Развитие выразительности чтения младших школьников в процессе работы с художественным текстом
статья

Коропузикова Елена Юрьевна

Развитие выразительности чтения у младших школьников в процессе работы с художественным текстом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коропузикова Е.Ю.,

учитель ГБОУ СОШ №339

Невского района Санкт-Петербурга

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

Вопросы развития звучащей речи и выразительности чтения принадлежат к числу актуальных проблем.

Выразительное чтение - это интонационно правильное чтение, отражающее проникновение чтеца в образное и идейное содержание художественного произведения.

Оно обеспечивает вдумчивое и эмоциональное восприятие произведения, усиливает его воспитательное воздействие, положительно влияет на культуру речи школьников - чистоту и правильность языка, чуткость к меткому и образному слову, к оттенкам в живой речи.

Проблеме выработки выразительного чтения уделялось много внимания в работах ученых: Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, В.П. Острогорского, П.Д. Боборыкина.

Над данной проблемой начали работать с XVII века. Первым систематическим пособием была книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка».

Определяющее значение в педагогике и методике 1860 г. принадлежало К.Д. Ушинскому. Он различает два вида выразительного чтения: одно - исключительно посвященное логическому развитию, другое - чтению плавному и изящному.

В этот же период обогатили методику и содействовали внедрению выразительного чтения художественного текста в школьную практику В.П. Шереметевский, В.П. Острогорский, Д.Д. Коровяков.

Большое значение для выработки выразительного чтения имеет художественный текст. По данной проблеме работали М.А. Рыбникова, И .Я. Блинов, Сентюрина, а также передовые учителя-практики Л.А. Аб- салямова, А.Н. Татаринцева, Е.В. Аксенова, Н.Б. Троицкая. Следует отметить, что разработана и технология обучения выразительному чтению (работы JI.A. Павловой, Т.Ф. Завадской, Н.А. Щербаковой).

Однако в практике учителей, в частности начальных классов, в основном уделяется внимание отработке беглости чтения, в лучшем случае выразительному чтению стихов.

Поэтому целью исследования явилось научить детей выразительному чтению в процессе работы с художественным текстом. Наверное, поэтому:

1. учителя слабо владеют технологией выразительного чтения;

2. не знают показателей;

3. в литературе недостаточно разработаны упражнения по выработке у учащихся выразительного чтения художественного текста в соответствии с показателями выразительности.

Поэтому учителя испытывают трудности в работе по развитию у учащихся выразительного чтения художественного текста.

В своем исследовании мы обратили внимание на разработку системы упражнений по развитию у школьников выразительного чтения художественного текста. Целенаправленно осуществляли оптимальный выбор методов и приемов в отработке каждого показателя выразительности.

На основе анализа литературы мы выделили следующие показатели выразительности чтения:

  • интонация;
  • логическое ударение;
  • соблюдение пауз;
  • темп и ритм;
  • дикция.

Затем провели педагогический эксперимент в двух классах. В самом начале мы сделали контрольный срез (дети должны были выразительно прочитать текст В. Бианки «Птичьи сутки»).

Исследование показало, что выразительность чтения как в контрольном, так и в экспериментальном классах имеет средний уровень по показателям.

Контрольный 2 «А» класс:

низкий уровень - 9 человек; средний уровень - 9 человек; высокий уровень - 2 человека; что составило 46 %.

Экспериментальный 2 «Б» кчасс: низкий уровень - 8 человек; средний уровень - 9 человек; высокий уровень - 3 человека; что составило 47 %.

Затем мы выявили типичные ошибки, которые мешают выразительному чтению. С учетом последних, нами была отработана следующая система упражнений.

1. Вычисление компонентов интонации (указать паузу, логическое ударение, темп).

2.  Различение высоты речевого звука.

3.  Различение силы звучания голоса.

4.  Различение темпа.

5.  Произнесение предложения или текста в заданном темпе, с определенной силой звучания голоса, с заданной окраской.

6.  Самостоятельное нахождение нужной интонации в соответствии с содержанием предложения или целого текста.

7.  Нестандартные упражнения.

Выбор видов упражнений зависит от работы по программе, от материала, цели урока, предыдущей подготовки детей и многих других условий. Выполнение этих упражнений потребовало введение нескольких приемов для целенаправленной отработки выразительности чтения по каждому его показателю.

1.  Чтение в темпе скороговорки.

Этот прием предназначен для развития артикуляционного аппарата (при повышенных требованиях к четкости прочтения слов).

2.  Работа над диалогом.

3.  Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

4.  Работа над описанием.

5.  Игровые приемы.

У детей имеется тетрадь достижений (портфолио), в которой они фиксируют свои результаты. Страницы портфолио постоянно на контроле учителя и родителей.

Затем проводилось многократное чтение художественного текста для отработки умения выразительного чтения художественного текста. После включения таких упражнений и приемов по выработке выразительного чтения были получены следующие результаты: дети стали делать меньше ошибок на постановку пауз, словесных ударений, нарушение интонации. Нами было продумано выполнение творческих домашних заданий и проверки их на уроке.

1.  Определить в тексте действующие лица, эмоциональные паузы.

2.  Словесная иллюстрация текста (выбирается один понравившийся герой, ребенок выступает от его имени).

3.  Составление сценария к диафильму и озвучивание его (выразительное чтение, подборка из текста надписи к кадрам).

Это задание используем для контрольной работы. Учитель пишет на доске предложение, заранее исказив его. Дети отыскивают его в тексте и правильно выразительно зачитывают.

Лиса. Патрикеевна.

Кума хорошо приодета: пушистая шерсть, золотая, жилеточка на груди, белый галстучек на шее.

Правильный вариант: Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая, на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Для проверки результативности нашей работы мы дали учащимся и контрольного, и экспериментального класса прочитать незнакомый текст Е. Чарушина «Звуки природы», провели сравнение по показателям выразительности чтения. Мы увидели, что в контрольном классе детей с высоким уровнем стало 2 чел., со средним уровнем - 12 чел., с низким - 6 чел.

В экспериментальном классе с высоким уровнем - 13 чел., со средним уровнем - 5 чел., с низким уровнем - 2 чел.

В процентном соотношении уровень в экспериментальном классе возрос до 85 %.

Можно сделать следующие выводы: как в контрольном, так и в экспериментальном классах наблюдается улучшение результатов. Однако в экспериментальном классе разница с первоначальными данными намного значительнее. Особенно выросли (до 90 %) показатели интонации, ударения, и соблюдения пауз.

Дети экспериментального класса постоянно участвуют в конкурсе лучших чтецов и занимают призовые места в районном, и в городском масштабе не только по своему возрасту, но и среди детей старшего возраста.

Итак, целенаправленная работа по развитию каждого показателя выразительности чтения в результате применения системы упражнений способствует выработке у учащихся выразительного чтения художественного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.Для трениро...

Развитие познавательной активности младших школьников в процессе внеклассной работы.

Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения....

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ...

«Развитие креативного мышления младшего школьника в процессе работы над загадками»

«Развитие  креативного мышлениямладшего школьникав процессе работы над загадками»...

Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями»

Данная тема актуальна как в рамках начальной школы, так и за её пределами, так как выразительность является одним из компонентов навыка чтения, а также помогает учащимся лучше понять смысл произведени...