А.П.Платонов «Еще мама»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

 

  Данный урок способствует выработке уважительного отношения к ценностям семьи, помогает учащимся осознать свою роль в жизни общества.Создание условий для организации работы над текстом. Дети знакомятся  с принципом всеобщего обязательного бесплатного начального образования.

Задачи урока:

 

1. Создание условий для организации работы над текстом;

2. Формирование у учащихся навыка выразительного чтения;

3. Понимание цели работы с текстом;

4. Развитие выборочного чтения, чтения по ролям;

5. Развитие навыка самооценки;

6. Воспитание любви и уважение к женщине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_3_klass.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 класс.

Тема: А.П.Платонов «Еще мама»

Задачи:

1. Создание условий для организации работы над текстом.

2. Формирование у учащихся навыка выразительного чтения;

3. Понимание цели работы с текстом;

4. Развитие выборочного чтения, чтения по ролям;

5. Развитие навыка самооценки;

6. Воспитание любви и уважение к женщине.

Цель:

Обучающая: учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.

Развивающая: работать над развитием грамотной речи учащихся.

Воспитательная: формировать представления о семье как части общества.

Право на образование.

Прогнозируемый результат: Способность выработке уважительного отношения к ценностям семьи; помочь уч-ся осознать свою роль в жизни общества. Знакомство с принципом всеобщего обязательного бесплатного начального образования.

I. Организационный момент. (Мотивация к учебной деятельности)

Ребята, сегодня мы продолжим работу над произведением Андрея Платонова «Ещё мама».

— Понравился ли вам рассказ?

__Вы дома ещё раз прочитали это произведение и самостоятельно попробовали ответить на вопросы в конце рассказа.

__ Но я вам вчера задавала вопрос, на который вы не смогли мне сразу ответить. Как он звучал?

__Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ?

(Читает доклад ребёнок)

Доклад учащегося.

  Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских.

А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.

    Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна.

  Платонов писал: -“Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”.

     Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какие-то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей”

 Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».

— Почему рассказ называется «Ещё мама»?

 (Смысл названия рассказа  видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким людям)

__Теперь переходим непосредственно к рассказу.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— Какое главное событие изображает писатель в рассказе?

(Артём впервые пошёл в школу).

— Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу)

__ Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу.

__Почему мама со всем соглашается?

(она любит сына)

__Сколько лиц участвует в данном диалоге? (мама, Артём, автор)

III. Выявление места и причины затруднения.

__Так почему же Артём не хочет идти в школу?

(Ему не хочется расставаться с мамой, оставлять её одну).

__Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к матери?

(Он любит её и считает, что мама без него заскучает)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

__Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения.

(Любовь мальчика к матери)

V. Реализация построенного плана.

А как повела себя мама, когда прошло лето?

(Взяла сына за руку и повела в школу)

__Почему Артём не стал противиться?

( Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.) (Чтение эпизода)

— С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?

__Какой наказ дала мама Артёму?

(чтение эпизода по ролям)

— Кого встречает Артём по дороге в школу?

(Гусака, который клювом защемил штанину у Артёма)

__Найдите в тексте строчку, где Артём размышляет об этой птице.

__ Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов?

(Он переживал за маму)

— Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой?

(Он не понимал, что они говорили)

— Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму?

(Найдём ответ в тексте)

__Прочитаем описание учительницы.

__С кем сравнивает автор Аполлинарию Николаевну?

__Что говорит автор о глазах учительницы? (весело смотрели, будто играть с ним хотела в игру)

__А что говорится о запахе? (пахло от неё также как и от матери, тёплым хлебом и сухой травой)

— О чём думает Артём на уроке?

(Найдём ответ в тексте)

__ Как эти мысли мальчика характеризуют его? (Заботливый,  любящий

—Посмотрите на рисунок и скажите, какую помощь оказала учительница Артёму после уроков?

__Какими качествами характера обладает учительница? (сопереживание, сострадание)

__Найдём в тексте и прочитаем по цепочке, как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе? (Он увидел в учительнице черты своей мамы)

__Почему рассказ называется «Еще мама»?

(Он полюбил свою учительницу, как ещё одну маму)

Физпауза

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельное составление плана рассказа.

1. (Пронумеруйте в правильной последовательности план рассказа.)

2. (Задание выполняется в паре. Третий пункт требует уточнения: составляем сложный план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды: (Записаны на доске)

1. Разговор Артёма с матерью.

2.  Путь в школу

3. Учёба в школе.

1. разговор умных детей во дворе школы;

4. Разговор с матерью

2.  знакомство с учительницей;

3. первый урок;

4. материнская забота Аполлинарии Николаевны об Артёме;

5. урок чистописания;

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

— В чём заключается смысл названия рассказа?

 (Смысл названия рассказа  видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким людям)

__Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою?

__За кого в рассказе вы больше всего переживали и радовались?

__Какие чувства вы испытываете, когда вас понимают?

__А когда нет?

__У кого появилось желание представить продолжение рассказа?


IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Д/з. Перечитать рассказ Андрея Платонова «Ещё мама», подготовить пересказ отрывка, который сильней всего взволновал. Или придумать продолжение.  Выполнить рисунок (по желанию)

Фамилия   Имя_________________________________________________

1. В левом столбике запишите в правильной последовательности план рассказа.   

1.

2

3.

1.

4.

2.

3.

4.

5.

2. Задание выполняется в паре. Составляем сложный план третьей части рассказа.

Фамилия   Имя_________________________________________________

1. В левом столбике запишите в правильной последовательности план рассказа.   

1.

2

3.

1.

4.

2.

3.

4.

5.

2. Задание выполняется в паре. Составляем сложный план третьей части рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)

УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.Поурочные разработки по литературному чте...

Презентация. А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)

Цели:-продолжить знакомство с  творчеством А. П. Платонова;-учить детей анализировать текст;-обучать сравнивать тексты. -создать условия для развития внимания, памяти, воображения, критическ...

А.П.Платонов "Ещё мама"

Презентация  к рассказу А.П.Платонова "Ещё мама" поможет учителю в разработке урока по чтению,а ученикам прочувствовать и понять ,что учитель может стать ещё одной любящей и понимающей мамой для ...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.П. Платонов «Еще мама» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «А.П. Платонов «Еще мама» Цели урока: Создание условий для организации работы над текстом.Предметные:учить детей понимать глубину произведения, с...