урок обучения грамоте "Изолированный звук. Сравнение звуков по твёрдости-мягкости"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Савенкова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Тема. «Изолированный звук. Сравнение звуков по твёрдости-мягкости».

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Цель: создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности, учебных умений ( моделирование учебных действий) ,  создать условия для освоения детьми новых знаний.

 Задачи:

 1. Познакомить с особенностями  согласных звуков.

 2. Развивать умение  правильно обозначать мягкие согласные звуки на письме.

 3. Воспитывать толерантность по отношению друг к другу.

        Оборудование. 

  1. Учебник «Букварь» (авт.Л.Е. Журова, А.юО. Евдокимова).
  2. Презентация.
  3. Таблица.
  4. «Занимательное азбуковедение»
  5. Фишки зелёного, синего  и красного цвета для  звукового разбора слов.

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент.

Цель: эмоционально настроить детей на работу.

Со звонком дети произносят слова:

Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.

Ждут нас книжки и тетрадки.

Учитель: Вы готовы?

Дети: Всё в порядке!

Учитель: Очень рада, что к уроку готовы, у всех хорошее настроение.

 -  В детский сад вы все ходили,

Там дружили и играли,

Мир прекрасный изучали.

            -  А теперь вы повзрослели

 И за парты в школе сели.

II. Актуализация опорных знаний.

Уч. -  Продолжим путешествие по городу Букваринску.

(Выходит группа ребят с буквами, читают стихи)

Ш – Шаг за шагом в этот класс

К – Кто-то вел за руку нас.

О – Очень благодарны им, воспитателям своим.

Л – Любим мы звонок веселый!

А – А зовется это… ШКОЛА!

Звучит песня «Учат в школе».

-Чему же учат в школе? (читать, писать, считать, дружить).

  1. Речевая разминка.

       Гимнастика для губ и языка.

а) «Жил – был язычок…»

      Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.

б) Скороговорка.

От топота копыт пыль по полю летит.

Произнести скороговорку, выделяя звуки [п],[т].

- Что мы должны этим показать?

(Как копытами стучат лошади.)

 Произнести скороговорку тихо, а затем громко.

 Произнести скороговорку с разной интонацией:

                          - спокойно;

                          -  сердито;

                          - весело, бодро

 -Для чего мы учимся произносить скороговорки?

(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)

в) Чтение слогов (реализация дифференцированного подхода обучения -работа с группой читающих детей)

ма                 -с радостью

мо                 -с удивлением

му                 -споём

мэ                 -с грустью

на                 -с вопросом

ну                 -с угрозой

г) Чтение слов

ара     Анна

ура     Рома

эра     Роман

Постановка учителем проблемных вопросов.

-Что общего в словах? (2 слога, слог-ра)

-Чем различаются?

-Что общего в словах 2 столбика? (имена)

III.  Целеполагание.

Цель: повторить, закрепить ранее изученный материал.

  1. - Что нам помогает общаться?

    (Речь.)

     -Из чего состоит наша речь?

     (Из предложений.)

    -Составить предложения по схемам и картинкам. Работа в парах.

Буратино составил свои предложения.

Прочитаем. Назовите слова предметы, слова-действия.

    -Из чего состоят предложения?

      ( Из слов.)

  1. Игра «Четвертый лишний». Создание проблемной ситуации.

Назовите четвертый лишний.
ЛУНА
НОРА
ЭМУ
МАЛИНА

(малина – 3 слога; эму – живой предмет)

      - Из чего состоят слова?

      ( Из звуков.)

IV Этап формирования учащимися темы и цели урока.

Цель: Учить первоклассников логически рассуждать и чётко выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цель урока.

Задача: Развитие внимания. Создание возможности самостоятельного поиска способов решения на поставленную задачу.

1- При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв.)

- К нам пришли на урок буквы. (На доске буквы: А,О,Л,У,М,Э, Н,Р)

- Назовите их.

-Буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошел дождь. Буквы спрятались под синим и красным зонтиками. Какие буквы спрятались под синим и красным "зонтиками"?

(К доске прикреплены "зонтики" и буквы).

Учитель по ходу своего рассказа рисует солнышко, затем тучи и дождь.

Дети выбегают к доске, прячут буквы под зонтики.

-На какие две группы  разделили?

- Чем отличаются согласные от гласных?

- Назовите звуки, которые обозначают эти буквы.

Стадия вызова

-Нам сегодня на уроке необходимо выяснить роль гласных букв в словах.

- Подумайте и сделайте предположение: какую работу могут выполнять  гласные буквы ? (На что они могут указывать в словах?)

( Дети предлагают свои версии.)

-Что общего у букв «а, о, э, у»? (твердые командиры)

- Проверим ваши предположения.

2.Слогозвуковой анализ слова «лисы». ( Стадия осмысления) Фронтальная работа с классом.

Загадка.

В лесу живут

Кур в деревне крадут.

(Показываю картинку, на которой изображены ЛИСЫ)

-Составим схему к этому слову.

- Какой гласный звук мы слышим в первом слоге?

([и])

- Какой буквой обозначим?

( Буквой  и.)

-Какой согласный перед буквой  и?

(Мягкий)

-Значит, на что указывает буква и?

(На мягкость предшествующего согласного.)

-Какой гласный звук во втором слоге?

([ы])

-Какой буквой обозначим?

(Буквой  ы.)

-Какой согласный перед буквой ы?

(Твёрдый.)

-Значит, на что указывает буква  ы?

(На твёрдость предшествующего согласного.)

- Правильны ли были ваши предположения?

(Дети дают ответы.)

-Сделайте вывод о работе гласных букв в словах.

V. Физминутка.

VI. Поисково-творческий этап.

Цель: Развивать у детей интерес к чтению.

Задачи: Развивать у учащихся дикцию, внимание. Учить подбирать слова на определённые звуки. Развитие речи учащихся, навыков чтения.

1.     Чтение слогов. (Работа в парах)

(У детей на столах листы., которых написаны слоги:

МЫ   НЫ   ЛЫ   РЫ                  

МИ    НИ   ЛИ    РИ                    

- Прочитайте друг другу слоги. (Дети работают в парах.)

- Прочитаем хором.

-Прочитайте слоги, где согласный произносится мягко.

(МИ, НИ, ЛИ, РИ)

-Что вам подсказало, что согласный в этих слогах нужно произносить мягко?

 (Буква  и.)

- Дополни слоги до целого слова.

МИ – мир, милый, Миша

НИ – низ, Нина

ЛИ – липа, лимон

РИ – рис, рисунок

- Прочитайте  слоги, где согласный произносится твёрдо.

( МЫ, НЫ, ЛЫ, РЫ)

Игра «Твердый – мягкий» (стоя)

2 Работа по учебнику «Букварь».

 – Работа в парах (по картинкам «Один-много).

-Что ещё заметили, рассматривая эти картинки?

(белый медведь - черный, большой слон- маленький муравей, быстрый заяц - медлительная черепаха)

Слова противоположны по смыслу.

Некоторые черты животных человек стал использовать и  в качестве своей характеристики.

Неуклюжий, как…(медведь).

Трусливый, как…(заяц).

Медлительный, как… (черепаха).

Чтение стихотворения Якова Акима.

-Что значит «надулся, как индюк»? Покажи.

Хорошо ли быть важным?

В каких строках заключена главная мысль стихотворения?

VII. Подведение итогов.

Посмотрите на домики гласных.

-Что общего в этих буквах? (обозначают гласные звуки)

-Какую работу выполняют гласные звуки?

Аналитический этап.

Цель: Побудить детей к анализу собственной деятельности.

Задачи: Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей (слайд из презентации)

VIII. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Звуковой анализ слов. Сравнение звуков"

Приложение к конспекту урока по обучению грамоте....

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Звуки ж, ш всегда твердые согласные звуки"

Презентация подходит для уроков обучения грамоте в 1 классе....

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...

Урок обучения грамоте " Буква и звук Е". Урок 1

Технологическая карта урока по обучению грамоте " Буква и звук Е". Урок 1...

Технологическая карта урока русского языка «Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных» (УМК «Школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: совершенствование умения обозначать гласные звуки указывающие на твёрдость и мягкость согласного буквами.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: понятия о гласных «звуках» ...