Рабочая программа по литературному чтению 4 класс.
рабочая программа (чтение, 4 класс) по теме

Рабочая программа по литературному чтеню, 4 класс. Школа Росии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.chtenie_dokument_microsoft_word_2.rar32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

 С. А. Есенин «Черемуха». Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

Цели

Сформировать представление об особенностях лирического произведения.

Сформировать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Изучение произведения С.Есенина «Черемуха».  Освоение средств художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение метафора.

Термины и понятия

Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, синквейн.

Планируемый результат

Личностные умения:

 Проявлять :

 - интерес к изуче-нию темы;

- желание читать лирические произведения о русской природе.

Метапредметные умения

Познавательные:

- определять особенности лирического произведения и обосновывать свое мнение;

-  определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать свое мнение.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, мнение;

- использовать речевые средства  для представления результатов деятельности.

Предметные умения

-  работать с  текстом лирического произве-дения;

- проводить исследование текста и оформлять его в виде таблицы.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Название предмета:

изобразительное искусство , русский язык, окружающий мир.

Информационный материал

Учебник : литературное чтение : 3 класс

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Раздаточный материал:

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная

индивидуальная

парная -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

Мотивировать на изучение темы

 Ане и Саше нужно было разгадать загадку.  Но , нетерпеливые дети, недослушав загадку, назвали  разные ответы. Послушайте загадку:

 Будто снежный шар бела(слайд)

По весне она цвела

- Какие ответы могли быть у детей? Почему получились разные ответы?

 Прочитайте текст загадки до конца.

Будто снежный шар бела

По весне она цвела

Нежный запах источала

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

 - Так что же это?  (слайд)

 Докажите, что это черемуха.

- Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением «Черемуха» замечательного поэта.

-Чей портрет вы видите?  Слайд.

-С.А. Есенина.

-Какие стихи Есенина вы уже читали?

(«Белая береза», «Поет зима аукает», «С добрым утром»)

Сядьте  поудобнее и послушайте стихотворение.

(слайд  черемухи, на фоне слайда чтение стихотворения наизусть учителем)

- проявлять интерес к изучению темы;

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (3), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

С. А. Есенин «Черемуха».

Цели:

• Стимулировать инте-рес к чтению лиричес-ких стихотворений об осени.

• Актуализировать знания:

— о значении понятия «сравнение»;

— об особенностях лирических произве-дений.

• Актуализировать умение работать с лирическим текстом.

• Научить:

— определять особен-ности лирического про-изведения и обосновы-вать своё мнение;

— определять средства выразительности лири-ческого текста С.Есенина «Черемуха»;

— соотносить содержа-ние художественного текста с сюжетом кар-тины и обосновывать своё мнение;

— работать с текстом лирического произве-дения:

— выразительно читать поэтический текст;

— определять в лирическом тексте сравнения и записывать их;

— проводить исследование текстов и оформлять его результаты в виде таблицы;

— создавать иллюстра-цию к стихотворению С.Есенина «Черемуха»;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять взаимо-проверку и взаимо-оценку учебного зада-ния;

— договариваться и приходить к общему решению.

1. Какое  настроение вызвало у вас  стихотворение? Почему?

(Настроение радостное, приподнятое, вольное, т.к. начинается весна, природа просыпается и все это радует поэта.)

 
2. Словарная работа

(медвяная роса- ароматная, с запахом меда; Слайд

проталины- место, где стаял снег и открылась земля; Слайд

под кручею- крутой спуск, обрыв, крутое место; Слайд

зелень пряная- с острым ароматным запахом; Слайд

волна гремучая- шумная издающая громкие звуки) Слайд

3.На какие картины можно разделить это стихотворение?
(Черемуха, ручей, снова черемуха, опять ручей.)


(В стихотворении Сергея Александровича два героя-ручей и черемуха. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. )
-Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.
-Какие краски вы использовали бы для иллюстрации? Почему?

-Нравится ли ручью черемуха
(Да, он ей песенки поет.)

4. Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки…»
(Р-ПТ-Т-СТР-БР-Р)
-Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки.
5. Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы ей понравится. Какой прием использовал поет, чтобы ожил ручеек и стал похожим на человека.)
-Какой образ олицетворяет черемуха?
(Образ девушки.)
- А ручей?
(Образ юноши.)
 

Объясните значение понятий  «олицетворение»,  «сравнение», «эпитет».

6.Найдите в тексте сравнения.
(Что кудри…)
7. Что такое метафора?
(Слова, употребленные в переносном значении.)
-Найдите метафоры.
(Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит…)
8. Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в которых повторяется звуки З-С. Воспользовался ли этим приемом Есенин? Попробуем про читать первые 8 строчек, подчеркивая эти звуки.
-А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись, стоит» и тоже подчеркнем звуки З-С.
-видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька.

9. Чтобы картина была полной, поэт хотел, чтобы и запахи представили.
-Какими словами поэт говорит о запахах?
(Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.)
-Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручье.
(Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)

Диагностические задания:

1. Назовите литературный прием:

• «Роса медвяная  , зелень горит,.. ».

2. Допишите         предло-жение:

• Стихотворение         «Черемуха  » вызывает чувство....

Личностные умения:

— проявлять интерес к лирическим стихотво-рениям ;

Познавательные умения:

— определять особен-ности лирического про-изведения и обосновывать своё мнение;

— определять средства выразительности            стихотворения С.Есенина             «Черемуха» и обосновы-вать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное за-дание в соответствии с планом;

— выполнять взаимо-проверку и взаимооценку   учебного   зада ния. Коммуникативные умения:

— подбирать адекватные слова при высказывании и суждении в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. Предметные умения:

— работать с текстом лирического произве-дения;

— выразительно читать поэтический текст;

— определять в лири-ческом тексте сравнения;

— подбирать синонимы и записывать их;

— проводить иссле-дование текстов и офор-млять его результаты в виде таблицы;

— создавать иллюст-рацию к стихотворению С.Есенина  «Черемуха».

Диагностика качества освоения темы

Цели:

Установить степень освоения данной темы, а именно умения:

— определять  автора  произведения по фрагменту текста;

— определять в тексте средства художественной выразительности;

— давать определение лирическим произведениям

1. В поэзии С.А. Есенина много «золотых» и  «серебряных»  слов: серебрит, золоые, серебряные, серебром, золотом..  вставьте их на место пропусков.

1) Кругом роса медвяная (слайд)

    Сползает по коре,

    Под нею зелень пряная

    Сияет  в _______________

                            («Черёмуха»).

2)  Ночь . Вокруг тишина.(слайд)

    Ручеёк лишь журчит.

    Своим блеском луна

    Всё вокруг_______________

                     («Ночь»).

3)  А заря, лениво(слайд)

     Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым ______________

                  («Берёза»).

4) Улыбнулись сонные берёзки, (слайд)

     Растрепали шёлковые косы.

    Шелестят серёжки.

    И горят _________________  росы.

                  («С добрым утром»).

2. Определите средства художественной выразительности.

                                                   С. Есенин.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Эпитет

Сравнение

Олицетворение

3.-А сейчас, давайте тоже на некоторое время станем поэтами. Предлагаю вам сочинить синквейн. Слайд

 Правила написания синквейна вы видите на экране.

первая строка – одно слово, существительное, отражающее  главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

четвертая строка - предложение, показывающее отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

-Поработаем группами по рядам. Вам будут предложены опорные слова, выберите те, которые будут близки вашей группе. Объединитесь в группы.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— определять      автора      по фрагменту текста;

— определять средства выразительности в тексте лирического произведения;

— составлять предложения о лирическом произведении

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

• Научить:

— соотносить       результат с поставленной целью;

— оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

Закончите предложения:

/. Мне важно уметь определять средства выразительности, потому  что...

Самооценка

Закончите предложение:

Я... (очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы, которую

сделал(а) сам(а).

Личностные умения:

— оценивать      результат собственной    деятельности. Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

1. В поэзии С.А. Есенина много «золотых» и  «серебряных»  слов: серебрит, золоые, серебряные, серебром, золотом..  вставьте их на место пропусков.

1) Кругом роса медвяная

    Сползает по коре,

    Под нею зелень пряная

    Сияет  в _______________

                            («Черёмуха»).

2)  Ночь . Вокруг тишина.

    Ручеёк лишь журчит.

    Своим блеском луна

    Всё вокруг_______________

                     («Ночь»).

3)  А заря, лениво

     Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым ______________

                  («Берёза»).

4) Улыбнулись сонные берёзки,

     Растрепали шёлковые косы.

    Шелестят серёжки.

    И горят _________________  росы.

                  («С добрым утром»).

2. Определите средства художественной выразительности.

                                                   С. Есенин.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Эпитет

Сравнение

Олицетворение

3.-А сейчас, давайте тоже на некоторое время станем поэтами. Предлагаю вам сочинить синквейн. Слайд

 Правила написания синквейна вы видите на экране.

первая строка – одно слово, существительное, отражающее  главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

четвертая строка - предложение, показывающее отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

-Поработаем группами по рядам. Вам будут предложены опорные слова, выберите те, которые будут близки вашей группе. Объединитесь в группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...