Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац
план-конспект урока (чтение, 4 класс) на тему

Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu_vov.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

 Э.Э. Кац  4 класс  УМК «Планета знаний»

Тема: Дети и война. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Цели:

- расширить знания детей о ВОВ

- способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову

- совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношения автора к описываемым событиям, выражать своё отношение к прочитанному

-  создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведения А. Твардовского «Рассказ танкиста».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость, наполнит наши сердца тёплыми, добрыми чувствами.

  1. Определение тема урока.

Рассмотрите картины, помещённые на доске. Что у них общего? (на них изображена война, это ВОВ).

Как вы думаете, с какой целью эти картины помещены  на доске? (мы изучаем тему «Прошла по Земле война»).

На каком произведении мы с вами остановились? (Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»).

  1. Проверка домашнего задания.

Кто является главным героем рассказа Полевого?

Расскажите о главном герое Матвее Кузьмине по плану:

  1. Жизнь Матвея до прихода немцев
  2. Согласие Матвея помочь немцам
  3. Путь через лес
  4. Гибель и похороны Матвея Кузьмина

Какова  главная мысль этого рассказа? (да, не страшна смерть человеку, который выполнил свой долг перед Родиной).

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством.

Какие смысловые ассоциации у вас возникли? (смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).

Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она? (жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).

Какие чувства у вас вызывает война? (тревожные, беспокойные, печальные, горькое).

Что вы знаете о ВОВ? (начало 22 июня 1941 года – окончание 9 мая 1945 года).

Слово учителя:

Да ребята, 67 год над нашей Родиной  синие, мирное небо. И солнце доброе, радостное, не застланное дымом. Время сгладило и затянуло раны минувшей войны. Но человечество никогда не забудет ратный подвиг советских  воинов и новые поколения будут восхищаться их героизмом. Подвиг народа бессмертный!

Во время ВОВ победу наравне с взрослыми ковали и дети. Хотели бы вы узнать, как они помогали взрослым?

Прочитайте на доске фамилии имена писателей. Как вы думаете, с произведением какого писателя мы будем работать? (на доске фамилии:

В. Бианки,

И. Крылов,

А. Барто,

А. Твардовский,

Г. Андерсен)

Как вы догадались? (методом отбора)

  1. Знакомство с биографией А. Т. Твардовского. (рассказ ученика презентация)

Об одном из таких героев Твардовский пишет в стихотворении «Рассказ танкиста». Это произведение было создано в начале войны на реальных событиях.

  1. Знакомство со стихотворением «Рассказ танкиста» (аудиозапись)

О каком событии идёт речь в стихотворении?

Что тронуло вас в этом стихотворении?

Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

  1. Работа над стихотворением. (с выборочным зачитыванием эпизодов)

Кто из героев привлёк ваше внимание? (мальчик)

Найдите в стихотворении, как автор даёт портрет этого мальчика.

Как вы думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень? (Твардовский хотел рассказать, что во время войны каждый хотел принести пользу Родине)

Кто является главный герой в стихотворении?

Какие качества характера раскрываются в стихотворении? (приветливый – встречает как гостей, смелый- разведал где пушка стоит, скромный- показал и убежал)

Как автор относится к герою? (с уважением, гордостью, он ему нравится)

Кроме обычных качеств, присущих любому человеку мальчику ещё свойственны смелость, отвага, бесстрашие, храбрость. И тем самым он нравится автору и нам.

Что испытывал танкист во время боя?

Трудность – прорывались

Удовлетворение – врага вмяли в чернозём

Усталость – вытер пот

Благодарность к мальчику

Чувство вины перед мальчиком – не спросил,  как его зовут

Какие чувства испытывал мальчик? (чувство тревоги, волнение, боялся, что враг успеет сменить своё местоположение)

  1. Словарная работа в группах (на листочках даны выражения, надо объяснить их значения).

Откуда мы берём информацию о словах? (из интернета, толкового словаря, можем спросить у старших или учителей)

ЗАДАНИЕ:

1 группа

а)  всё нынче как спросонку.

б)  гвоздит

2 группа

а)  расчёт

б) катим вчетвером

3 группа

а) уличный бой

б)  заходим в тыл

Заслушивание ответов учеников.

  1. Работа над языком стихотворения.

Какие литературные приёмы использует Твардовский, для чего? (повтор – первый и последние строфы, показать, что бой действительно трудный и поступок мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал землю от врагов. Танкист испытывает сожаление, что не успел спросить  как его зовут).

Какой приём использовал, для того, что бы выразительнее описать предметы? (сравнения. Автор сравнивает:

Мальчика- с главарём

Рубаху- с пузырём

Пули- с гвоздями).

Что можно сказать о звукозаписи?(автор часто использует ж, ш ,щ, з ,с, чтобы передать шум боя, свист пуль.)

  1. Физминутка для глаз.
  2. Работа в группах.

Как вы думаете, на сколько смысловых частей можно разделить это стихотворение? (на три)

1 часть 3 строфы

2 часть 4 строфы

3 часть 2 строфы

Как мы будем читать каждую из этих частей? (первую часть- спокойно, идёт воспоминания, вторая часть -тревожно, идёт бой, третья часть- спокойно, бой закончен)

По одному человеку от группы зачитывают части.

  1. Вывод по произведению. (слайды о городах – героях, о школьном музее)

Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали, гибли, губили других. ВОВ - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества, огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие не только взрослые, но и дети. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звания городов – героев. Много вытерпел советский народ в эти 4 года. Вспомните героический подвиг Ленинграда – 900 дней держались люди в блокаде, Сталинградскую битву вспомните. Перед этими подвигами мы должны  и обязаны склонить головы.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

А что вы можете сказать о нашей школе? Как мы помним о героях погибших в войне? (в нашей школе есть музей боевой славы, мы часто его посещаем и с удовольствием слушаем В.В. Воронкова – организатора этого музея. Возле школы у нас есть памятник павшим героям. Наша школа носит название «Кадетский корпус памяти героев Сталинградской Битвы». К нам часто приходят ветераны. Каждый класс поддерживает связь с ними, поздравляет с праздниками, навещает их.)

  1. Работа над пословицами в группа.

О подвигах, о героизме людей создано много пословиц, соберите их и объясните смысл.

1 группа

В бою побывать – цену жизни узнать.

2 группа

Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

3 группа

Русский солдат не знает преград.

А какую из этих пословиц можно отнести к стихотворению Твардовского?

  1. Обобщение. Итог урока.

Кому же рассказал танкист эту историю о мальчике? (поэту)

Поэт Твардовский пронёс её через годы и поведал её нам, для чего? (что бы мы помнили безымянных героев ВОВ)

Вот как об этом сказал Роберт Рождественский:

Люди! Покуда сердца стучатся помните,

Какой ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните!

  1. Домашние задание.

Выразительное чтение стихотворения, подбор пословиц о войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу "Писатели-детям" 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: литературное чтениеКласс: 2Программа: Школа РоссииТема урока: Обобщение по разделу "Писатели – детям"Цель урока: обобщить и систематизировать знаний из пройденного ...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему «Лев Николаевич Толстой - детям» (УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: Лев Николаевич Толстой – детямЦели деятельности учителя: Знакомство с произведениями Л.Н. Толстого, биографией писателя...