Совершенствование навыков чтения на уроках литературного чтения
статья по чтению (1 класс) по теме

В статье собраны упражнения по совершенствованию навыков чтения, которые можно применять на уроках чтения. Это упражнения на развитие чёткости произношения, упражнения, которые являются предпосылкой правильного чтения, упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память, скорость чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Куракина С. Г., учитель начальных классов МОУ «Гимназия №10»г.Ржев

Тверской области.

Cовершенствование навыков  чтения  на уроках литературного чтения в начальной школе.

Навык  чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности, в процесс  чтения вовлекаются волевые качества  читающей личности, её ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы.  Приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания, активизируются усвоенные модели словоупотреблений, словоизменений, словообразований, модели построения предложений, текстов. Чтение-это мощное средство образования, воспитания и развития всех способностей. Вот почему в начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика полноценного и усвоенного навыка чтения. Навык чтения складывается из двух сторон: смысловой - понимания и уразумения содержания и смысла читаемого и технической - подчинённой первой, обслуживающей её - способом, правильностью, выразительностью  чтения  скоростью  чтения . Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые много читают.  При этом учёные и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся доступна скорость  чтения в 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень?  Как научить ребёнка осознанно и правильно читать?  Как сделать уроки  литературного  чтения  и сам процесс  чтения радостью для обучающихся? Каждый учитель  задумывается над этими вопросами и старается по-своему решить проблему  совершенствования навыков  чтения.  Какие упражнения я использую на уроках  литературного по чтения  совершенствованию навыков  чтения?

Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения.

         Игровая разминка.

-Самолёты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошади поскакали: цок, цок, цок. Рядом ползёт змея: ш - ш-ш. Муха бьётся в стекло: з –з –з. Затем следуют скороговорки. Следующее упражнение: работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вздох и на выдохе читают 15 согласных: б, к, з,, с,  т, р,  м ,н , з , р , ш, л, н, х.

-Чтение  согласных с какой-нибудь гласной: ра-ро-ру.

-Жужжащее чтение(3 мин.)чтение только губами и (3 мин.) глазами.

-Ролевое чтение.

-Чтение в парах по абзацам, по частям, цепочкой,  хором(громко, тихо, быстро, медленно)

-Игра «Мнимое слово». Учитель в ходе чтения произносит слово неправильно. Ученики прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являются предпосылкой правильного чтения.                        

-Наращивание согласных и гласных:

Мел-смел-смела-смелая

-Чтение по подобию:

Ира – Ида, Юля – Юра, жар –жир, дом –дым –дам-дай

-Добавление звука  в середине:

Рука-ручка, сума – сумка

-Перестановка слогов:                                                                                                                                                              

Сосна – насос, шина- наши

-Отбрасывание звуков:

столб – стол – сто  

Нельзя забывать о таком методическом приёме, как частота тренировачных упражнений. Чрезвычайно важно общение с родителями, причём не только на родительских собраниях. Дома читать с детьми порциями, но до 5 раз ежедневно: обязательно 1 раз перед сном.

        Упражнения, способствующие развитию техники чтения.

-Игра « Фотоглаз»

Ученик должен запомнить слова, записанные на доске. Учитель называет слово, а ученик говорит было это слово на доске или нет.

-Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.

-Чтение со взрослым.

-Зрительные диктанты.

        Упражнения для расширения поля зрения. 

-Работа по созерцанию зелёной точки. (На карточке ставим зелёную точку, смотрим на неё и в это время называем предметы справа, слева, сверху, снизу.)

-Работа со словарными блоками.

сок                Света

носки          место

сам               каток

                     кукла

                     магазин              

-Работа по таблицам Шульте.

8 4 7

2 1 5

6 3 9

-Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.

-«Бегущая строка»

-Игра «Кто быстрее».

У каждого ученика по 2 текста, требуется найти данное предложение.

-Хоровое чтение по рядам: «Какой ряд лучше прочитает?»

Все эти упражнения, которые я описала в своей работе , дают положительный результат, вносят в урок оживление, делая его ещё более интересным и эмоциональным.

   Литература:

1.Журнал «Начальная школа» №6-2008г.

2. Журнал «Начальная школа» №10-2009г.

3. Журнал «Начальная школа»№6-2003г.

4. . Журнал «Начальная школа»№3-2002г.

5. Журнал «завуч»№5-2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения

В данной статье говорится о формировании навыков осознанного чтения на уроках чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

В помощь учителю. Дидактический материал "Упражнения по совершенствованию навыков чтения на уроках литературы" 4 класс

Основной целью изучения литературы в начальных классах является знакомство учащихся с русской, казахской и зарубежной литературой, помогающей осваивать, познавать мир, обеспечивающей развитие их творч...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...