Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Хрычева Тамара Петровна

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс  разработано в соответствии ФГОСТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx82.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования и основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Татищево» и реализуется средствами предмета «Литературное чтение» на основе авторской программы Р.Н. Бунеева (системой учебников «Школа 2100»; издательство «Баласс»). Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Литературное чтение» (Р.Н. Бунеев, 3 класс) полностью соответствуют требованиям Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать. Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи , овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной.

На изучение литературного чтения в 3 классе  отводится 4 часа в неделю, всего – 136 часов за год.

Учебно-тематический план по литературному чтению в 3 классе

п./п.

Тематический блок

Количество

часов (в год)

1

Прощание с летом

6

2

Летние путешествия и приключения

19

3

Природа летом

9

4

Уроки и переменки

13

5

«Глухая пора листопада»

8

6

«И кот ученый свои мне сказки говорил…»

18

7

«Поет зима, аукает…»

12

8

Животные в нашем доме

9

9

Мы с мамой и папой

12

10

«Наполним музыкой сердца…»

9

11

День смеха

4

12

«О весна, без конца и без краю…»

8

13

День Победы

5

14

Родная земля

5

Календарно-тематическое планирование

по предмету литературное чтение в 3 классе

п/п

Наименование раздела, темы урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание (ТСО, ИКТ и т.д.)

Характеристика деятельности учащихся

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Прощание с летом. (6 ч.)

Аудирование (слушание)

Воспринимать на  слух   художественное   произведение   в исполнении учителя, учащихся,   мастеров  слова;  отвечать на   вопросы  по  содержанию, оценивать  свои   эмоциональные  реакции, с помощью учителя  формулировать главную мысль.

Характеризовать особенности прослушанного произведения:  определять жанр  (рассказ,  повесть, сказка,  стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Чтение

Читать вслух осознанно, правильно,  выразительно,  интонировать, использовать паузы, нужный темп  и тон речи.

Декламировать   стихотворение,  отрывки прозы.

Читать  про   себя:  понимать текст,  проводить  словарную работу  по  ходу  чтения,  выделять   в    тексте   логические части, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание         по заглавию, фамилии  автора,  иллюстрации,  группе ключевых  слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную,   подтекстовую  и концептуальную          (главную мысль).

Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

Вести  диалог  с  автором  по ходу   чтения  текста:  видеть прямые и  скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы,  проверять себя по тексту.

Составлять план текста.

Выделять   ключевые   слова текста (фрагмента).

Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Находить в  тексте материал для  характеристики героя.

Пересказывать  текст подробно и выборочно.

Характеризовать книгу:

анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление.

Выбирать книги  в  библиотеке,  составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное  монологическое высказывание: формулировать главную мысль,   отбирать   материал, логично   и    последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.

Создавать   (устно)    рассказ- характеристику героя, устное описание.

Культура письменной речи

Определять   тему    будущего письменного   высказывания, тип  текста (описание или  рассуждение),  соответствующие языковые средства.

Создавать письменный текст

(описание, отзыв).

Писать  сочинение о  личных впечатлениях после  предварительной подготовки.

Творческая деятельность

Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрирование текста. Сочинять сказки,  рассказы, стихотворения.

1

Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце»

и Ю. Кима «Светлый день»

1

4.09

2

3

Чем  можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)

2

5.09

6.09

4

5

«Взрослая» жизнь дяди Фёдора,  Матроскина и Шарика  (Главы из повести Э. Успенского

«Дядя Фёдор,  пёс и кот»)

2

9.09

11.09

6

Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)

1

12.09

Раздел 2. Летние  путешествия и приключения. (19 ч.)

7

Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»

1

13.09

8

9

Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

2

16.09

18.09

10

11

Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

2

19.09

20.09

12

13

Повесть о летних путешествиях

(Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)

2

23.09

25.09

14

15

16

Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения

Тома Сойера»)

3

26.0927.0930.09

17

Внеклассное чтение по разделам 1–2. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

1

2.10

18

19

Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)

2

3.10

4.10

20

21

Превращение кота  Ворюги в кота  Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)

2

7.10

9.10

22

23

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома  (К.  Паустовский. «Жильцы старого дома»)

2

10.10

11.10

24

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2

1

14.10

25

Обучающее сочинение

1

16.10

Раздел 3. Природа  летом. (9 ч.)

26

Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака

«За  поворотом»

1

17.10

27

28

Краски и звуки лета

(А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)

2

18.10

21.10

29

Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого

«Детство Никиты»)

1

23.10

30

Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

1

24.10

31

32

Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)

2

25.10

28.10

33

Урок-практикум по  развитию читательских  умений. В.  Бианки  «Неслышимка» (работа в тетради)

1

30.10

34

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3

1

31.10

Раздел 4. Уроки и переменки. (13 ч.)

35

36

Введение в раздел. Необычная школа

(Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

2

1.11

11.11

37

Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради)

1

13.11

38

39

Легко ли быть  Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)

2

14.11

15.11

40

Путь  в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4  из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)

1

18.11

41

42

Испытания  для   Виктора  Перестукина.  (Главы 5–12  из  повести  Л.   Гераскиной

«В Стране невыученных уроков»)

2

20.11

21.11

43

44

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста

2

22.11

25.11

45

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4

1

27.11

46

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе

1

28.11

Раздел 5. «Глухая пора листопада…» (8 ч.)

47

48

Введение в  раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А.  Пушкина  «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть  в осени  первоначальной...»)

2

29.11

02.12

49

Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)

1

04.12

50

Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)

1

05.12

51

52

Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней»)

2

06.12

09.12

53

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5

1

11.12

54

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами

1

12.12

Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» (18 ч.)

55

Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»

1

13.12

56

«Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса»)

1

16.12

57

58

Какие ещё бывают сказки?

(Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей  делил»)

2

18.12

19.12

59

60

Мир  волшебной сказки.  (Стихотворение Б. Гребенщикова и др.  «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)

2

20.12

23.12

61

62

За что награждают в сказках? (Ш. Перро  «Ослиная шкура»)

2

25.12

26.12

63

64

Может ли  оловянный солдатик быть  стойким? (Г.  Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

2

27.12

09.01

65

66

Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

2

10.01

13.01

67

68

Сказка для  театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)

2

15.01

16.01

69

70

Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6

2

17.01

20.01

71

Внеклассное сочинение по разделу 6

1

22.01

72

Обучающее сочинение

1

23.01

Раздел 7. «Поёт зима,  аукает...  (12 ч.)

73

Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша»)

1

24.01

74

«Подарки»  зимы.  (Стихотворения К.   Бальмонта  «Снежинка»,  И.   Бродского

«Вечером»)

1

27.01

75

76

В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц  «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда  Мороза»)

2

29.01

30.01

77

Урок-практикум по развитию читательских умений. В.  Драгунский. «Кот  в сапогах» (работа в тетради)

1

31.01

78

79

Зимние впечатления. (Стихотворения Б.  Пастернака «Снег   идёт»,  А.  Башлачёва

«Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)

2

03.02

05.02

80

81

Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)

2

06.02

07.02

82

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7

1

10.02

83

Обучающее сочинение

1

12.02

84

Внеклассное чтение по разделу 7

1

13.02

Раздел 8. Животные в нашем доме. (9 ч.)

85

Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира

«Морская собака»

1

14.02

86

87

У каждого – своё место  в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)

2

17.02

19.02

88

89

Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)

2

20.02

21.02

90

91

Каждый ли клёст может стать  капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)

2

24.02

26.02

92

Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)

1

27.02

93

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8

1

28.02

Раздел 9. Мы с мамой и папой. (12 ч.)

94

Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё  в порядке», «Если был  бы я девчонкой»

1

03.03

95

Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)

1

05.03

96

Подарки –  это  серьёзное дело.  (Ю.  Коринец. Глава «Подарки под  подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)

1

06.03

97

98

Во что нельзя «играть». (И. Дик  «Красные яблоки»)

2

07.03

12.03

99

100

Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)

2

13.0314.03

101

Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день»)

1

17.03

102

103

Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда  становится явным)

2

19.03

20.03

104

Внеклассное чтение по  разделам 8  и  9  или  творческая  работа-сочинение о своей семье

1

21.03

105

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9

1

02.04

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...»  (9 ч.)

106

Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)

1

3.04

107

Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

1

04.04

108

109

Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

2

07.04

09.04

110

111

Сказка о маленьком Моцарте

(Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

2

10.04

11.04

112

113

Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)

2

14.04

16.04

114

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10

1

17.04

Раздел 11. День смеха. (4 ч.)

115

Введение в раздел. Стихотворения Г.  Сапгира «Смеянцы»,  «Людоед и принцесса, или  Всё наоборот»

1

18.04

116

117

Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

2

21.04

23.04

118

Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю.  Мориц  «Малиновая кошка»)

1

24.04

Раздел 12. «О весна,  без конца и без краю...» (8 ч.)

119

120

Введение в раздел. Как приходит весна  (Стихотворения А.  Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалека...»)

2

25.04

28.04

121

122

Озорные  стихи  о  весне.  (Стихотворения  В.  Маяковского  «Тучкины  штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши  Чёрного «Зелёные стихи»)

2

30.04

05.05

123

Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из пове- сти «Детство Никиты») (работа в тетради)

1

07.05

124

Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)

1

08.05

125

126

Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12

2

12.05

14.05

Раздел 13. День Победы. (5 ч.)

127

Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»

1

15.05

128

129

Трудная тема  – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

2

16.05

130

Стихи о  войне. (В.  Высоцкий «Он  не  вернулся из  боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)

1

19.05

131

Внеклассное чтение по разделу 13

1

19.05

Раздел 14. Родная  земля. (5 ч.)

132

Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»

1

21.05

133

Что  такое Родина? (В.  Бахревский, Г.  Цыферов. Фрагмент из  книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

1

22.05

134

Заключительный урок.

С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»

1

22.05

135

Урок внеклассного чтения

1

23.05

136

Урок  итогового контроля

1

23.05

Ожидаемые образовательные результаты

Личностные результаты:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). 

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
  • Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • составлять устные и письменные описания;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Список литературы

   

Для учащихся

  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Учебник, 3-й класс. М.: «Баласс», 2012
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 3-й класс. М.: «Баласс», 2013

Для учителя

  • Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 3-м классе. М.: Баласс, 2011.
  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении.
  • Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Образовательная система «Школа 2100» электронная версия.
  • Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске). Игры и задачи, 1–4 классы

Лист внесенных изменений

п\п

Номер урока

Содержание изменений

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел программы: «План действий и его описание». Тема «Цвет предметов». (Информатика, Образовательная система "Школа 2100")

Конспект занятия по информатике. Первый год обучения.Задания из учебника "Информатика"  А.В. Горячева.Информатика 1 класс. Методичесские рекомендации для учителя....

рабочая программа по литературному чтению "В океане света" Е.В.Бунеева

Рабочая программа составлена для 4 класса по курсу литературного чтения Е.В. Бунеевой и Р.Н.Бунеева "В океане света" из расчета 2 часа в неделю (Для школ., реализующих региональный компонент образован...

Рабочая программа по окружающему миру А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана образовательная система «Школа 2100» 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана образовательная система «Школа 2100» 3 класс по ФГОС ...

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 2 класс

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

Рабочая программа по литературному чтению (авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Образовательная система «Школа 2100».

Содержание программы - 136 часов (4 часа в неделю).Для реализации программного содержания используются следующие учебные по­собия:1.  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. Учебник...

Учебная программа по литературному чтению, Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, составлена на о...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе ( 34 часа)

   Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соот...