Урок мужества и патриотизма "Дети войны" в 3 классе.
классный час по чтению (3 класс) на тему

Диденко Наталья Владимировна

 

Урок мужества и патриотизма рассчитан на учащихся начальной школы. Несёт огромное воспитательное значение. Расширяет знания детей о Великой Отечественной войне 1941-1945г, показывает все ужасы войны, знакомит с жизнью и положением детей в это страшное для всех время, учит свято помнить их мужество, самоотверженность и героизм во имя защиты своего Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_voyny.otkrytyy_urok.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

           

                   МОУ сош №4 гиллерово

Урок мужества

«Дети войны»

3 в класс

Подготовила:

Диденко Н.В.,

учитель

начальных классов

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Оборудование:рисунки детей, компьютер,телевизор,бумажные журавлики, Презентация «Дети войны»

Учитель. Сегодня, 8 февраля  мы проводим в нашем классе урок мужества и патриотизма, посвященный Дню юного героя-антифашиста. Сегодня день памяти мальчиков и девочек, погибших за свою Родину, свободу и независимость.

Все мы с вами 17 января мы были на экскурсии в краеведческом музее.Узнали об освобождении города Миллерово, партизанском движении и героях  войны  нашего района.Давайте назовём  имена  этих героев.(Слайды №1-2)

Коротка жизнь юных героев, но велика сила их примера. Мы расскажем о тех детях,которым пришлось пережить страшное военное время –о детях войны.(Слайд №3)

Сценка.

Дочь. Мама-а-а!

Мать. Снова дралась во дворе?

Дочь. Ага! Мама, но я не плакала!

Вырасту, выучусь на моряка.

Я уже в ванне плавала!

Мать. Боже, не девочка, а беда!

Сил моих больше нету!

Дочь. Мама, а вырасту я когда?

Мать. Вырастешь. Ешь котлету.

Дочь. Мама, купим живого коня?

Мать. Коня? Да что ж это делается?!

Дочь. Мама, а в летчики примут меня?

Мать. Примут, куда ж они денутся?

Ты же из каждого, сатана,

Душу сумеешь вытрясти!

Дочь. Мама, а правда, что будет война

И я не успею вырасти?

В Польше и во Франции уже идет война. Но совсем не верится, что Гитлер решится напасть на Советский Союз. Мать:Нет-нет, войны не будет.

 Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот.(Слайд №4)

Папа был рядом. .(Слайд 5)

Мама была рядом. .(Слайд №6)

Они играли на улицах. .(Слайд №7)

У них было веселое детство. .(Слайд №8)

И они не знали, что их ждет….(Слайд №9)

(Слайд №10.Звучит музыка «Священная война».)Учитель.Ранним утром 22 июня 1941 года,когда все спали, мирная жизнь нашего народа была нарушена  вероломным нападением фашисткой Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины миллионы людей вступили в смертельную схватку с коварным, жестоким  врагом. На защиту своего Отечества встали все от мала до велика.

На войне невыносимо трудно всем - и старым, и малым, и солдатам, и их близким.(Слайд №11)

Но особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство,от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства.

В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто рискуя жизнью. (Слайд №12)

Дети встали со взрослыми плечом к плечу и взяли в руки оружие. Они всякими правдами и неправдами присоединялись к воинским частям, становясь сыновьями и дочерьми полков .(Слайд №13)

 ЧТЕЦ 1.Они были не заменимы как разведчики, связные, медицинские сестры, подрывники. Служили во всех родах войск: в пехоте, на флоте, в артиллерии, в разведке, в танковых войсках, сражались в лесах с партизанами. Разными путями они попадали на фронт. Освобожденные из плена, братья или сестры погибших, сироты.

ЧТЕЦ 2.Рисуют мальчики войну,

Рисуют танки и «Катюши»,

Висят во всю длину листа

Снаряды, толстые, как груши.

Рисуют мальчики войну…

ЧТЕЦ 3.Рисуют мальчики бои,

Что им по счастью не знакомы,

И берегут они свои

Огнем кричащие альбомы

Но в том далеком 41-м

С врагом, вступив в неравный бой,

Росло героев поколенье,

Их имя – дети, опаленные войной.

Учитель:Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за  сожженные жилища – за все злодеяния, совершенные фашистами в оккупированных районах. В партизанской семье выросли покрывшие себя неувядаемой славой пионеры – Герои Советского Союза: Леонид Голиков, Валентин Котик, Марат Казей и Зина Портнова.(Слайд №13)

ЧТЕЦ 4: Леня Голиков. Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады. .(Слайд №14)

Участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе Луга — Псков неподалёку от деревни Варницы гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор . Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В 1943 году в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. Посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. К началу войны ему исполнилось 15 лет.

ЧТЕЦ 5: Валя Котик .(Слайд №15)

  На начало войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. Сначала был связным подпольной организации, затем участвовал в боях, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван. Связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. В бою за город Изяслав в Хмельницкой области в 1944 году был смертельно ранен и на следующий день скончался. В 1958 году Вале посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. (Слайд №13)

ЧТЕЦ 6: Марат Казей .(Слайд №16)

 Во время Великой Отечественной войны мать Марата прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна Казей отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. В дальнейшем она закончила педагогический институт, стала Героем Социалистического труда. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался сражаться с фашистами. Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.

Чтец 7:Зина Портнова.(Слайд №17)

Зина участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, её презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.

И Родина посмертно отметила её подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Чтец 8:Станут памятью встречи, привычки, слова…

А они не вернутся.

Отбушует зима.

Поседеет вдова…

А они не вернутся.

Чтец 9:Скорбь утихнет.

Уснет на ладонях Земли…

А они не вернутся.

Снова к пепельным звездам уйдут корабли…

А они не вернутся.

Чтец 10:В карауле друзья не устанут стоять…

А они не вернутся.

Будет море шуметь, будет солнце сиять…

А они не вернутся.

Чтец 11:И погаснут миры, и возникнут миры…

Но одно лишь известно:

Мы состаримся, мы будем жить до поры…

А они – будут вечно.

(Слайд №15)

Учитель:Мы никогда не забудем их подвиги!

 

(Слайд №16.Звучит мелодия М.Бернеса «Журавли»)Учитель: Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде,нынешнем Санкт-Петербурге. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.

(Слайд №17)Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца.

 Голод терзал, насмерть убивал детей на глазах у ленинградских матерей. И дети видели муки своих матерей. Вспоминает Жана Эмильевна Уманская, ей в войну было 7 лет. «Запомнила я блокадную елку новогоднюю. Дали билет на елку. Пошла я одна, ребятишки там все тощие, маленькие, заморенные. Выступил фокусник, он пытался показывать нам фокусы, а ребятишки все сидят безразличные. Настолько мало детского осталось в нас. Потом у нас умер отец, еще умер сосед. Мы общими усилиями снесли их на кухню, завернули в одеяла. Месяц они лежали на кухне, потому что сил не было их хоронить». Взрослых поражало спокойствие детей, их равнодушие к смерти. А это была защитная реакция неокрепшей психики. (Слайд №18)

Они не понимали,почему нет рядом папы,почему мама постоянно плачет,почему постоянно хочется есть,почему по вою сирены надо бежать в бомбоубежище…Много детского почему?

(Слайд №19)Что чувствовали и переживали дети, рассказывает дневник ленинградской девочки Тани Савичевой.

ЧТЕЦ 12: « Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января, в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 года. Мама- 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Учитель: Это написала одиннадцатилетняя школьница, которая не намного пережила своих близких. А вот воспоминания тех, кто выжил. Я родилась в Ленинграде, поэтому блокада была мне предназначена судьбой. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзли на 20-30 см. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь, а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. (Слайд №19) А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства.

Чтец 13:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улице идут,

Как все живые.

Только не поют:

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые

Всегда среди живых

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

(Слайд №20)Учитель:Не меньше страданий пришлось пережить и тем детям, которые оказались на оккупированных фашистами территориях. Оккупанты уничтожали поселки, расстреливали и вешали жителей. Только на Дону в период оккупации были убиты 61 тысяча граждан, более 130 тысяч вывезены в Германию из них 40 тысяч детей.

 Чтец 16:Они с детьми погнали матерей      

 И яму рыть заставили, а сами

 Они стояли, кучка дикарей,

 И хриплыми смеялись голосами.

 У края бездны выстроили в ряд

 Бессильных женщин, худеньких ребят…

 Нет, этого я не забуду дня,

 Я не забуду никогда, вовеки!

 Я видел, плакали как дети реки.

 И в ярости рыдала мать-земля…

 Детей внезапно охватил испуг,–

 Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

 И выстрела раздался звук…

 –Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!

 Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –

 И хочет вырваться из рук ребенок.

 И страшен плач, и голос тонок,

 И в сердце он вонзается как нож.

 – Не бойся, мальчик мой,

 Сейчас вздохнешь ты вольно.

 Закрой глаза, но голову не прячь,

 Чтобы живым не закопал тебя палач.

 Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –

 И он закрыл глаза. И заалела кровь,

 На шее лентой красной извиваясь.

 Две жизни наземь падают, сливаясь…

 Две жизни и одна любовь!

Учитель: Детей вывозили в Германию, где они работали на фашистов, становясь рабами. Послушайте письмо 15-летней девочки Кати Сусаниной с фашистской каторги.

ЧТЕЦ 17: «Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. Когда ты вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие. Платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая как скелет, – и соленые слезы текут из глаз. Да, папа, я рабыня немецкого барона, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с хозяйскими свиньями. Живу я в дровяном сарае. Два раза я убегала от хозяев, но меня находили и били».

Учитель: Это письмо было найдено после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году. В день своего 15-летия, доведенная до отчаяния, Катя повесилась.

(Слайд №21)Учитель: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. В бывшем фашистском лагере Ровенсбрюк, где в ад душегубок и печей отправлялись лишь дети и женщины, был плакат, где было нарисовано детское сердце, а в центре был аккуратно нарисован кружочек – мишень. Надпись под ним гласила, что эсесовец, который точно будет попадать в сердце ребенка, получит дополнительные отпускные дни.

(Слайд №22)ЧТЕЦ 14: «Собаки рвали детей… А немцы хохотали», – вспоминает Аня Павлова, которой было 9 лет, когда началась война. «Сядем над разорванным дитяткой и ждем, когда сердце у него остановится… Снегом присыпем… Вот ему и могилка до весны…»

(Слайд №23)ЧТЕЦ 15: Вспоминает Надя Савицкая, ей тогда было 12 лет. «В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилила, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога», выжила чудом».

Учитель: Тяжело было и в тылу. (Слайд №24) Многие ребята дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, помогали строить оборонительные укрепления, работали в госпиталях. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпускали продукцию, нужную фронту и тылу, приближали час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, осваивали трактора, собирали урожай. Собирали колоски на полях, лекарственные растения в тайге, шефствовали над ранеными в госпиталях или над семьями погибших воинов. В далеком 1943 году один из работников Пермского завода писал на фронт друзьям…

ЧТЕЦ 18: «…Разве не злоба и ненависть в сердце, когда видишь сотни ребят, лишенных счастливого детства? В 6 часов утра они поднимаются с постели и, запахнувшись в ватник, спешат в трескучий мороз, в страшную вьюгу, по колено утопая в снегу, в дождь и осеннюю грязь на далекий завод, чтобы встать у станка. Глядя на них, трудно верить, что им по 14-15 лет. Они подставляют по два ящика, чтобы дотянуться до станка, всем телом налегают на рукоятку, чтобы переключить скорость. Но видели бы вы, как они работают! Они устают, очень устают. Но видел кто-нибудь их слезы?.. Это не героика, это будни нашего тыла».

Сегодня у нас в гостях Ковалёва Наталья Прокофьевна.Она поделится с нами своими воспоминаниями о том страшном времени.

Учитель:  Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.

 Хочется, чтобы память о тех, кто ценой своей жизни, упорством и мужеством отстояли свободу, сохранили мир для молодого поколения россиян,  жила в ваших сердцах. Мы в вечном долгу перед этими людьми. «Никто не забыт, ничто не забыто» - не перестаём повторять мы. (Слайд №24)

Мы предлагаем склонить свои головы перед теми, кто не дожил до этого дня, почтим их  минутой молчания.

        Минута молчания.( Звучит метроном).

Чтец 18:Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!

(Слайд №25)Учитель:Печально, что дети продолжают погибать и в мирное время: более 300 детей погибли в Чеченском конфликте, 69 детей погибли при теракте на спектакле «Норд-Ост», 186 детей погибли при захвате школы в Беслане и список можно продолжить.

На внеклассном мероприятии мы говорили о Садако Сасаки.Кто это? (Слайд №26) ( Девочка, молившаяся о мире на земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде для исполнения желания надо было сложить 1000 фигурок. Она успела сделать 644 журавлика… Но память о ней жива. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки).
Смысл древней легенды состоит в том, чтобы подарить 1000 фигурок окружающим, разделить с ними радость творчества и получить в ответ тысячу улыбок. Быть может мир от этого станет чуть добрее…(Слайд №27)

Сегодня на уроке мы с вами создадим этот символ мира-белый журавлик. Звучит песня «Журавлик»

На земле самый миролюбивый народ – дети. Как уберечь его в тревожное время и чтобы детство никогда больше не называлось войной?

Пусть наш с вами символ мира летает под ясным солнцем и безоблачным небом,а мы будем помнить всегда тех людей, которые сложили головы за наше счастье, за мир на планете Земля.

Дети поют песню  «Солнечный круг». (Слайд №28)

Пусть лица людей  всей планеты озаряют только улыбки!

Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества.Внеклассное чтение 2 класс.

Цели и задачи: -развитие нравственно-патриотического воспитания; -воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, уважительного отношения к ветеранам; -привитие священного чувства люб...

Сценарий урока мужества для учащихся начальных классов

Данная разработка посвящена освобождению Тихорецкого района от немецко-фастских захватчиков 29 января 1943 года....

Урок мужества "Горячее сердце" 1 класс

Урок мужества  "Горячее сердце" 1 класс...

"Урок мужества для 4-х классов, посвящённый первому освобождению Ростова-на-Дону"

Рассказ о освобождении города Ростова-на -Дону ,чтение стихов, пение песен, видео- фильмы  по теме,  минута молчания. Урок посвящён патриотическому воспитанию учащихся....

Конспект урока мужества "Седые дети войны"

Мы провели с учениками открытый урок мужества "Седые дети войны" в предверии великой даты- 70 лет со дня победы в Великой Отечественной войне.В конспекте поэтапно описан  ход урока. В первой част...

КТП уроков мужества для 2-3 класса

Календарно-тематическое планирование уроков мужества для 2-3 класса...

Урок- мужества Детство, опаленное войной...

Классный час, посвященный к 75 летию ВОв......