Конспект открытого занятия для детей разновозрастной группы «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ», дополнительно мультимедийный материал
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Ройтблат Татьяна Фёдоровна

Цель: Закрепление знаний детей о том, как зимуют дикие звери в Сибири.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о том, как дикие животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе.
  2.  Учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в природе и особенностями жизни диких животных.
  3. Воспитывать в детях любознательность, вызывать интерес к изучению объектов природы.

Словарная работа: тайга, дремучий, линька, подшерсток, обоняние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство управления образования по Омской области

Казенное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект

открытого занятия

для детей разновозрастной группы

«ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ»

Подготовила и провела:

Ройтблат Т.Ф.

г. Омск    

5 января 2013 г.

Конспект занятия "Как звери в лесу зимуют"

Цель: Закрепление знаний детей о том, как зимуют дикие звери в Сибири.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о том, как дикие животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе.
  2.  Учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в природе и особенностями жизни диких животных.
  3. Воспитывать в детях любознательность, вызывать интерес к изучению объектов природы.

Словарная работа: тайга, дремучий, линька, подшерсток, обоняние.

Оборудование: компьютер, слайды с изображением птиц, диких животных, лиственного леса, зимней тайги, аудиозаписи (Э.Григ « Рассвет», стук дятла), иллюстрации с изображениями птиц. Видеопрезентация №1, №2.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за погодными изменениями зимой, за птицами на кормушке.
  2. Чтение рассказов о жизни диких животных сибирских лесов: «100 вопросов и ответов о животных» В.В.Плещеева, «На поиски животных» - иллюстрированная энциклопедия Д.Г.Стрелкова, В.Г.Рудского, «Животные России» - серия Почемучка и др.
  3. Разучивание стихов о зиме.
  4. Беседы о животных Сибири.
  5. Дидактические игры «Назови птицу», «Где, чей домик?», «Назови детенышей».

Ход занятия

Воспитатель Т.Ф.: Ребята, помните, когда мы вчера гуляли на улице, то говорили, что зима закончится, наступит весна, вспоминали, сколько радости нам принесла зимушка-зима. Сейчас я загадаю вам загадку. А вы отгадайте, про какой зимний месяц в ней говорится.

Загадка:

Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели на деревню налетели.
По ночам мороз силен, днем немножечко стихает он.
День прибавился чуток. Ну, так что за месяц-то?

Дети: Это январь! (потому что метели метут, днем так же холодно, а день с 25 декабря начал на минутки прибавляться,…)

Январь.

А вот и я! Слышал, звали вы меня.
Всех приветствую, друзья,
И хочу вам предложить
Лесное царство посетить.

Воспитатель Т.Ф.:   Извините, но кто вы такой?

Январь:     Я – отгадка вашей загадки. Я – январь!

Воспитатель Т.Ф.:          Ребята, январь – это только один из зимних месяцев, но ведь есть еще два – какие? (дети: декабрь и февраль). А наш гость пришел один – почему?

Январь.:        Давайте спросим об этом детей. 

Ответы детей:(все месяцы идут друг за другом по очереди и не могут в одно время быть сразу 2 или 3 месяца).

Воспитатель Т.Ф.: Молодцы, ребята! Январь, а зачем ты приглашаешь нас в зимний лес?

Январь.  Это очень интересно! Тот, кто бывал зимой в тайге, тот это знает.

Воспитатель Т.Ф.:           Ребята, Январь пригласил нас в тайгу, а сначала сказал – «в лесное царство». Лес и тайга – это одно и то же?(предположения и рассуждения детей). Слова «тайга» не русское. В переводе на русский язык означает «дремучий». В тайге много заболоченных, не проходимых мест. В тайге растут в основном хвойные деревья: сосны, ели, пихты, кедры. Встречаются и лиственные деревья: березы, осины. Вам не страшно отправляться в такие дремучие места? (ответы детей)

Но мы лучше отправимся в лес. А на чем можно туда зимой добраться? (дети предлагают разные варианты, доказывая свою правоту. Если дети не скажут сами, воспитатель подводит к мысли, что самый удобный транспорт – это вертолет)

Январь.  Вертолет – это хорошо. Но у нас нет времени. Зато у меня есть чудо-техника компьютер, который поможет нам в этом путешествии.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ №1

На экране появляются слайды с видами зимнего леса, тайги.

Январь.  

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!

Воспитатель Т.Ф.:  комментирует каждый слайд и ведет разговор о зиме по вопросам:

  1. По каким признакам вы догадались, что это зима?
  2. Как изменилась погода с наступлением зимы?
  3. Зависит ли внешний вид зимнего леса от погоды? (на фото - в мороз деревья покрыты инеем, а в пору снегопадов покрыты огромными «шапками» снега)

К отдельным слайдам воспитатель вместе с детьми читает отдельные строчки из ранее выученных стихов о зиме, подходящие по смыслу.

Январь.   вместе с детьми делает вывод о том, что зимние изменения в природе происходят в связи с изменениями температуры воздуха, малого количества тепла.

Воспитатель Т.Ф.:    Что-то, январь, в твоем лесу только одни деревья, а где же животные?

Слышится стук дятла.

Январь.      А это кто стучит? (дети узнают дятла. На экране появляется его изображение)

Воспитатель Т.Ф.: Вот и первый лесной житель. А где же другие птицы? Почему их не видно и не слышно? (дети поясняют, что многие птицы осенью улетели и объясняют, почему)

Январь.  Ребята, вы знаете, почему дятел не улетает в теплые края? (дети: потому что у него есть корм и дупло, где он живет)

Воспитатель Т.Ф.: А какая еще птица не только не улетает на зиму, но и выводит своих птенцов в самый сильный мороз? (дети: клёст. (На экране появляется изображение клеста) Он кормит их семенами еловых шишек, который зимой очень много. Воспитатель дополняет рассказ детей)

Воспитатель Т.Ф.: А еще многие птицы улетают из леса не в теплые края, а в город, поближе к людям. Мы с ребятами тоже их подкармливаем – спасаем от голодной смерти. Давайте Январю покажем этих птиц.

Проводится дидактическая игра «Кто лишний» Из предложенных картинок дети должны убрать те, на которых изображены перелётные птицы, и выставить на магнитной доске те картинки, на которых изображены зимующие птицы. Дети подходят по очереди и называют выбранных птиц. Февраль их спрашивает по мере необходимости, помогает наводящими вопросами.

Январь.  Ребята, как вы думаете, чего больше боятся птицы зимой: холода или голода? (делает вывод с детьми о том, что с нами остаются те птицы, которые могут найти зимой корм, не смотря ни на какую погоду. От мороза их защищает пух, находящийся под перьями)

Воспитатель Т.Ф.: Интересно, кого ещё, кроме птиц можно встретить в зимнем лесу?

На экране появляется изображение серого зайца.

Январь.  Это кто ещё такой? Такого зверя я не видел ни разу.

Воспитатель Т.Ф.: Январь, ты не переживай, сейчас тебе ребята всё объяснят. Дети, кто это, и почему Январьь его ни разу не видел? (дети говорят, что это заяц; рассказывают, когда заяц бывает серый, когда и почему становится белым; объясняют, что белая шубка намного теплее серой, так как к зиме у животных вырастает подшёрсток. Серая шерсть помогает летом среди травы укрыться, а белая зимой в снегу от врагов спрятаться) –

Январь.  А вы знаете, чем заяц питается зимой? (дети: зелёной сочной травы зимой нет, зайцы приспособились есть сухую траву, сено, веточки, кору деревьев)

На экране появляется изображение белки.

Январь.  а вот ещё одна жительница лесная. Игрунья и хлопотунья какая!

Воспитатель Т.Ф.: Расскажите, ребята, а белка тоже меняет шубку? Зачем и как она это делает? (ответы детей: летом белка рыжая, так ей удобно прятаться на стволах сосен. А зимой она становится серой – так ей лучше от врагов на еловых стволах прятаться)Запомните, ребята: когда звери меняют свою шерсть с летней на зимнюю и с зимней на летнюю – это называется линька. Звери линяют.

На экране появляются изображения волка и лисы.

Январь.  Вот какие красавцы в лесу живут. Вы знаете, кто это? (дети: это волки и лиса)

Воспитатель Т.Ф.: А эти лесные жители тоже линяют, к зиме готовятся? (вместе с детьми обсуждают и приходят к выводу, что и лиса, и волк, тоже отращивают новую густую шерсть с теплым подшёрстком. Только цвет они не меняют, так как врагов у них мало и прятаться им не надо.)

Январь.  Как много вы о лесных животных знаете. А сидеть-то не устали? Давайте с вами немного поиграем.

Проводится физминутка.

Мальчики и девочки прыгают как белочки. (Дети выполняют прыжки на месте)
А девочки и мальчики прыгают как зайчики

Январь.  Молодцы, мороза не боитесь – умеете погреться!

На экране появляется изображение бурого медведя.

Январь.  А это что за зверь? Я такого тоже не знаю (дети: это медведь!)

Воспитатель Т.Ф.: Ребята, а почему Февраль никогда и с медведем не встречался? (дети объясняют, что с наступлением зимы медведи, как и многие другие дикие животные, ложатся в спячку. Называют и других животных, впадающих в спячку, объясняют это необходимостью, так как зимой они не могут достать себе пищу)

Воспитатель Т.Ф.: Молодцы! Интересно вам было, ребята, в зимнем лесу? Оказывается, он совсем не сонный и тихий, там много разных животных. Жизнь в лесу у них очень тяжёлая. Мы теперь хорошо уяснили, почему звери линяют, отращивают подшёрсток, меняют цвет шерсти, ложатся в зимнюю спячку. Это происходит от того, что наступают холода, меняется погода. Всё в природе взаимосвязано и подчиняется законам природы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2  (содержит загадки, дидактические игры).

Ну, что же, в гостях, как говорится, хорошо, а дома лучше. Не пора ли нам домой возвращаться?

Воспитатель: Спасибо тебе, Январь. Скоро на твоё место придет последний зимний месяц , а за ним и первый весенний. (Дети называют его – март), и мы с тобой увидимся только через год. Мы с детьми хотим подарить тебе необычный подарок – это семена, корм для птиц. Чем больше будет кормушек, тем больше птичек удастся спасти от голода (дети передают Январю   мешочек с кормом для птиц) 

Дети прощаются с Январём, он благодарит их и уходит.

Воспитатель Т.Ф.: Холодно зимой зайчатам и белке,

 Собачке - в будке, в сарае - коровке.

Мерзнут у котика лапки и уши,

Мерзнет ворона в лихую пургу.

Горю помочь можем –

 В будку Шарику настелим соломы,

 Зайчике положим под кустик

 несколько морковок,

листочек капусты,

Теплую коровке поставим водичку,

Птицам насыплем крошек в кормушку.

 Как поможем дружно, малыши,-

 Выживут зимой птицы и звереныши.

Воспитатель Т.Ф.: Наше путешествие в зимний лес закончилось.

Подведение итогов с детьми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь птиц и зверей зимой. Ройтблат Татьяна Фёдоровна КУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Январь 2012г.

Слайд 2

Цели: Уточнить и расширить представления детей о жизни растительного и животного мира зимой. Развивать творческое воображение, любознательность, мышление, память, речь. Воспитывать бережное отношение к природе. 17.04.17

Слайд 3

Задачи: Систематизировать знания детей о жизни зверей птиц зимой. 17.04.17

Слайд 4

Замело в лесу пригорки. И овражки замело. Ни души нет на полянке Тихо. Холодно. Бело.

Слайд 5

Эти птицы живут рядом с нами сорока синица воробей

Слайд 6

Носом в дерево ток, да ток, Словно отбойный молоток. На хвост опирается, К жучкам подбирается. С любой корой справится, А красная шапка никак не свалится.

Слайд 7

Основной корм для зимующих птиц рябина семена клена

Слайд 8

Вы кормушки смастерили? Вы столовую открыли? Покормите птиц зимой!!!

Слайд 10

Эти звери используют запасы или достают корм из - под снега. бобр мыши белка

Слайд 11

Кто здесь побывал ?

Слайд 12

Питаются ветками, корой, растениями . кабан лоси заяц

Слайд 13

Основная пища – мыши, зайцы.

Слайд 14

Впадают в спячку.

Слайд 15

Кого нельзя встретить зимой?

Слайд 16

Спасибо за внимание

Слайд 17

О.В. Казакова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс, М., «Вако», 2005 г. Журнал Начальная школа № 10 2004 г., № 11 2006г. А.А.Плешаков Мир вокруг нас: Животный мир нашей Родины- М., Просвещение, 1991 г. Электронная физминутка для глаз – автор Галкина И.А. - http://luchiki.ucoz.ru/ Интернет ресурсы: http://www.sunhome.ru/poetry/133232 -загадка про дятла http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&lr=213 - картинки Литература



Предварительный просмотр:

1. Беседа о погоде.

— Какая температура воздуха сегодня?

— Что можно сказать о состоянии неба?

— Есть ли сегодня ветер? Какой он по силе?

— Были ли сегодня осадки? Какие?

— Какие другие явления природы вы наблюдали?

— Какие изменения в неживой природе произошли с наступлением зимы?

— Какие изменения в живой природе произошли?

— Продолжите предложение:

В лесах растут такие деревья: дуб,... В лесах растут такие кусты: орешник,...

— Какие деревья называют хвойными? Лиственными?

II. Объявление темы и цели урока

— Отгадайте, какие слова зашифрованы в этих ребусах.

— Как одним словом можно назвать волка, зайца, белку, сороку? (Животные)

— Встречаются ли они зимой? (Да)

— Итак, Тема сегодняшнего урока: «Как зимуют птицы и звери. Забота людей о птицах и зверях зимой».

III. Изучение нового материала

— Дети, прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте с вами составим план, с помощью которого мы будем работать на сегодняшнем уроке. А помогут нам в этом такие вопросы.

1) Какие звери наших лесов, которых можно встретить зимой, являются большими? (Олени, лоси, волки, лисицы)

2) Какие звери живут в дуплах? (Белки)

3) Каких птиц можно увидеть зимой?

— Итак, сперва мы попробуем определить, почему одни животные зимой спят, а другие — нет.

1. Как зимуют звери.

— Давайте вспомним, как зимуют звери? (Ответы детей.)

— Зимой спят бурые медведи, барсуки, ежи, летучие мыши. Выходят на охоту волки.

Интересная справочная информация (может рассказать раньше подготовленный ученик)

— Воле — это сильный, умный, неутомимый зверь. Средняя масса 30-30 кг. Он может долго голодать. Если волк очень голодный, то может съесть сразу до 10 кг мяса. Кроме больших животных, волк ест много грызунов. Основная добыча — это копытные, дикие и домашние животные. Волки живут семьями. Если охотится пара волков, то часто один из них караулит добычу в засаде, а второй ее загоняет. Охотясь зимой, они стараются загнать косуль или оленей на голый лед или, наоборот, в глубинный снег, где им легче настигать жертву.

В поле, на лесных лужайках в поисках пищи бегают зайцы, лисицы, мыши.

— Чем они питаются?

— А теперь обратите внимание на рисунок. (Например: медведь лакомится малиной, лисица охотится на добычу, ежик несет на себе яблоки, заяц обгрызает кору дерева).

— Подумайте и скажите, почему медведь впадает в спячку.

— Кто может найти себе корм зимой?

Игра «Кто лишний?»

На доске прикреплены рисунки разных животных. Ученики определяют, кто из них лишний, объясняют, почему.

2. Как зимуют птицы.

— Вспомните, когда мы с вами ходили на экскурсию, каких птиц вы видели?

 

— Какие еще зимующие птицы есть в нашей местности?

— Какие прилетают к нам?

— Чем они питаются?

3. Работа с учебником.

1) Прочитайте о зимующих птицах в учебнике.

2) Поработайте в парах и подготовьте вопрос для всего класса.

3) Ответы на вопрос учеников на основе прочитанного текста.

— Есть ли у вас дома кормушки?

— Если регулярно пополнять кормушки кормом, то это поможет сохранить птичек от гибели. Любят птички тыквенные, конопляные, арбузные и дынные семена, несоленое сало, крошки белого хлеба, а вот черный хлеб вреден для птиц.

4. Зимние заботы взрослых.

1) Загадка.

Чудо-Сани прилетели, Скакуны в тех санях белы. В санях тех сидит царица — Белокоса, белолица. Рукавом махает — Серебром все укрывает. (Зима)

2) Беседа.

— Зима все притрусила своим белоснежным ковром, но в сельской местности люди продолжают работать.

— Как вы думаете, чем занимаются люди в селе? (Задерживают снег на полях, чтобы весной больше влаги попадало в грунт, готовят технику к севу).

— В феврале в хозяйствах людям прибавляется работы. Они удобряют поля, проверяют, как взошли зерновые, занимаются орудиями работы.

(На основе сюжетных рисунков дети составляют рассказ на тему «Работа людей зимой»).

3) Уход за домашними животными в зимний период.

— Какие животные принадлежат к домашним?

— Почему люди их разводят?

— Чем домашние животные отличаются от диких?

— Как изменились условия жизни домашних животных зимой по сравнению с летом?

— С наступлением зимы в жизни домашних животных происходят изменения. Так, у птиц под пером вырастает густой пух, они перестают нестись. У животных вырастает густая шерсть. Зимой пастбища покрыты снегом. Поэтому коров, овец и других животных переводят на животноводческие фермы. Зимой у животноводов много работы: своевременно накормить животных, убрать в помещении.

 

IV. Обобщение и система знаний

1. Ягода, которой питается медведь. (Малина)

2. Стройный, быстрый, рога ветвистые. Пасется весь день. Кто это? (Олень)

3. Пришла она с длинным веником на беседу с нашим петухом. Схватила петуха на обед, да и замела метлой след. (Лисица)

4. Плоды, которыми питается дикий кабан. (Желуди).

5. Жилье белок. (Дупло)

6. Небольшое лесное животное, которое питается зимой корой деревьев. (Заяц).

7. Животное рыжее летом, серо-коричневое зимой, живет на дереве. (Белка).

— Итак, какое слово получили по вертикали?

V. Итог урока

— Понравился ли вам занятие? Какие задачи были интереснейшими?

— Хочу обратиться, дети, к вам с просьбой.

Холодно зимой зайчатам и белке, Собачке - в будке, в сарае - коровке. Мерзнут у котика лапки и уши, Мерзнет ворона в лихую пургу. Горю помочь можем - В будку Шарику настелим соломы, Зайчику положим под кустик Несколько морковок, листочек капусты, Теплую коровке поставим водичку, Птицам насыплем крошек в кормушку. Как поможем дружно, малыши,- Выживут зимой птицы и звереныши.

(Л. Левченко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект театрализованного занятия для детей разновозрастной группы «За потайной дверцей»

Конспект театрализованного занятия для детей разновозрастной группы «За потайной дверцей» Программное содержание:·        Познакомить детей с ис...

Конспект открытого тематического мероприятия для детей разновозрастной группы «Тайна имени моего»

Конспект   открытого тематического мероприятиядля детей разновозрастной  группы«Тайна имени моего»   Программное содержание: ·...

"Здравствуй Весна , прощай Масленица" развлечение в детском саду для детей разновозрастной группы.

Масленица это один из обрядовых праздников в России, дошедший к нам от славянских предков-язычников. Моя педагогическая инициатива заключается в том, чтобы дети в процессе игры получили и расшири...

Сценарий праздника МБДОУ «Детский сад села Сплануха» «День Победы» для детей разновозрастной группы

Чтобы торжественно и познавательно провести День Победы в детском саду, я предлагаю сценарий праздника, посвященного 9 мая. Он  поможет воспитателям и организаторам праздников провести интересный...

Сценарий праздника МБДОУ «Детский сад села Сплануха» «День Победы» для детей разновозрастной группы

Чтобы торжественно и познавательно провести День Победы в детском саду, я предлагаю сценарий праздника, посвященного 9 мая. Он  поможет воспитателям и организаторам праздников провести интересный...

Проект для детей разновозрастной группы общеразвивающей направленности для детей 2-6 лет «Летние игры и забавы".

Лето – удивительная пора! Сколько радости приносят малышу игры с песком и водой, солнечные ванны, хождение босиком по траве, обливание водой. Как же сделать жизнь детей в этот период с...