" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

" Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyi_urok_literaturnogo_chteniya_v_1v_.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Тема урока: " Знакомство с буквой «М, м». Звуковой анализ слов. Чтение слогов, столбика слов".

Класс: 1 «В»

Учитель: Наделяева О.Н.

Станица Динская

2011 год

Задачи:  образовательная: познакомить учащихся со звуками [м] и [м’], буквами М, м, показать способ чтения прямого слога, учить читать слова и предложения с изученными буквами.

               развивающая: развивать личность ребенка, творческие способности, интерес к учению,       логическое мышление, память, речь.

               воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма, товарищество, любовь к животным,  этическое отношение к ближнему, умение сотрудничать в паре.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

І. Организационный этап.

-   Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.

    Ждут нас книжки и тетрадки.

        - Вы готовы?   (Дети: Всё в порядке!)

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют учителя. Они пришли посмотреть на вас. Повернитесь к гостям. Улыбнитесь. Поздоровайтесь. Посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу интересного урока.

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

-Верно ли, что букв в русском алфавите 53? (Неверно)

-А сколько? (33)

-На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)

-Какие звуки и буквы мы изучили? (Гласные)

- Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные  поются, тянутся, произносятся с голосом, не встречают во рту преград, когда их произносим)

 -На какие группы делятся согласные? (Твердые и мягкие)

- Какие гласные звуки указывают на твердость согласных?        А, о, у, ы, э.

- Какие гласные звуки  указывают на мягкость согласных?            Я, е, ю, и, е.

 -Назовите признаки согласных звуков? (Во рту образуется преграда, они не поются, они короткие, они трещат, шумят, рычат, жужжат)

ІV. Физминутка – игра»Камень и вата».

 (Если услышите твердые звуки, то вы стоите как каменные фигуры, если услышите мягкий звук согласных, то вы размягчитесь, как вата)

[р], [л'], [н], [ш], [с'], [п'], [б], [ч'], [з].

V. Постановка цели и задач урока.

Послушайте и определите, какой звук чаще повторяется?

Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду много пчел”.

Звук [м] какой он? (Согласный)

Назовите тему урока? (Мы познакомимся с согласным звуком [м] и [м’] и буквой М, м)

VІ. Первичное усвоение новых знаний. (Учебник “Букварь” с. 62)

Откройте учебник Букварь с. 62. (слайд 1)

Кого вы видите на рисунке справа? (Мальчика, кроликов)

Чем они заняты? (Изучают буквы, составляют слова)

Как вы думаете, как могут звать мальчика (Миша)

Кого вы видите слева? (Девочку и кота)

Чем они заняты? (Девочка учит буквы вместе с котом)

Как могут звать девочку? (Маша)

Выполните звукобуквенный анализ.

[Мммаша] – звук [м] – он согласный твердый, закрашиваем синим цветом.

[Маааша] – звук [а] – он гласный, закрашиваем красным цветом.

[Машшша] – звук [ш] – он согласный твердый, закрашиваем синим цветом.

[Машааа] – звук [а] – он гласный, закрашиваем красным цветом.

Заменим гласные звуки буквами в звуковой модели.

Самостоятельно разберите слово «Миша», проверьте работы друг друга, сверяя с образцом на доске. (1 ученик у доски)

Где находится изучаемый звук? (В начале слова)

Звуки [м’] и [м] – обозначаются буквой М, м. (Дети выбирают букву и заменяют звук)

Чем похожи слова? (Заглавной буквой М, в словах по 4 звука, по 4 буквы, по 2 гласных, по 2 слога, 3-й и 4-й звуки одинаковые; имена людей, обозначают одушевленные предметы, отвечают на вопрос “кто?”)

Чем они отличаются? (Отличаются одной буквой гласной “и” и “а” и звуками [м] и [м?])

VІІ. Физминутка.

Раз –подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

На 4 – руки шире. 5 – руками помахать.

6 – на место сесть опять.

в каком слове услышали звук [м?]?  (помахать, место)

Сделайте вывод:

а) Звук [м] и [м’] – обозначаются одной буквой М, м.

б) На что похожа буква “М” (слайд 2)

  • Вот качели – Буква “М”!
    Здесь качаться можно всем!
  • Палочка и палочка, между ними галочка.                                                                                                                И понятно сразу всем: получилась буква М.
  • Взявшись за руки мы встали,                                                                                                                                                и на М похожи стали.

в)Конструирование буквы  М  (работа в парах)

Составить  картинку с изображением буквы М ( вывешиваются на доске)

г)   Чистоговорки.

Ма - ма - ма - дома я сама.

Му – му – му – молоко кому?

Мо – мо – мо – едим эскимо.

Ми – ми – ми – поем ноту ми.

Мы – мы – мы – прочитали мы.

VІІІ. Чтение слогов, слов.

Слайды заменяют пособие  “окошечки” (слайд 3-4)

Вам предстоит назвать буквы, которые будут появляться в правом окошке.

Что надо сделать прежде, чем прочитать букву согласного? (Посмотреть на следующую за ней букву гласного.) Что нам подсказывает буква А? Как должна читаться буква М: твердо или мягко? (Твердо.) Почему? (Звук [А] обозначается буквой А после твердого согласного.) Читать будем так: Буква “а” читаю твердо “ма” и т .д

- В учебнике, в верхней строке прочитайте слоги с твердой согласной [М].

В средней строке прочитайте слоги с мягкой согласной [м’].

В нижней все слоги.

Прочитайте слоги в 3-м столбике, что их объединяет? (C твердой согласной)

А в 4-м столбике? (C мягкой согласной)

ІX. Чтение слов на доске.

Прочитайте слова в 1, 2 и 3 столбиках.

Какое родное слова вы прочитали? (Мама)

Что такое ум? (Это способность человека, мыслить, основа сознательной и разумной жизни: “Считать в уме”, “Взяться за ум” - становиться умнее)

А мимо? (Минуя что-нибудь, например: “Пройти мимо магазина”)

Что общего у всех этих слов? (В них есть буква “м”)

X. Составление словосочетаний. (Работа с учебником “Букварь” стр.63)

Найдите картинки, а под ними слова в рамочке. ( слайд 5)

Прочитайте слова и назовите предметы, которые подходят к словам по смыслу.

Назовите словосочетания.

XІ. Физминутка (гимнастика для глаз).

XІІ. Чтение слов, предложений. (Букварь с.62-63)

Ребята на доске я записала только 3 столбика, 4-й столбик я не записала.

Найдите его в учебнике на странице 63 внизу под картинками.

Прочитайте самостоятельно.

Что вы прочитали, слова или что-то другое? (Мы прочитали предложения)

Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)

Как вы догадались? (Предложение пишется с заглавной буквы)

Что надо сделать в них? (Закончить по смыслу)

Какие предложения у вас получились?

Сколько слов в этом предложении? (Дети считают)

XІІІ. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.

– Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)

– О ком это стихотворение?

– Кто задает вопросы мальчикам?

– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?

– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

– Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)

– Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья?

XІV Дифференцированная работа по учебнику.Чтение стихотворения поэта Г. Виеру

Рассмотрите картинку, о ком это стихотворение?

а)  Давайте прочитаем и узнаем (хорошо читающие дети: сначала про себя, потом вслух)

б) – Остальные ребята найдут и подчеркнут слова, в которых встречается буква М.

в) Проверка чтения.

-О ком стихотворение? (О быке и коте)    

-  Чем они занимаются? (Изучают буквы)        

 -  Сколько букв знает бык? Какие? (Му – 2)

-  Сколько букв знает кот? Какие? (Мяу – 3)

г)  Проверим ребят, которые искали слова с буквой М.

(Мычит; мы; знаем)

XV. Печатаем букву “М”.

А теперь давайте научимся печатать букву “М”.

Сколько вариантов написания буквы существует? (4 варианта)

Чем письменные отличаются от печатных? (Наклоном)

Рассмотрите буквы в учебнике, какие они? (Печатные)

Слева какая буква? (Заглавная)

А справа? (Строчная)

Они похожи? (Да)

Показ учителем: М м

Напечатайте слова: УМ, МАМА, ИМЯ.

XVІ. Рефлексия.

С какой буквой мы познакомились? (М, м)

Какие звуки она обозначает ? Где эти знания вам могут пригодиться?

Молодцы, ребята! Наш урок подошёл к концу.

Что нового, интересного узнали на уроке? Чему учились?

Что особенно понравилось?

 В чём испытывали трудности? Как думаете, почему?

 Оцените свою работу на уроке. Вы все, ребята, молодцы! Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Проверочная работа "Слого-звуковой анализ слова". 1 класс

Работа предназначена для проверки усвоения основных тем по разделу "Фонетика " в 1 классе...

Урок русского языка "Буква - Ж,ж. Звуковой анализ слов"

Интегрированный урок грамоты  по теме:«Буква - Ж, ж. Звуковой анализ слов. Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца»....

урок литературного чтения в 1 классе по теме "Знакомство с буквой Ф. Чтение слогов и слов"

Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Знакомство с буквой Ф" . Урок построен с использованием игровых технологий....

Строчная и заглавная буквы Ж ж. Слого- звуковой анализ слов со звуком [ж].

Тема:  Закрепление по теме: Строчная и заглавная буквы Ж ж. Слого- звуковой анализ слов со звуком  [ж].Цели урока:  формировать в памяти образ заглавной и строчной буквы Ж, ж; закрепить...

Урок чтения "Буквы А,У,М,О,С. Чтение слогов и слов"

Урок чтения в 1 классе для детей с ОВЗ (ИН, вариант 1)...