РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
статья по чтению по теме

Жувак Елена Владимировна

 НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.

Для тренировки способа чтения, темпа включаю в структуру каждого урока пятиминутки жужжащего чтения. Каждый ученик упражняется в чтении одновременно со всеми, вполголоса, со своей скоростью. По команде «Молния» - читают в темпе скороговорки.

При чтении стихотворений использую следующие задания для многократного прочтения текста:

   - Прочитайте и отметьте понравившиеся строки.

- Прочитайте и найдите слова, смысл которых не понятен.

   - Прочитайте и найдите эпитеты (сравнения, метафоры).

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.

Для тренировки способа чтения, темпа включаю в структуру каждого урока пятиминутки жужжащего чтения. Каждый ученик упражняется в чтении одновременно со всеми, вполголоса, со своей скоростью. По команде «Молния» - читают в темпе скороговорки.

При чтении стихотворений использую следующие задания для многократного прочтения текста:

   - Прочитайте и отметьте понравившиеся строки.

- Прочитайте и найдите слова, смысл которых не понятен.

   - Прочитайте и найдите эпитеты (сравнения, метафоры).

Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» — многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприятия, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю правильным начать эту работу с формирования следующих умений :

  • Развитие оперативной памяти и внимания к слову.

Для развития данного умения часто использую упражнение «Фотоглаз».

Слова из стихотворения печатаются на карточках, для прочтения которых отводится  несколько секунд. Ребенок должен успеть прочитать и назвать прочитанное слово. Затем выясняется лексическое значение слова.

Например: вьюга ,  метель,поземка,буря

 Задания:

 - Прочитайте.

- Каково значение каждого слова?

- Как данные слова различаются по смыслу?

  • Другой прием, развивающий оперативную память – чтение с доски и запоминание небольшого стихотворения.

Задания:

  - Прочитайте вслух, про себя.

  - В разных темпах.

  - С разной интонацией: радостно, грустно, удивленно.

  - Воспроизведи текст по памяти.

  • Развитие умения проникать в эмоциональный настрой произведения.

Умение проникать в эмоциональный настрой произведения включает в себя определенные умения: способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя, определять это состояние, проникаться сочувствием, симпатией или антипатией к нему, т. е. определять свое отношение к герою отношение к нему автора, затем решать, какие будут использованы интонационные средства для передачи всего этого при чтении вслух [Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М. 1981.]

Например:

- С каким настроением написано призведение?

- Какие слова и строки передают слияние чувств, радость, тревогу?

- Какое состояние природы нарисовано поэтом?

- Как он относится к изображаемому ?

Сложным, но необходимым, является умение определять в тексте основную задачу чтения. Это включает в себя умение понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, определять свое отношение к событиям и находить интонационные средства для его выражения. [ Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г ]

  • Развитие творческого воображения.

Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое, воссоздающее  воображение детей.

Это умение формируется с помощью такого приема, как словесное рисование картин на основе прочитанного текста.

Так, чтобы «нарисовать» словесную картину, необходимо понять содержание текста, определить объекты (что будет нарисовано), найти слова, с помощью которых картина будет воссоздана (определить «краски»), представить ее мысленно, нарисовать ее словами. Словесное рисование опирается на предшествующий анализ текста.

Фрагмент урока. Ф. Тютчев « Листья»

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Можем ли мы ее отнести ко всему произведению или к одной части?

- Найдите, к  какой именно?

- Что изобразил художник?

- Какие выбрал краски?

- Какое настроение они создают?

- А какую вы сами нарисуете иллюстрацию?

- Что изобразите? Какие выберите краски?

  •  Развитие интонационных умений.

Первый этап – наблюдение с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения. 

Следующий этап – наблюдение и практические упражнения в постановке пауз между синтагмами, словосочетаниями.

Далее рассматривается роль поэтической паузы. Сопоставляются варианты пауз, определяется их смысловая роль.

 Уделяю внимание простейшим случаям психологической паузы (смена мыслей, настроений).

Необходимым является умение выделять при чтении важные слова и сочетания слов (логические ударения); умения слышать логические ударения в чтении учителя, товарищей; самостоятельно находить слово, которое следует прочесть с логическим ударением.

На практике использую определенную последовательность работы:

  • самостоятельное выделение логических ударений,
  • анализ вариантов смысловых ударений в зависимости от изменения смысла и объяснение своего выбора.

Фрагмент урока: 

- Прочитайте эту строчку с разной постановкой логического ударения.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…

- Какая мысль подчеркивается в каждом случаи?

  • Обогащение словарного запаса.

Работа над лексическим значением слов ведется на каждом уроке в единстве с анализом произведения. Прошу детей найти в тексте слова, смысл которых не понятен. Выясняем значение этих слов, используя толковый словарь.

Веду работу над выразительными средствами языка: сравнением, эпитетом, олицетворением.

Структура урока изучения поэтического произведения.

 Для формирования выразительного чтения учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.

В структуру урока изучения поэтического произведения входят следующие этапы:

1. Подготовка учащихся к восприятию поэтического произведения.

2. Знакомство со стихотворением.

3. Проверка впечатлений; вопросы, направленные на эмоциональное восприятие произведения:

- Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали стихотворение?

      - Какие картины вы представили в своем воображении?

      - Что вас взволновало?

      - Каким настроением проникнуты произведения?

      - Какие слова и строки передают смятение чувств, радость, тревогу?

4. Самостоятельная работа учащихся с поэтическим текстом – чтение «про себя» с определенным заданием;

5. Чтение произведения по частям и анализ :

  • находят выразительные средства языка – эпитеты, сравнения, олицетворение;
  • словарная работа – выясняют значение незнакомых слов.

 6. Прием иллюстрирования текста:

  • словесное рисование

Чтобы «нарисовать» словесную картину, надо понять содержание текста, определить что будет нарисовано, выбрать «краски», мысленно представить картину, нарисовать ее словами.

·          рассматривание готовых иллюстраций

- Что изобразил художник?

- Какие краски выбрал художник?

- Какое настроение они создают?

·          музыкальное иллюстрирование

- Послушайте музыку. Можно ли ее назвать музыкальной иллюстрацией к этому произведению?

- Вы композитор, какую бы вы сочинили музыку к данному произведению?

·         создание собственных иллюстраций к тексту.

 7. Работа над элементами интонации (составление партитуры чтения)

При работе над стихотворением учу детей чувствовать рифму и ритм стиха, расставлять паузы (- короткая, | - средняя, || - длинная), выделять голосом «главные слова», т.е. ставить логическое ударение. Учу детей владеть своим голосом – громкостью, силой, мелодикой, четкостью произношения.

Эту работу веду после анализа стихотворения, выяснения смысла незнакомых слов, определения задачи чтения (какие чувства и мысли хотел передать автор, что наиболее интересно и важно в тексте с точки зрения исполнителя, что должны понять и почувствовать слушающие тебя люди).

   8. Итог – выразительное исполнение стихотворения

Прекрасным приемом, обучающим выразительному чтению, является чтение текста по ролям.

Логическим продолжением этого приема является драматизация произведения.

Таким образом, на материале поэтических произведений совершенствуются все компоненты навыка чтения: правильность, осознанность, темп, выразительность; развивается речь обучающихся , внимание к поэтическому слову.

Список использованной литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку школьников - М.: Издательский центр «Академия», 1997г.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

Развитие выразительности чтения младших школьников в процессе работы с художественным текстом

Развитие выразительности чтения у младших школьников в процессе работы с художественным текстом...

Формирование навыков выразительного чтения младших школьников

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овла...

Развитие навыков осознанного чтения младших школьников

Статья "Рахвитие навыков осознанного чтения младших школьников"...

Развитие навыков осознанного чтения младших школьников

Статья "Развитие навыков осознанного чтения младших школьников"...