А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

 

Познакомить с элементами литературоведческого анализа текста;  

с литературоведческими понятиями; развивать речь;

знакомить через литературу с миром человеческих отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_tsare_saltane.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

                   А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

Цели: знакомить с элементами литературоведческого анализа текста; практически знакомить с литературоведческими понятиями; развивать речь; знакомить через литературу с миром человеческих отношений.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


   1. Проверка домашнего задания.

Продолжим путешествие в 1831 год.  И не случайно. Как вы думаете почему?( Пушкин и Гоголь жили тогда в Царском Селе, там же часто бывал и Жуковский. Там состоялось состязание двух поэтов. Оно заключалось в том, что тогда, летом 1831 года, оба они сочиняли сказки в стихах на народные сюжеты, а Гоголь был первым читателем их сказок.)

-Наша память хранит с малолетства весёлое  имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни…

Пушкин был «человек в поэзии и поэт в жизни».

1.Проверка дом. задания.

-Дома вы вспомнили известные  вам сказки Пушкина. (Выразительное чтение отрывков)

- Что вы помните наизусть?

- На доске вы видите иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. Определите какая иллюстрация к какой сказке относится.


2. Введение в тему урока.

Сегодня мы с вами будем открывать для себя интересное и новое, неожиданное и прекрасное в творчестве А.С.Пушкина.

-Эпиграфом к уроку послужат слова Пушкина « Ну что за прелесть эти сказки»

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.
























I. Работа с текстом рассказа.

1. Работа с текстом до чтения.

Обсуждение названия сказки.

- Сравните название сказок Пушкина с названиями русских народных сказок. В чём разница?

- Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает слово сказка, напоминая нам, что это вымысел? (Он хочет сказать нам больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка.)

-Посмотрите на доску. Прочитайте слова (рассказ, сказка, стихотворение, повесть, сказка – поэма)

- Как это можно назвать одним словом? ( Жанр.)

 - С названием какого жанра вы встречаетесь впервые?

 - Результатом труда поэта стал новый литературный жанр: сказка – поэма.

 - В 1831 году Пушкин написал сказку – поэму …

 -  Давайте прочитаем её название.

 - Что ещё необычного в названии сказки?

 - Обратите внимание на имена героев. Какие они - сказочные или реальные?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Самостоятельное чтение уч-ся начала сказки.

 - На что обратили внимание при первом чтении?

-  Какой эпизод особенно взволновал?

 2.Деление текста на  смысловые части.

- На сколько частей можно разделить прочитанное?

 - Приведите пример зачина.    

 - О чём говорит отсутствие зачина?

 - Что ещё необычного в начале сказки? С чего начинается действие? (Торги).

- Обратите внимание на построение предложений в первой части.            ( Прямая речь).  Читаем по ролям.

 - В чём необычность царя?

  3.Выборочное чтение.

 -Каков Салтан? Можно ли его отнести к положительным или отрицательным героям? Подтвердить цитатами.

 -Итак, он не похож на традиц. героев сказки.

 - Вернёмся к другим героям, поневоле отправившимся в путешествие.

 -Прочитайте выразительно, как царица плыла в бочке. Как надо читать?

 -Докажите, что в этих строках есть описание природы, чувств, действия. Реальные или сказочные?

 - Как же спасаются герои?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать  3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


ΙΙΙ. Итог.

Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям?

 -Согласны ли вы с высказыванием Пушкина?


– Как бы вы оценили свою работу на уроке?


ΙV. Домашнее задание.

Письменная творческая работа.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе;  учить подробному анализу сказки через раскрытие ...

Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Многие из нас проводят  игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."В папке ...

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.."

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане ...» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча...

«… Что за прелесть эта сказка!» А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Сказка А.С. Пушкина о царе Салтане имеет большое воспитательное значение для детей. Сказка живет больше 180 лет не только влитературе, но и во многих видах искусства: живописи, музыке, кино, анимацион...

Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане

Тест по сказке А.С. Пушкина Сказка о царе Салтане 3 кл. Чтение...

Сценарий к сказке А.Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Методический материал подходит для проведения уроков, классных часов и праздников....