Конспект урока по литературному чтению во 2 классе . Тема урока: Авторские сказки. Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Подковина Елена Владимировна

УМК " Начальная школа XXI века"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Авторские сказки. Х.К. Андерсен "Пятеро из одного стручка"

Цель: познакомить со сказкой Х.К.Андерсена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Речевая разминка.

Упражнения, укрепляющие дыхание:

- взять дыхание и на выдохе плавно  произнести гласные    и-э-а-о-у-ы ;

-произнести   и- э- а –о –ы с разной интонацией;

- произнести на выдохе   четверостишие:

« Хороши у нас наряды,

Значит, не о чем тужить!

Мы нарядам нашим рады

И сапог не будем шить!»

- Ребята, знакомо ли вам это четверостишие?

-Из какого произведения?

- Кто автор?

 3. Проверка домашнего задания.

Краткий пересказ сказки братьев Гримм «Маленькие человечки.

4   Вступительная беседа.

На прошлых уроках литературного чтения мы с вами знакомились со сказками.

Какие сказки вам больше понравились?

Кто сочинил понравившиеся вам сказки?

Итак,  мы знакомились с народными и авторскими сказками.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством замечательного сказочника, Х.К. Андерсена.  (Портрет писателя).

       Ханс Кристиан Андерсен родился в семье сапожника и прачки. Кто объяснит значение слов «сапожник», «прачка»?

(Учитель поясняет в том случае, если не смогли объяснить значение слов дети).

    Первые сказки маленький Андерсен услышал от отца. Мальчику очень нравилось слушать сказки, но ещё больше ему нравилось  переделывать сказки по-своему. Он украшал услышанные сказки.

   Когда же он подрос, стал браться за любое дело. Он  чинил сапоги, ходил в школу танцев, пел песни, и всегда сочинял сказки.

Х.К.Андерсен написал много замечательных сказок.  Всего он написал 170 сказок. А сегодня я вас познакомлю со сказкой «Пятеро из одного стручка».

5. Первичное восприятие.

- Послушайте внимательно эту сказку и подумайте, почему автор назвал сказку: «Пятеро из одного стручка»

(Читает учитель).

 - Понравилась вам сказка?

-Какое настроение она вызвала у вас?

- Кто герои этой сказки?

 - Кто вам понравился больше?

   - Почему?

-  Как вы думаете, почему автор дал такое название сказке?

Верно. Все горошинки жили в одном стручке. А похожи ли они друг на друга?

Прочитайте первую главу и скажите, чем отличаются горошинки друг от друга?

Самостоятельное чтение 1 главы.

6. Анализ произведения.

 Чем  отличались горошинки?

 - О чём они мечтали?

Найдите в тексте слова, которые говорили горошины, улетая в широкий мир.

Выборочное чтение.

 - Какие герои ещё встречаются в сказке?

Найдите слова в тексте и прочитайте, кто эти герои.

Какие слова вам не понятны? Кто из вас может объяснить значение этих слов?

(Чердачная комната – это маленькая комната на чердаке дома.  Зимой в такой комнате было холодно, а летом – очень душно.  В таких комнатах  раньше жили очень бедные люди.

Каморка – очень маленькая, тесная, неудобная комната).

Такими словами автор описал жильё, в котором жила больная девочка и её мать. Мать должна бала много работать, поэтому девочке приходилось целый день лежать одной.

 - Как вы думаете, какое настроение было у девочки в такие дни?

- Почему?

Прочитайте вторую главу. Подумайте, почему девочка вдруг стала выздоравливать?

Самостоятельное чтение второй главы.

 - Что изменило жизнь девочки?

- Кем стал для девочки росток гороха?

- Как относилась девочка к горошку?

Найдите эти слова  в тексте и прочитайте.

(Читает вслух один ученик).

-Как относится автор к горшку? Почему ? Какие слова он подобрал, чтобы описать горошек? Прочитайте.

 7. Словорисование

Какой вы себе представляете девочку в этот праздничный для неё  день? Нарисуйте её словами.

- Кого ещё сделал  росток горошка счастливым?

- Это много  или мало- сделать счастливыми двух людей?

- Почему?

- Что стало с другими горошинами. Найдите эти слова в тексте.

( Читает ученик с хорошим навыком чтения).

-Кому помогли они?

- Ребята, чему учит нас эта сказка?

8.Физминутка

Наши нежные цветки

Распускают лепестки

(Дети руки разводят в стороны).

Ветерок чуть дышит,

Лепесток колышет

(Дети покачивают руками).

Закрывают лепестки

Наши нежные цветки

(Руки на пояс),

Тихо засыпают,

Головой качают.

9. Чтение по ролям.

Итак, кто герои нашей сказки ?

Горошинки мечтали о разном . Почему?

Верно. Они были разные. Давайте сейчас попробуем передать характер каждой горошины.

( Распределяются роли.  Слова автора  читает учитель.)

Подготовка к чтению по ролям.

Коллективное обсуждение.

Какой была  первая  горошина?

Каким голосом она произнесла эти слова? Она говорила быстро или медленно?

 Какой была вторая горошина? С какой интонацией вы бы произнесли её слова?

Две другие . Что больше всего им нравилось делать? (Спать).

Как прочитать слова этих горошин? С какой интонацией?

Какие слова произнесла последняя горошинка?

Как эти слова прочитаете?

(Чтение по ролям).

Вам очень хорошо удалось передать настроение и характер каждой горошинки. Молодцы.

10. Подведение итогов урока

Вспомните, горошинки-героини какой сказки? (Название сказки).

(На доске запись:              Волшебные            Бытовые                     Сказки о животных ).

Какая это сказка?

Докажите.

Какая это сказка : народная или авторская?

Кто автор?

Знаете ли вы другие сказки этого автора? Какие?

Домашнее задание.

Задания в тетради: №1-3.

Обратите внимание на эти книги. (Показ книг ). Автор этих книг Х. К. Андерсен. Вы можете выбрать любую из этих книг в библиотеке. Вы познакомитесь   с другими сказками Андерсена, но уже самостоятельно. На другом уроке вы поделитесь мнением о прочитанном.

 УМК «Начальная школа хх1 век»

Тема урока: Авторские сказки. Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»

Цель: познакомить  со сказкой Х. К.  Андерсена» Пятеро из одного стручка».

Задачи:

  1. Формировать навыки выразительного чтения; словесного иллюстрирования.

  1. Развивать умение видеть и ценить душевную красоту.

  1. Учить видеть и понимать переживания, боль другого человека.

  1. Прививать желание  оказывать помощь.

  1. Прививать интерес к чтению художественной литературы.

Методическое обеспечение: портрет писателя, учебники , рабочие тетради, сказки Х. К. Андерсена (выставка книг)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики во 2 классе. Тема урока: "Метр"

Урок составлен в соответствии с ФГОС...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:  ознакомление с произведением Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе»; формирование  нравственных ценностей; учиться  коллективно, обсуждать прочит...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laqu...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 2 часть. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» со 2 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение А.С. Пушкина &laq...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 3 часть. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …» с 3 частью; анализ всего отрывка; формирование навыка осознанного и выразительного...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская народная сказка Рукавичка" 1 класс

Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России»Тип урока: открытие новых знаний.Цели: Метапредметные:формирование умения осознанно и произвольно...

План-конспект урока литературного чтения 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"

В данном документе представлен конспект урока литературного чтения, 4 класс, тема: Русская народная сказка "Иван-царевич и серый волк"....