Учебная программа по литературному чтению, Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Кокорева Юлия Александровна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, составлена на основе авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой Образовательной системы "Школа 2100". Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора МБОУ «Средняя школа № ___

»

от   № П

Рабочая программа учебного предмета

«Литературное чтение»

4 класс, 102 часа (3 часа в неделю)

Программу составила

Кокорева Ю.А.,

учитель начальных классов

г. Дзержинск

2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

          Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, составлена на основе ООП НОО школы, авторской программы (Авторы: Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) Образовательной системы «Школа 2100» (Сборник программ.  Начальная школа - М.: Баласс, 2011).  Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год  (3 часа в неделю) и обеспечена учебниками  «В океане света» для 4  класса,  авторы Р. Н. Бунеев,  Е. В. Бунеева.

           В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе по три часа в неделю (102 часа в год).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты –диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

4-й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

видеть языковые средства, использованные автором.

 Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Раздел 1. «Произведения современной детской литературы разных жанров» - (7 ч)  

Раздел 2. «У истоков русской детской литературы» - (17 ч)  

Раздел 3. «XIX век. Путешествие продолжается…» - (30 ч)  

Раздел 4. «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» - (48 ч)  

Произведения современной детской литературы разных жанров. (7 ч) Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы. (17 ч) Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (30 ч) Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений. Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в. (48 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.

Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока (общий)

№ урока в разделе

Тема урока

Дата

Планируемая

Фактическая

Коррекция

Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». Знакомство с понятиями «библиография», «пролог».

02.09

02.09

Раздел 1. Произведения современной детской литературы разных жанров (7 часов)

Кто же будет сопровождать нас в путешествиях?  Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера».

05.09

05.09

Начало удивительных событий. Фантастическая повесть Е. Велтистова «Приключения Электроника», гл. 1. Создание иллюстраций.

06.09

06.09

Что может Электроник? Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3. Образ главного героя.

09.09

09.09

Наука как искусство. Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4. Сходство и различие сказочной и фантастической повести.

12.09

12.09

Смешные стихи о серьёзных вещах. Знакомство с понятиями

«баллада», «эпитет». Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».

13.09

13.09

Внеклассное чтение. Книги о ребятах сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения).

16.09

16.09

Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе.

19.09

19.09

Раздел 2. У истоков русской детской литературы (17 часов)

Зарождение литературы. Знакомство с понятиями «летопись» и «летописцы». А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»

20.09

20.09

«Повесть временных лет». «Расселение славян». Анализ произведений.

23.09

23.09

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. Возникновение письменности. Наблюдение над языком художественных произведений.

26.09

26.09

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. Выразительное чтение прозаического текста.

27.09

27.09

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха?  «Поучение» Владимира Мономаха детям. Поучение и светский рассказ.  «О поселянине и медведице».

30.09

30.09

Путешествие 1. XVII век. Чудов монастырь. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Савватия.

03.10

03.10

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. Наблюдение над языком художественных произведений.

04.10

Обобщение по теме: «Древнерусская литература». Проверочная работа.

07.10

Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Автобиография «Детские годы Багрова внука», гл. 1.  

10.10

Традиция семейного чтения. С. Аксаков «Детские годы Багрова  внука», гл. 2–3.

11.10

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары.  

14.10

«Детское чтение для сердца и разума» - нравоучительные статьи Н.И. Новикова, их особенности.

17.10

Р/р. Сочинение в стиле нравоучительной статьи.

18.10

Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».  

21.10

Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках.

24.10

Проверочная работа. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII веках.

25.10

 Внеклассное чтение. Книги о книгах. Автобиографические книги. Писатели о себе.

28.10

Раздел 3. Детская литература XIX века (30 часов)

Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»).

Характерные особенности  жанра басни И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом». Выразительное чтение наизусть.

Характерные особенности  жанра басни И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом». Выразительное чтение наизусть.

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Чёрная курица...», ч. 1.

А. Погорельский «Чёрная курица...». Нелёгкий путь в подземное царство, ч. 2,3.

А. Погорельский «Чёрная курица...» Встреча с подземными жителями, ч. 4, 5. Составление плана произведения.

А. Погорельский «Чёрная курица...» Главный герой сказки, ч. 6.

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?   А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Знакомство с героями сказки, ч. 1–3.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом, ч. 4–6.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона, ч. 7–9.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».  Царь Салтан и князь Гвидон, ч. 10–15. Работа с эпитетами, сравнением.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». В чём главный смысл сказки? (Финал). Устные рассказы о героях.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Анализ произведения.

Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля),  «Кузовок» (игра).

Как надо писать для детей? А. Ишимова «Славяне». Обобщение. Литературные сказки писателей.   Проверочная работа.

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем.  

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова внука». Выборочный пересказ текста.

Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого, А. Плещеева, А. Майкова и Ф. Тютчева. Средства выразительности в стихотворениях.

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении. Дедушка Мазай – добрый охотник. Характеристика с помощью цитат из текста.

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне. Учебные книги. Л.Н. Толстой как учитель. Сказка «Два брата».

Непростые простые тексты.  Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья».

Практикум «Учусь читать художественную прозу».    

Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» «Столица и губернский город».  Первое знакомство с Родиной. К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город»,  «Просёлочная дорога».

Как помочь детям полюбить свою родную землю? К.Д. Ушинский «Наше Отечество». Сочинение - подражание Ушинскому. К.Д. Ушинский «Жалобы зайки».

А.И. Куприн «Слон».  Непонятная болезнь (ч. 1–3).

А.И. Куприн «Слон».  Можно ли выполнить желание Нади? «Я уже совсем здорова!»  (ч. 4–6).

Обобщение. Проверочная работа. Литература XIX века.

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».

Раздел 4. Детская литература XX века (48 часов)

Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».  Первый день Лены в гимназии (гл. 8).

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной.

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной.  

Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак.

Настоящий капитан. Б. Житков «Николай Исаич Пушкин».

Гимназисты Корнея Чуковского. К.И. Чуковский «Телефон».

Обэриуты. Стихи Д. Хармса, Ю. Владимирова и А. Введенского.

Внеклассное чтение. Современные чудаки.

Путешествие 10. Вокруг Маршака. С. Сивоконь «Везите всё как есть, почитаем».

Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4).

Е. Шварц «Два брата». Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8).  

Мудрость сказки Е. Шварца.

Превращение Пиноккио в Буратино.  Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок),  «Пишу на ту же тему по-своему».

Рассказ о сказке и детских фантазиях. А.Н. Толстой «Фофка».

Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? А.Н. Толстой «Кот сметанный рот».

Птицы с «характерами». М. Пришвин «Изобретатель.  

Так кто же он – Михаил Пришвин?  Статья С.Я. Маршака «Сила жизни С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор».

Обобщение Проверочная работа.

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях,  художниках. иллюстраторах).

Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий». А. Барто «Снегирь».

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Живая кукла наследника Тутти

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4)

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». «Простые высокие истины»

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети».

 А. Гайдар «Тимур и его команда». «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2).

А. Гайдар «Тимур и его команда». Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4).

А. Гайдар «Тимур и его команда».  Тимур и тимуровцы (ч. 5).  

Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений. Н. Носов «Федина задача».

Юмористический рассказ на серьёзную тему. В. Драгунский «Что любит Мишка».

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова.

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца.

Стихи И. Токмаковой, Г. Сапгира, Э. Мошковской и Э. Успенского.

Стихи Саши Чёрного,  Н. Матвеевой и В. Долиной.

Миниатюры Г. Цыферова. Р/р. Создание собственных миниатюр.

Практикум «Учусь читать лирический текст».  

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями (картины 1, 2).

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Поиски снежного цветка (картины 3–5).

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Мудрая сказка для малышей (картины 6–8).

Обобщение Проверочная работа.

 Путешествие 15. Современные детские писатели. К. Драгунская «Крайний случай».

Творческая манера Ксении Драгунской  (К.  Драгунская «Ерунда на постном масле!»

Интервью с Тимом Собакиным. Стихи и проза Тима Собакина.

Обобщение. Берём интервью у детских писателей. Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.

Проверка читательских умений. Техника чтения. Книги на лето.

Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки».  Первый день Лены в гимназии (гл. 8).

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО...

Литературное чтение. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. 2 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению с пояснительной запиской, с указанием характеристики деятельности обучающихся и УУД...

Рабочая учебная программа по литературному чтению 3 класс (Школа 2100)

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе авторской учебной программы  Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....

рабочая программа по литературному чтению "В океане света" Е.В.Бунеева

Рабочая программа составлена для 4 класса по курсу литературного чтения Е.В. Бунеевой и Р.Н.Бунеева "В океане света" из расчета 2 часа в неделю (Для школ., реализующих региональный компонент образован...

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс  разработано в соответствии ФГОСТ...

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 2 класс

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...