Развитие навыков выразительного чтения
тест по чтению по теме

Шилина Галина Николаевна

Из опыта работы над развитием выразительного чтения на уроках литкратуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

              Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамотности, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено.

              По мнению психологов – на успешность влияет более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения.

            Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения.

В 2000 году, когда в первый класс пришли дети, я задала себе вопрос: « А можно ли научить читать детей сразу целыми слова, минуя длительный и скучный период обучения чтению по слогам»?Думая над этим вопросом,я составила тренировочные упражнения по формированию навыка чтения полными словами.

          Упражнения  проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут урока.

  . Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.

1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

      Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.

      Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

       Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

  Выдох со счетом.

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

 Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).

 Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

      Для разогрева голосовых связок предлагаю так называемые распевные упражнения ( в 3 четверти на уроках изучения особенностей построения русских народных сказок заменяли эти упражнения русской народной хоровой песней, например: « Во поле береза стояла»).

       Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам,

Мам , молока б нам.

         В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

       Ручка в зубах

Напиши в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.

          Я предлагаю также упражнения для снятия напряжения голосовых связок, которые можно использовать на уроке после длительного чтения больших текстов. Это не только снимает усталость, но и организует ребят на дальнейшую работу.

Если голос устал.

Шумный выдох.

Внутренний зевок.

Велика (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и пр.).

Применение этих  упражнений на уроках  литературного чтения дают положительный результат в развитии чтения полными словами.

        Большую роль в обучении детей выразительному чтению играет чтение самого учителя.Хорошо читающий учитель даёт наглядный пример того,каким должно быть чтение.И не страшно,когда дети ему подражают.Ведь они подражают моему живому характеру чтения:стараются думать,рисовать словом картины,переживать,то есть стараются читать так,как читаю я.На уроках учащиеся принимают главное: живое оношение к слову. Слово для них не просто книжный эллемент,а живая мысль,живой образ.

 Я стремлюсь раскрыть эту жизненную основу слова, выразить свое отношеие к тому ,что они читают, показывая детям наглядный пример своим собственным чтением. Я веду детей к тому, чтобы они находили свой голос,свою интонацию. Этому помогают уроки, ведущей целью которых является обучение детей выразительному чтению.

          Мой опыт показывает, что если ученик хорошо представляет себе ситуацию, понимает задачу чтения, то он читает правильно, живо, заинтересованно, находит собственные интонации. Он не просто «считывает с книги», он действует. Интонации рождаются непроизвольно, как в обиходной речи. Они естественные, живые и потому всегда верные. Конкретные задания на произнесение отдельных слов,предложений вносят ясность в работу над выразительностью чтения. Дети не только понимают, что им надо делать,но и глубже постигают содержание речи.

        При чтении стихотоворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...» есть слова и выражения,рисующие картины природы и быта, мало знакомые или совсем незнакомые детям, например: лесов таинственная сень. Объяснение значения этих слов мало что даст детям с точки зрения восприятия поэтической картины, и выразительное чтение, каким бы искусным оно ни было, не обеспечит хорошую зрительную основу. Поэтому до чтения я делаю устные «зарисовки» .

  •            -Мы с вами были в осеннем лесу. Видели как красив он. Незаметно падают листья, словно в золото одетые, стоят деревья. И в золотом убранстве и в шуме леса есть что-то таинственное.

         А.С. Пушкин пишет: «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась». Как вы поняли, что такое сень?

        -Это листья на деревьях.

       -Правильно. Сенью называют лиственный покров леса.

       -А почему поэт пишет с печальным шумом?

       -Потому что грустно смотреть на эту картину. И если прислушаться, то можно услышать, как печально шуршат, падая, листья.

Выразительное чтение активизирует процессы восприятия речи,помогают учащимся усваивать больший объем смыслового и образного содержания читаемых художественных произведений, чем при обычном чтении. У детей воспитывается живая реакция на слова, эмоциональное отношение к речи. Они скорее преодалевают психологический барьер, который отделяет книжную речь от обиходной речи. Выразительное чтение является необходимой частью урока,одним из ведущих звеньев в системе работы по развитию воображения,мышления и речи детей,одним из средств,помогающих им активно проявлять себя в речевой деятельности. Систематическое использование выразительного чтения в органической связи с другими видами работы над словом позволяет успешно решать многие задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.Для трениро...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.Для тренировки способа чтения, темпа включаю в структур...

Доклад на тему: "Развитие навыков выразительного чтения учащихся начальных классов"

Доклад на тему "Развитие навыков выразительного чтения учащихся". Задачи: формировать речевую и читательскую деятельность учащихся....

Сборник заданий, способствующих развитию навыков выразительного чтения поэтических произведений у обучающихся второго класса

Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и студентов специальностей Преподавание в начальных классах, Коррекционная педагогика в начальном образовании. Использовать сборник заданий ...

Методические рекомендации по использованию речевых упражнений для развития навыка выразительного чтения

Основываясь на результатах практической работы и педагогическом наблюдении, а так же на рекомендациях методистов, мы подобрали методические рекомендации по использованию речевых упражнений для р...

Развитие навыков выразительного чтения 2020-2024г

Научить детей правильному беглому осознанному выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, ...