рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа (чтение, 4 класс) по теме

Мельникова Татьяна Петровна

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса .Программа "Школа России"автор Климанова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc575.88 КБ

Предварительный просмотр:

комитет Администрации Каменского района по образованию

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоярковская средняя  общеобразовательная школа»

Принято:                                 Согласовано:                                  Утверждаю:

Руководитель МО                Зам. директора по УВР                  Директор школы

_________Т.В. Ермакова        ________ С.А. Кольченко          _____Л.И. Анциферова

Протокол №__от

«___»  ___20___г.               «____»___________20___              «__»_________20___

Рабочая программа

 по литературному чтению для 4 класса,

начальной ступени обучения, базовый уровень

на 2013-2014 уч.г

Составитель: Мельникова Татьяна Петровна,

учитель начальных классов

2 квалификационная категория

                                                   

с .Новоярки

2013год

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова

Учебники данной системы имеют грифы «Рекомендовано» и «Допущено»

 

Пояснительная записка

Учебная программа «Литературное чтение» составлена на основе программы «Литературное чтение» авторов: Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В.

На изучение учебного материала по учебному предмету «Литературное чтение» в тематическом планировании отводится 102 часа (3 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ. и программе.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений      Курс литературного чтения1 призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
      Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
      Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
      Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
      Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за казалось бы обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
      Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
      Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
      
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
      
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
      Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
      Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)
      Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.
      Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
      Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.
      Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.
      
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
      Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения — формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение); на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
      Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного обобщать и выделять главное.
      Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
      Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
      В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
      При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
      Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
      Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
      Учебно-методический комплект, реализующий программу «Литературное чтение» в 1 классе, включает:
      учебник «Родная речь» (авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова);
      пособие «Читалочка» (автор Л. Ф. Климанова);
      книгу для учителя «Уроки литературного чтения» по учебнику «Родная речь. 1 класс».
      Для учащихся 2—4 классов комплект включает:
      учебник «Родная речь» (авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова);
      книгу для учителя «Уроки литературного чтения» по учебникам «Родная речь» для 2—4 классов.
      Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
      — развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
      — учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
      — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
      — развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
      — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
      — обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
      — формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
      — обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
      — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
      — обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
      — работать с различными типами текстов;
      — создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
      Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

 Перечень разделов учебного предмета и количество часов

Былины. Летописи. Жития (6 ч)

      О былинах.
      «Ильины три поездочки».
      Летописи. Жития.
      «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»
       «И вспомнил Олег коня своего...»
      «Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы (20 ч)

      1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (49 ч)

      1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».

Сказки русских писателей

      1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе час

      1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства

      1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь

      1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы

      1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь

      1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»; 3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина

      1. И. С. Никитин. «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»; 3. А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; 4. Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна «Фантазия»

      Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература (7 ч)

      1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. Х. Андерсен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной школы

      Обучающиеся должны:
      
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
      понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
      передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
      составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
      вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
      выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
      самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
      знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
      знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
      знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
      знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
      уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
      давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.


СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ШКОЛЕ
С РУССКИМ (РОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ


Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

КРУГ чтения И
Опыт читательской деятельности

Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Крылов, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей[1].

Основные темы детского чтения: произведения о родине,

о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях.

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии).

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств[2].

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).

Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоярковская средняя  общеобразовательная школа»

                    Рассмотрено:              Согласовано:                             Утверждаю:

На заседании МО          Зам. директора по УВР           Директор школы

           Протокол №__ от             ________С.А.Кольченко      ______Л.И. Анциферова

             «___»______20___г.       «___»__________20___г         «___»________20___г

Календарно – тематическое планирование

на 2013/ 2014 учебный год

Учитель :Мельникова Татьяна Петровна

Предмет : Литературное чтение

Класс : 4

Номер

урока

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведе ния

Оборудование урока

план

факт

Былины. Летописи. Жития

6

1

1

О былинах.

1

Презентация «О былинах»

2

2

«Ильины три поездочки».

1

Презентация «Илья Муромец»

3

3

Летописи. Жития

1

Раздаточный

материал «Читаем и раскрашиваем»

4

4

«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»

1

книжная выставка

5

5

«И вспомнил Олег коня своего...»

1

книжная выставка

6

6

«Житие Сергия Радонежского».

1

Дидактический

материал «Угадай»

Из русской классической литературы

20

7,8,9,

10

1,2,3,4

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок);

4

Портрет

11

5

А. С. Пуш кин. «Няне»,

1

Портрет

12

6

А. С. Пуш кин «Туча»,  

1

Раздаточный

материал «Читаем и раскрашиваем»

13

7

А. С. Пуш кин «Унылая пора!..»,  

1

Картины природы

14

8

А. С. Пуш кин «Птичка Божия не знает…»

1

Дидактический

материал «Угадай»

15,16

17,18

9,10,

11,12

А. С. Пуш кин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

4

Дидактический

материал «Угадай сказку»

19

13

Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок),

1

Портрет

20,21

22,23

14,15

16,17

Лермонтов. «Ашик – Кебир»

4

Презентация

244,25

26

18,19,20

А.П.Чехов. «Мальчики»

2

Портрет

Поэтическая тетрадь

49

27

1

 Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»;

1

Презентация «Осень»

28

2

А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»;

1

Портрет Картины природы

29

3

Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»;

1

Дидактический

материал «Угадай»

30

4

А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»;

1

Раздаточный

материал «Читаем и раскрашиваем»

31

5

И. С. Никитин. «В синем небе плывут над поля ми...»;

1

Раздаточный

материал «Читаем и раскрашиваем»

32

6

Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;

1

книжная выставка

33

7

И. А. Бунин. «Листопад».

1

Картины природы

Сказки русских писателей

34,35

36,37

8,9

10,11

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»;

4

Портрет

38,39

12,13

В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

2

Раздаточный

материал «Читаем и раскрашиваем»

40,41

42

14,15,

16

П. П. Ба жов. «Серебряное копытце»;

3

Презентация «Сказки»

43,44

45,46

17,18

19,20

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;

4

Дидактический

материал «Угадай сказку»

Делу время — потехе час

47.48

49

21,22

23

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;

3

Презентация «Сказки»

50,51

24,25

В. Ю. Дра гунский. «Главные реки»,

2

Портрет

52,53,54

26,27

28

В. Ю. Дра гунский «Что любит Мишка»;

3

книжная выставка

55,56

29,30

В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

2

Портрет

Страна далекого детства

57,58

31,32

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;

2

Портрет

59,60

61,62

33,34

35,36

К. Г. Паус товский. «Корзина с еловыми шишками»;

4

Картины природы

63,64

37,38

М. М. Зощенко. «Елка».

2

Раздаточный

материал «Читаем и раскрашиваем»

Поэтическая тетрадь

65

39

В. Я. Брюсов. «Опять сон»

1

Портрет

66

40

В. Я. Брюсов. «Детская»;

1

книжная выставка

67

41

С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;

1

Презентация

68

42

М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...»

1

Портрет

69

43

М. И. Цветаева. «Наши царства».

1

книжная выставка

Природа и мы

70,71

72

44,45

46

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;

3

Презентация «Приемыш»

73,74

75

47,48

49

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;

3

книжная выставка

76,77

50,51

М. Пришвин. «Выскочка»;

2

Дидактический

материал «Угадай»

78

52

К. Г. Па устовский. «Скрипучие половицы»;

1

Раздаточный

материал «Читаем и раскрашиваем»

79,80

53,54

Е. И. Чарушин. «Ка бан»;

2

книжная выставка

81,82

55,56

. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

2

Портрет

Поэтическая тетрадь

83

57

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;

1

Презентация «Осень»

84

58

.А. Клычков. «Весна в лесу»;

1

Презентация «Весна»

85

59

 Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»;

1

Раздаточный

материал «Читаем и раскрашиваем»

86

60

Н. М. Руб цов. «Сентябрь»;

1

Картины природы

87

61

С. А. Есенин. «Лебедушка»

1

книжная выставка

Родина

88

62

.И. С. Никитин «Русь»;

1

Картины природы

89

63

С. Д. Дрожжин. «Родине»;

1

книжная выставка

90

64

А. В. Жигулин.    «О,    Родина!    В    неярком    блеске...»;

1

Презентация «Родина»

91

65

Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

1

Портрет

Страна «Фантазия»

92,93

66,67

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».

2

Портрет

94,95

68,69

К. Булычев. «Путешествие Алисы».

2

книжная выставка

Зарубежная литература

7 ч

96,97

1,2,

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»;

2

Презентация

98,99

3,4

Г. X. Андер сен. «Русалочка»;

2

книжная выставка

100,

5

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;

1

Портрет

101,

102

6,7

С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

2

Презентация «Литература зарубежных стран»

ИТОГО

102 ч

Список литературы

для учителя:

1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России»; часть 1 Программа Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Москва, Просвещение, 2007 год стр. 80 – 93.

2. «Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.] 3 изд. Москва, Просвещение, 2006 год.

3. Тексты по проверке техники чтения /[О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова] Москва, АСТ, Астрель, 2005год.

для обучающихся:

  1. «Родная речь» Учебник для 4 класса нач. шк. В 2 ч. /[Сост. Климанова Л. Ф. и др.] 3 изд.  Москва, Просвещение, 2006 год.

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  1. Учебник «Литературное чтение » . авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Гор едкий, М. В. Голованова.
  2. Книга для учителя «Уроки литературного чтения» по учебникам «Литературное чтение » для 4 класса.
  3. Хрестоматия для 4 класса
  4. Внеклассное чтение 4 класс
  5. Интернет ресурсы.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечания

Летописи, былины, сказания, жития  6 часов

1-3

Летописи. Вводный урок.

«И вспомнил Олег коня   своего».

«Начали братья эти составлять славянскую азбуку».

4-5

  Былины.

«Ильины 3 поездочки».

6

Повесть о Петре и Февронии.

7

Житие Сергия Радонежского

8

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Сказания. Жития»

9-11

 В.А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее»

12-14

П.П. Ершов « Конек-Горбунок»

15

А.С. Пушкин. Стихи

16-17

А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

18-19

М.Ю. Лермонтов. «Ашик- Кериб»

20

Урок -обобщение по литературным сказкам

«Светлый край берез, моя Россия» поэтическая тетрадь № 1

21

Ф. Тютчев, А. Фет, К. Бальмонт. стихи

22

В.Г. Бенедиктов. «Москва», И.И. Козлов. «Киев»

23

В. Ч.: В. Катаев «Цветик-семицветик»

24

В. Ч.: Творчество Г.-Х. Андерсена

2 четверть 22 ч (17 ч кл чт+5ч внекл. чт.)

1

Стихи о Родине русских поэтов

2

К.Ф Рылеев « Иван Сусанин»

3

Стихи русских поэтов 19 века о природе родного края

4

И.А. Бунин. «Листопад»

Чудесный мир классики

5

С. Толстой. «Лев Николаевич Толстой»

6

В.Ч.: М.М. Пришвин – певец русской природы

7-8

Л.Н. Толстой. «Детство»

9-10

А.П. Чехов. «Мальчики»

11

В.Ч.: Творчество Л.Н. Толстого

12-13

В.Ф Одоевский.»Городок в табакерке»

14-15

А.И. Куприн. «Барбос и Жулька»

16

В.Ч.: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

17

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

18-19

В.М. Гаршин. « Сказка о жабе и розе»

«Страна детства» Поэтическая тетрадь № 2

20

А.Н. Плещеев. «Детство»

21

В.Ч.: «Здравствуй, гостья-зима!» (стихи русских поэтов о зиме)

22

В.Ч.:П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

3 четверть 30 ч (25 ч. кл.ч.+5 ч. внекл. ч.)

1

А.Н. Плещеев. «Былое». И.З. Суриков. «В ночном»

2

И.С. Никитин. «Воспоминания о детстве», «Музыка леса»

3

Н.И. Некрасов, Я.П Полонский, И.А. Бунин. Стихи

«Страна  далекого детства»

4

А.И. Цветаева. «Детство»

5

И.С. Шмелев. «Егорьев день»

6

В. Ч.: Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тавви»

7-8

 В.В. Набоков «Первая любовь», «Бабочки»

9

Б.К. Зайцев. «Домашний Лар»

10-11

 П.П. Бажов. «Серебряное  копытце»

12

Б.С. Житков. «Как я ловил человечков»

13

В. Ч.: «От чистого сердца» (произведения о маме)

14-15

К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

16

М.М. Зощенко. «Елка»

17-18

А.П. Платонов. « Сухой хлеб»

19

Урок-обобщение по разделу «страна далекого детства»

«Тихая моя Родина». Поэтическая тетрадь 3

20

В. Ч.:  Творчество С. Маршака

21

Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»

22

С.А. Клычков. Стихи.

23

С.А. Есенин. Стихи

24

С.А. Есенин. Стихи

25

В. Ч.: Сказки писателей о детях

26

Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане», В.М. Тушнова «Синицы»

27

Д.Б. Кедрин, А..В. Жигулин, Н.М. Рубцов. Стихи.

«Природа и мы»

28-29

 К.Г.Паустовский.

 « Скрипучие половицы»

30

В. Ч.: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться (книги о сверстниках, о школе).

4 четверть  26 ч. (22 ч. кл. чтен. + 4ч. внекл.ч.)

1

М.М. Пришвин. «Выскочка»

2

Е.И. Чарушин. «Кабан»

3-4

В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Делу -  время, потехе – час!

5

Внекл. Чт.: Литературная игра «Сказки Пушкина»

6

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

7

В. Драгунский Главные реки», «Что любит Мишка»

8

В. Голявкин. « Никакой горчицы я не ел»

Страна «Фантазия»

9

Е.С. Велтистов. «Приключения Электроника»

10

Внекл. Чт.:  Литературная викторина по произведениям Н. Н. Носова

11

К. Булычев «Путешествие Алисы»

«Мне вспомнились детства далекие годы…» Поэтическая тетрадь  №4

12

В.Я. Брюсов, С.А. Есенин. Стихи

13

Н.С. Гумилев, М Цветаева. Стихи

14

А.Т. Твардовский. «Две кузницы»

15

Урок о Великой Отечественной войне.

Зарубежная литература

16

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»

17

Внекл. Чт.:Литературная викторина» В гостях у сказки.»

18

Э. Распе. «Приключения барона Мюнхгаузена»

19-20

Г.Х. Андерсен. «Русалочка»

21-22

Марк Твен « Приключения Тома Сойера»

23

С. Лагерлеф. « Святая ночь.»

24

С. Лагерлеф «В Назарете»

25

Урок-обобщение по разделу «Зарубежная литература»

26

Внекл. Чт.: Урок-отчет. Путешествие по дорогам любимых книг!  

Аннотация

Рабочая программа «Литературное чтение» составлена на основе программы «Литературное чтение» авторов: Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. На изучение учебного материала по учебному предмету «Литературное чтение» в тематическом планировании отводится 102 часа (3 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ. и программе.


[1]         Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

[2]         Связь с учебными предметами «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...