Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Антонова Инна Владимировна

рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

«Рассмотрено»

 на заседании  МО учителей

начальных классов

Протокол № __

от «__»  сентября   20___ года

Руководитель МО: ____________

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР

    ______________________

от «__»  сентября   20___ года

«Утверждаю»

Директор  МАОУ СОШ №40

   _____________________

 от «____»  сентября   20___года

Рабочая программа  

по литературному чтению

для 3 класса

(УМК «Перспектива»)

Составила: учитель начальных классов

                                                                     МАОУ СОШ №40  

Антонова Инна Владимировна

Улан-Удэ

Пояснительная записка

  Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования,  концепции духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2010 год и  учебного плана школы.

Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 3 класса МАОУ «СОШ №40» города Улан-Удэ Республики Бурятия

Литература является одним из самых мощных средств  приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

        Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

        Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.

Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
  • свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
  • приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
  • развивать интерес к литературному творчеству;
  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

Общие принципы, реализующие указанные цели:

  • принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
  • принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
  • принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
  • принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
  • принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
  • культурно-исторический принцип;
  • принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.        

Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

          В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Круг детского чтения. Тематика

1. Вводный раздел. «Большие и маленькие секреты страны Литературии»; «Книга — окно в новый неведомый мир» (М. Горький).

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: малые фольклорные жанры; волшебные и бытовые сказки.

Литературные произведения: литературные сказки русских и зарубежных писателей; рассказы писателей-классиков и современных писателей России; басни, пьесы-сказки, повести; страницы поэзии (произведения отечественных и зарубежных поэтов); научно-познавательные литературные произведения; мифы Древней Греции; рассказы из Священной истории; по страницам детских журналов (старинных и современных).

Литература — искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, Л. Толстому, И. Крылову. Круг произведений писателей-классиков, небольшой справочный материал о жизни писателей, их произведениях.

3. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее прошлому и настоящему. Нравственно-этические темы о детях, друзьях-товарищах, семье, окружающем мире, о взаимоотношениях и общении людей. Юмористические стихи и рассказы.

Сравнение художественных и научно-познавательных текстов с единой тематикой.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: беглое чтение целыми словами.

— Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.

— Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

— Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 70—80 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.

— Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.

— Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.

— Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).

— Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.

— Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.

— Формирование выразительности речи и чтения: выбор интонации (тона, темпа речи и чтения, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.; умение прочитать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д. (с помощью учителя).

— Формирование потребности в чтении книг по рекомендованному списку; умения давать оценку прочитанному.

— Ориентировка в учебной книге: умение самостоятельно находить произведение в книге, пользуясь оглавлением; соотносить тематические разделы книги с темой отдельных текстов; самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.

1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Сопоставление, сравнение своих наблюдений и впечатлений с теми, которые отражены в произведениях разных видов искусства.

— Формирование способности эстетически воспринимать театральные представления; составление рассказов с элементами описания на основе увиденного.

— Развитие умения находить темы для обобщения размышления о том, что прочитал ребенок в художественных произведениях, увидел в спектаклях, на картинах.

2. Слушание художественных произведений.

— Слушание литературных произведений в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.

— Восприятие чтения одного и того же произведения разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.

— Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.

— Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Побуждение детей к самостоятельному перечитыванию произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.

— Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.

— Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.

— Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.

— Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.

— Умение обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.

— Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).

— Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.

— Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.

— Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

—Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок.

— Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.

— Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.

— Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе — реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем стихотворении.

— Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.

— Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.

— Умение выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение — мораль).

— Умение составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).

Рабочая программа рассчитана на 102 часов в год, 3 часа в неделю.

Учебный материал распределён по разделам:

    п/п

Раздел

        Количество

            часов

1.

Книги – мои друзья.

4 часа

2.

Жизнь дана на добрые дела.

15 часов

3.

Волшебные сказки.

12 часов

4.

Люблю всё живое.

14 часов

5.

Картины русской природы.

6 часов

6.

Великие русские писатели.

23часа

7.

Литературная сказка.

14 часов

8.

Картины родной природы.

14 часов

Итого

102 часа

Планируемые результаты изучения курса "Литературное чтение" 3 класс

Личностные  результаты

 В  результате формирования личностных универсальных учебных действий  к окончанию   3   класса  у ребенка будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по совести», «Жить  с чистой совестью»;
  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:

  • умения осознавать  роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
  • умения осознавать, что такое  «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
  • умение осознавать  нравственный  смысл понятий: поступок, подвиг.
  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные  результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроля решения;  работать   в соответствии с заявленным планом;
  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • умения использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • умение пользоваться  справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  •  составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  •  умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  • готовить самостоятельно проекты;
  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
  • Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:

  • умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
  • умения сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;
  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 
  • умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • Самостоятельно составлять аннотацию;
  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
  • Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

 Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • Выявлять особенности  героя художественного рассказа;
  • Выявить особенности юмористического произведения;
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
  • Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
  • Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
  • Сравнивать былину и сказочный текст;
  • Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
  • Определять ритм стихотворения.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:

  • Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;
  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • Умения  писать отзыв на книгу.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Выполнять творческий пересказ;  рассказывать от лица разных героев произведения;
  • Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

- имена и фамилии 3—4 авторов и классиков русской литературы;

- 2—4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;

- наизусть 7—8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;

- имена и фамилии 7—8 писателей—авторов прочитанных произведений.

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;

- читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;

- читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- пересказывать   содержание   произведения   подробно и выборочно;

- делить несложный текст на части;

- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

- самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;

- рисовать словесные картины к художественным произведениям;

- находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;

- различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;

- выделять особенности стихотворных произведений — рифму, ритм;

- басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение — мораль;

- ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведение по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определенную тему;

- различать художественные и научно-познавательные произведения;

- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);

- найти книгу из рекомендованного списка литературы

Кроме предметных умений, к концу третьего класса у учащихся формируются основные универсальные учебные действия:

Регулятивные.

- принимать и сохранять учебную задачу (цель чтения: ради чего и зачем читать);

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана урока на основе цели чтения и определённой темы);

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль (соотносить результат действия с образцом).

Познавательные.

-  Осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий (находить нужную информацию в библиотеке, в справочной и энциклопедической литературе, в периодической печати);

-подробно, кратко пересказывать произведение, создавать тексты по аналогии;

- интерпретировать различные тексты;

- устанавливать причинно-следственные связи (определять элементы сюжета).

Коммуникативные.

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения на поступки героя, на изображаемое событие;

- формулировать собственное аргументированное мнение;

- самостоятельно задавать вопросы по прочитанному произведению;

- строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

К концу 3 класса школьники должны научиться полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, аргументированно высказывать свою позицию по поводу прочитанного произведения. Они должны научиться определять главную мысль (идею) произведения, называть героев произведения, характеризовать их на основе коллективно составленного плана, передавать прочитанное с разной степенью подробности.

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова и др.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011.

2. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь творческих заданий. /Т.Ю. Коти; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: просвещение, 2011.

Уроки чтения. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.В. Бойкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2010.

Тематическое планирование 3 класс (102 часа)

Номера урока

Раздел, тема уроков,

произведения для чтения

Номера страниц учебника

Номера страниц

тетради

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Книги — мои друзья (4 часа)

1

 «Книги, прочитанные летом».

1. Знакомство с новой учебной книгой.

2. Диалог Ани и Вани. Работа в парах: обсуждение названия книги, которую прочитал Ваня.

3. Знакомство с книгой К. Чуковского «Бибигон и его друзья».

4.Работа   в   «Творческой   тетради». Книги, прочитанные летом.

5. Работа с выставкой книг

Обложка, титульный лист, содержание

1

                        Проялять:-

интерес к изучению темы;

-желание   рассказывать   о прочитанной книге;

-творческое отношение к составлению   рассказа   о Музее книги.

 Осознавать:

-значимость Музея книги для человека;

-собственные   достижения при освоении темы.

Познавательные умения:

-сравнивать современные книги и книги Древней Руси и обосновывать своё мнение;

- определять значимость печатного дела на Руси и обосновывать своё мнение;

- определять смысл библейского наставления и обосновывать своё

мнение;

- определять экспонаты Музея книги, которые можно использовать в жизни;

- использовать приобретённые знания для составления рассказа о Музее книги.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм или план;

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- взаимодействовать в паре или в группе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре или в группе;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

        Представлять прочитанную кни-гу.

        Оформлять отзыв о прочитанной книге.

        Рассказывать о человеке, используя план и изобра-

жение памятника.

Составлять рассказ о Музее книги.

        Составлять текст экскурсии по залу Музея книги и представлять его.

2

Книги Древней Руси.

«Книга — к мудрости ступенька».

1. Знакомство   с   названием   раздела
«Книги — мои  друзья».   Обсуждение
высказывания в паре.

2. Выполнение заданий в «Творческой
тетради». Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о книге.

3. Диалог Ани и Вани.  Знакомство с книгой Е. Осетрова «Сказ о друкаре Иване и его книгах».

4. Чтение    высказывания    Ярослава Мудрого о книгах. Обсуждение высказывания в паре.

5. Знакомство с высказываниями Владимира Мономаха.

6.Обобщение  по  теме  урока.   Книга великая мудрость для всего народа

4—5

1—2

3

 «Первопечатник Иван Фёдоров».

1. Знакомство  с  темой  урока.   Рассматривание памятника Ивану Фёдорову.

2. Работа   в   «творческой   тетради». Разгадывание головоломок.

3. Знакомство со статьёй. Антиципация содержания по опорным словам
головоломки. Краткий (сжатый) пересказ.

Знакомство с «азбукой» Ивана Фёдорова. Работа над высказываниями в «Азбуке». Работа в паре.

4. Обобщение  по  теме  урока.  Анализ произведения «Иван   Фёдоров и Иван    Грозный»   («Творческая  тетрадь»)

6—9

2—3

4

 «Мы  идём  в  музей   книги». Урок-проект.

1.Подготовка к реализации проекта «Мы идём в музей книги».

2.Отбор материала для создания экскурсии.

3.Проведение экскурсии по музею.

4.Презентация экскурсии товарищам по классу

10-11

Жизнь дана на добрые дела (15 часов)

5-6  

 «Жизнь дана на добрые дела». Владимир Даль — собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа.

1.        Знакомство с темой раздела учебника «Жизнь дана на добрые дела». Чтение опорных слов. Работа в паре: обсуждение системы ценностей, подбор эпитетов, синонимов, ассоциативных рядов слов (поступок — благородный   поступок,   красивый   поступок, гадкий поступок; честность — правди-
вость — верность слову; благородство, красота).

2. Чтение   и   анализ   стихотворения Т. Коти «Добрый друг», работа по вопросам «Творческой тетради».

3. Диалог Ани и Вани (учебник). Знакомство   с   выставкой   книг.   Работа с выставкой книг. Почему эти книги представлены в разделе «Жизнь дана на добрые дела»?

4. Работа  по  вопросам   и  заданиям
учебника 1, 2.

5. Знакомство с «Напутным словом» В. Даля («Творческая тетрадь»).

6. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника 3, 4.

7.        Знакомство с книгой В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа»

12— 14

4—7

• Проявлять:

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание делать добрые дела;

-эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения;

-желание создавать правила добрых взаимоотношений людей для жителей планеты «Удовольствие»;

-осознание  собственных достижений   при   изучении темы.

Познавательные умения:

-определять главную мысль текста, выражать её словом (словосочетанием) и обосновывать своё мнение;

-подбирать пословицу, которая соответствует главной мысли рассказа, и обосновывать своё суждение;

-сопоставлять характер и поступки разных героев и обосновывать своё мнение;

-определять правила добрых взаимоотношений между людьми и обосновывать своё мнение;

-использовать приобретённые знания для составления правил добрых взаимоотношений.

Регулятивные умения:

-работать с текстом рассказа, используя алгоритм;

-работать с пословицей, используя алгоритм;

-выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

-формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

-адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

-договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

•                     Составлять прос-той план произведения.

•        Выполнять крат-кий пересказ текста, используя план.

•        Составлять и оформлять отзыв о прочитанном произведении.

Составлять и фор-мулировать правила добрых вза-имоотношений.

Сочинять   продолжение сказки   «Планета   „Удовольствие"».

7-8

Н. Носов «Огурцы».

1.Знакомство с рассказом Н. Носова «Огурцы».

2. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

3.Работа в «Творческой   тетради». Анализ слова «добро».

4. Создание текста «Доброе дело»

15— 19

6—7

9

М. Зощенко «Не надо врать».

1.Знакомство с рассказом М. Зощенко «Не надо врать».

2. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника

20— 25

8

10-11

Л. Каминский «Сочинение». Отзыв на книгу.

1.Знакомство с произведением Л. Каминского «Сочинение».

2.Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

3. Творческая работа. Написание отзыва на книгу

26— 29

8—9

12-13

 «Надо любить и жалеть людей...». М. Зощенко «Через тридцать лет».

1. Знакомство с рассказом М. Зощенко «Через тридцать лет».

2. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

3. Работа с выставкой книг «Рассказы М. Зощенко».   Написание  отзыва  на книгу.

30— 33

14-15

 «Мы идём в библиотеку».

1.«Мы идём в библиотеку». Весёлые рассказы писателей.

2.«Самостоятельное чтение». Н. Носов «Трудная задача».

3.        «Семейное чтение». Притча. «Что побеждает». «Что важнее»

34— 39

16-17

«Наш   театр».   В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано...».

1.«Наш театр». В. Драгунский. «Где  это видано, где это слыхано...». Подготовка к инсценированию  произведения. Работа в «Творческой тетради».

2.Инсценирование произведения

40— 45

9— 12

18-19

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок.

1. «Маленькие   и   большие   секреты страны   Литературии».   Юмористические рассказы.

2.Подготовка   к   пересказу.   Работа в «Творческой тетради».

3. Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника

Контрольная работа.

46—

47

12— 14

Волшебные сказки (12 часов)

20-23

«Волшебные сказки». Урок работы с книгой. «Герои волшебной сказки». Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

1.Знакомство с темой урока. Работа по с. 48—49 учебника.

2.Народные сказки. Работа с выставкой книг.

3.Работа   в   «Творческой   тетради». Классификация сказок.

4.Знакомство с особенностями волшебной сказки. Диалог Ани и Вани

5.Знакомство со сказкой «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности построения сказки.

6.Герои волшебной сказки. Характеристика героя.

7.Анализ     картины     В. Васнецова «Иван-царевич и Серый Волк»

48-61

20-22

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание читать волшебные сказки;

-эмоционально-ценностное отношение к героям волшебных сказок;

-позитивное отношение к своей роли при инсценировке сказки;

-желание сочинять волшебную сказку.

Познавательные умения:

-определять книгу, представленную на выставке, и обосновывать своё мнение;

-определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё

мнение;

-определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение;

-определять особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

-определять порядок действий при инсценировке сказки и обосновывать своё мнение;

-использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки.

Регулятивные умения:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-работать с текстом сказки, используя алгоритм;

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-излагать понятно для партнёра содержание произведения;

-взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

-согласовывать позиции и находить общее решение;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

•        Составлять под-робный план пересказа.

•        Составлять  рас-сказ  по картине, используя план.

•        Читать сказки по ролям.

•        Инсценировать    сказку «По щучьему велению».

•        Писать рассказ «Я волшебник».

Сочинять     собственную волшебную сказку.

24-25

«Дерево держится корнями, а человек друзьями». Русская народная сказка «Летучий корабль».

1.Знакомство со сказкой «Летучий корабль». Особенности построения сказки.

2.Герои волшебной сказки. Характеристика героя.

3.Выставка книг. Русские народные сказки. Отзыв на книгу

62-73

26-27

 «Мы идём в библиотеку». Русские и зарубежные сказки.

1.«Мы идём в библиотеку». Русские и зарубежные сказки.

2.«Самостоятельное чтение». «Морозко». Русская сказка.

3.«Семейное чтение».  «Белая уточка». Русская сказка

74-85

23

28-29

 «Наш театр». Русская народная сказка «По щучьему велению».

1.«Наш театр». «По щучьему велению». Подготовка к инсценированию произведения. Работа в  «Творческой тетради».

2.Инсценирование произведения

86-93

23-25

30-31

 «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок.

1.«Маленькие   и   большие   секреты страны Литературии». Русские сказки.

2.Выполнение   вопросов   и   заданий учебника.

3.Исследовательская  работа   «Добро побеждает зло»

94-95

Люби всё живое (14 часов)

32

 «Я познаю мир». Энциклопедии и справочники.

1.Знакомство с темой урока. Диалог Ани и Вани.

2.Работа с выставкой книг. Энциклопедии и справочная литература.

3.Представление  книги.   Написание отзыва

96-97

        

 Проявлять:

-интерес к изучению темы;

-желание   читать   детские журналы;

-интерес к юмористическому произведению;

-желание создавать собственные тексты о животных;

-эмоционально-ценностное отношение к героям инсценировки произведения;

- желание      составлять рассказ о значимости художественных и познавательных текстов.

Познавательные умения:

-определять главную мысль юмористического произведения и обосновывать своё мнение;

-определять комическое в тексте и обосновывать своё мнение;

-определять тип текста, жанр произведения и обосновывать своё мнение;

-проводить исследование содержания художественного и познавательного текстов;

-определять значимость познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение;

-использовать приобретённые знания для составления рассказа о значимости художественного и познавательного текстов.

Регулятивные умения:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

-выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

-выполнять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

-взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

-излагать понятно для партнёра содержание произведения;

-распределять роли и обязанности при подготовке к инсценированию сказки;

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

•        Выразительно чи-тать текст     юмористического произведения.

•        Составлять рас-сказ  на тему «Встреча Мура-вьишки с Бабочкой».

•        Писать  сценарий,   используя содержание произведения.

•        Оформлять ре-зультаты исследования    художественного и познавательного текстов в таблице.

Писать рассказ о значимости художественного и познавательного текстов.

33-34

Герой художественного и научно-популярного   текста.   К. Паустовский «Барсучий нос»; текст «Барсук» из справочника.

1.Знакомство с рассказом К. Паустовского «Барсучий нос». Особенности художественного текста.

2.Герой художественного текста. Характеристика героя  художественного текста.

3.Сравнение художественного и научно-познавательного текста.  Работа в «Творческой тетради»

98-102

33

35-36

Весёлые стихи для детей. Характер героя в поэтическом тексте. Средства создания образа героев.

1.Знакомство с произведением В. Берестова «Кошкин щенок». Особенности художественного текста. Подготовка к выразительному чтению.

2.Работа в «Творческой тетради». Исследовательская работа. Читаем и наблюдаем.

3.Знакомство с произведением Б. Заходера «Вредный кот». Сравнение стихотворений. Подготовка к выразительному чтению

103-106

33-34

37-38

В. Бианки   «Как  Муравьишка домой  спешил».  Сравнение  художественного  и  научно-познавательного текста. Мастерская писателя.

1.Знакомство с произведением В. Бианки   «Приключения   Муравьишки». Особенности художественного текста.

2.Мастерская    писателя.    Создание текста по аналогии  «Муравьишка и Бабочка». Работа в «Творческой тетради».

3.Сравнение художественного и научно-познавательного текста. О. Полонский «Муравьиное царство»

107-116

34-35

39

 «Пусть   летают   бегемоты...». Творчество Тима Собакина. «Мы идём в библиотеку».

1.Знакомство с книгой Тима Собакина.

2.Чтение стихотворения Тима Собакина «Песни бегемотов».

3.Ответы на вопросы и выполнение
заданий учебника.

4.Написание  отзыва  на  произведение

5.Периодическая печать. Знакомство с   детскими   журналами   «Трамвай», «Миша»,  «Юный натуралист»,  «Филя», «Свирелька».

117-119

40-42

Стихи и рассказы о природе.

1.«Мы идём в библиотеку». Сборники стихотворений и рассказов о природе.

2.«Самостоятельное чтение». Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

3.«Семейное чтение». Н. Носов «Карасик»

120-134

43

 «Наш театр». М. Горький «Воробьишко».

1.«Наш театр». М. Горький «Воробьишко». Подготовка к инсценированию произведения. Работа в  «Творческой тетради».

2.Инсценирование произведения

135-138

36-40

44-45

 «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок.

1.«Маленькие   и   большие   секреты страны   Литературии».   «Люблю   всё живое».

2.Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника

Контрольная работа по литературному чтению

139-141

40-41

Картины русской природы (6 часа)

46-47

Картины   русской   природы. И. Шишкин «Зима в лесу». Н. Некрасов «Славная осень!..». Семейный фотоальбом. М. Пришвин «Осинкам холодно...».  Ф. Тютчев  «Листья». Сравнение прозаического и поэтического текстов.

1.Знакомство с темой урока. Диалог Ани и Вани.

2.Конкурс на лучшего чтеца произведений о природе.

3.И. Шишкин «Зима в лесу». Анализ картины.  Работа в  «Творческой тетради»

4.Знакомство с произведением Н. Некрасова   «Славная   осень!..».   Анализ произведения.

5.Осень в парке. Фотография. Анализ произведения. Создание альбома «Славная осень»

6.Знакомство с произведением М. Пришвина  «Осинкам  холодно...». Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника.

7.Знакомство с  произведением Ф.Тютчева «Листья». Сравнение произведений.

8.Листья. Анализ фотографии. Создание текста к фотографии

142— 148

41

Проявлять:

-интерес к изучению темы;

-желание   читать   лирические произведения о русской природе;

-интерес к составлению плана проведения биеннале

«Отговорила  роща   золотая...».

Познавательные умения:

-определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение;

-соотносить содержание художественного текста с сюжетом картины и обосновывать своё мнение;

-определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение;

-использовать приобретённые знания и умения для создания плана проведения биеннале «Отговорилароща золотая...».

Регулятивные умения:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-выполнять учебное задание в соответствии с планом;

-выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

-ориентироваться в разных способах выполнения задания.

Коммуникативные умения:

-формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Работать с текстом лирического произведения.

Представлять    картину, используя     простой     и сложный планы.

Проводить исследование текстов и оформлять его ре-зультаты в виде таблицы.

Писать лиричес-кий текст, используя алгоритм.

Создавать   пейзаж для представления на биеннале.

Создавать и офор-млять программу биеннале «Отговорила роща золотая...».

48-49

 «Мы простились с запоздалой вереницею гусей...». И. Бунин, А. Фет, В. Поленов. Образ природы в произведениях литературы и живописи. «Ах, какая снежная, белая метель». Урок развития речи по «Творческой тетради».

1.Знакомство  с произведениями А. Фета, И. Бунина. Сравнение произведений.

2.В.Поленов «Ранний снег». Анализ картины. Создание текста

3.Мастерская   писателя.   Чтение   и анализ   произведения   Т. Коти   «Метель». Работа в «Творческой тетради».

4.Подготовка к написанию сочинения.

5.Презентация своих творческих работ

148-149

41-44

50

 «Мы идём в библиотеку». Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.

1.«Мы идём в библиотеку». Стихотворения русских поэтов о природе.

2.«Самостоятельное чтение». К. Бальмонт «Снежинки».

3.«Семейное   чтение».    К. Паустовский «В саду уже поселилась осень...». И. Остроухов.    «Парк».   А. Саврасов «Зима»

150-153

51

 «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий

урок. «Готовимся к празднику».

1.«Маленькие   и   большие   секреты страны Литературии». Картины русской природы.

2.Ответы на вопросы и выполнение заданий учебника

3.Работа   в   «Творческой   тетради». Диалог Ани и Вани.

4.Анализ поздравительных открыток.

5.Создание  собственного  поздравления

44

Великие русские писатели (23 часа)

52-54

А. С. Пушкин «Мороз и солнце! День чудесный...».

1.Выставка книг. Произведения русских писателей.

2.Знакомство с темой урока. Диалог Ани и Вани.

3.Чтение статьи В. Берестова «Александр Сергеевич Пушкин».  Краткий пересказ.

4.Чтение стихотворения «Зимнее утро». Анализ произведения. Сравнение стихотворения и произведения живописи И. Грабаря «Зимнее утро».

5.Чтение стихотворения «Зимний вечер». Анализ произведения. Сравнение стихотворения с произведением живописи Ю. Клевера «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой».

6.Чтение  стихотворения   «Опрятней модного паркета...». Анализ стихотворения.   Сравнение   стихотворения   с произведением живописи П. Брейгеля младшего «Зимний пейзаж», В. Сурикова «Взятие снежного городка»

4-11

Проявлять:

-желание    читать сказки А.С. Пушкина,    басни И. А. Крылова, рассказы Л. Н.  Толстого;

-творческое  отношение  к инсценированию         басни И. А. Крылова «Квартет»;

-интерес к составлению вопросов    для    школьной викторины о творчестве русских             писателей А. С. Пушкина,  И. А. Крылова, Л. Н. Толстого;

-понимание своей успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

-раскрывать понятия «авторская сказка», «басня», «иносказание», «инсценирование», «жанр», «мораль», «сказка в стихах», «тембр», «художник-иллюстратор» и использовать их в активном словаре;

-определять жанр произведения и обосновывать своё мнение;

-определять признаки произведения (литературная сказка, басня, рассказ, стихотворение) и обосновывать своё мнение;

-определять языковые особенности произведения и обосновывать своё мнение;

-определять мораль басни и обосновывать своё мнение;

-использовать приобретённые знания для составления вопросов  к  школьной  викторине  о  творчестве А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого.

Регулятивные умения:

-выполнять учебное действие в соответствии с целью;

-выполнять учебное задание, используя алгоритм;

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога;

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе;

-договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Работать с текстом произведения.

Рассказывать о картине, используя простой план.

Читать       поэтический текст выразительно наизусть.

Составлять  рассказ  на заданную тему.

Проводить исследование текста        произведения, оформлять результаты иссле-дования в таблице.

Составлять    вопросы для школьной викторины      о      творчестве А. С. Пушкина,

И. А. Крылова, Л. Н. Толстого.

55-60

 А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».

1.Выставка книг. Сказки А. С. Пушкина.

2.Чтение   и   анализ   произведения
«Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем князе Гвидоне Сал-
тановиче и о прекрасной царевне Лебе-
ди».

3.Иван Билибин. Художник-иллюстратор сказки А. С. Пушкина

12-43

52-53

61-63

 «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь...». Басни И. Крылова.

1.Знакомство с темой урока. Чтение диалога Ани и Вани. Опыт прочтения басен в 1-2 классах. Выявление восприятия  басен  младшими  школьниками.   Понятийный   аппарат   басни: наставление,  иносказание,  нравоучительный комический рассказ.

2.Викторина «Знаешь ли ты басни И. Крылова?». «Творческая тетрадь». Работа по с. 45-47 учебника.

3.Анализ басни «Слон и Моська». Работа    по    вопросам    учебника    на с. 48-49.

4.Анализ басни «Чиж и голубь». Ра-
бота по вопросам на с. 49 учебника.

5.Обобщающая   работа   по   басням. Наблюдаем и размышляем. Попробуем разобраться в своём характере. Заполнение таблицы в «Творческой тетради»

44-49

53-54

64-67

 «Любовь моя ко Льву Николаевичу   Толстому   как   бы   всосалась в  кровь  и  кости  мои...».  Рассказы Л. Толстого.

1.Антиципация темы урока. Знакомство с выставкой книг. Классификация книг.

2.Чтение статьи Л. Воронковой. Подготовка к краткому пересказу. Краткий пересказ.

3.Анализ рассказа «Лев и собачка». Работа по вопросам учебника на с. 53. Подготовка к пересказу. Пересказ.

4.Анализ рассказа «Лебеди». Работа по вопросам учебника на с. 55. Составление плана рассказа.

5.Анализ рассказа «Акула». Работа по вопросам учебника на с. 58.

6.Обобщающая работа по произведениям Л. Толстого

50-58

55

68-69

 «Мы идём в библиотеку». Произведения великих русских писателей.

 «Мастерская писателя». Редактируем и корректируем текст.

1.«Мы идём в библиотеку». Произведения великих русских писателей и поэтов.

2.«Самостоятельное чтение». Л. Толстой «Волга и Вазуза», «Как гуси Рим спасли».

3.«Семейное  чтение».   Заповеди   из Евангелия в пересказе Л. Толстого

4.Знакомство с профессиями редактора и корректора.

5.Чтение диалога Ани и Вани. Постановка задач.

6.Редактирование и корректирование текста «Поход» в «Творческой тетради».

7.Создание текста по аналогии

59-62

56-58

70-71

 «Наш театр». И. Крылов «Квартет».

1.«Наш  театр».   И. Крылов   «Квартет».  Подготовка к инсценированию произведения.

2.Инсценирование произведения

63-64

72-74

 «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок.

1.«Маленькие   и   большие   секреты страны Литературии».  Работа с выставкой книг.  Классификация книг. Создание текста «Зачем нужно читать произведения великих русских писателей и поэтов».

2.Выполнение   вопросов   и   заданий учебника. Анализ произведения А. Барто «Квартет».

3.Создание текста-рассуждения «Что означает слово «согласие»

Контрольная работа по литературному чтению

65-67

58

Литературная сказка (14часов)

75-76

 «Спи, моя Снегурочка...». В. Даль «Девочка Снегурочка».

1.Знакомство с темой раздела. Обобщение имеющихся знаний по теме урока. Работа по выставке книг. Чтение диалога Ани и Вани. Сведения профессора Самоварова.

2.Чтение   и   анализ   сказки   В. Даля   «Девочка   Снегурочка».    Подготовка к пересказу сказки. Пересказ сказки

68-75

Проявлять:

-интерес   к  литературной сказке;

-желание читать литературные сказки русских писателей;

-желание     инсценировать литературную сказку;

-творческое отношение к написанию      собственной сказки;

-понимание     успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

-раскрывать значение выражений «жили душа в душу», «моё дело правое», «служить по совести», «служить по душе» и использовать их в активном словаре;

-определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

-определять признаки литературной сказки, её особенности и обосновывать своё мнение;

—        определять различия народной и авторской сказок и обосновывать своё мнение;

-использовать приобретённые знания для сочинения собственной сказки.

Регулятивные умения:

-выполнять учебное действие в соответствии с целью;

-выполнять учебное задание, используя алгоритм, памятку;

-ориентироваться в разных способах выполнения задания;

-выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога;

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе;

-договариваться с партнёрами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Работать с текстом произведения.

Пересказывать    сказку, используя сложный план.

Проводить исследование содержания текста и записывать результаты исследования в таблицу.

Составлять описание образа литературного героя.

Сочинять     собственную сказку (о животных или волшебную).

77-78

 «Нам даром, без труда ничего не даётся...». В. Одоевский «Мороз Иванович».

1.Чтение и анализ сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».

2.Подготовка   к   пересказу   сказки. Пересказ   сказки   по   составленному плану.

3.Особенности построения волшебной сказки. Сравнение сказок

76-85

79-80

 «Не делай другому того, чего себе   не   пожелаешь...».   Из   сборника «Алёнушкины сказки».

1.Чтение и анализ «Сказки про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Работа по вопросам    учебника.    Характеристика героя произведения.

2.Подготовка к пересказу. Пересказ сказки. Работа по группам.

3.Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки

86-94

81

Переводная литература для детей. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все».

1.Знакомство с темой урока. Автор-рассказчик. Автор-переводчик. Переводная литература для детей.

2.Чтение диалога Ани и Вани. Знакомство с выставкой книг «Переводные книги для детей».

3.Знакомство   с   книгой   А. Милна «Винни-Пух   и   все-все-все».   Чтение фрагмента книги

95-96

82

 «Законы джунглей». Р. Киплинг «Маугли».

1.Знакомство с книгой Р. Киплинга «Маугли».

2.Чтение и анализ фрагмента текста «Братья Маугли»

97-110

83-84

Дж. Родари «Волшебный барабан».

1.Чтение и анализ сказки Дж. Родари «Волшебный барабан».

2.Работа   в   «Творческой   тетради». Создание   своего   окончания   сказки. Презентация творческой работы

111-116

60-61

85-86

 «Мы идём в библиотеку». Зарубежные и русские сказки.

1.«Мы идём в библиотеку». Литературные сказки русских писателей и поэтов.

2.«Самостоятельное чтение». Тим Собакин «Лунная сказка».

3.«Семейное    чтение». Ю. Коваль «Сказка про серебряного сокола»

117-127

61-62

87-88

 «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщающий урок. «Наш театр».

1.«Маленькие   и   большие   секреты страны Литературии».  Работа с выставкой книг. Классификация книг.

2.«Наш театр». С. Михалков «Упрямый козлёнок». Подготовка к инсценированию произведения.

3.Инсценирование произведения

128-137

62

Картины родной природы (14 часов)

89

Картины    родной    природы. Т. Коти «В родном краю».

1.Знакомство с темой раздела.

2.Мастерская писателя. Анализ стихотворения Т. Коти «В родном краю».

3.Создание текста «Строки стихотворения напомнили мне...».

4.Пишем рассказ «В родном краю...»

138

66-69

Проявлять:

- интерес  к литературным сказкам зарубежных авторов;

- желание читать литературные произведения зарубежных писателей;

 - желание сочинять собственную сказку.

- творческое отношение к  написанию сценария сказки;

- желание инсценировать сказку С. Михалкова «Упрямый козленок».

- осознание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия: «диафильм», «действующее лицо», «Закон Джунглей», «кадр», «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш»,  «ремарка», «реплика», «синопсис», «сценарий», «титры»,  и использовать его в активном словаре;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- определять особенности героя и обосновывать свое мнение;

- определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретённые знания для написания сценария сказки.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм, памятку;

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять самопроверку и самооценку  учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или группе;

- договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Работать с текстом произведения.

Читать сказку выразительно по ролям.

Составлять:

- простой  и сложный план для пересказа;

- рассказ об образе героя произведения, используя алгоритм.

Представлять сказку, используя иллюстрации и план.

Писать:

-  сценарий сказки «Упрямый козленок», «Репка»;

-собственную сказку о животных или волшебную.

90

Б. Заходер «Что такое стихи?».

1.Чтение диалога Ани и Вани. Что такое творчество?

2.Анализ стихотворения Б. Заходера «Что такое стихи?». Что такое стихотворение? Может ли стихотворение являться творчеством?

138-139

91-92

 «Уходи, зима седая...». Зима в изображении  И. Соколова-Микито-ва, А. Майкова, С. Есенина, В. Пурви-та, В. Борисова-Мусатова.

1.Чтение   и   анализ   произведения И. Соколова-Микитова «Март в лесу».

2.Чтение   и   анализ   стихотворения А. Майкова «Весна».

3.Чтение   и   анализ   стихотворения С. Есенина «Сыплет черёмуха...»

4.Анализ  картины  В. Пурвит  «Последний снег», В. Борисова-Мусатова «Весна»

140-143

93

С. Есенин «С добрым утром».

1.Чтение   и   анализ   стихотворения С. Есенина «С добрым утром».

2.Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение.

3.Знакомство  со  сборником  стихов С. Есенина

144

94-95

 «Весенняя гроза». Ф. Тютчев, И. Шишкин, А. Васнецов.

1.Чтение   и   анализ   стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза». Подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение.

2.Сравнительный анализ произведений  живописи А. Васнецова  «После дождя», И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу»

145— 146

96

 «Золотой луг». О. Высотская, З. Александрова.

1.Чтение    и    анализ    стихотворений О. Высотской, З. Александровой. Сравнение стихотворений.

2.Чтение и анализ лирического произведения «Золотой луг». Работа по вопросам учебника

147

97

 «Колокольчики  мои,  цветики степные...». А. Толстой, М. Пришвин. Сравнительный анализ прозаического и поэтического текстов.

1.Чтение   и   анализ   стихотворенияА. Толстого «Колокольчики мои, цветики степные...».

2.Подготовка к выразительному чте-
нию. Выразительное чтение

148-150

98-99

 «Летом». А. Рылов, Ф. Тютчев, А. Саврасов, Саша Чёрный.

1.Анализ картины А. Рылова «Зелёный шум».

2.Чтение и анализ стихотворения Саши Чёрного «Летом»

3.Сравнение    лирических    текстов: текста живописи и текста стихотворения.

4.        Чтение   и   анализ   стихотворения
Ф. Тютчева «В небе тают облака...».

5.Анализ     картины     А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки».

6.Сравнение произведения живописи и стихотворения

151-152

100

 «Мы идём в библиотеку». Обобщающий урок.

1.«Мы идём в библиотеку». Стихи и рассказы о природе.

2.«Самостоятельное чтение». Г. Юдин «Поэты».  Я. Аким   «Как  я  написал первое стихотворение»

153-155

101

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

102

 «Праздник читательских удовольствий». Обобщающий урок.

1.Анализ курса литературного чтения. Отбор понравившихся произведений.

2.Презентация понравившихся произведений.

3.Задание на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...