Конспект урока по литературному чтению по программе Л. В. Занкова 2 классШуточный рассказ: серьезная проблема »
материал для подготовки к егэ (гиа) по чтению (2 класс) на тему

Самохина Ольга Сергеевна

 

Цель урока:

Посмотреть, как Д.Родари, автор рассказа « Сакала-пакала» затрагивает в шуточной форме серьезную проблему взаимоотношений взрослых и детей, детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок литературного чтения61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

2 класс

Программа Л.В. Занкова

Тема: «Шуточный рассказ: серьезная проблема »

(Д.Родари  «Сакала-пакала», Г. Остер «Вредные советы»)

Место проведения: СШ №7 г. Йошкар-Олы

Учитель: Самохина О. С.

Городской семинар

Урок литературы

2 класс

Тема: «Шуточный рассказ: серьезная проблема »

Д.Родари  «Сакала-пакала», Г. Остер «Вредные советы»

Цель урока:

Посмотреть, как Д.Родари, автор рассказа « Сакала-пакала» затрагивает в шуточной форме серьезную проблему взаимоотношений взрослых и детей, детей и родителей.

Задачи:

  1. Определить жанр текста Д. Родари: сказка или рассказ;
  2. Выявить шуточный характер произведения;
  3. Обсудить взаимоотношения между детьми и взрослыми, способность взрослых понимать необыкновенный язык детства.

Оборудование:

Мини- проекты детей: фото или рисунок со своего семейного праздника; календари детей; карточки для тренинга; слова: ПАКАЛА-САКАЛА-БРАФ; ПАПАМАМАЛОГИЯ; СИНЬОР; ЛОПОТАТЬ; музыка.

Ход урока

1.Орг. момент.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь, улыбнитесь и       поздоровайтесь с ними.                                                      

2.Проверка домашнего задания

  • На прошлом уроке литературы вы познакомились с одним интересным произведением. Кто вспомнит его автора и название?

                                                        Олег Кургузов « День рожденья вверх ногами»

-Что это сказка или рассказ? Докажите.

                           Нет сказочных элементов. Может произойти в реальной жизни.

-Чем интересно это произведение?

                             Шуточная форма. Родители пошли на поводу ребенка.

-Почему они выполнили просьбу мальчика?

                                Был день рождения

  • А как в вашей семье отмечают праздники? Давайте посмотрим на ваши мини-проекты (рисунки и фото с семейного праздника). Какие дарят подарки?
  • На своем годовом кругу кто-то из вас отметил дни рождения своих родственников. Кто больше? Давайте посмотрим.

  В любой стране, семье есть взрослые, которые не забыли, как они были детьми. Оказывается, не только Гришкины родители помнят необыкновенный язык детства…

3.Работа по теме.

Сегодня мы знакомимся еще с одним произведение Д. Родари. « Сакала-пакала».

  1. Чтение учителем
  • Что понравилось? Запомнилось?
  • Прочитайте этот текст жужжанием и определите, что это-сказка или рассказ?
  1. Жужжащее чтение детьми
  • Что это сказка или рассказ? Почему так решили?
  • Что общего с произведением Олега Кургузова «День рожденья вверх ногами»?     (шутка)
  • Значит, какое по характеру произведение?

                                                           Шуточное

  1. Работа над текстом

  • Зачем дети придумывали новый язык?

                               Тайна. Кроме них не должен был понимать ни один человек.

Найдите и зачитайте.

  • Отчего смеялись дети?

                               Получалось все складно и смешно.

Докажите словами текста

  • Кто подслушал разговор детей? А кто такой синьор?

Синьор- господин, форма обращения к мужчине в Италии.

  • Как описывает автор синьора? А синьору?
  • Как вы понимаете слово «ЛОПОЧУТ»?

Лопотать-говорить быстро, непонятно.

  • А кто произнес это слово? Значит, какая синьора?

                                        Не злая

  • Как перевел добрый синьор разговор мальчиков?

Хороший сегодня денек. Завтра еще лучше. Как хорошо, что мы живем на свете. Да. Мир прекрасен.

  • Нравится ли тебе старый синьор? Почему?
  • Он действительно понимает, о чем говорят мальчишки или подыгрывает им?
  • Почему синьор понял ребят?

                                 Есть чувство юмора. Любит детей. Умеет шутить.

  • Что ответил синьор синьоре? Переведите как можно точнее, что же ответил старый синьор своей соседке?

                         Он чудесен для тех, у кого есть чувство юмора.

                         Он чудесен для тех, кто умеет шутить и понимать шутки.

  • Так что общего в текстах Олега Кургузова и Джанни Родари?

                     Взрослые тоже умеют шутить.  Они умеют впадать в детство и понимать друг друга.

  • А у тебя есть взрослые знакомые, которые не забыли язык детства?

4.Игровой тренинг

Прочитайте фразу:-Пакала- сакала-браф  

- восторгом;

-с объяснением;

-с вопросом?

-с гневом;

-с радостью;

- с пожеланием спокойной ночи;

-с испугом

-с долгим объяснением;

-с просьбой

  • Понятна ли вам фраза? Отчего зависит ее смысл?

                                От настроения и интонации.

  • А как она произносится в данном тексте?

                                    с радостью

5. Физпауза под музыку

6. Работа с произведением Г. Остера «Вредные советы»

  1. Как ты думаешь, как переводится слово «Папамамалогия»?.
  2. Давайте узнаем об этом. С. 51 Чтение сильными учениками.
  3. Чтение вредных советов. – 2 сильных ученика
  • Как ты думаешь, Г. Остер шутит или говорит правду?

Вывод:   Очень часто дети делают все наоборот. Поэтому, прочитав эти стихи, ребенок посмеется над своими поступками и сделает правильно. Он посмотрит на себя со стороны.

7. Итоги

- Мы сегодня познакомились с произведениями двух разных людей – это итальянский писатель Джанни Родари и русский писатель Григорий Остер, – обратиться к доске

-Два разных писателя, два разных человека, люди разных времен, разных стран, а писали об одном и том же, о шутке, о взаимопонимании детей и взрослых.

Не всегда легко понять друг друга. Но в этом нам может помочь шутка и хорошее настроение. И я думаю, что урок прошел « Сакала-пакала-браф!»

8. Оценки

9. Домашнее задание (дифференцированное)

1. Читать с. 49-50 по ролям - все

2.  Придумать вредные советы- сильные ученики

3. Что ответила синьора  синьору?-средние

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению.Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы

Тема: Типы текстов. Л.Н.Толстой. Рассказы Цель урока – формирование у детей общего понятия о типах текстов на основе произведений Л.Н. Толстого «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда дев...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац

Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" по теме "Андрей Усачёв. Обои"

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" во 2 классе по теме "Андрей Учачёв. Обои" соответствует требованиям ФГОС и содержит описание групповой работы, интер...

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспектива" "Слон и Моська. И.А.Крылов"

Открытый конспект урока в 3 классе по программе "Перспектива" "Слон и Моська. И.А.Крылов"...

Конспект урока по литературному чтению "Чтение рассказа В.Драгунского «Что любит Мишка».

Цель: познакомить детей с произведением В. Драгунского «Что любит Мишка».Задачи:Образовательные: выработать у детей такие качества чтения, как: техника чтения, правильность чтения, выразит...