Конспект урока "Л. Квитко. "Смелые воробьи" (по учебнику "Литературное чтение. 2 класс" (авт. - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) )
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Марина Владимировна Семенова

Урок построен с применением технологии формирования правильного типа читательской деятельности (автор - Н.Н. Светловская).  Содержание материала спосбствует развитию коммуникативных способностей учащихся. В ходе урока дети  осваивают роли "автора", "слушателя" и "критика"  в структуре общения, знания о которых были "открыты" ранее в рамках надпредметного курса "Мир деятельности" (автор -Л.Г. Петерсон)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._l._kvitko._smelye_vorobi.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                       КОНСПЕКТ  УРОКА  ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ

                                                  Л. КВИТКО  «СМЕЛЫЕ ВОРОБЬИ»

ЦЕЛИ:

-развить коммуникативные способности, продолжить работу по освоению учащимися роли критика в структуре общения;

-познакомить учащихся с произведением Л. Квитко «Смелые воробьи»; продолжить работу по  формированию  правильного типа  читательской деятельности;  

-сформировать представление о дружбе как истинной ценности;

-развить мышление, речь, внимание, память, воображение, учащихся.

.

                                                               ХОД  УРОКА

1.ОРГ. МОМЕНТ

- К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.  Сегодня у нас будет очень интересный урок. На уроке нам предстоит отгадать литературные загадки, научиться выразительно читать стихотворение и даже собрать пазлы. Я думаю, ребята, у вас это обязательно  получится.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Наш урок мы начнем с небольшой разминки. Попробуйте справиться с литературными загадками.

  1. Про этот предмет говорят так «кладезь мудрости» (КНИГА)
  2. Как называется отрывок, часть стихотворного текста? (СТРОФА)
  3. Краткое и образное народное изречение с поучительным смыслом/ например, друг познается в беде (ПОСЛОВИЦА)
  4. Творец, составитель, создатель чего-либо, например, книги/изобретения/картины  (Также называется одна из ролей в общении)  (АВТОР)
  5. Он ведет «диалог с автором» во время чтения (ЧИТАТЕЛЬ)
  6. Вспомните название раздела из учебника  « Сказка ложь, да в ней – ...» (НАМЕК)

                                            КНИГА

                                       СТРОФА

                          ПОСЛОВИЦА

                                       АВТОР

                                   ЧИТАТЕЛЬ

                                НАМЕК

- Прочитайте ключевое слово. В чем заключается деятельность критика?

                                              ДЕТИ РАБОТАЮТ В ПАРАХ

                                                         ... РАБОТУ

                ЕСЛИ НЕОБХОДИМО, ... ПУТИ  УЛУЧШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА

 -Сегодня мы продолжим работу по освоению роли критика в общении.

 -Пришло время определить тему нашего урока. Откройте учебники на с. 88. (ЛЕВ КВИТКО  «СМЕЛЫЕ ВОРОБЬИ»)

 -Уточним наши цели.

                                            ДЕТИ РАБОТАЮТ С ОПРОЙ НА КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

                                                                      КРИТИК / ВЫРАЗИТЕЛЬНО

3. «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

а) АНТИЦИПАЦИЯ

- Давайте еще раз прочитаем фамилию автора, соблюдая правильное ударение.

-  Прочитайте заглавие про себя. Кто увидел в нем противоречие? Объясните.

-  Рассмотрите её и выскажите свои предположения  о содержании.

-  Что необходимо сделать, чтобы проверить наши предположения?

б) РАБОТА  С ТЕКСТОМ ВО  ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ

                             ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХОТВОРЕНИЕ ПРО СЕБЯ  

-В чем же подтвердились наши предположения?

-Где разворачивались события? (В САДУ/ ОГОРОДЕ)

-Кто наблюдал за кошкой и воробьями? (АВТОР)

-Как вы считаете, кому сочувствует автор – кошке или воробьям?

- Нам необходимо получить ответ на этот вопрос, но мы не можем спросить об этом у самого автора. Какой прием нам может помочь?

- Проведем «диалог» с автором через текст.

- Уточним, вопрос к автору.

- Какое предположение нам необходимо подтвердить или опровергнуть?

- Будем читать текст по строфам.

                                      УЧЕНИК ЧИТАЕТ ПЕРВУЮ СТРОФУ

- Опишите картину, возникшую в вашем воображении.

- Перед нами картина солнечного летнего дня в саду.

                                     ОТРЫВОК ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ НА ДОСКЕ

                                      УЧЕНИК ЧИТАЕТ ВТОРУЮ  СТРОФУ

- Найдите и прочитайте слово, предающее состояние автора.

- Появляется ощущение тревоги.

                                      ОТРЫВОК ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ НА ДОСКЕ

                       УЧЕНИК ЧИТАЕТ ТРЕТЬЮ И ЧЕТВЕРТУЮ  СТРОФЫ

- За кого тревожится автор?

- В чем причина тревоги?

-Прочитайте описание кошки? В какой момент так выглядит хищное животное?

-Какое чувство усиливается?

                                    ОТРЫВОК ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ НА ДОСКЕ

                            УЧЕНИК ЧИТАЕТ ПЯТУЮ СТРОФУ ПО СТРОКАМ

- С какой целью автор хотел громко крикнуть?

- Так на чьей же стороне был автор?

- Он успел крикнуть?

- Что произошло дальше? Прочитайте.

- В этом отрывке сложная интонация, прочитаем его хором.

                                  ОТРЫВОК ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ НА ДОСКЕ

                       УЧЕНИК ЧИТАЕТ ШЕСТУЮ И СЕДЬМУЮ  СТРОФЫ

-В каком темпе дальше развивались события? Докажите словами из текста.

                                    ОТРЫВОК ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ НА ДОСКЕ

- Обратите внимание на знаки препинания. В каком месте здесь необходимо сделать паузу?

- Потренируемся, прочитаем последние строфы еще раз.

                                                     ЧИТАЕТ ОДИН УЧЕНИК

                                                        ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Воробей  по лужице

Прыгает и кружится (прыжки на месте)

Перышки взъерошил он (корпус вправо-влево)

Хвостик распушил (покрутить нижней частью туловища)

Погода хорошая!  

Чил-чив-чил! (помахать руками как крыльями)

-Чьими газами мы сейчас взглянули на ситуацию?

-Кому же сочувствует автор?

-Чьи эмоции должны передать при чтении?

-Посмотрите , как меняются эмоции, а вместе с ними темп и интонации в стихотворении.

-Как прочитаем первую строфу?

-Что мы должны передать голосом при чтении 2,3 и 4 строф?

-Какое слово будет самым громким в 5 строфе?

-В каком темпе прочитаете 6,7 строфы?

-Где сделаете паузу?

- Сейчас кто – то из вас выступит в роли автора. Его творением будет выразительное прочтение текста. А  заданием для остальных будет стать критиками, но прежде , предлагаю вспомнить, как должен вести себя критик во время выступления.

                                                 УЧЕНИК   ЧИТАЕТ  ТЕКСТ

                                          ДАЕТСЯ ОЦЕНКА УСЛЫШАННОМУ

в) РАБОТА С ТЕКСТОМ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ

- Ребята, вы молодцы! И я приготовила для вас сюрприз. Это конструктор пословиц.  Соберите конструктор, прочитайте пословицы и выберите ту, которая выражает главную мысль стихотворения.

                                                    Умный и без денег богат.

                                               Бестолковый отдых хуже работы.

                                               Смелый приступ -  половина победы.                    

                                                Дружно стоять - горя не знать.

ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- Чему вас научило стихотворение Льва Квитко?

- Какие роли в общении вы сегодня выполняли?

- Какую роль в общении вы предпочитаете?

                   Критик – зеленый цвет карточки, автор –белый цвет, читатель – персиковый цвет.

На карточках – дифференцированное домашнее задание:

1) Критик – оцени свою работу на уроке и, если необходимо, предложи возможности для её улучшения ( письменно)

2) Читатель – найди и прочитай стихотворение о животных или птицах, которого нет в учебнике, приготовься представить его выразительное чтение

3) Автор – придумай и напиши три литературные загадки

- Спасибо за работу!

УЧИТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ ДЕТЯМ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ В СООТВЕТСТВИИ С ВЫБРАННЫМ ВАРИАНТОМ

                                                         Фрагмент оформления доски


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. 2 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению с пояснительной запиской, с указанием характеристики деятельности обучающихся и УУД...

Конспект урока "Сочинение-обработка русской народной сказки" (по учебнику "Литературное чтение. 4 класс" (авт. - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.))

Содержание материала направлено развитие умения учащихся работать с текстом литературного произведения.   Дети знакомятся с приемами обработки русских народных сказок....

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс  разработано в соответствии ФГОСТ...

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 2 класс

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

Рабочая программа и Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе , авторы Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В.

Учащиеся показывают стабильные результаты.В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которых они объединены, связана с естественным течением жизни в семье третьеклассницы Насти.Настя вместе с па...

Учебная программа по литературному чтению, Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, составлена на о...