Рассказы В.В.Чаплиной
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Савченко Виктория Витальевна

3 класс.

Урок внеклассного чтения (основной этап) - конспект + презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.docx29.19 КБ
Файл v.v.chaplina_bez_video_nxpowerlite.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения. 3 класс.

Рассказы В.В.Чаплиной

Цели:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В.Чаплиной;
  • формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
  • воспитывать любовь к животным, доброту, отзывчивость.

Оборудование:

  • презентация к уроку
  • выставка книг В.В.Чаплиной;
  • рисунки детей с изображением животных из прочитанных рассказов

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока. Об авторе.

Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен 105-летию со дня рождения известной детской писательницы – Веры Васильевны Чаплиной.

Вера Чаплина родилась в Москве, на Большой Дмитровке в потомственной дворянской семье. Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, — юрист.

После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.

«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, — вспоминала впоследствии писательница, — Даже находясь в детском доме я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев и мне здорово попадало».

В 1923 году Веру разыскала мать и привезла в Москву. Вскоре она стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов.  С этого времени вся ее жизнь связана с Московским зоопарком, с животными, которых она любит и понимает, а они платят ей необыкновенной привязанностью.

Поначалу она работает служительницей: чистит и убирает клетки, приручает. Позднее ее назначили заведующей молодняком зоопарка. Вот тогда и пришла Вере Васильевне мысль – устроить в зоопарке специальную площадку для звериных малышей – поместить в одну большую вольеру лисят и львят, волчат и ягнят, медвежат и козлят. Многие сомневались, уживутся ли друг с другом хищники и травоядные. Но Вера Васильевна была уверена – уживутся, ведь они еще не звери, а зверята, все они веселые и добрые, игривые и доверчивые, как и всякие детеныши.

Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе.

Вера Васильевна замечала в поведении животных всё, до мельчайших подробностей. А потом решила рассказать ребятам о том, что происходит на площадке молодняка. Так появилась первая её книга «Малыши с зелёной площадки». Из неё ребята узнали, что каждый зверёныш, так же как и всякий взрослый зверь, имеет свой характер и свой нрав, что зверя можно воспитать и злым и добрым.

  1. Работа с выставкой книг.

- Посмотрите на выставку книг В.П.Чаплиной

- Все ли книги соответствуют теме урока? Нет ли лишних книг?

- По каким признакам мы могли бы сгруппировать книги?

- Немало книг написала за свою жизнь Вера Васильевна Чаплина. Книги эти многократно переиздавались,  переводились на разные языки и в нашей стране, и за её пределами, и ребята во многих странах полюбили их, полюбили не только потому, что книги Веры Васильевны интересные, но ещё и потому, что они написаны очень добрым человеком, человеком, любящим животных и считающим главным делом своей жизни – воспитание доброты. А доброта, одно из самых важных и нужных качеств человеческого характера, начинается с малого – с доброго отношения к котёнку или щенку, птенцу или лягушонку.

4. Знакомство с рассказом В.Чаплиной «Случай с оленем»

- Читая рассказы В.Чаплиной можно узнать не только о жизни животных – питомцев зоопарка, но и о тех людях, которые работают в Зоопарке – ухаживают за животными, лечат, изучают и кормят их. С одним таким рассказом я хочу Вас познакомить. (учитель представляет книгу и пересказывает рассказ)

Осторожен и пуглив олень, особенно в то время, когда у него спадают старые рога, а новые, ещё молодые, покрыты мягкой кожей. Когда служитель убирает загон, олень торопливо отходит в сторону или, прижав уши, поспешно убегает. Зато к осени, когда у оленя рога уже отрастут и затвердеют, он становится очень опасным зверем.

Однажды получилось так. Служитель был новый и малоопытный. Он убрал загон, положил в кормушку корм, а когда выходил, вместо того чтобы запереть ворота на замок, лишь накинул щеколду.

Заметив, что служитель уходит, олень бросился следом за ним. Сильный удар рогов — щеколда соскочила в сторону, ворота открылись, и олень вышел. Заметив свою оплошность, служитель хотел загнать оленя и замахнулся на него метлой. Но вместо того чтобы послушно вернуться в загон, олень наклонил свою ветвистую голову и с такой яростью бросился на служителя, что тот еле успел укрыться за деревом.

Однако, загнав человека за дерево, олень на этом не успокоился. Он стал гонять свою жертву вокруг ствола и, чем дольше гонял, тем больше приходил в ярость. Как нарочно, в этот час никого из сотрудников Зоопарка поблизости не было и никто не мог прийти служителю на выручку.

Сколько пришлось незадачливому служителю сделать кругов вокруг дерева, сказать трудно. Но в те короткие моменты, когда олень, по-видимому, отдыхал, служитель старался обдумать, как же ему теперь поступить.

          А если Вы хотите узнать, что было дальше и с помощью какой хитрости служителю удалось вернуть оленя в загон, прочитайте рассказ В.Чаплиной из книги «Питомцы зоопарка»

  1. Рассказы ребят о прочитанном.
  1. «Уголёк»

(В этом рассказе говорится о дружбе разных животных.  Кошка стала приемной мамой лисенку)

- В каких еще рассказах мы читали о том, как животные выкармливают чужих детенышей?  ( “Сиротка”, “Пальма”)

- Помнят ли малыши своих приемных родителей? (Животные помнят добро и помнят приемных родителей, всегда узнают их, даже если прошло много времени)

2) «Медвежонок»

- Чем тебе понравился этот рассказ? ( Копуша веселая, сообразительная и забавная)

- В каких еще рассказах мы читали о медвежатах? (“Варежка”, “Фомка – белый медвежонок”,“Марьям и Джек”)

3) «Шанго»

- Что интересного узнали из этого рассказа? (Слон Шанго – самый большой слон зоопарка, он - хороший отец, правильно воспитывает своего маленького шалуна-слоненка. А с людьми он играет по-своему: может съесть шляпу,он хитрец и трюкач)

- В 50-тые годы прошлого века Шанго был очень известен в Москве, даже попал в “Денискины рассказы” Драгунского.

  1. Викторина «Чей портрет?»

  1. « Самыми интересными мне показались его глаза. Они были совсем не такие, как у остальных…, которые жили в зоопарке. У тех зверей глаза были коричневые, а у него светлые, будто янтарь. Глаза этого зверя обращали на себя внимание и придавали ему выражение какой-то неукротимой свирепости. Хорошо разглядела я и большую седую голову … , его сильное, мускулистое тело и огромный рубец, который пересекал полосатую спину…» ( тигр Раджи)
  2.  « Туловище длинное и гибкое, словно без костей; головка приплюснутая, похожа на змеиную, и маленькие, как бусинки, глаза …» ( выдра Ная)

  1. « Передняя лапка его была сломана, а повреждённый глаз затянуло плёнкой. Он был самый слабый – такой маленький, худой, скучный …»

( рысь Таска)

  1. « Глазки были похожи на щёлки и слезились. Ушки у неё поднялись, а ярко-красные губы стали розового цвета…. Голова была большая, ножки короткие, толстые, а туловище длинное…» (львица Кинули) – видео (2 минуты)

  1. Викторина «Где моё имя?» ( работа в парах)

львица                            Малышка

щенок                            Сиротка

обезьянка                       Лоська

гепард                            Шанго

медвежонок                  Кинули

тигрёнок                        Куська

выдрёнок                       Люкс

лисёнок                          Ная

слон                                Фомка

лось                                 Куций

  1. Разгадывание кроссворда.

к

р

о

к

о

д

и

л

ы

с

г

у

щ

ё

н

к

а

с

и

р

о

т

к

а

б

а

л

к

о

н

о

в

ч

а

р

к

а

ы

  1. Кого привезли в зоопарк в посылке с надписью «Открывать осторожно»? (крокодилы)
  2. Какой породы был щенок Куська, воспитанный волчицей? (овчарка)
  3. Любимое лакомство медвежонка Фомки. (сгущенка)
  4. Любимое место львицы Кинули в квартире В.В.Чаплиной (балкон)
  5. Как звали тигрёнка с которым познакомился Фомка в первый день пребывания на площадке молодняка? (Сиротка)

  1. Рекомендации для чтения на следующий урок.

25 июня 1863 года на свет появился человек, создавший уникальный театр зверей, разработавший собственную школу гуманной дрессуры — Владимир Дуров. От него идет одна из самых знаменитых среди существующих по сей день цирковых династий.

К следующему уроку вн.чтения вы будете читать книги о дрессировщиках и дрессированных животных.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Савченко Виктория Витальевна учитель начальных классов Базовая школа начального общего образования ГБОУ СПО ЛО «Гатчинский педагогический колледж им. К.Д.Ушинского » Рассказы В.В.Чаплиной Урок внеклассного чтения 3 класс УМК «Школа России» 2013 год

Слайд 2

Вера Васильевна Чаплина 1908-1994

Слайд 9

т игр Раджи в ыдра Ная р ысь Таска л ьвица Кинули

Слайд 10

л ьвица щ енок о безьянка г епард м едвежонок т игрёнок в ыдрёнок л исёнок с лон лось Малышка Сиротка Лоська Шанго Кинули Куська Люкс Ная Фомка Куций

Слайд 11

1 3 5 4 2 Кроссворд К Р О К О Д И Л Ы О В Ч А Р К А С Г У Щ Ё Н К А Б А Л К О Н С И Р О Т К А Ы

Слайд 12

Владимир Дуров

Слайд 14

Фотографии: Вера Ч аплина - http :// img-fotki.yandex.ru/get/6107/159651311.0/0_7ac3b_268aba1b_L.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/d/d9/ Вера_Чаплина-1. jpg http:// img-fotki.yandex.ru/get/6107/159651311.0/0_7ac34_313bfd5_L.jpg http:// chaplina1.narod.ru/40.jpg http:// chtoby-pomnili.com/gallery/cache/875_006.jpg_max.jpg http:// ic.pics.livejournal.com/1_9_6_3/14604510/3525/3525_320.jpg http:// chtoby-pomnili.com/gallery/cache/875_172131749.jpg_max.jpg http:// img-fotki.yandex.ru/get/6301/159651311.5/0_7db1d_b929b939_XL.jpg http:// i133.photobucket.com/albums/q52/garpia2/zoo/9.jpg http:// i133.photobucket.com/albums/q52/garpia2/zoo/17.jpg http://3.bp.blogspot.com/-5ZNIGSwZXO0/UPcLXdGdFLI/AAAAAAAAATw/PdxNzmLUvxY/s1600/ Фото. png http:// img-fotki.yandex.ru/get/5702/159651311.8/0_80f3c_c1a7daef_XL.jpg Семья - http:// img-fotki.yandex.ru/get/6206/159651311.1/0_7b133_69dcc9ca_XL.jpg Родители - http:// img-fotki.yandex.ru/get/4128/159651311.1d/0_ae2ce_6892a3f0_L.jpg.jpg Детский дом в Ташкенте - http:// www.oldtashkent.ru/images/stories/a062-800x576.jpg Звери: http:// i1095.photobucket.com/albums/i472/1_9_6_3_2/13-11.jpg http:// lib.rus.ec/i/92/216192/i_021.jpg http:// s00.yaplakal.com/pics/pics_original/9/9/1/155199.jpg http:// i133.photobucket.com/albums/q52/garpia2/zoo/2-1.jpg http:// i133.photobucket.com/albums/q52/garpia2/zoo/5-1.jpg http:// animalbox.ru/wp-content/uploads/2011/02/lunx_lunx1.jpg http:// biologiya.net/wp-content/uploads/2012/12/vydra-rechnaya.jpg Московский зоопарк - https://pastvu.com/_ p/d/2/c/e/2cefae5e4bff5064261b07b405564a8b.jpg Видео – Владимир Дуров - http:// www.peoples.ru/art/circus/clown/durov/durov_9.jpg Театр зверей - http:// mostreet.ru/wp-content/uploads/2013/06/Ulica-Durova-dom-4-Theater-2013_05.jpg http:// vmdaily.ru/photo/moscvichka/2012/10/moscb9c63f8b674908134f4a6eaa88933.jpg http:// cdn4.img22.rian.ru/images/75329/17/753291760.jpg

Слайд 15

Книги В.Дурова - http:// runcib.ru/uploads/posts/2011-10/1319701846_9785170490554.jpg http:// rcbs.grodno.by/images/42.jpg Книги Н.Дуровой - http:// amphora.ru/imgs/books_big/2136.jpg http:// amphora.ru/imgs/books_big/2136.jpg http:// www.char.ru/books/200420_Moj_dom_na_kolesah.jpg http://files.web2edu.ru/233f5fa9-2bf5-4ccc-b37c-70c5c860a085/% 7B17ea71d0-33e8-441e-9dae-29795564729e%7D.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Изложение по рассказу В.Чаплиной "Мушка" 4 класс

Это конспект урока по развитию речи изложение-повествование....

Литературная игра по рассказам В. Чаплиной.

Игру по произведениям писательницы Веры Чаплиной можно провести в любом классе, работая по любой программе....

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

Задание к уроку внеклассного чтения "Рассказы Веры Чаплиной"

Задание к уроку внеклассного чтения "Рассказы Веры Чаплиной". Выдается детям за 1-2 недели до урока. Ответы оформляются в тетради по внеклассному чтению....

Презентация к уроку " Рассказы В.Чаплиной"

Презентация является мультимедийным сопровождением урока литературного чтения по теме "Рассказы В.Чаплиной"....

Урок по литературному слушанию «Рассказы для детей. В Чаплина «Мушка»

Урок учит воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам,  закрепляется понятие «рассказ»учащиеся  учится выделять особенности рассказа, учатся в...

Конспект по развитию речи на тему: «Подробное изложение по рассказу В. Чаплиной "Лесная кормушка"»

Конспект по развитию речи на тему: «Подробное изложение по рассказу В. Чаплиной "Лесная кормушка"»...