тематическое планирование по обучению грамоте (письмо, чтение) 1 класс 21 век ФГОС
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Бухарина Нина Анатольевна
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по обучению грамоте под ред. Н.В. Виноградова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvar_i_propisi.doc795.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по  обучению грамоте под ред. Н.В. Виноградова (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.)  с учетом межпредметных  и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Общая характеристика учебного предмета. Курс «Русский язык. Обучение грамоте» является первым этапом в системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. С обучения грамоте начинается учеба в школе, а это значит, что именно в процессе обучения грамоте начинается реализация положений системно-деятельностного подхода — основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания;
  • обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Эти положения стандарта нашли свое отражение в ориентации на свойственные первоклассникам возрастные особенности мышления и деятельности:

  • переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому;
  • переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к деятельности учебной.

При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться.

Поскольку знакомство с русским языком является одной из важнейших областей познания окружающей действительности, то с обучения грамоте, как первой ступени изучения русского языка, начинается знакомство с этой областью. А тексты, которые читают первоклассники на уроках, существенно расширяют их запас знаний и представлений об окружающем.

Место учебного предмета в учебном плане. Обучение грамоте в первом полугодии объединяет часы предметов «Русский язык» — 5 часов в неделю и «Литературное чтение» — 4 часа в неделю.

1 раз в неделю проводится «Литературное слушание». В первом полугодии во время русского языка (проводятся интегрированные уроки за счет пятого часа русского языка), а во втором полугодии проводятся на уроках литературного чтения.  

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте является его направленность на формирование у первоклассников умения учиться. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту в период обучения грамоте у первоклассников должны быть сформированы: достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на поставленной педагогом задаче, высокий уровень активности и инициативности, проявление самостоятельности в работе, умение оценить правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе.

Еще одним ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание первоклассниками того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения русского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма.

В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно-образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое занимает в курсе моделирование звукового состава слова, моделирование состава предложения. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или уже представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей. При этом первоклассники учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время самостоятельное построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности — контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте первоклассники прежде всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т.е. дети овладевают метапредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области русского языка.

        Все знания, которые первоклассники получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и важнейшим компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.

        Важнейшим ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно-ориентированная направленность. Это достигается тем, что каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть первоклассников овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников это же задание выполняет самостоятельно, а учащиеся, наиболее успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном материале. Содержание включает в себя материал для первоклассников, которые пришли в школу, совершенно не умея читать; для учащихся, читающих по слогам и для хорошо читающих учеников. Такое построение курса и процесса обучения приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Важной особенностью построения курса и еще одной его целевой установкой является направленность работы не только на отработку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетентности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Обучение грамоте»

В процессе обучения грамоте закладываются основы формирования таких важнейших сторон личности младшего школьника, как

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
  • способность к организации собственной деятельности;
  • доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Направленность обучения грамоте на формирование умения учиться позволяет заложить основу работы над достижением таких личностных результатов, как:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

        В процессе обучения чтению текстов учащимся задаются вопросы, которые не имеют однозначного ответа, они предполагают серьезное обдумывание, размышление, умение четко сформулировать свою точку зрения и отстоять ее, приводя доказательства из текста. Таким образом, реализуются такие требования Федерального Государственного образовательного стандарта к личностным результатам, как

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Содержание и построение курса обучения грамоте дает возможность углубленно заниматься формированием таких метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, как:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  •  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;
  • использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Важно отметить, что обучение грамоте — только первый этап работы над достижением данных метапредметных результатов. В полном объеме они могут быть достигнуты только к окончанию начальной школы совместными усилиями всех учебных предметов.

Более детально метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия» и конкретизированы в тематическом планировании в столбце 3 «Характеристика деятельности учащегося (универсальные учебные действия).

Предметные результаты обучения отражены в содержании программы (раздел «Содержание курса»).

Планируемые результаты основной образовательной программы обеспечивают связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП и представлены в разделе «Содержание обучения».

Содержание курса

Слово и предложение

Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Универсальные учебные действия:

  • моделировать состав предложения;
  • корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки;
  • выделять существенные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению;
  • контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Фонетика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Универсальные учебные действия:

  • моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков;
  • сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
  • классифицировать: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные — согласные и т. д.); слова по количеству слогов и месту ударения;
  • анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели;
  • обосновывать выполняемые и выполненные действия;
  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом;
  • контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;
  • находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука;
  • объяснять причину допущенной ошибки.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Универсальные учебные действия:

  • соотносить звук и соответствующую ему букву;
  • обозначать гласные звуки буквами, объясняя выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного;
  • соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок;
  • дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство;
  • классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’];
  • структурировать последовательность слов в алфавитном порядке;
  • находить и исправлять ошибки, допущенные при обозначения звука буквой;
  • объяснять причину допущенной ошибки.

Чтение

Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.

Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Универсальные учебные действия:

  • применять знание позиционного принципа чтения при чтении прямых слогов;
  • сравнивать слова, получающиеся при изменении одной гласной буквы;
  • осознавать смысл прочитанного;
  • находить содержащуюся в тексте информацию;
  • определять основную мысль прочитанного произведения;
  • обсуждать прочитанный текст с одноклассниками;
  • аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста;
  • формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;
  • интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном и неявном виде;
  • использовать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое в зависимости от целей.

Восприятие художественного произведения[1] (литературное слушание).

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).

Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.

Универсальные учебные действия:

  • осознавать смысл текста при его прослушивании;
  • понимать информацию, содержащуюся в воспринимаемом на слух тексте;
  • определять основную мысль текста;
  • различать стихотворения, рассказы, сказки на основании отличительных особенностей данных жанров.

Письмо

Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании.

Универсальные учебные действия:

  • анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам;
  • составлять алгоритм предстоящих действий;
  • объяснять последовательность своих действий;
  • моделировать буквы из набора элементов;
  • анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы; 
  • группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков;
  • осознавать смысл написанного;
  • контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом;
  • контролировать этапы своей работы при списывании;
  • принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного;
  • оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое аккуратное начертание букв).

Орфография и пунктуация

Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложений.

Универсальные учебные действия:

  • группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы. Объяснять свои действия;
  • применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку;
  • осознавать алгоритм списывания;
  • контролировать и уметь объяснить собственное написание, соответствующее изученным правилам;
  • использовать орфографическое чтение как средство контроля за правильностью написанного;
  • исправлять допущенные на изученные правила ошибки и объяснять свои действия.

Развитие речи

Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.

Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.

Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Универсальные учебные действия:

  • строить устное речевое высказывание;
  • составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок; на сюжетную картинку;
  • составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы;
  • участвовать в учебном диалоге;
  • осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы;
  • включаться в совместную работу;
  • высказывать собственное мнение и обосновывать его.

Планируемые результаты освоения программы по обучению грамоте

Ученик научится:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
  • плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты[2];
  • осознавать смысл прочитанного;
  • правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;
  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают) объемом 10–20 слов;

Ученик получит возможность научиться:

  • различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
  • читать целыми словами и предложениями;
  • самостоятельно читать небольшие по объему художественные произведения;
  • выделять в словах слоги в устной работе;
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы.

Содержание курса «Обучение грамоте» и характеристика деятельности учащихся

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

(универсальные учебные действия)

1

Слово и предложение

Предложение как объект изучения.

Слово как объект изучения.  

Предложение в речевом потоке. Работа с предложением. Слово и предложение.

Слово как объект изучения, материал для анализа. Слово как единство звучания и значения.    Активизация и расширение словарного запаса.

Выделять предложения из речевого потока и обозначать их полоской.

Моделировать состав предложения в процессе игры «Живые слова».

Выделять в предложении слова, изменять порядок слов в предложении.

Составлять предложения с заданным словом с последующим распространением предложений.

Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки.

Определять количество слов в предложении при четком произнесении учителем предложения с продолжительными паузами между словами.

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.

 Различать слово и предложение.

Обозначать каждое слово предложения полоской.

Объяснять различие между предметом и обозначающим его словом.

Наблюдать  над значением слова.

Определять (находить) задуманное слово по его лексическому значению.

2

Фонетика

Звуки речи.

Гласные и согласные звуки.  Гласные звуки: ударные и безударные. Согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Единство звукового состава слова и его значения. Изолированный звук. Последовательность звуков в слове. Моделирование звукового состава слова.  

Особенность гласных звуков – отсутствие при произнесении этих звуков преграды.

Особенность согласных звуков – наличие при их произнесении преграды.  Различение гласных и согласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.

Качественная характеристика звуков (гласные, твердые и мягкие согласные).

Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная функция звонких и глухих согласных звуков.

Действия контроля и самоконтроля в процессе моделирующей деятельности.

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове.

Ударение. Ударный гласный звук в слове.

Различать звучание и значение слова.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Произносить самостоятельно слово с интонационным выделением заданного звука.

Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Группировать (классифицировать) слова по первому звуку. 

Группировать (классифицировать) слова по последнему звуку.

Подбирать слова с заданным звуком.

Устанавливать количество и последовательности звуков в слове.

Моделировать последовательность звуков слова с использованием желтых фишек.

Сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками. 

Устанавливать различие в произношении  гласных и согласных звуков.

Различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие. 

Объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука.

Характеризовать заданный звук: называть его признаки.

Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.

Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и  мягкие  согласные звуки; гласные – согласные и т. д.).

Различать звонкие и глухие согласные звуки.

Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.

Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая её из ряда предложенных.

Подбирать слова, соответствующие заданной модели.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа.

Делить слова на слоги.

Доказывать  (объяснять) количество слогов в слове.

Приводить примеры слов с заданным количеством слогов.

Анализировать слово: определять место ударения в слове.

Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.

Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

Сравнивать слова с соответствующими им слогоударными схемами.

Приводить примеры слов к заданной слогоударной схеме.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

Объяснять причину допущенной ошибки.

3

Графика

Звуки и буквы. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков.

Функция букв е, ё, ю, я.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Мягкий знак.

Русский алфавит.

Звук и буква. Буква как знак звука.

Буквы, обозначающие гласные звуки. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкости предшествующего согласного.

Функции букв е, ё, ю, я.

Буквы, обозначающие согласные звуки. Одна буква для обозначения парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Разные способы обозначения буквами звука [й’].

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Название букв русского алфавита. Последовательность букв в русском алфавите. Алфавитный порядок слов.

Соотносить звук и соответствующую ему букву.

Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) работу букв, обозначающих гласные звуки в открытом слове: показатель твердости—мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука.

Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного.

Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами-названиями картинок.

Обозначать буквами е, ё, ю, я звук [й’] и последующий гласный звук.

Обозначать согласные звуки буквами.

Объяснять выбор буквы для обозначения согласного звука.

Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с-з, ш-ж, с-ш, з-ж, р-л, ц-ч и т. д.).

Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство (о-а, и-у, п-т, л-м, х-ж, ш-т, в-д и т. д.)

Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’].

Объяснять функцию буквы Ь.

Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

Воспроизводить алфавит.

Восстанавливать алфавитный порядок слов.

4

Восприятие художественного произведения

Первоначальное знакомство с литературными жанрами.  Малые фольклорные формы.

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или хорошо читающим одноклассником.

Смысл воспринимаемого на слух литературного произведения.

Знакомство с литературными жанрами – стихотворения, рассказы, сказки (народные и авторские).

Знакомство с малыми фольклорными формами: загадки, пословицы.

Воспринимать на слух литературные произведения. 

Осознавать смысл текста при его прослушивании.  

Различать стихотворения, рассказы, сказки.

5

Чтение

Слоговое чтение.

Чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Осознанность и выразительность чтения небольших текстов и стихотворений.

Орфоэпическое чтение. Орфографическое чтение

Способ чтения прямого слога: ориентация на букву, обозначающую гласный звук. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Отработка техники чтения: плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка

Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов.

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Два вида чтения – орфографическое и орфоэпическое. Орфоэпическое чтение как воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи с учетом орфоэпических правил при переходе к чтению целыми словами. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Читать слоги с изменением буквы гласного.

Отрабатывать способ чтения прямых слогов с использованием пособия «окошечки».

Читать слова, получающиеся при изменении гласной буквы.

Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

Устанавливать соответствие прочитанных слов с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.

Осознавать смысл прочитанного.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Находить содержащуюся в тексте информацию.

Определять основную мысль прочитанного произведения.

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.

Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.

Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Интерпретировать информацию, представленную в  тексте в явном виде.

Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде.

Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое по целям.

Овладевать орфоэпическим чтением.

6

Письмо

Гигиенические требования при письме.

Развитие мелкой моторики.

Ориентация в пространстве листа тетради и пространстве классной доски.

Письменные прописные и строчные буквы.

Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Гигиенические требования к правильной посадке, к положению тетради на рабочем столе, к положению ручки в руке. Особенности  правильной посадки, положения тетради и положения ручки в руке первоклассников, пишущих  правой и левой рукой.

Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки.

Ориентация в пространстве листа тетради: верхний правый угол/верхний левый угол/ нижний правый угол/нижний левый угол тетради. Ориентация в пространстве классной доски.

Алгоритм действий на страницах прописей. Параллельные прямые и наклонные линии, левые и правые полуовалы. Рабочая строка прописей. Середина  надстрочного пространства. Линии сложной траектории на рабочей строке.

Печатные заглавные и строчные буквы. Письмо печатными буквами.

Письменные прописные (заглавные) и строчные буквы. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Приемы и последовательность правильного списывания текста.

Алгоритм списывания с печатного и письменного шрифта. Списывание слов, предложений, текстов.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Объяснять правильную правильную посадку, положение тетради на рабочем столе, положение ручки в руке.

Анализировать особенности  правильной посадки, положения тетради и положения ручки в руке при письме правой и левой рукой.

Выполнять пальчиковую гимнастику и гимнастику для рук.

Ориентироваться в понятиях «лево», «право»,  «слева», «справа», «верх», «низ».

Находить заданное положение на рабочем листе прописей.

Выполнять указание учителя по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках.  

Ориентироваться на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения.

Проводить линии от определенной точки в заданном направлении.

Анализировать поэлементный состав печатных и письменных заглавных и строчных букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных печатных  букв. 

Сравнивать начертания заглавных и строчных письменных  букв. 

Сравнивать начертания печатных и письменных букв (заглавных и строчных). 

Моделировать буквы из набора элементов, различных материалов (проволока, пластилин и др.). 

Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы. 

Сравнивать написанные буквы с предложенным в прописях и на доске образцом написания.

Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква, выбирать лучшую из написанных букв.

Писать печатные и письменные прописные и строчные буквы.

Писать буквы, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм.

Принимать участие в выработке критериев для оценивания написанного.

Оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое аккуратное начертание букв).

Группировать буквы  по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков (звонкие – глухие согласные звуки др.).

Находить в текстах слова с заданной буквой.

Соотносить слова, написанные печатным и письменным шрифтами.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трех—пяти слов со звуками в сильной позиции. 

Читать написанное, осознавать смысл написанного.

Объяснять характеристики разборчивого аккуратного письма.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания.

Использовать алгоритм порядка действий при списывании.

Списывать слова, предложения, небольшие тексты, написанные печатным и письменным шрифтом в соответствии с заданным алгоритмом.

Контролировать этапы своей работы.

Писать предложения с пробелами между словами.

Использовать знак переноса.

7

Орфография

Правила правописания и их применение.

Раздельное написание слов.

Гласные после шипящих в ударных слогах (ча-ща, чу-щу, жи-ши)

Заглавная буква в начале предложения. Заглавная буква в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения.

Перенос слов.

Анализировать текст на наличие в нем слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи – ши.

Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи – ши. 

Списывать слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи – ши. 

Вписывать пропущенные буквы в слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи – ши. 

Оформлять начало и конец предложения: писать прописную букву в начале предложения и ставить точку в конце предложения.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.

Переносить слова с одной строки на другую.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

8

Развитие речи

Рассказы повествовательного и описательного характера.

Рассказы по серии сюжетных картинок. Связный рассказ на основе прочитанных слов. Учебный диалог: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка. Речевой этикет в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой.

Небольшие рассказы описательного и повествовательного характера на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений.

Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Пересказывать содержание текста с опорой на  вопросы учителя.

Составлять рассказ по сюжетной картинке.

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Формулировать и обосновывать собственное мнение.

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

Составлять небольшие описательные рассказы.

Составлять небольшие повествовательные рассказы.

Календарно-тематическое планирование обучение грамоте ( письмо), обучение грамоте (чтение)

№ п/п

Тема урока

Предмет

Кол.ч

Дата

Корректировка

1

Введение понятия «предложение»

Литературное чтение

1

2

Ориентировка на странице прописей. Введение понятия «предложение»

Русский язык

1

3

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение»

Литературное чтение

1

4

Отработка алгоритма действий на страницах прописей

Русский язык

1

5

Развитие восприятия художественного произведения. Е. Серова «Мой дом», Д. Павлыченко «Где всего прекрасней на земле?»

Литературное слушание

1

6

Введение понятия «слово»

Русский язык

1

7

Рассказ по сюжетной картинке

Литературное чтение

1

8

Отработка алгоритма действий на страницах прописей

Русский язык

1

9

Отработка понятия «слово»

Русский язык

1

10

Интонационное выделение первого звука в словах

Литературное чтение

1

11

Деление предложения на слова

Русский язык

1

12

Интонационное выделение первого звука в словах

Литературное чтение

1

13

Сравнение звуков

Русский язык

1

14

Развитие восприятия художественного произведения. В. Белов «Родничок»

Литературное слушание

1

15

Знакомство со схемой звукового состава слова

Русский язык

1

16

Звуковой анализ слова мак

Литературное чтение

1

17

Интонационное выделение заданного звука в слове, определение его места в слове

Русский язык

1

18

Знакомство с рабочей строкой

Русский язык

1

19

Звуковой анализ слов сыр, нос

Литературное чтение

1

20

Сравнение слов по звуковой структуре

Русский язык

1

21

Рассказ по сюжетным картинкам

Литературное  чтение

1

22

Звуковой анализ слов кит, кот. Сравнение этих слов по звуковой структуре

Русский язык

1

23

Развитие восприятия художественного произведения. М.Михайлов «Лесные хоромы» (сказка)

Литературное слушание

1

24

Звуковой анализ слов лук, лес. Сравнение  этих слов по звуковой структуре

Русский язык

25

Введение понятия «гласный звук». Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета

Литературное чтение

1

26

Проведение овалов. Отработка умения находить середину  надстрочного пространства.

Русский язык

27

Развитие свободы движения руки

Русский язык

1

28

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»

Литературное чтение

1

29

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов

Русский язык

1

30

Знакомство с буквой А (а)

Литературное чтение

1

31

Письмо заглавной и строчной букв А, а

Русский язык

1

32

Развитие восприятия художественного произведения. Муса Гали «Земные краски»

Литературное слушание

1

33

Знакомство с буквой Я (я)

Русский язык

1

34

Буква «я» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]).

Литературное чтение

1

35

Письмо заглавной и строчной букв Я, я

Русский язык

1

36

Закрепление правил обозначения звука [а] буквами

Русский язык

1

37

Знакомство с буквой О (о)

Литературное чтение

1

38

Письмо заглавной и строчной букв О, о

Русский язык

1

39

Знакомство с буквой Ё (ё)

Литературное чтение

1

40

Письмо заглавной и строчной букв Ё, ё

Русский язык

1

41

Развитие восприятия художественного произведения. А. Барто «В школу»

Литературное слушание

1

42

Буква ё в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о])

Русский язык

1

43

Знакомство с буквой У (у)

Литературное

1

44

Письмо заглавной и строчной букв У, у

Русский язык

1

45

Закрепление правил обозначения звуков [о] и [а] буквами

Русский язык

1

46

Знакомство с буквой Ю (ю)

Литературное чтение

1

47

Письмо заглавной и строчной букв Ю, ю

Русский язык

1

48

Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у])

Литературное чтение

1

49

Закрепление правил обозначения звуков [у], [о], и [а] буквами

Русский язык

1

50

Развитие восприятия художественного произведения. В. Железников «История с азбукой»

Литературное

 слушание

1

51

Знакомство с буквой Э (э)

Русский язык

1

52

Знакомство с буквой Е (е)

Литературное чтение

1

53

Письмо заглавной и строчной букв Е, е

Русский язык

1

54

Письмо заглавной и строчной букв Э, э

Русский язык

1

55

Буква е в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э])

Литературное чтение

1

56

Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв

Русский язык

1

57

Знакомство с буквой ы

Литературное чтение

1

58

Письмо строчной буквы ы

Русский язык

1

59

Развитие восприятия художественного произведения. Л. Пантелеев «Буква «ты»»

Литературное слушание

1

60

Знакомство с буквой И (и)

Русский язык

1

61

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков

Литературное чтение

1

62

Письмо заглавной и строчной букв И, и

Русский язык

1

63

Отработка написания изученных букв

Русский язык

1

64

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук

Литературное чтение

1

65

Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных звуков

Русский язык

1

66

Знакомство с буквой М (м)

Литературное чтение

1

67

Письмо заглавной и строчной букв М, м

Русский язык

1

68

Развитие восприятия художественного произведения. Я. Аким «Мой верный чиж»

Литературное слушание

1

69

Знакомство с буквой Н (н)

Русский язык

1

70

Знакомство с буквой Р (р)

Литературное чтение

1

71

Письмо заглавной и строчной букв Р, р. Письмо слогов, слов

Русский язык

1

72

Письмо заглавной и строчной букв Н, н. Письмо слогов, слов

Русский язык

1

73

Знакомство с буквой Л (л)

Литературное чтение

1

74

Письмо заглавной и строчной букв Л, л

Русский язык

1

75

Знакомство с буквой Й (й)

Литературное чтение

1

76

Письмо заглавной и срочной букв Й, й

Русский язык

1

77

Введение понятия «слог». Знакомство с буквой Г (г)

Литературное чтение

1

78

Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной букв Г, г

Русский язык

1

79

Знакомство с буквой  К (к)

Литературное чтение

1

80

Письмо заглавной и строчной букв К, к

Русский язык

1

81

Отработка написания изученных букв.

Русский язык

1

82

Сопоставление звуков [г] и [к]по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова

Литературное чтение

1

83

Дифференциация букв Г, г – К, к

Русский язык

1

84

Знакомство с буквой З (з)

Литературное чтение

1

85

Письмо заглавной и строчной букв З,з

Русский язык

1

86

Развитие восприятия художественного произведения. Е. Ильина «Шум и шумок», Е. Благинина «Тюлюлюй»

Литературное слушание

1

87

Знакомство с буквой С (с)

Русский язык

1

88

Сопоставление звуков [з] и [с]по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова

Литературное чтение

1

89

Письмо заглавной и строчной буквС, с

Русский язык

1

90

Дифференциация букв З, з – С, с

Русский язык

1

91

Знакомство с буквой Д (д)

Литературное чтение

1

 92

Письмо заглавной и строчной букв Д, д

Русский язык

1

93

Знакомство с буквой Т (т)

Литературное чтение

1

94

Письмо заглавной и строчной букв Т, т

Русский язык

1

95

Развитие восприятия художественного мышления. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Литературное слушание

1

96

Сопоставление звуков [д] и  [т] по звонкости-глухости

Русский язык

1

97

Знакомство с буквой Б (б)

Литературное чтение

1

98

Письмо заглавной и строчной букв Б, б

Русский язык

1

99

Дифференциация букв Д, д — Т, т

Русский язык

1

100

Знакомство с буквой П (п)

Литературное чтение

1

101

Письмо заглавной и строчной букв П, п

Русский язык

1

102

Знакомство с буквой В (в)

Литературное чтение

1

103

Письмо заглавной и строчной букв В, в

Русский язык

1

104

Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев «Дядя Миша»

Литературное слушание

1

105

Знакомство с буквой Ф (ф)

Русский язык

1

106

Знакомство с буквой Ж (ж)

Литературное чтение

1

107

Письмо заглавной и строчной букв Ж, ж

Русский язык

1

108

Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф

Русский язык

1

109

Знакомство с буквой Ш (ш)

Литературное чтение

1

110

Письмо заглавной и строчной букв Ш, ш

Русский язык

1

111

Знакомство с буквой Ч (ч)

Литературное чтение

1

112

Письмо заглавной и строчной бук Ч, ч

Русский язык

1

113

Развитие восприятия художественного произведения. С. Маршак «Тихая сказка»

Литературное слушание

1

114

Знакомство с буквой Щ (щ)

Русский язык

1

115

Знакомство с буквой Х (х)

Литературное чтение

1

116

Письмо заглавной и строчной букв Х, х

Русский язык

1

117

Письмо заглавной и строчной букв Щ, щ

Русский язык

1

118

Знакомство с буквой Ц (ц)

Литературное чтение

1

119

Письмо заглавной и строчной букв Ц, ц

Русский язык

1

120

Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь

Литературное чтение

1

121

Письмо строчной буквы ь

Русский язык

1

122

Развитие восприятия художественного произведения. Шарль Перро «Красная Шапочка»

Литературное слушание

1

123

Знакомство с особенностями буквы ъ

Литературное чтение

1

124

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака

Литературное чтение

1

125

Слова с разделительным мягким знаком

Русский язык

1

126

Письмо строчной буквы ъ

Русский язык

1

127

Отработка техники чтения

Литературное чтение

1

128

Гласные после шипящих в ударных слогах (ча-ща, чу-щу, жи-ши)

Русский язык

1

129

Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов

Литературное чтение

1

130

Заглавная буква в начале предложения

Русский язык

1

131

Развитие восприятия художественного произведения. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Литературное слушание

1

132

Раздельное написание слов

Русский язык

1

133

Работа над осознанностью чтения слов, предложений, коротких текстов

Литературное чтение

1

134

Заглавная буква в именах собственных

Русский язык

1

135

Знаки препинания в конце предложения

Русский язык

1

136

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания

Литературное чтение

1

137

Перенос слов

Русский язык

1

138

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания

Литературное чтение

139

Закрепление написания всех букв русского алфавита

Русский язык

1

140

Развитие восприятия художественного произведения. А. Блок «Зайчик»

Литературное слушание

1

141

Закрепление написания всех букв русского алфавита

Русский язык

1

142

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания

Литературное чтение

1

143

Закрепление написания всех букв русского алфавита

Русский язык

1

144

Закрепление написания всех букв русского алфавита

Русский язык

1

Литература для учителя.

  1. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь. Учебник, часть 1
  2. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь. Учебник, часть 2
  3. 1кл. Безруких М.М. Прописи. Рабочая тетрадь №1
  4. 1кл. Безруких М.М. Прописи. Рабочая тетрадь №2
  5. 1кл. Безруких М.М. Прописи. Рабочая тетрадь №3
  6. С.В.Иванов,   А.О.Евдокимова Программа, планирование, контроль
  7. Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова,  М.И.Кузнецова Методические рекомендации к урокам

Литература для ученика.

  1. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь. Учебник, часть 1
  2. Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь. Учебник, часть 2
  3. 1кл. Безруких М.М. Прописи. Рабочая тетрадь №1
  4. 1кл. Безруких М.М. Прописи. Рабочая тетрадь №2
  5. 1кл. Безруких М.М. Прописи. Рабочая тетрадь №3

Интернет ресурсы.

1.http://www.edu.ru/

2.http://www.encyclopedia.ru/

3.http.//www.nachalka.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (письмо) для 1 класса

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (письмо) составлено с учетом ФГОС. УМК "Школа России"...

тематическое планирование по обучению грамоте , письму,русскому языку "Гармония" 1 класс

Планирование по обучению грамоте, письму,русскому языку по программе "Гармония" 1 класс....

Тематическое планирование по обучению грамоте (письмо ) - 5 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образ...

Календарно - тематическое планирование по обучению грамоте (письмо) 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Календарно - тематическое планирование  составлено в соответствии с требованиями ОУ....

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (письмо) 1 класс

Календарно-тематическое планирование «Русский язык» на основе авторской программы Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетеньковой, М.С. Соловейчик1 класс - 5 ч.-н- 112ч...