рабочая программа по литературному чтению "В океане света" Е.В.Бунеева
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Кузовкова Светлана Геннадьевна

Рабочая программа составлена для 4 класса по курсу литературного чтения Е.В. Бунеевой и Р.Н.Бунеева "В океане света" из расчета 2 часа в неделю (Для школ., реализующих региональный компонент образования ) Материал содержит пояснительную записку и подробное тематическое планирование, соответствующее требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chetenie_4_class.docx82.74 КБ

Предварительный просмотр:

литературное чтение
4
класс

Пояснительная записка

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

– авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтение и начальное литературное образование.

Настоящая программа предназначена для начальных классов. Идея программы реализована в серии книг для чтения «Свободный ум». Для 4 класса предназначена книга «В океане света» в двух частях.

Цель программы: научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению.

2. Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

3. Развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей.

4. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности.

На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Форма подачи текстов в 4 классе – диалоги постоянно действующих героев: профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории детской литературы в прошлое.

Программа 4 класса содержит следующие разделы:

– «Любимые книги»;

– «У истоков детской литературы»;

– «XIX век. Путешествие продолжается»;

– «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».

Программой предусмотрена организация самостоятельного домашнего чтения детей. Учащиеся читают другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т. д.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.

На изучение литературного чтения отводится:

– всего 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 4 класс. «В океане света» : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2010.

2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В океане света». 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2010.

Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.

Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».

Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

В 4 классе дети продолжают осваивать технологию формирования правильного типа читательской деятельности, но эта технология к этому году видоизменяется, преобразуется, сохраняя при этом свою суть. Преобразование происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4 классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться в основном за счет творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

I. Работа с текстом до чтения. 

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста. В этом и состоит расширение данного этапа по сравнению с предыдущими годами обучения, то есть за счет увеличения дополнительного материала для анализа и наблюдений происходит актуализация знаний и представлений учащихся, обращение к домашнему заданию как «ключику» от нового текста.

Такой подход обеспечивает дальнейшее формирование правильного типа читательской деятельности, помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:

1. Как часть домашнего задания, где учащийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).

2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.

3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность учащихся.

Учитель может дать задание детям уже при самостоятельном чтении продумать, записать те вопросы, которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста.

3. Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).

III. Работа с текстом после чтения.

Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов. Но следует заметить, что здесь же возможно чередование рассказа учителя о писателе с сообщениями учащихся, подготовленными самостоятельно, с их обобщениями и систематизацией сведений об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя.

В ряду творческих заданий, которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше места отводится письменным творческим работам-сочинениям, значительно увеличивается доля исследовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы «Тетради по чтению» к учебнику «В океане света».

Все больше внимания на уроках чтения в 4 классе уделяется анализу текста.

Особенности урока внеклассного чтения в 4 классе

В 4 классе можно выделить три типа урока внеклассного чтения:

1) по итогам самостоятельного домашнего чтения книги из предложенного учителем списка;

2) знакомство с писателем и его книгами на уроке, структура которого предполагает:

– рассматривание книги, знакомство с писателем;

– чтение учителем фрагмента из любого текста;

– самостоятельное нахождение детьми этого текста в книге;

– самостоятельное чтение детьми этого или другого текста и работа с ним  в рамках технологии формирования правильного типа читательской деятельности;

3) урок-отчет предполагает самостоятельный выбор темы детьми и творческую подготовку к уроку

Требования к уровню подготовки учащихся 4    класса (базовый уровень)

1.Техника чтения: правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами . Использование логического ударения, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частями текста, соответствующей интонации.

Темп чтения вслух незнакомого текста – 80-90 слов и выше. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 20-30 слов больше, чем при чтении вслух.

2.Формирование приемов понимания прочитанного:

- работать с заглавием произведения (осмысливание прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью);
- прогнозировать содержание произведения на основании заглавия, иллюстраций, ключевых слов, самостоятельно придумывать заглавия, выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
- самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль, составлять простой план (из вопросов, из предложений текста);
сопоставлять структуру текста произведения с планом;
- самостоятельно составлять план рассказа о герое;
- отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы по содержанию прочитанного;

- формулировать вопросы к тексту;
- использовать выборочное чтение для подтверждения мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
3. Элементы литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного:
- самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для описания или характеристики героев;
- работать над образом литературного героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою);
- умение понимать образные выражения, использованные в произведении, высказывать свое отношение к  прочитанному.
4. Практическое знакомство с литературными понятиями:
-  иметь представление о литературных жанрах;
- рассказ;
-повесть и ее отличие от рассказа;
- пьеса, признаки драматического произведения;
- понятия
сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.
5. Речевое развитие:
- уметь подробно и кратко пересказать текст по плану;
- выборочный пересказ;
- словесное рисование картин к текстам;
- составление устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости;
- составление рассказов от имени героя;
- составление устных и письменных описаний.
Заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения и прозу с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости и логических ударений. Письменные творческие работы. Сочинение сказок, рассказов, стихотворений.
6 овладение компетенциями:
- информационно-коммуникативной;
- рефлексивной.
7 решение  жизненно-практических задач:
- самостоятельное чтение книг;
- высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельный выбор и определение содержания книги по её элементам;
- работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на элек
тронных носителях).

Тематическое планирование литературное чтение 4 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля.

Измерители

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Домашнее

 задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. Пролог. Знакомство с учебником

1

Урок повторения

Основные темы: произведения о родине;

о труде; о детях; о добре и зле; о приключениях

Знать основное содержание изученных произведений, их авторов

Пролог в художественном произведении

Устное сочинение «Мое путешествие

в … век»

Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (5часов)

2

Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство

с героями путешествий

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Урок повторения изученного

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: устный рассказ

:

Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности

Заучивание наизусть стихотворения Г. Сапгира

Нарисовать свой город будущего

Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: повесть

3

Е. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Урок повторения изученного

Осознанное чтение целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих уровню текста

Текущий контроль: рассказ о городе будущего чтение стихотворения наизусть

Самостоятельное чтение

4-й части

4

Е. Велтисов «Приключения Электроника». Сходство и различие сказочной и фантастической повести

1

Урок обобщения изученного

Виды речевой деятельности: чтение, говорение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Текущий контроль: выразительное чтение

4-й части

Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести

Творческий пересказ на тему «Урок математики»

5

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада Обобщающий урок по разделу.»

1

Урок введения новых знаний Урок обобщения и контроля изученного

Произведения современной отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Жанр произведения. Виды речевой деятельности

Текущий контроль: творческий пересказ Тематический контроль: выполнение проверочной работы

Самостоятельно осмысливать заглавие произведения Характер героя, его поступки и мотивы. Различие жанров произведений: повесть. Пролог

Выучить наизусть (по выбору): самый смешной, фантастический, поучительный отрывок

6

Развитие речи. Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе (20 минут)

1

Урок развития связной речи

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо. Текст-рассуждение. Простейший рассказ

о своих впечатлениях

Тематический контроль: творческая работа

Письменная творческая работа на заданную тему

Закончить сочинение «Мой любимый детский писатель»

Раздел 2. У истоков русской детской литературы (12 часов)

7

Зарождение литературы. Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

1

Урок введения новых знаний

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Осмысление цели чтения.

История детской литературы

Выучить один текст наизусть

8

«Повесть временных лет». Расселение славян Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

1

Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения: события, их последовательность. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: чтение текста наизусть выразительное чтение «летописных» текстов

Отрывки из русской летописи Справочники, энциклопедии, периодические

издания для детей

Составить «летопись» о своем крае Тетрадь,

с. 16.

Творческое задание

9

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого

1

Урок закрепления изученного

Осознанное чтение, правильное чтение, выразительное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Устное сочинение повествовательного характера

Текущий контроль: выразительное чтение текста

Справочники, энциклопедии

Задание № 3 на с. 41 учебника

10

«Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ. «О поселянине и медведице»

1

Урок закрепления изученного

Постановка вопросов и ответы по содержанию. Основная мысль

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– отличать древнерусские стихи от современных

Текущий контроль: чтение наизусть нескольких строк из летописи

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

Самостоя-тельно прочитать сказ-ку Д. Герасимова, с. 45 учебника

11

Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия

1

Урок развития умений

и навыков

Эмоциональная и стилистическая окрашенность

Текущий контроль: выразительное чтение текста

Стихи для детей поэтов XVII в.

Савватия

Выразительно читать отрывок из стихотворения Савватия

12

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина…

1

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений: стихотворение. Выразительное чтение, использование интонаций

Текущий контроль: выразительное чтение отрывка

Стихи для детей поэтов XVII в.

Симеона Полоцкого, Кариона Истомина

Выучить наизусть любое стихотворение

13

Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого маль-

чика Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги

1

Урок развития умений

и навыков

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Обсуждение изображения в учебнике; детское чтение в XVII в. Образ мальчика

Знать темы

и героев путешествия Уметь составлять план, участвовать в обсуждении итогов домашнего чтения

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть выразительное чтение

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей

С. 57–59, читать по учебнику. 

59–63, читать по учебнику

14

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

2

Уроки повторения изученного

Понимание содержания прочитанного: тема, главная мысль, события, их последовательность. Осознанное, правильное, выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Текущий контроль: выразительное чтение повести.

Рассказ о герое книги

Автобиографическое произведение

Прочитать главы 1–3 повести С. Аксакова

15

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих пред-ков и первейших лет моей жизни»

1

Урок введения новых знаний

Понимание содержания произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Текущий контроль: самостоятельное чтение; выразительное чтение

Автобиографическое произведение. Воспоминания (мемуары)

Задание № 4 в тетради, с. 30

16

Статья Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

2

Урок развития умений

и навыков.

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение, установление логических связей. Гуманизм Н. И. Новикова и его чувство социальной вины. Решение задачи «Развивающий канон». Обсуждение названия журнала. Характеры персонажей, особенности их речи

Знать:

– о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;

– отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

Уметь:

– сравнивать построение нравоучительных статей;

– соотносить текст

с пословицами

Текущий контроль: выразительное чтение статьи

Периодическая печать: детские журналы

Выразительно читать одну из статей

Н. И. Новикова.

Рассказать об одном из современных детских журналов по плану (тетрадь, с. 31)

17

Детские стихи

А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе

А. Шишкова «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»

2

Урок введения новых знаний

Различие жанров произведения: стихи, басни, рассказы. Понимание содержания произведения. Герои произведения. Декламация стихотворных произведений

Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

Текущий контроль: пересказ по плану

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение авторского текста, с. 84–85 учебника. Выучить наизусть поэтический текст А. Шишкова

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

18

Обобщающий урок. Зарождение, становление и развитие детской литературы

XI–XVIII веков.

Проверочная работа № 3 (20 минут)

1

Урок обобщения и контроля изученного

Жанры. Связный рассказ о прочитанном

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть

Тематический контроль: проверочная работа

Справочники, энциклопедии, периодические издания. Осмысление цели чтения. История детской литературы. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары)

Раздел 3. Детская литература XIX века    Путешествие продолжается(21 часов)

19

Путешествие 3. Москва начала

XIX века. И. А. Крылов «Слон и Моська»

1

Урок введения новых знаний

Выразительное чтение. Жанр: басня. Биографические сведения об авторе. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль

Басня, ее особенности

(сюжет, герои, сценичность)

Подготовить рассказ об

И. А. Крылове; выучить или прочитать его басню

20

И. А. Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни

1

Урок закрепления изученного

Выразительное чтение. Формулирование вопросов и ответов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: выразительное чтение басни

Наблюдение над языком художественных произведений

Выучить наизусть басню

21

Обобщение. Басни И. А. Крылова

1

Урок обобщения изученного

Выразительное чтение. Средства художественной выразительности

Текущий контроль: чтение басни наизусть

Место произведения в истории русской детской литературы

Проиллюстрировать басню

И. А. Крылова

22

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Черная курица»

1

Урок развития умений

и навыков

Различие жанров произведений. Осознанное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы

Дочитать до конца 1-ю часть

23

А. Погорельский «Черная курица»

1

Урок закрепления изученного

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки

Уметь:

– характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку; – составлять стилизованный план;

– делать вывод

Текущий контроль: выразительное чтение

Характер героя, его поступки и их мотивы Выделение языковых средств художественной выразительности

Найти другие сказки этого автора Творческий пересказ

«В гостях

у подземных жителей

24

Путешествие 5. Лето 1831 года. Бал в Царском Селе. Поэ-тическое состязание А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой

Урок введения новых знаний

Выдающиеся представители русской литературы: А. С. Пушкин,

В. А. Жуковский

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть.

– различать жанры художественной литературы

Текущий контроль: краткий пересказ

Н. В. Гоголь

Подготовить рассказ об

А. С. Пушкине

 118–126, самостоятельно читат

25

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

Урок развития знаний

и умений

Сюжет, герой-персо-наж, его характер, поступки. Эмоциональная окрашенность. Выразительное чтение, выделение смысловых частей

Текущий контроль: краткий пересказ

Характер героя, его поступки и их мотивы. Ознакомление с историей создания произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией

. ьс. 127–132. 132–145, самостоятельно читать, самостоятельно чита ть

26

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

Урок закрепления изученного

Понимание содержания литературного произведения Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Литературная сказка

Текущий: выразительное чтение сказки. Прогнозировать содержание сказки по иллюстрации

Устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах

Выучить наизусть отрывок

из сказки

27

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

1

Урок повторения изученного

Сюжет, герой-персо-наж. Богатство языка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Характер героя, его поступки, их мотивы

Выучить наизусть отрывок

из сказки

В. А. Жуковского

28

Литературные сказки. Поэтическое состязание

А. С. Пушкина и

В. А. Жуковского (обобщение)

1

Урок обобщения изученного

Различие жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Текущий контроль: чтение сказки (отрывка) наизусть

Наблюдение над языком художественных произведений

Найти и про-читать сказ-ку В. Одоевского «Городок в табакерке»

29

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В. Даля). «Кузовок» (игра)

1

Урок развития умений

и навыков

Средства выразительности и сравнения, определения. Богатство языка

В. Даль. Сказки и игры для детей

Прочитать любую сказку в обработке В. Даля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

30

А. Ишимова «Славяне» (из «Истории России в рассказах для детей»)

1

Урок закрепления изученного

Выборочное чтение. Формулирование вопросов и ответов на них

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Краткий пересказ, задание 3

на с. 163 учебника

31

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

1

Урок повторения изученного

Средства выразительности и описание. Понимание содержания литературного произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

Текущий контроль

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выучить наизусть любой отрывок, рассказывающий о встре-че Сережи

с весной,

со сказкой

Продолжение табл.

32

Поэты XIX века

о природе. Стихи

А. Толстого,

А. Плещеева Стихи А. Майкова, Ф. Тютчева о природе

1

Урок закрепления изученного

Тема стихотворения. Средства выразительности. Выразительное чтение Аналитическое чтение стихотворений. Сравнение текста стихотворения с закличкой-веснянкой, со сказкой. «Разыгрывание» стихотворения

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Текущий кон-троль: чтение отрывка наизусть

Любое стихотворение выучить наизусть

33

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

1

Урок закрепления изученного

Виды текстов: описание, повествование. Герой-персонаж, его поступки, характер Выразительное чтение, работа над образом Мазая; составление плана

Текущий контроль: выразительное чтение

Выучить наизусть отрывок

из стихотворения Написать этюд «Летний дождь»

34

Путешествие 7. Школа Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги

1

Урок развития знаний

и умений

Знакомство с писателем. Творчество писателя. «Азбука»

Л. Н. Толстого

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать жанры художественной литературы

Текущий: чтение стихотворения (отрывка) наизусть

Ответить

на вопросы

1–3 в учебнике на с. 190

35

Л. Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве» Л. Н. Толстой «Как ходят деревья»

1

Урок закрепления изученного

Жанры: сказка, описание, рассказ Текст-описание. Формулирование вопросов и ответов

Текущий: коллективное составление схемы рассказа о Л. Н. Толстом

Найти и прочитать тексты других жанров, написанные Л. Толстым Выучить наизусть первый абзац описания

Продолжение табл.

Проверка техники чтения.

(I полугодие)

Урок контроля и коррекции

Правильное, сознательное и выразительное чтение

Итоговый: чтение текста вслух и про себя

Темп чтения вслух – 80–90 слов. Про себя –

115–120 слов

36

К. Д. Ушинский «Столица и губернский город Деревня и уездный город»,»

1

Урок закрепления изученного

Главная мысль. Жанр. Элементы Работа с рассказами. Язык писателя. Жанр путевого очерка

Текущий контроль: чтение по ролям

Ответить на сформулированные вопросы. Прочитать главу «Деревня и уезд-ный город» Самостоятельно читать главы «Наше Отечество»; ответить на во-просы 1, 2,

37

К. Д. Ушинский «Наше Отечество»

1

Урок повторения изученного

Главная мысль. Словарное богатство русского языка. Составление плана

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Тематический контроль: творческие задания в тетради

по чтению

Самостоятельно читать текст К. Ушинского «Жалобы зайки»

Продолжение табл.

38

А. И. Куприн «Слон»

1

Урок развития знаний

и умений

Герой-персонаж: характер, поступки. Главная мысль.

Устное изложение текста по плану

Тематический контроль: выявление художественных средств

Деление текста на части. Составление плана

Самостоятельно прочитать части 4, 5; задать вопросы автору текста

39

А. И. Куприн «Слон»

1

Урок обобщения изученного

Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Текущий контроль: осознанное выразительное чтение

Подробный, сжатый, выборочный пересказ Работа над образом литературного героя

Прочитать рассказ до конца. Придумать, как можно вывести слона из дома Выполнить задания

в тетради

.

Часть 2 Раздел 4. Детская литература XX века новые встречи со старыми друзьями ( часов)

40

Путешествие 8.

(В… библиотеку). Загадка Лидии Чарской

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 1-4)

1

Урок развития знаний

и умений

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Текущий контроль толкование слов и словосочетаний

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки»

Прочитать главу 8. Составить словарик эпохи (задание в тетради)

41

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10–11)

1

Урок повторения изученного

Участие в диалоге при обсуждение прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о героях произведения

Текущий контроль: ответы на вопросы

Характер героя, его поступки и их мотивы Повествование от первого лица. Творческие пересказы

Чтение глав 10–11, ответы на вопросы 1, 2, 4 учебника

 

42

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» образ Лены Икониной (обобщение)

1

Урок применения знаний и умений

Выдающиеся представители русской литературы:

Текущий:

Различие жанров произведений: повесть

Составить биографию (описание жизни) Лены Икониной (по главам учебника)

43

Путешествие 9.

Петроград. 1923 год

Редакция «Воробья» Житков и Маршак

1

Урок введения новых знаний

Осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Текущий контроль: фронтальный опрос

Детские периодические издания. Творческая индивидуальность писателя

Прочитать рассказ Б. Житкова,

с. 36–42

44

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»

1

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения. Главная мысль. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Текущий контроль: фронтальный опрос, письменное выполнение заданий

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

Подготовить рассказ о

морском капитане;

выполнить задания

в тетради

45

К. Чуковский «Серебряный герб»

(глава 1). Телефон

1

Урок повторения изученного

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Правильность чтения. Выразительность чтения, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: пересказ текста

Работать над образом литературного героя. Наблюдение над языком художественного произведения

Подготовить пересказ текста, с. 44–49

46

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» Юрий Владимиров «Чудаки» Александр Введенский «О рыбаке и судаке»

1

Урок повторения изученного

Жанр произведения:

стихотворение.

Различие жанров произведений. Иллюстрация в книге и ее роль

в понимании произведения Выразительное чтение

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

Текущий контроль: выборочный пересказ текста Текущий кон-троль: выразительное чтение стихотворения

Находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему Выделение языковых средств художественной выразительности

Выразительно читать. Ответить на вопросы, с. 51–53  

с. 53–54

 с55–56

47

Путешествие 10.

«Вокруг Маршака С. Сивоконь. «Везите все, как есть, почитаем!»»

1

Урок закрепления изученного

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Аргументация своего мнения Классики детской литературы

– использовать статьи литературных критиков;

– участвовать в обсуждении текстов;

– объяснить смысл названия путешестви я – рассказывать о полюбившихся детских журналах;

Текущий контроль: чтение наизусть стихотворения

Самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста

с. 58–59, читать.

Подготовить рассказ о С. Я. Маршаке

48

Е. Шварц «Два брата»

1

Урок усвоения новых знаний

Произведение классика советской детской литературы. Понимание содержания произведения Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

Текущий контроль: фронтальный опрос

Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации Формулировать главную мысль

Дочитать сказку до конца с 62-81

49

Е. Шварц «Два брата» (обобщение)

1

Урок обобщения изученного

Различие жанров произведений: сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Пересказ

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– анализировать сказки;

– составлять цитатный план;

– сравнивать сказки со схожим сюжетом;

– выразительно читать фрагменты сказок

Текущий: литературный диктант; фронтальный и индивидуальный опрос

Характер героя, его поступки и их мотивы. Смысловые связи частей. Цитатный план

Выполнить задание в тетради,

с. 76

50

Б. Галанов «Книжка про книжки»
(отрывок).

«Пишу на ту же тему по-своему»

1

Урок развития умений

и навыков

Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: фронтальный опрос

Смысловые связи частей текста. Составление простого плана

Отвечать

на вопросы в учебнике,

с. 85

51

А. Н. Толстой «Фофка» «Кот – сметанный рот»

1

Урок повторения изученного

Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания. Герои произведения Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: фронтальный опрос

Характер героя, его поступки и их мотивы. Наблюдение над языком произведения Способы работы над текстом, подготавливающие к чтению по ролям

Рассказать о своем воображаемом герое Выучить наизусть любой фрагмент

52

М. Пришвин «Изобретатель» С. Я. Маршак «Сила жизни»

1

Урок повторения изученного

Жанр: рассказ. Понимание содержания произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Пересказ текста

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст– делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Текущий контроль: фронтальный опрос; творческая работа

Самостоятельно работать с текстом; составлять план; подробно пересказывать по плану Жанр: критическая статья. Выделение смысловых частей. Формулирование ответов на вопросы

Пересказ текста от

3-го лица

Выполнить задания в тетради на с. 79

53

Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г.

В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке,

и о Симе, который тонкий

1

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания литературного произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;

– характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение

Текущий контроль: самостоятельное выполнение заданий

Характер героя, его поступки и мотивы

Выразительно читать сказку В. Маяковского

54

Ю. Олеша «Кукла

с хорошим аппетитом»

1

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного произведения

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Ознакомление

с историей

создания литературного произведения

Прочитать

3 и 4-ю части; нарисовать куклу наследника

55

Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом»

1

Урок обобщения изученного

Герои произведения Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Текущий контроль: фронтальный опрос

Характер героя, его поступки и их мотивы Установление смысловых связей частей текста. План

Прочитать 5-ю часть сказки

Ответить

на вопросы, с. 128

56

Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом»

1

Урок-практикум

Главная мысль. Тема. Содержание. Формулирование вопросов

Уметь:

– выделять ключевые фразы, мысли при чтении;

– комментировать прочитанное

Тематический контроль: практическая работа

Приемы работы с текстом

с. 128–130, выразительно читать

Раздел 5.  Детская литература 30–50-х годов (10 часов)

57

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки».

Р. Фраерман «Гайдар и дети»

1

Урок усвоения новых знаний

Понимание содержания прочитанного; особенности композиции рассказа

Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.

Иметь целостное представление

о книге.

Уметь: 

– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;

Текущий контроль: фронтальный опрос

Биографические сведения о жизни А. Гайдара

Подготовить рассказ о событии из жизни А. Гайдара

58

А. Гайдар. «Тимур и его команда»

1

Урок повторения изученного

Понимание содержания литературного про-изведения: тема, главная мысль, события, их последовательность Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Текущий: индивидуальный опрос; творческая работа

Исторические приметы времени создания повести

Прочитать 3 и 4-ю части текста

59

А. Гайдар. «Тимур и его команда»

1

Урок обобщения изученного

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения. Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию

– выразительно читать по ролям, инсценировать;

– пересказывать текст с добавлением диалога; – характеризовать героев;

– участвовать в обобщающей беседе по вопросам

Текущий контроль: фронтальный опрос; творческая работа

Характер героя, его поступки и

их мотивы

Дочитать текст Выучить наизусть отрывок

из текста

60

Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача»

1

Урок усвоения новых знаний

Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении. Пересказ текста

Текущий контроль: чтение отрывка наизусть

Наблюдение над языком художественного произведения. Образ литературного произведения

Задание 5, с. 156 учебника

61

В. Драгунский «Что любит Мишка?»

1

Урок повторения изученного

Различие жанров произведений. Выразительное чтение. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;

их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

– определять тему и главную мысль произведения;

Текущий контроль: пересказ

Характер героя, его поступки и мотивы. Образ героя

Подробный пересказ

62

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

1

Урок повторения изученного

Жанр: стихотворение

Текущий контроль: фронтальный опрос

Юмор и сатира

в произведениях детской литературы

Выучить наизусть сатирическое стихотворение

Раздел 4. Детская литература 60–90-х годов (21 час)

63

Путешествие 14. «Книжкины имени-ны» во Дворце пионеров. Стихи Е. Бла-гининой, Б. Заходера, Ю. Коринца Токмаковой и Г. Сапгира

1

Урок усвоения новых знаний

Жанр: стихотворение. Эмоциональная окрашенность речи

Знать произведения классиков детской поэзии– отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов

Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть

Средства художественной выразительности Различие жанров произведений

Выучить наизусть любое стихотворение

64

Стихи С. Чёрного, В. Долиной Миниатюры Г. Цыферова

1

Урок повторения изученного

Жанр: стихотворение. Выразительное чтение Выразительное чтение миниатюр

Текущий контроль: выразительное чтение стихотворений

Средства художественной выразительности

Вспомнить прочитанные ранее произведения Г. Цы-ферова

 Продолжить сочинение-ми-ниатюру

65

Стихи Н. Матвеевой

1

Урок повторения изученного

Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий контроль: фронтальный и индивидуальный опрос

Средства художественной выразительности

Выучить наизусть одно из стихотворений

Н. Матвеевой

.

66

Путешествие 15. Молодые детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле»

2

Урок усвоения новых знаний.

Урок закрепления изученного

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Текущий контроль: фронтальный опрос.

Текущий контроль: индивидуальный опрос

Характер героя. Его поступки и их мотивы. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям

Прочитать рассказ «Ерунда на постном масле»

67

Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета»

1

Урок повторения изученного

Умение ставить вопросы, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Уметь:

– читать выборочно, цитировать текст;

– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора

Текущий контроль: фронтальный опрос

Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям

Выразительное чтение стихотворений

Проверка техники чтения за II полугодие

1

Урок контроля и коррекции

Итоговый контроль: техника чтения

Темп чтения вслух – 85–90 слов, про себя – от 100–140 слов

68

Обобщение по всему курсу. «Интервью у детского писателя»
(40 минут) Эпилог. Письмо

к читателям

1

Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений

Создание небольших письменных ответов на поставленные вопросы

Уметь выразить письменно свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы

Итоговый контроль: проверочная работа

Основные этапы развития детской литературы; особенности творчества писателей – пред-ставителей этих этапов Пролог и эпилог в художествен произведении

Оформить письмо рисунками

Изучить список литературы для чтения летом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...