство с творчеством и жизнью автора. Картины природы в стихотворении. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах.

Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям.

Самостоятельно оценивать  своё чтение.

.

2.

С.А.Клычков «Весна в лесу». Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах ..

Сведения о творчестве автора. Динамика создания картин природы при помощи языковых средств. Сопоставление произведений  художественной литературы
и произведений живописи.

3.

Внеклассное чтение. Д.Б.Кедрин «Бабье лето». Н.М.Рубцов «Сентябрь». Олицетворение.

Работа над поэтическим произведением. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона. Декламация произведений.

4 четверть (24 часа)

Родина (5ч)

1.

И.С.Никитин «Русь». Образ привольной Руси в произведениях автора.

Систематизация сведений о творчестве автора. Тема и главная мысль. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям.

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке

Составлять рассказы о Родине, передавая своё отношение к Родине.

Самостоятельно оценивать  своё чтение.

Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

2.

С.С.Дрожжин «Родине». Патриотическое звучание, выразительность стихотворения.

Знакомство с творчеством автора. Тема Родины и малой Родины. Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

3.

Внеклассное чтение. «Чтобы помнили…» Произведения о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

Система событий, составляющих основу художественного произведения.

4.

А.В.Жигулин «О, Родина!». Б.А.Слуцкий «Лошади в океане». Патриотическое воспитание. Тема войны.

Тема, главная мысль. Подбор заголовка. Роль сравнения в произведении. Словесное рисование, обоснование цветовой палитры. Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства.

5.

Обобщение по разделу «Родина». Проверочная работа № 8 по теме: Родина.

Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Чтение отрывков наизусть. Составление монологического высказывания по теме. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Страна Фантазия (6ч)

1.

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».Первичное чтение.

Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Прогнозировать  содержание раздела.

Читать и воспринимать на слух литературное произведение.

Планировать работу на уроке.

Определять особенности фантастического жанра.

Сравнивать и характеризовать героев фантастических произведений.

Придумывать фантастические истории.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

2.

Е.С.Велтистов « Приключения Электроника». Словесное рисование.

3.

Внеклассное чтение. Научно-фантастическая литература для детей.

Умение составлять простейшие задания для викторины.

4.

 Кир Булычев. «Путешествие Алисы». Особенности жанра фантастики.

Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

5.

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Составление картинного плана.

6.

Обобщающий урок по теме: «Страна фантазия». Внеклассное чтение.

Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Чтение отрывков произведений. Составление монологического высказывания по теме.

Зарубежная литература (13ч)

1.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Фантастические события, персонажи в произведении.

Знакомство с зарубежными авторами, их своеобразием. Анализ текста. Работа с деформированным текстом. Вариативность заголовка. Портрет героя на основе текста. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления.

Прогнозировать  содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Подготовить к  выставке книги зарубежных писателей.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

2.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Составление плана для пересказа.

3.

Внеклассное чтение. Творчество Г.Х.Андерсена.

Умение составлять простейшие задания для викторины.

4.

Г.Х.Андерсен «Русалочка» Знакомство с произведением. Персонажи сказки.

Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг.

Пересказывать самые интересные эпизоды произведений от лица героев произведений.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы.

5.

Г.Х.Андерсен «Русалочка». Аналитический разбор - правдивое и сказочное в произведении.

Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

6.

Внеклассное чтение. Творчество Марка Твена.

Чтение отрывков произведений. Составление монологического высказывания по теме.

7.

М.Твен «Приключение Тома Сойера». Мечты и затеи героя.

Знакомство с творчеством автора. Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про-
читанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

8.

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Смелость и предприимчивость подростков.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать произведения зарубежных авторов.

Уметь выразительно читать данные произведения.

9.

Внеклассное чтение. Сказки трех веков.(Гофман, Гауф, Уайльд)

Чтение отрывков произведений. Составление монологического высказывания по теме. Умение составлять простейшие задания для викторины.

10.

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Творческий пересказ по плану.

Особенности произведения. Нравственные уроки произведения. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления.

11.

С.Лагерлеф «Святая ночь», «В Назарете». Эстетическое восприятие через слово и живопись.

Анализ произведения. Причины и последствия поступков, с опорой на текст.  Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Составлять 
небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

12.

Обобщение знаний по разделу. Проверочная работа № 9 по теме: Зарубежная литература

Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

13.

Внеклассное чтение. Зарубежная литература

Конкурсная программа на знание авторов, текстов, терминологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....